0

Детипрл в индивидуальных сведениях

ДЛДЕТИ и ДЕТИ в чем разница

ПРИЛОЖЕНИЕ  5

Классификация приемов обучения

I. Приемы, отражающие тип  источника информации и своеобразие содержания его информационных значений

1. Словесные: монологические «вставки»  из истории науки и техники,  анализ софизмов и парадоксов, собственного жизненного опыта и  личных впечатлений; элементы беседы, в том числе и проблемной; элементы дискуссии и полемики при анализе проблемных ситуаций; сопутствующий какой-либо деятельности оригинальный комментарий;  стихи, литературная проза, юмористические рассказы, шутки; необычные, с точки зрения содержания, элементы работы с книгой  и дополнительной литературой, периодической печатью и др.

2. Наглядные: сопутствующее использование средств наглядности (объемной, настенно-печатной, экранной); необычность содержания информации, предъявляемой с помощью средств наглядности; оригинальная техника использования и применение разнообразных способов повышения выразительности и  убедительности  демонстраций.

3. Практические: «включение» элементов практической деятельности в объяснительно-иллюстративные методы работы с учащимися; разнообразие и оригинальность видов практической работы; элементы проблемности в практической деятельности школьников; самостоятельная формулировка учащимися задач практической работы; создание ситуации «успеха» в решении практических задач; связь содержания практической  деятельности учащихся с их жизненным опытом, ее личностная значимость и др.

II. Приемы функционального назначения

1.Приемы,  входящие в инвариантный блок способов потребления информации, а также приемы вариативного блока, отражающие специфику данных способов приобретения  информационных значений:

а) элементы ОДМ различных способов самостоятельного потребления обучаемым информационных смыслов (постановка проблемы исследования, выдвижение гипотезы, моделирование ситуации и т.п.);

б) приемы конкретизации ОДМ в заданных условиях (приемы  решения  задач различных типов и видов, приемы работы в виртуальной среде заданного типа, приемы поиска решения  технических задач, приемы рациональной работы с книгой и т. д.);

в) приемы, обеспечивающие наиболее полное и точное усвоение учащимися содержания учебного материала в процессе его изложения учителем (приемы формирования понятий,  приемы снижения «смыслового барьера»  в усвоении законов и теорий, приемы демонстрации учащимся различных способов деятельности и др.).

 2. Приемы, способствующие активизации различных психических процессов:

а) формирования способности к   восприятию (целостному отображению в сознании предметов и процессов): приемы использования средств наглядности; технические приемы, улучшающие качество восприятия объектов и процессов; приемы предъявления заданий на наблюдательность (точность преднамеренного и непреднамеренного наблюдения); приемы «опиши и объясни», «детали и общее», «объективное и субъективное», а также  приемы,  развивающие  разные  типы   восприятия   (аналитическое и синтетическое, описательное и объяснительное, объективное и субъективное); приемы, формирующие технику правильного  восприятия пространства, движения и времени, в том числе,  игровые приемы по технике  восприятия  объектов и процессов  и др.

б) развития  способности к   представлению (построению в  сознании образов объектов или процессов, которые непосредственно не наблюдаются, но воссоздаются субъектом на основе прошлого опыта  их восприятия): образная  речь учителя;  дидактическая жестикуляция; использование вместо рисунка лишь штрихов к «портрету» явления и восстановление учащимися этого «портрета» на основе зрительных, слуховых, осязательных и прочих  представлений; выполнение учащимися рисунков объектов и процессов, которые они наблюдали в прошлом; игровые ситуации  с использованием эффекта точности представлений, в частности зрительных,  двигательных или пространственных,  и др.;

в) формирования   воображения учащихся (воссоздающего и творческого):  сборка объекта по ее схеме или словесному описанию; воссоздание реальной ситуации и ее графическое описание на основе рассказа или текста; использование аналогий; выдвижение гипотез; моделирование ситуаций; использование игровых элементов; включение в учебный процесс таких приемов как эмпатия – прием «вхождения в образ» объекта или его   отдельной части, инверсия – прием, допускающий исполнение противоположного  действия, идеализация и др.

г) концентрации  внимания на предмете обучения: проблемные ситуации, выразительные демонстрации, необычные демонстрационные эффекты, элементы занимательности, игровые включения, эмоциональность изложения,  паузы, смена видов деятельности, комплекс риторических приемов и др.;

д)  развития   памяти  учащихся: четкость в постановке цели деятельности, ее осознание учащимися; включение учащихся в активную деятельность; проблемность и занимательность  учебной работы, ее практическая направленность, связь с актуальной мотивацией и жизненным опытом учащихся; использование средств наглядности, эмоциональность  и выразительность изложения,  яркость конкретных примеров, игровые приемы; ассоциативные приемы  (опора на ассоциации по сходству, по контрасту, по смежности); системное представление материала и  создание яркого зрительного образа его системной организации (обобщенные планы, опорные конспекты, опорные сигналы,  логико-смысловые схемы,  граф-схемы и т.п.); опора на сочетание различных видов памяти: словесно-логической, образной, эмоциональной, двигательной;  приемы,  формирующие объем актуальной памяти, быстроту и точность воспроизведения; повторение (нового, ранее изученного)  как важнейший прием преднамеренного запоминания учебного материала;приемы  распределения повторения во времени; приемы смены видов деятельности и характера заучиваемого материала;приемывоспроизведения материала  в процессе  заучивания и использования процедуры комбинированного заучивания (целостного и по частям); приемы самоконтроля качества запоминания и др.;

е) развития мышления: приемы развития мышления различных видов: наглядно-действенного, наглядно-образного, теоретически-образного, теоретически-понятийного; приемы развития различных форм мышления: формирования понятий, уяснения связей между явлениями и построения суждений, их преобразования и построения умозаключений как цепочки связей  между понятиями и исходными суждениями; приемы развития умственных операций: сравнения, анализа, синтеза, абстракции, конкретизации, индукции, дедукции; приемы,  стимулирующие и поддерживающие  творческое мышление (анализ нестандартных ситуаций, предъявление проблемных заданий, поиск альтернативных решений, выявление всей совокупности возможных способов решения проблемы,  включение в беседу элементов дискуссии и полемики), развивающие стремление к выдвижению новых оригинальных идей (инверсия, аналогия, эмпатия, идеализация, перенос свойств)   и др.;

ж) развития речи: приемы развития устной речи (предъявление учащимся системы направляющих вопросов,  помогающих им организовать свою речь;  использование опорных сигналов и конспектов;  приемы рационального заучивания материала; взаимоопрос в парной работе учащихся; «комментарий  к действию», запись ответа учащегося на магнитофон, демонстрация образцов устного ответа, выступления с сообщением и др.); приемы развития письменной речи (письменные ответы,  написание рефератов, оформление настенных газет, составление заданий учащимися,  письменные  творческие работы и др.);

з) развития эмоционально- чувственной сферы: приемы, стимулирующие ситуацию удивления (использование парадоксов, софизмов, создание проблемных ситуаций); приемы, обеспечивающие состояние радости (например, конструирование ситуации «успеха»); приемы,  снимающие напряжение (шутки, музыкальные паузы, физкультминутки и др.) и излишнее возбуждение (продуманное чередование видов деятельности, смена партнера, чередование коллективных и индивидуальных форм учебной работы и др.), приемы стимулирования деятельности учащихся, учитывающие их актуальную мотивацию, и  др.;

и) становления  и развития волевых качеств личности: приемы стимулирования учебной работы учащихся и развития устойчивой мотивации  их познавательной деятельности; приемы формирования инициативы и самостоятельности учащихся; приемы дидактической   и эмоциональной поддержки исполнения намеченного плана  учебной деятельности (в том числе, приемы  обеспечения ситуации «успеха») и др.

3. Приемы, поддерживающие элементы психической активности  обучаемого:

а) стимулирующие познавательную активность школьников и развитие у них  социально значимых мотивов познания;

б) регулирующие сознательное планирование учащимися собственной деятельности;

в) поддерживающие    самостоятельность  обучаемых в выполненни конкретных действий;

г) развивающие у учащихся потребность в самоконтроле и навыки самоконтроля.

III. Организационные приемы

1. Приемы организации учебной работы школьников при их совместном обучении (классно-урочная система):

а) индивидуализации обучения;

б) организации парной работы учащихся;

в) построения учебной  работы в малой группе;

г) организации фронтальной работы (большая группа, лидер –  учитель или учащийся);

д) осуществления коллективной учебной деятельности.

2. Приемы моделирования  и реализации организационной структуры учебного занятия:

а) познавательной  структуры  занятия;

б) психологической структуры;

в) дидактической структуры занятия в рамках заданной организационной формы его построения.

IY. Приемы материально-технического оснащения учебного процесса

1. Приемы сопутствующего  использования  технических  средств  обучения.

2. Приемы работы с  дидактическими объектами и дидактическим раздаточным материалом.

Анализ предложенной классификации приемов обучения приводит нас к выводу о достаточной универсальности, по крайней мере, многоцелевом назначении некоторых из них. Эти приемы, равно как и другие, менее универсальные,  отражают в своем содержании  характер взаимодействия методов обучения в образовательном пространстве. Однако нужно помнить, что данное взаимодействие может в качестве своего следствия иметь как положительные, так и отрицательные образовательные эффекты. Именно в выборе и сочетании необходимых и достаточных приемов обучения проявляется глубокое знание педагогом законов познавательной деятельности  (философский, психологический, физиологический аспекты). Точность использования приемов и  чувство меры при этом чрезвычайно важны. В подборе приемов обучения  и технике их включения в учебных процесс педагог проявляет себя и как предметник, и как психолог, и как воспитатель, и как актер. Имея  в виду именно  последнее из названных проявлений,  о преподавании  говорят, что это не только  наука, но и  искусство.

admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *