0

Должностная инструкция образец оформления

Содержание

Должностная инструкция. Правила оформления

Должностная инструкция – локальный организационно-правовой документ, устанавливающий для работника организации (подразделения) конкретные трудовые (должностные) обязанности в соответствии с занимаемой должностью.

Должностная инструкция  составляется для того, чтобы не возникали  споры,  конфликтные ситуации в трудовых правоотношениях. На основании должностной инструкции составляется трудовой договор с работником.

Этот документ разрабатывается кадровой службой или руководителем подразделения, согласовывается с юрисконсультом организации, утверждается руководителем и разрабатывается на все должности, которые предусмотрены штатным расписанием. Все  существенные изменения в должностную инструкцию вносятся приказом директора организации.

ДИ для руководителей подразделений не разрабатываются – их деятельность регламентируют положения о соответствующем структурном подразделении.

Она оформляется на общем бланке организации.

Задачи должностной инструкции:

1.

Service Temporarily Unavailable

Облегчение адаптации нового сотрудника.

2. Установление сферы ответственности и компетентности. Должностные инструкции должны включать в себя пошаговое описание обязанностей сотрудника.

3. Предоставление сотруднику возможности самоуправления и самоконтроля своей деятельности. Если инструкция детально описывает должностные обязанности, ожидаемые результаты и критерии оценки эффективности работы, то появляется дополнительная возможность оценивания своей деятельности работником, что в значительной мере облегчит руководителю применение разнообразных взысканий и поощрений. Так же этим облегчается и процесс внесения корректив в процесс работы.

Документ подписывается в двух экземплярах, первый – остается в организации, второй экземпляр отдается  сотруднику, подписавшему должностную инструкцию.

Составлять должностные инструкции для негосударственных компаний не является обязательством. Такая обязанность установлена только для государственных учреждений.

Если должностная инструкция не оформляется в организации, то должностные обязанности нужно указать в трудовом договоре.

Формуляр ДИ

Должностная инструкция делопроизводителя скачать

Должностная инструкция документоведа скачать

Должностная инструкция разгружает трудовой договор, освобождая работодателя от необходимости перечислять все должностные обязанности работника. Кроме того, в должностной инструкции работодатель фиксирует квалификационные требования, права и пределы ответственности работника.

Варианты оформления должностной инструкции:

Вариант Характеристика варианта
Приложение к трудовому договору В трудовом договоре обычно указывают: «Работник обязуется добросовестно исполнять трудовые обязанности, предусмотренные должностной инструкцией, которая является неотъемлемой частью настоящего трудового договора». Недостатки: изменение должностной инструкции — это изменение условий трудового договора, которое возможно только с согласия работника либо посредством сложной процедуры, предусмотренной в статье 74 Трудового кодекса РФ.
Персональная должностная инструкция Документ, который привязан не к трудовому договору, а к работнику («Должностная инструкция Иванова Ивана Ивановича»). Такой вариант обычно применяют в том случае, когда одну должность занимают несколько работников (например, функционал социального педагога распределён между двумя работниками). Недостатки: при увольнении работника персональная должностная инструкция теряет силу и необходимо утверждать новую инструкцию.
Должностная инструкция как самостоятельный документ Инструкция не привязана ни к трудовому договору, ни к работнику. В трудовом договоре обычно пишут: «Работник обязуется добросовестно исполнять трудовые обязанности, предусмотренные должностной инструкцией, утверждённой приказом Работодателя». Этот вариант позволяет руководителю уточнить, конкретизировать должностную инструкцию без согласования с работником, т. е. можно утвердить инструкцию в новой редакции (письменно ознакомив с ней работника) без заключения дополнительного соглашения.

Третий вариант оформления должностной инструкции предполагает наиболее простой способ изменения инструкции. Однако этот способ запрещается принимать в двух случаях:

1) изменение инструкции затрагивает трудовую функцию работника (например, нельзя в должностную инструкцию учителя внести дополнительную обязанность работать воспитателем (вожатым) в летнем пришкольном лагере);

2) внесение изменений влечёт за собой необходимость изменения обязательных условий трудового договора (например, нельзя дополнить инструкцию обязанностью участвовать в проекте «мобильный учитель», если в трудовом договоре с работником не указан разъездной характер работы). В этом случае необходимо заключить дополнительное соглашение к трудовому договору либо запустить процедуру, которая регламентирована статьёй 74 Трудового кодекса РФ.

Итак, при изменении должностной инструкции, оформленной по третьему варианту:
разрешается без предварительного уведомления и заключения дополнительного соглашения уточнять обязанности работника, список необходимых знаний и умений и т.

Составляем должностную инструкцию

п. (например, можно дополнить инструкцию обязанностью научиться пользоваться интерактивной доской или изменить сроки, содержание отчётности);
запрещается:
1) изменять трудовую функцию без согласия работника (в этом случае необходимо заключить новый трудовой договор);
2) изменять обязательные условия договора без согласия работника либо без соблюдения требований статьи 74 Трудового кодекса РФ.

Нормативные документы:

1) Трудовой кодекс Российской Федерации:
– статья 57 (здесь перечислены обязательные условия трудового договора, для изменения которых требуется согласие работника либо соблюдение специальной процедуры);
– статья 72 (здесь указывается на необходимость согласия работника на изменение трудового договора);
– статья 74 (здесь описывается процедура изменения условий трудового договора при отсутствии согласия работника).

2) Письмо Роструда от 31.10.2007 № 4412–6 «О порядке внесения изменений в должностные инструкции работников».

P.S. Роструд требует при разработке и изменении должностных инструкций применять ГОСТ Р 6.30–2003. Однако этот документ утрачивает силу с 1 июля 2018 года в связи с утверждением ГОСТ Р 7.0.97– 2016.

Запись опубликована автором Александр Вихарев в рубрике Локальные нормативные акты, Трудовое право.

Кто должен разрабатывать должностные инструкции

Пример оформления должностной инструкции

Вопрос: Кем в организации должна осуществляться разработка должностных инструкций и положений об отделах? Где должны храниться данные документы? Каким нормативным документом это регламентировано?

ВОПРОС: Кем в организации должна осуществляться разработка должностных инструкций и положений об отделах? Где должны храниться данные документы? Каким нормативным документом это регламентировано?

ОТВЕТ: Согласно ст.19 Трудового кодекса РБ при заключении трудового договора нанимателя с работником определяется трудовая функция работника (работа по одной или нескольким профессиям, специальностям, должностям с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием нанимателя, функциональными обязанностями, должностной инструкцией).

Таким образом, должностная инструкция является неотъемлемой частью трудового договора.

В соответствии со ст.18 Трудового кодекса РБ трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, один из которых передается работнику, другой хранится у нанимателя.

Следовательно, один экземпляр должностной инструкции вместе с трудовым договором остается у работника, другой находится у нанимателя. При этом порядок, в т.ч. и место хранения указанных документов в организации, определяется нанимателем (примечание).

Согласно Общим положениям Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденным постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 30.03.2004 № 32, конкретный перечень должностных обязанностей служащих с учетом особенностей организации производства, труда и управления, а также их права и ответственность устанавливаются в должностных инструкциях, которые разрабатываются и утверждаются нанимателем в установленном порядке.

В коммерческой организации наниматель самостоятельно определяет порядок разработки и утверждения должностных инструкций служащих и с учетом организационной структуры и распределения обязанностей между структурными подразделениями и работниками (на основании положений о структурных подразделениях) возлагает соответствующие функции на конкретное подразделение.

Как правило, разработка должностных инструкций возлагается на отдел (бюро) труда и заработной платы либо на отдел (бюро) правовой и кадровой работы, а при отсутствии подразделений — на конкретного работника (экономиста по труду, юрисконсульта).

Непосредственный руководитель (начальник отдела (бюро) труда и заработной платы, начальник отдела (бюро) правовой и кадровой работы) возлагает обязанности по составлению должностных инструкций на подчиненных работников (специалистов по кадрам, экономистов, юрисконсультов и др.).

15.12.2006 г.

Ирина Новикова, главный экономист отдела регламентации и нормирования труда
Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

Примечание.

Правила составления и оформления должностных инструкций

Должностной инструкцией определяется трудовая функция служащего (руководителя, специалиста либо другого служащего). Для рабочего трудовая функция может быть установлена, например, рабочей инструкцией.

Для более детального изучения см.: 1. Пособие

2. Пособие

От редакции: С 1 декабря 2007 г. в постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.03.2004 № 32 «Об утверждении структуры и Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих» на основании постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.10.2007 № 135 внесены изменения и дополнения.

Должностные инструкции на предприятии разрабатываются начальником подразделения, а основа таких документов (структура, содержание) закладывается кадровой службой компании. В чем особенности оформления должностной инструкции? Какой срок ее действия? Рассмотрим эти и другие вопросы подробно.

Что стоит знать?

Должностная инструкция — правовой акт, в котором расписаны обязательства, ответственность, требования, правила действий и прочие вопросы, касающиеся профессиональной деятельности работника предприятия. Такой документ является неизменной частью трудового соглашения. Работник должен неукоснительно выполнять условия инструкции.

Документ оформляется в 3-х экземплярах, которые хранятся:

  • В отделе кадров.
  • У работника, на которого составлена инструкция.
  • У начальника подразделения, в подчинении которого находится сотрудник.

При  разработке учитываются нормы квалификационно-тарифного справочника, требования устава компании, а также Положения о подразделении. При указании характеристик сотрудника берется во внимание тип и уровень сложности выполняемых работ.

Кто пишет должностную инструкцию?

Как отмечалось в начале статьи, вопрос разработки должностной инструкции в компании лежит на руководителе подразделения. Именно начальник должен составлять документ для починенных в течение 3-х суток с момента оформления трудового договора.

Как оформлять инструкции в 2018 году

После разработки инструкция передается на согласование вышестоящему лицу, начальнику отдела кадров, а также юристконсульту. После прохождения всех процедур утвержденный документ передается для изучения сотруднику.

Состав документа

В инструкции должны содержаться следующие разделы:

  • Общие положения — название компании, подчиненность, квалификационные требования, перечень нормативных актов, которым должен следовать сотрудник при выполнении своих обязательств.
  • Цели и обязанности. В этом разделе отражаются обязательства организационного характера и функциональные задачи.
  • Права и полномочия. При оформлении этого раздела важно четко описать, какую ответственность несет руководство и подчиненный при подведении итогов работы предприятия. Важно указать возможность принятия решений, наличие права подписи документов и так далее.
  • Подчиненность, руководство. Здесь требуется указать, кто является непосредственным руководителем. Если сотрудник по результатам деятельности должен сдавать какие-либо отчеты, этот момент также требуется отразить в инструкции.
  • Взаимодействие с другими службами. Здесь рассмотрены действия, которые работник может осуществлять самостоятельно в сфере взаимодействия с другими службами без предупреждения руководства.
  • Ответственность. Наиболее важный раздел, в котором рассматривается ответственность сотрудника в случае невыполнения обязательств. Здесь же может перечисляться группа различных правонарушений.

Сколько действует документ?

Одним из ключевых моментов является срок действия должностной инструкции на предприятии. Законодательно этот период не оговаривается и не ограничивается. На практике срок действия заканчивается тогда, когда руководитель принимает решение о необходимости пересмотра документа.

В свою очередь, частота и сроки пересмотра установлены положением о разработке таких инструкций. Некоторые предприятия прописывают сроки, когда должна выполняться такая работа. Это может быть раз в год или раз в три года. На практике такой подход применяется редко. Чаще всего в приказе о разработке инструкций указываются обстоятельства, когда должен производиться пересмотр. Причиной может быть изменение наименования компании, условий труда, штатного расписания или прочих особенностей работы предприятия.

admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *