0

Является ли калькуляция коммерческой тайной

Все статьи Документы бухучета и финансовой отчетности запрашивает акционер (Герасимова Н.В.)

Вправе ли акционер потребовать от АО предоставления документов бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности? Каким образом должно быть составлено акционером данное требование? Меняет ли ситуацию тот факт, что акционер — физическое лицо является руководителем конкурирующей фирмы?

Кто наделен правом доступа к документам АО?

Информация об акционерном обществе предоставляется им в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" и иных правовых актов РФ. Особенности предоставления обществом информации акционерам регламентированы ст. 91 указанного Закона. В силу п. 1 этой статьи общество обязано обеспечить акционерам доступ к документам, перечисленным в п. 1 ст. 89 Федерального закона N 208-ФЗ. В этом перечне среди прочего названы документы бухгалтерского учета и документы бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Коммерческая тайна предприятия — что относится, сведения и признаки

В то же время следует учитывать: к документам бухгалтерского учета и протоколам заседаний коллегиального исполнительного органа имеют право доступа акционеры (акционер), имеющие в совокупности не менее 25% голосующих акций общества.

Таким образом, доступ к бухгалтерской (финансовой) отчетности общества имеют все акционеры общества. А вот в отношении документов бухгалтерского учета действует ограничение: доступ имеет акционер, владеющий как минимум 25% голосующих акций общества, либо документы предоставляются по запросу акционеров, в совокупности владеющих соответствующим процентом голосующих акций. Обратите внимание: 25%-ный барьер считается в совокупности, а не каждый акционер в отдельности должен его преодолеть.

Ключевой момент. При решении вопроса о праве доступа акционеров к документам бухгалтерского учета принимается во внимание совокупный процент голосующих акций, принадлежащих лицам, обратившимся с требованием о предоставлении документов акционерного общества (см. также Постановление АС ДВО от 21.08.2015 N Ф03-3510/2015). Следует иметь в виду, что ограничение на предоставление акционерам документов бухгалтерского учета не распространяется на предоставление документов бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Президиум ВАС добавил: если с требованием о предоставлении документов бухгалтерского учета обратится акционер, имеющий менее 25% голосующих акций общества, его требования не подлежат удовлетворению даже в том случае, если ранее этот акционер обращался с соответствующим требованием в общество совместно с иными акционерами и их совокупная доля акций превышала необходимое значение (п. 17 Информационного письма от 18.01.2011 N 144).

На основании п. 2 ст. 91 Федерального закона N 208-ФЗ документы, доступ к которым имеется у акционеров, предоставляются обществом в течение семи рабочих дней со дня предъявления соответствующего требования для ознакомления в помещении исполнительного органа общества. Кроме того, общество обязано по требованию акционеров предоставить им копии документов, в отношении которых у них имеется право доступа. Плата, взимаемая обществом за предоставление таких копий, не может превышать затраты на их изготовление. Обратите внимание: акционерное общество не вправе требовать от акционера предварительной оплаты расходов на изготовление копий документов.

 

Как должно выглядеть требование о предоставлении документов?

О том, каким образом должно быть оформлено акционером требование о предоставлении ему соответствующих документов, непосредственно в Федеральном законе N 208-ФЗ не сказано, но здесь отмечено, что дополнительные требования к порядку предоставления документов, а также к порядку предоставления копий таких документов устанавливаются нормативными актами Банка России. Эти дополнительные требования закреплены Указанием Банка России от 22.09.2014 N 3388-У. Среди прочего в них обозначено, что должно содержать требование правомочного лица о предоставлении документов (п.

3):

— сведения о фамилии, имени, отчестве (при наличии) физического лица или полное фирменное наименование и ОГРН (иной идентификационный номер в случае направления требования иностранным юридическим лицом) акционера — юридического лица либо сведения, идентифицирующие иных правомочных лиц;

— почтовый адрес для связи с правомочным лицом, от имени которого направлено требование;

— конкретизированный по видам и периоду создания перечень документов акционерного общества, подлежащих предоставлению;

— форму предоставления документов акционерного общества (как она определяется правомочным лицом);

— в случае выбора в качестве формы предоставления документов акционерного общества получение копий документов — конкретный способ их получения (лично на руки в помещении исполнительного органа общества, почтой, курьерской службой, электронной почтой или иным способом, предусмотренным уставом акционерного общества или иными его внутренними документами);

— в случае выбора в качестве формы предоставления документов акционерного общества получение копий документов — указание на необходимость их заверения (если акционеру требуются заверенные копии);

— в случае выбора в качестве формы предоставления документов акционерного общества ознакомление с такими документами — указание на возможность самостоятельного копирования документов общества (если правомочное лицо намерено осуществлять такое копирование);

— дату подписания требования и подпись правомочного лица.

Помимо этого, в требовании могут содержаться дополнительные сведения, конкретизирующие документы акционерного общества, подлежащие предоставлению, а также форму их предоставления.

Общество может столкнуться с тем, что акционером указаны в требовании не все обязательные сведения (вышеперечисленные). Тогда АО следует направить правомочному лицу, подписавшему требование, письмо с указанием недостающей информации в целях ее получения (на это отводится все те же семь рабочих дней). При этом срок предоставления обществом запрошенных документов начинает течь с момента получения полных сведений от акционера.

 

Когда требование считается полученным?

Семидневный отсчет ведется от даты предъявления требования. В свою очередь, ее установление зависит от способа направления акционером требования.

Способ предъявления требования

Дата предъявления требования

Направление почтовой связью простого письма или иного простого почтового отправления

Дата получения почтового отправления адресатом

Направление почтовой связью заказного письма или иного регистрируемого почтового отправления

Дата вручения почтового отправления адресату под расписку

Отправление через курьерскую службу

Дата вручения требования курьером

Вручение под подпись

Дата вручения

Направление электрической связью, электронной почтой или иным способом, предусмотренным уставом или иным внутренним документом акционерного общества

Дата, определенная в порядке, установленном уставом акционерного общества или его внутренним документом

Акционер — руководитель конкурента

Акционер — руководитель конкурирующей фирмы по общему правилу не может быть ограничен в доступе к документам АО, причем даже в том случае, если в них содержится информация, составляющая коммерческую тайну. Но следует учитывать: документы акционерного общества, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, предоставляются правомочному лицу в случае получения от него расписки, подтверждающей, что такое лицо предупреждено о конфиденциальности получаемой информации и об обязанности ее сохранять (п. 21 Указания Банка России N 3388-У). Судьи АС ДВО в Постановлении от 21.08.2015 N Ф03-3510/2015 подчеркнули: возможность разглашения участниками информации, составляющей коммерческую тайну, третьим лицам не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования о предоставлении им документов общества, поскольку такое право участников является неограниченным. В то же время в Постановлении АС МО от 28.05.2015 N Ф05-4237/2015 обозначено: суд может отказать в удовлетворении требования участника, если будет доказано наличие в его действиях злоупотребления правом (ст. 10 ГК РФ). Так, о злоупотреблении участником правом на информацию может свидетельствовать то, что участник, обратившийся с требованием о предоставлении информации, является фактическим конкурентом хозяйственного общества (либо его аффилированным лицом), а запрашиваемая информация носит характер конфиденциальной, относится к конкурентной сфере и ее распространение может причинить вред коммерческим интересам общества.

Кроме того, участнику хозяйственного общества может быть отказано в удовлетворении требования о предоставлении информации, если будет доказано, что его право на информацию обществом не нарушено. Об этом могут свидетельствовать, в частности, следующие обстоятельства:

— неоднократное заявление требований о предоставлении одних и тех же документов и (или) их копий при условии, что первое из таких требований было надлежащим образом удовлетворено обществом;

— заявление участником требования о предоставлении информации и документов, относящихся к прошлым периодам деятельности хозяйственного общества и явно не представляющих ценности с точки зрения их анализа (экономического, юридического (в том числе по причине истечения сроков исковой давности) и т.д.).

 

Может ли в отношении документов бухучета и отчетности быть введен режим коммерческой тайны?

Начнем с того, что ч. 11 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" установлен однозначный запрет на установление режима коммерческой тайны в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности. Таким образом, ограничение доступа к бухгалтерской (финансовой) отчетности АО по причине наличия в ней информации, составляющей коммерческую тайну, в принципе невозможно.

Определение. Коммерческая тайна — это режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

Про документы бухгалтерского учета в Федеральном законе N 402-ФЗ такого не сказано. Более того, в старом Законе о бухучете, который применялся до 01.01.2013 (Федеральном законе от 21.11.1996 N 129-ФЗ), было указано, что содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной. Лица, получившие доступ к информации, отраженной в регистрах бухгалтерского учета и во внутренней бухгалтерской отчетности, обязаны хранить коммерческую тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную законодательством РФ.

Считаем, что документы бухгалтерского учета вполне могут содержать информацию, представляющую коммерческую тайну. Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" право на отнесение информации к информации, составляющей коммерческую тайну, и на определение перечня и состава такой информации принадлежит ее обладателю с учетом положений указанного Закона. При этом следует учитывать, что определенные сведения (например, о численности, составе работников, системе оплаты труда, условиях труда, показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам) не могут составлять коммерческую тайну (об этом — ст. 5 Федерального закона N 98-ФЗ).

Меры по охране конфиденциальности информации, принимаемые ее обладателем, должны включать в себя среди прочего:

— определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну;

— ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;

— учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и лиц, которым такая информация была предоставлена либо передана.

 

* * *

Документы бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности акционерного общества являются документами, доступ к которым имеется у акционеров (это касается и акционера — физического лица, являющегося руководителем конкурирующей компании). Единственное ограничение — требование о предоставлении документов бухучета удовлетворяется только в том случае, если запрос поступил от акционера, владеющего как минимум 25% голосующих акций общества, либо от акционеров, в совокупности владеющих таким количеством акций. Доступ к соответствующим документам предоставляется при условии, что требование, предъявленное АО, составлено соответствующим образом — содержит все обязательные сведения.

Следует добавить, что к соблюдению процедуры предоставления акционерам запрошенных документов акционерное общество должно подходить со всей серьезностью, ведь ее нарушение — административно наказуемое деяние, ответственность за совершение которого установлена ч. 1 ст. 15.19 КоАП РФ. Должностные лица могут быть оштрафованы на сумму от 20 000 до 30 000 руб. или дисквалифицированы на срок до одного года. Юридическим лицам же грозит штраф в размере от 500 000 до 700 000 руб.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Ответ

Конфиденциальная информация — требующая защиты информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а также настоящим Регламентом.

Конфиденциальные сведения (от лат. confidentia — доверие) — сведения, составляющие коммерческую, производственную тайну, не подлежащие широкому оглашению.

Конфиденциальность информации — обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя.

Подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 3 Закона № 98-ФЗ установлено, что коммерческая тайна — режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

Информация, составляющая коммерческую тайну, — сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

В соответствии с подпунктом 1 статьи 5 Закона № 98-ФЗ режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении сведений содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры.

Кроме того, Постановлением Правительства РСФСР от 05.12.91 № 35 утвержден Перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну (далее – Перечень).

Так, согласно Перечню коммерческую тайну предприятия и предпринимателя не могут составлять, в частности:

учредительные документы (решение о создании предприятия или договор учредителей) и Устав;

документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью (документы, подтверждающие факт внесения записей о юридических лицах в Единый государственный реестр юридических лиц, свидетельства о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, лицензии, патенты);

сведения по установленным формам отчетности о финансово — хозяйственной деятельности и иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в государственную бюджетную систему РСФСР;

документы о платежеспособности;

документы об уплате налогов и обязательных платежах.

Также, пунктом 11 статья 13 Закона № 402-ФЗ установлено, что в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности не может быть установлен режим коммерческой тайны.

Таким образом, с учетом вышеизложенного, данные регистрационных и уставных документом, бухгалтерская (финансовая отчетность), а также документы об уплате налогов не могут составлять коммерческую тайну юридического лица.

В отношении признания анализируемых данных налоговой тайной отметим следующее.

Согласно пункту 1 статьи 102 НК РФ налоговую тайну составляют любыеполученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, плательщике страховых взносов, за исключением сведений:

1) являющихся общедоступными, в том числе ставших таковыми с согласия их обладателя — налогоплательщика (плательщика страховых взносов). Такое согласие представляется по выбору налогоплательщика (плательщика страховых взносов) в отношении всех сведений или их части, полученных налоговым органом, по форме, формату и в порядке, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;

2) об идентификационном номере налогоплательщика;

3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах (в том числе суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам при их наличии) и мерах ответственности за эти нарушения;

4) предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам);

7) о специальных налоговых режимах, применяемых налогоплательщиками, а также об участии налогоплательщика в консолидированной группе налогоплательщиков;

8) предоставляемых органам местного самоуправления (органам государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в целях осуществления контроля за полнотой и достоверностью информации, представленной плательщиками местных сборов, для расчета сборов, а также о суммах недоимки по таким сборам;

9) о среднесписочной численности работников организации за календарный год, предшествующий году размещения указанных сведений в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с пунктом 1.1 настоящей статьи;

10) об уплаченных организацией в календарном году, предшествующем году размещения указанных сведений в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с пунктом 1.1 настоящей статьи, суммах налогов и сборов (по каждому налогу и сбору) без учета сумм налогов (сборов), уплаченных в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза, сумм налогов, уплаченных налоговым агентом, о суммах страховых взносов;

11) о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за год, предшествующий году размещения указанных сведений в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с пунктом 1.1 настоящей статьи.

Таким образом, информация о суммах уплаченных юридическим лицом налогов в календарном году, предшествующем году размещения указанных сведений в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также информация о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за год, предшествующий году размещения указанных сведений в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", не является налоговой тайной.

Коллегия Налоговых Консультантов, 26 июля 2017г.

Приказ ФНС РФ от 12.12.06 № САЭ-3-13/848@ «О проведении опытной эксплуатации унифицированной системы приема, хранения и первичной обработки налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи» (вместе с «Временным регламентом обмена электронными документами с ЭЦП по телекоммуникационным каналам связи в унифицированной системе приема, хранения и первичной обработки налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности»)

Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.

баланс ООО и коммерческая тайна

«Современный экономический словарь. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.» (ИНФРА-М, 2011)

Пункт 7 статьи 2 Федерального закона от 27.07.06 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

Федеральный закон от 29.07.04 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне»

Федеральный закон от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

Назад в раздел

Коммерческая тайна (бухгалтеру)

Что такое — аудиторская деятельность, аудит?

Является ли сопутствующей аудиту услугой налоговое консультирование?

да

Является ли сопутствующей аудиту услугой управленческое консультирование, связанное с реструктуризацией организации?

да

Что такое — аудиторская деятельность, аудит?

предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей

18. Обязательный аудит — это:

аудиторская проверка, предусмотренная Федеральным законом об аудиторской деятельности

19. Аудируемые лица — это:

Организации и индивидуальные предприниматели

20. При проведении обязательного аудита аудиторская организация обязана страховать:

Риск ответственности за нарушение договора

21. Аудиторская проверка не может проводиться аудиторскими фирмами:

оказавшими данному экономическому субъекту услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также составлению бухгалтерской отчетности

22.

О предоставлении бухгалтерской отчетности

Аудиторские фирмы не имеют права привлекать на договорной основе к участию в аудиторской проверке:

аудиторов, являющихся учредителями проверяемого экономического субъекта

23. «Неотъемлемый риск» означает:

подверженность остатка средств на счетах бухгалтерского учета или группы однотипных операций искажениям при допущении отсутствия необходимых средств внутреннего контроля

24. Основаниями для аннулирования квалификационного аттестата аудитора являются:

систематическое нарушение аудиторами при проведении аудита требований, установленных законодательством Российской Федерации или Федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности

25. Система внутреннего контроля означает:

совокупность организационных мер, методик и процедур, используемых руководством аудируемого лица в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности, обеспечения сохранности активов, выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации, а также своевременной подготовки достоверной финансовой (бухгалтерской) отчетности

26. Понимание деятельности аудируемого лица является основой для:

выражения профессионального суждения аудитора

27. В штате аудиторской организации должно состоять не менее:

3-х аудиторов

28. Для проведения аудиторской проверки федеральных государственных унитарных предприятий:

аудиторские организации назначаются на основе положений Федерального закона от 21 июля 2005 г. №94-ФЗ

29. Является ли аудиторское заключение коммерческой тайной?

не является

30. Какие организационно-правовые формы могут иметь аудиторские фирмы:

любые, кроме ОАО

31. Термин «объем аудита» относится:

к аудиторским процедурам

32. «Риск средств контроля» означает:

риск того, что искажение, которое может иметь место в отношении остатка средств по счетам бухгалтерского учета или группы однотипных операций не будет своевременно предотвращено или обнаружено и исправлено с помощью систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля

33. Целью компиляции финансовой информации для аудитора является использование экспертных знаний в области:

Бухгалтерского учета

Организация заключила договор с аудиторской компанией на оказание сопутствующих аудиту услуг, согласно которому аудитор должен помочь клиенту в выборе учетной политики. Является ли данная услуга компиляцией финансовой информации?

Нет

©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.

Процедура корректировки таможенной стоимости товаров является, пожалуй, одним из самых распространенных случаев несогласия таможенных органов с указанными декларантом сведениями о товаре.

В соответствии с ч. 1 ст. 68 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее, ТК ТС) решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров.

Таможенная стоимость — стоимость товара, определяемая в целях исчисления таможенных платежей. В настоящее время, в соответствии с Соглашением между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза от 25 января 2008 года существует 6 методов определения таможенной стоимости товаров: метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами, метод по стоимости сделки с идентичными товарами, метод по стоимости сделки и однородными товарами, метод вычитания, метод сложения и резервный метод.

По общему правилу, выбор метода определения таможенной стоимости товаров осуществляет декларант, исходя из имеющихся у него документально подтвержденных данных, позволяющих определить таможенную стоимость товаров. Однако в соответствии с Регламентом действий должностных лиц таможенных органов при контроле и корректировке таможенной стоимости товаров, утвержденным Приказом ФТС от 14.02.2011 N 272 должностное лицо таможенного органа самостоятельно определяет таможенную стоимость товаров и осуществляет корректировку таможенной стоимости товаров; в целях самостоятельного определения таможенной стоимости товаров должностное лицо таможенного органа осуществляет следующие действия:

1) выбирает метод определения таможенной стоимости, в соответствии с которым таможенная стоимость должна быть определена в зависимости от имеющейся в таможенном органе информации;

2) приводит обоснование выбранного таможенным органом метода определения таможенной стоимости с обязательным указанием в ДТС наименования и реквизитов основных документов, использованных таможенным органом исходя из примененного метода определения таможенной стоимости, а также подробного расчета таможенной стоимости, произведенного на их основе;

3) должностное лицо в указанный срок заполняет в установленном порядке ДТС, КТС и направляет декларанту (таможенному представителю) их экземпляры не позднее одного рабочего дня, следующего за днем их заполнения.

Самой "популярной" из причин, по которой представители таможни настаивают на обязательной корректировке таможенной стоимости, является вызывающее недоверие информация, представляемая компаниями-импортерами. В соответствии с Соглашением Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза стоимость, заявленная в ГТД, и сведения, используемые при ее расчете, должны основываться на «достоверной, количественно определимой, объективной и документально подтвержденной информации». Более того, в п. 4 того же постановления указано, что при отсутствии данной информации у декларанта таможенные органы вправе использовать имеющуюся у них информацию по аналогичным товарам, в том числе содержащуюся в каталогах торговых фирм.

Тем не менее, таможенные органы не всегда используют свое полномочие самостоятельно определять таможенную стоимость товаров и запрашивают у компаний-импортеров дополнительные документы, подтверждающие таможенную стоимость товаров, например, оригинал прайс-листа завода изготовителя, заверенный Торгово-Промышленной Палатой страны-изготовителя, транспортные документы, калькуляция продажной цены, документы об оплате товара и постановки его на баланс и другие документы. Достаточно распространенным случаем является запрос калькуляции себестоимости товаров.

Калькуляция себестоимости является экономической категорией, это выраженные в денежной форме текущие затраты фирмы на производство и реализацию продукции, являющиеся расчетной базой цены. Наряду с традиционными статьями калькуляции, такими, как сырье, материалы, топливо и энергия на технологические цели, не вызывающие затруднений для предоставления таможенным органам, существуют и те данные (производственные, технические, экономические, организационные), предоставление которых таможенным органам является затруднительным ввиду того, что они составляют коммерческую тайну.

В соответствии с законодательством РФ, а именно ФЗ от 29.07.2004 N98-ФЗ «О коммерческой тайне», коммерческой тайной признается режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

В связи с этим, возникает вопрос, правомерны ли запросы таможенных органов о предоставлении калькуляции себестоимости товаров?

Согласно указанному выше ФЗ «О коммерческой тайне» таможенные органы имеют право на мотивированное требование о предоставлении информации, составляющей коммерческую тайну. Вместе с тем, в соответствии с ч. 1 ст. 13 того же закона органы государственной власти обязаны создать условия, обеспечивающие охрану конфиденциальности информации, предоставленной им юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.

Однако на практике нередко возникает ситуация, когда компании-импортеры, особенно иностранные, отказываются предоставлять таможенным органам требуемую документацию, мотивируя это тем, что таможенные органы далеко не всегда реализуют требование о сохранении условий конфиденциальности предоставленной информации. Действительно, опасения иностранных компаний-импортеров нельзя назвать безосновательными; и речь идет не только о том, что доверие со стороны предпринимателей к таможенным органам находится на очень низком уровне, но и том, что крупные компании просто опасаются недобросовестной конкуренции. Запрет на недобросовестную конкуренцию установлен Федеральным законом от 26 июля 2006 г.

Является ли декларация по НДС коммерческой тайной?

N 135-ФЗ "О защите конкуренции", статья 14 которого применительно к теме данной работы закрепляет запрет на незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.

Данную ситуацию также нельзя назвать и безальтернативной, поскольку у предпринимателей есть право отказать таможенным органам в предоставлении запрашиваемой документации. Такой отказ имеет место в тех случаях, когда предприниматели, оценивая экономическую выгоду, приходят к выводу о том, что последствия отказа в предоставлении документов (в том числе, составляющих коммерческую тайну) и последующая уплата доначисленных таможенных платежей, нанесут меньший урон прибыли компании, чем возможные последствия разглашения их коммерческой тайны.

admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *