0

Какие бывают суды

1. Понятие и система судов общей юрисдикции.

Виды судов в России. Построение судебной системы

Суд общей юрисдикции — государственный орган отнесенный к судебной ветви власти, осуществляющий правосудие по гражданским, уголовным делам и делам возникающих из административных правонарушений, а также иным делам подсудным судам общей юрисдикции.

Система судов общей юрисдикции — совокупность судов, осуществляющих правосудие по гражданским, уголовным делам и делам возникающих из административных правонарушений, а также иным делам подсудным судам общей юрисдикции.

Система судов общей юрисдикции:

1) Верховный суд Российской Федерации

Военная коллегия Верховного суда Российской Федерации.

2) Суды субъектов Российской Федерации (верховные суды республик, краевые, областные суды, суды автономных округов, автономной области, городские суды городов федерального подчинения)

Военные (флотские) окружные суды.

3) Городские и районные суды.

Гарнизонные военные суды.

4) Мировые судьи.

2. Законодательство о судах общей юрисдикции.

Законодательство о судах общей юрисдикции — это совокупность нормативных правовых актов разной юридической силы, призванных регламентировать деятельность судов общей юрисдикции.

Система законодательства о судах общей юрисдикции:

1) Глава 7 Конституции Российской Федерации.

2) Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации.

3) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

4) Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.

5) ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»

6) Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»

7) ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»

8) ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации»

3. Задачи и функции судов общей юрисдикции в Российской Федерации.

Задачи функции судов общей юрисдикции:

— Защита нарушенных или оспариваемых прав.

— Защита и охрана прав и свобод человека и гражданина.

— Деятельность по укреплению законности и правопорядка в обществе.

— Деятельность по предупреждению предупреждений преступлений и административных правонарушений.

— Деятельность по защите основ конституционного строя РФ.

— Деятельность по защите целостности и безопасности РФ.

— Деятельность по осуществлению правосудия.

— Деятельность по контролю за законностью и обоснованностью действий и решений государственных органов и должностных лиц.

— Деятельность по изучению и обобщению судебной практики.

— Деятельность по ведению и анализу судебной статистики.

— Деятельность по разъяснению законодательства.

— Деятельность по разработке предложений по совершенствованию законодательства РФ.

4. Подсудность и подведомственность в уголовном и гражданском процессе.

Подведомственность — разграничение полномочий по реализации судебной власти между различными судами (разграничение компетенции).

Подсудность — разграничение дел, которые подлежат рассмотрению по 1-ой инстанции, между конкретными судами.

По своей сути понятие подсудности отвечает на вопрос, какой конкретно суд будет рассматривать конкретное дело по 1-ой инстанции.

Подсудность в гражданском процессе подразделяется на родовую подсудность и личную подсудность.

Родовая подсудность характеризуется тем, что определение суда, в котором делу предстоит рассмотрение по 1-ой инстанции,  обосновывается характером дела, его объективной стороной.

Личная подсудность характеризуется тем, что определение суда, в котором делу предстоит рассмотрение по 1-ой инстанции, обосновывается личными обстоятельствами участников процесса — их места проживания, места реализации правоотношений.

Подсудность в уголовном процессе подразделяется на предметную и местную.

Предметная подсудность характеризуется тем, что по ней происходит определение конкретного суда, в котором будет рассматриваться дело по 1-ой инстанции, основываясь на разграничении предметов ведения судов.

Местная подсудность характеризуется тем, что определение суда, в котором будет рассматриваться дело по 1-ой инстанции, основывается на территориальных характеристиках уголовного дела.

Предыдущие статьи:

Следующие статьи:

 

Виды гражданского судопроизводства

Задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду.

Четыре вида судопроизводства

Гражданский процессуальный кодекс РФ предусматривает четыре вида судопроизводства:

  • Приказное производство;
  • Исковое производство;
  • Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений;
  • Особое производство.

Приказное производство  

Приказное производство представляет собой, так называемое, бесспорное и документально подтвержденное производство. В основе приказного производства лежит судебный приказ, который одновременно является судебным постановлением (вынесенным судьей единолично) о взыскании денежных сумм или об истребовании движимого имущества от должника, а также исполнительным документом.

Дела о выдаче судебного приказа относятся к подсудности мировых судей.

Заявление о вынесении судебного приказа подается в письменной форме и должно содержать:

  • наименование суда, в который подается заявление;
  • наименование взыскателя, его место жительства или место нахождения;
  • наименование должника, его место жительства или место нахождения;
  • требование взыскателя и обстоятельства, на которых оно основано;
  • документы, подтверждающие обоснованность требования взыскателя;
  • перечень прилагаемых документов.

В случае, истребования движимого имущества, в заявлении должна быть указана стоимость этого имущества. Заявление о вынесении судебного приказа подписывается взыскателем или имеющим соответствующие полномочия его представителем. К заявлению, поданному представителем, должен быть приложен документ, удостоверяющий его полномочия.

Судебный приказ выносится в течение пяти дней со дня поступления соответствующего заявления в суд, без судебного разбирательства и вызова сторон.

Исковое производство

Исковое производство является основным видом гражданского судопроизводства. В его основе главным образом лежит спор о праве. Основным отличием искового производства от приказного является его состязательность, т.е. разбирательство дела происходит в форме спора сторон перед судом. Каждая сторона отстаивает свои и оспаривает требования другой стороны.

Исковая форма защиты права существует не только в гражданском судопроизводстве, основные ее черты присущи и арбитражному процессу.

Исковое заявление подается в суд в письменной форме и должно содержать:

  • наименование суда, в который подается заявление;
  • наименование истца, его место жительства или, если истцом является организация, ее место нахождения, а также наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем;
  • наименование ответчика, его место жительства или, если ответчиком является организация, ее место нахождения;
  • в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца и его требования;
  • обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;
  • цена иска, если он подлежит оценке, а также расчет взыскиваемых или оспариваемых денежных сумм;
  • сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику, если это установлено федеральным законом или предусмотрено договором сторон;
  • перечень прилагаемых к заявлению документов.

К исковому заявлению должны быть приложены:

  • его копии в соответствии с количеством ответчиков и третьих лиц;
  • документ, подтверждающий уплату государственной пошлины;
  • доверенность или иной документ, удостоверяющие полномочия представителя истца;
  • документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, копии этих документов для ответчиков и третьих лиц, если копии у них отсутствуют;
  • текст опубликованного нормативного правового акта в случае его оспаривания;
  • доказательство, подтверждающее выполнение обязательного досудебного порядка урегулирования спора, если такой порядок предусмотрен федеральным законом или договором;
  • расчет взыскиваемой или оспариваемой денежной суммы, подписанный истцом, его представителем, с копиями в соответствии с количеством ответчиков и третьих лиц.

В силу статьи 132 Гражданского кодекса РФ гражданские дела рассматриваются и разрешаются судом до истечения двух месяцев со дня поступления заявления в суд, а мировым судьей до истечения месяца со дня принятия заявления к производству. Дела о восстановлении на работе, о взыскании алиментов рассматриваются и разрешаются до истечения месяца.

Однако Вы должны быть готовы к тому, что на практике данные сроки не соблюдаются ввиду загруженности судов и сложности рассматриваемых дел.

Дела, возникающие из публичных правоотношений

Дела, возникающие из публичных правоотношений. Производство по таким делам является самостоятельным видом гражданского судопроизводства, направленного на осуществление судебного контроля за законностью действий органов государства и организаций по отношению к гражданам.

Суд рассматривает следующие дела, возникающие из публичных правоотношений:

  • об оспаривании нормативных правовых актов;
  • об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;
  • о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
  • иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к ведению суда.

Суд приступает к рассмотрению дела, возникающего из публичных правоотношений, на основании заявления заинтересованного лица.

В заявлении должно быть указано, какие решения, действия (бездействие) должны быть признаны незаконными, какие права и свободы лица нарушены этими решениями, действиями (бездействием).

Обращение заинтересованного лица в вышестоящий в порядке подчиненности орган или к должностному лицу не является обязательным условием для подачи заявления в суд.

Отказ в принятии заявления или прекращение производства по делу, возникшему из публичных правоотношений:

  • в случае если при подаче заявления в суд будет установлено, что имеет место спор о праве, подведомственный суду, судья оставляет заявление без движения и разъясняет заявителю необходимость оформления искового заявления;
  • в случае нарушения правил подсудности дела, судья возвращает заявление;
  • в случае если имеется вступившее в законную силу решение суда, принятое по заявлению о том же предмете.

Обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействий) органов или должностных лиц, возлагается не на заявителя, а на ответчиков.

Для данной категории дел, важным является соблюдение срока исковой давности, т.е.

срока обращения с подобным заявлением в суд. Так в частности, заявление об оспаривании решений и действий (бездействия) органов и должностных лиц, а также заявление о защите избирательных прав или права на участие в референдуме, может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав и свобод.

Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления.

…Какие в России существуют суды и какие дела они рассматривают?

Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Особое производство

Особое производство — вид гражданского судопроизводства, отличающийся от искового отсутствием спора о праве и, как следствие этого, отсутствием спорящих сторон с противоположными юридическими интересами. Особое производство характеризуется как неисковое, одностороннее производство.

В порядке особого производства суд рассматривает дела:

  • об установлении фактов, имеющих юридическое значение;
  • об усыновлении (удочерении) ребенка;
  • о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим;
  • об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами;
  • об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипации);
  • о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь;
  • о восстановлении прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам (вызывное производство);
  • о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительном психиатрическом освидетельствовании;
  • о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния;
  • по заявлениям о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении;
  • по заявлениям о восстановлении утраченного судебного производства.

Дела особого производства суд рассматривает с участием заявителей и других заинтересованных лиц. В случае если при подаче заявления или рассмотрении дела в порядке особого производства устанавливается наличие спора о праве, подведомственного суду, суд выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства.

Какие бывают суды?

какой суд рассматривает гражданские дела?

какие дела рассматривают суды общей юрисдикции (районные суды)

Судебный процесс достаточно часто является одним из способов разрешения конфликтных ситуаций между сторонами в спорных правоотношениях.

Для обращения в судебный орган очень важно определиться с подведомственностью (подсудностью).

Подведомственностью считается отнесение спора о праве или иного юридического дела к компетенции определенного судебного органа. Различают подведомственность дел арбитражным судам и подведомственность дел судам общей юрисдикции.

В соответствии с ФКЗ «О судах общей юрисдикции РФ» систему судов общей юрисдикции в Российской Федерации составляют федеральные суды общей юрисдикции и суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации. К федеральным судам общей юрисдикции относятся верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов; районные суды, городские суды, межрайонные суды, военные суды, специализированные суды, а также мировые судьи.

Суды общей юрисдикции осуществляют правосудие, разрешая споры и рассматривая дела, отнесенные к их компетенции, посредством гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Суды общей юрисдикции рассматриваю все гражданские и административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов, за исключением дел, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации рассматриваются другими судами; все уголовные дела; иные дела, отнесенные Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами к их ведению.

Суды общей юрисдикции рассматривают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений, а так же дела с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций.

В отличие от судов общей юрисдикции к компетенции арбитражных судов относятся экономические споры и рассмотрение иных дел с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, а также иностранных организаций, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

Таким образом, определяющим критерием подачи искового заявления в арбитражный суд и суд общей юрисдикции является субъектный состав, а также экономический характер спорных взаимоотношений.

Итак, во избежание ошибок с определением подведомственности, рассмотрим более детально виды гражданского и арбитражного судопроизводства.

Порядок и процедура рассмотрения гражданских дел систематизирована в гражданско-процессуальном кодексе, в соответствии с которым различают рассмотрение дел:

В порядке приказного производства.

Сюда относятся дела по требованиям, основанным на нотариально удостоверенной сделке, на сделке, совершенной в простой письменной форме, по требованию, основанном на совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте и не датировании акцепта, если заявлено требование о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, не связанное с установлением отцовства, оспариванием отцовства (материнства) или необходимостью привлечения других заинтересованных лиц, если заявлено требование о взыскании начисленных, но не выплаченных работнику заработной платы, заявлено требование территориальным органом федерального органа исполнительной власти по обеспечению установленного порядка деятельности судов и исполнению судебных актов и актов других органов требование о взыскании расходов, произведенных в связи с розыском ответчика, или должника, или ребенка, заявлено требование о взыскании начисленной, но не выплаченной денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении, других выплат, причитающихся работнику, заявлено требование о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также услуг телефонной связи, заявлено требование о взыскании обязательных платежей и взносов с членов товарищества собственников жилья или строительного кооператива.

2. Дела особого производства. Сюда относятся:

Дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, об усыновлении (удочерении) ребенка, о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим, об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами, об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным, о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь, о восстановлении прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам, о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния, по заявлениям о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении, по заявлениям о восстановлении утраченного судебного производства;

3. дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;

4. дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений;

5. дела об оказании содействия третейским судам в случаях, предусмотренных федеральным законом.

какие дела рассматривают арбитражные суды?

Порядок рассмотрения дел в арбитражных судах и виды производств установлен арбитражным процессуальным кодексом.

Так судами указанной категории рассматриваются:
1. В порядке административного судопроизводства, возникающих из административных и иных публичных правоотношений экономические споры об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти, об административных правонарушениях, о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций.
2. Арбитражные суды рассматривают в порядке особого производства дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; дела об оспаривании решений третейских судов по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, дела о несостоятельности (банкротстве), корпоративные споры, споры об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей; вытекающим из деятельности депозитариев, связанной с учетом прав на акции и иные ценные бумаги и с осуществлением предусмотренных федеральным законом иных прав и обязанностей; споры, вытекающие из деятельности государственных корпораций и связанным с их правовым положением, порядком управления ими, их созданием, реорганизацией, ликвидацией, организацией и полномочиями их органов, ответственностью лиц, входящих в их органы; о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Более детальное рассмотрение видов гражданского судопроизводства и производства дел в арбитражном суде формирует наиболее ясную картину с практической точки зрения. Так, если возник спор экономического характера и субъектом являются граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность или юридическое лицо, то дело будет подведомственно арбитражному суду.

Как показывает судебная практика, иногда, в спорных правоотношениях сложно определиться с подведомственностью. Приведем пример из судебной практики.

Апелляционным определением Нижегородского областного суда по частной жалобе ООО "Металлоконструкция" на определение Советского районного суда г. Нижнего Новгорода от 06 сентября 2016 г. о прекращении производства по делу по иску Акционерного общества "Российский сельскохозяйственный банк" к Обществу с ограниченной ответственностью "Металлоконструкция" о взыскании задолженности, обращение взыскания на заложенное имущество, определение Советского районного суда г. Нижнего Новгорода оставлено без изменения, частная жалоба ООО "Металлоконструкция" — без удовлетворения. По ходатайству истца дело выделено в отдельное производство, в связи с чем производство по делу прекращено, сняты обеспечительные меры и возвращена госпошлина истцу. Ответчиком подана частная жалоба на данное определение, ввиду нарушения норм материального и процессуального права, однако судебная коллегия согласилась с выводом суда, исходя из следующего: в соответствии с ч. 1 ст. 47 Конституции РФ никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. Согласно ч. 4 ст. 22 ГПК РФ при обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, другие — арбитражному суду, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции.

В случае, если возможно разделение требований, судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду.

В силу абзаца второго ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 134 данного Кодекса. Таким образом, если в процессе рассмотрения дела будет установлено, что заявленное требование в части подведомственно арбитражному суду, суду общей юрисдикции необходимо разрешить вопрос о возможности разделения заявленных требований и рассмотрения их в той части, которая подведомственна суду общей юрисдикции.

Согласно ч. 3 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают дела, предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.

В соответствии с нормами ст. ст.

Правоведение для чайников — 20. Суды общей юрисдикции

27, 28 ГПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предприятиями, а в случаях, предусмотренных Кодексом и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами.

Таким образом, основными критериями отнесения спора к подведомственности арбитражного суда являются субъектный состав, а также экономический характер спора.

При обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, в случае, если возможно их разделение, судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду.

На основании Постановления Пленума ВАС от 18 августа 1992 г. N 12/12 в случаях, когда в законодательном акте подведомственность определена альтернативно (суду или арбитражному суду) либо когда имеется указание о рассмотрении требования в судебном порядке, следует руководствоваться тем же правилом, исходя при этом из субъектного состава участников и характера правоотношений, если иное не предусмотрено законом.

К юрисдикции арбитражного суда отнесено разрешение экономических споров между предприятиями, учреждениями, организациями, независимо от их ведомственной принадлежности и подчиненности (включая колхозы), являющимися юридическими лицами, гражданами-предпринимателями, а также споров в сфере управления.

При этом необходимо учитывать, что предпринимательской признается инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли или иного дохода, осуществляемая на свой риск и под свою имущественную ответственность. Гражданин приобретает статус предпринимателя путем государственной регистрации в соответствии с Законом Российской Федерации "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью". Документом, подтверждающим наличие подобного статуса, является свидетельство о государственной регистрации.

Арбитражному суду также подведомственны споры между сторонами, одна из которых находится на территории другого государства, если это предусмотрено межгосударственным соглашением, международным договором или соглашением сторон, а также споры с участием организаций с иностранными инвестициями, если это предусмотрено межгосударственным соглашением или соглашением сторон.

В случаях, когда отдельные виды хозяйственной деятельности могут осуществляться только на основании специального разрешения или лицензии, судам подведомственны споры об обжаловании отказа в выдаче разрешения, если за разрешением обращался гражданин, не имеющий статуса предпринимателя, а арбитражным судам — если требование о выдаче разрешения заявлялось организацией либо гражданином-предпринимателем, если иное не предусмотрено законодательными актами.

Спор об отмене разрешения на хозяйственную деятельность, выданного организации или гражданину-предпринимателю, подлежит разрешению в арбитражном суде. Если же гражданин, получивший разрешение на хозяйственную деятельность, еще не зарегистрирован как предприниматель, такой спор разрешается в суде.

Исковое заявление, как в суд общей юрисдикции, так и в арбитражный суд может быть подано как на бумажном носителе, так и в электронном виде. Постановление Пленума ВС РФ от 26 декабря 2017 г. N 57 «О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов» устанавливает порядок подачи документов в электронном виде, что значительно, на мой взгляд, упрощает процедуру подачи документов в судебный орган.

Суд при принятии заявления к производству, руководствуется в первую очередь правилами подведомственности, проверяет стороны по делу, какое дело подлежит рассмотрения, и если рассмотрение конкретного дела не относится к его компетенции, суд прекращает производство по делу, с вынесением определения, указывая причины, по которым данное заявление подлежит рассмотрению в другом суде.

Тот фактор, что законодатель ввел определение подведомственности, тем самым разделяя компетенцию судов, играет важную роль в судебной системе, поскольку значение института подведомственности в правовой системе России весьма многогранно.

Прежде всего, подведомственность является одним из юридических условий, определяющих возникновение права на обращение в суд. Именно судебная власть является конечным и решающим звеном в регулировании спорных правоотношений. Когда не представляется возможным разрешить спор в досудебном порядке, граждане и организации за защитой своих законных прав и интересов обращаются за помощью в судебные органы.

Резюме. Несмотря на кажущуюся объемность статьи, она все же является краткой, т.к. не все примеры из практики, коих большое множество, приведены в ней. Конечно, чтобы определить, какой суд рассматривает конкретное гражданское дело, лучше обратиться к профессионалу. Порой неправильное определение подсудности (подведомственности) может привести к утрате самого права на подачу в виде пропуска срока исковой давности. Хотя при этом сохраняется право на подачу, однако основание для отказе в иска по данной причине у суда есть. А это усложняет весь процесс. Кроме того, существует еще и территориальная подсудность, которая также имеет свои нюансы.

Участники судебного процесса (Истец, Ответчик, Третьи лица)

Участники гражданского процесса – это все субъекты, вовлеченные в процесс осуществления правосудия по делу.
К ним относят:
1. лиц, участвующих в деле – субъекты, имеющие собственный личный или профессиональный интерес в исходе разрешения дела. К данной группе лиц относят: Истца и Ответчика, их представителей, третьих лиц, прокуроров.
2. суды – как центральный субъект гражданского процесса, на который возложено непосредственная оценка представленных сторонами доказательств и принятие конечного решения по спору.
3. лица, содействующие осуществлению правосудия – это периодически привлекаемые субъекты, такие как: свидетели, специалисты, эксперты, переводчики.
Иногда учеными-теоретиками в качестве особых участников судебного процесса выделяются: секретарь судебного заседания, отвечающий за организационное и информационное обеспечение слушания, и судебных приставов, контролирующих соблюдение правопорядка в ходе судебного разбирательства по делу.

Нам бы хотелось остановиться подробнее на правах следующих участников гражданского процесса: Истца, Ответчика и 3-х лиц.
Истец – это лицо инициирующее судебное разбирательство, основанием к чему служит нарушение его прав и законных интересов со стороны другого субъекта – Ответчика.
Ответчик, в свою очередь, это лицо, привлекаемое к процессу самим судом путем направления ему повестки.
Быть как Истцами, так и Ответчиками могут быть только правоспособные и дееспособные лица.
Гражданская правоспособность – это способность гражданина иметь права и обязанности, то есть быть участниками судебного процесса.
Лицо приобретает правоспособность с самого рождения и до смерти.
Дееспособность – возможность лично осуществлять процессуальные права, выполнять обязанности и поручать ведение дел представителю.

2. Понятие и виды судебных органов

По общему правилу она наступает при достижении гражданином 18 лет. Однако при наличии условий, установленных в ГПК РФ, дееспособность может быть ограничена мотивированным решением суда.

ГПК РФ допускается процессуальное соучастие – это, или представления иска в суд несколькими совместно гражданами или привлечение в качестве ответчиков нескольких лиц (ст. 40 ГПК РФ).
Соучастие возможно при соблюдении следующих условий:
— предмет спора – общие права и обязанности граждан;
— данные права и обязанности имеют общие основания;
— данные права и обязанности являются однородными.
В случае если необходимость привлечения еще одного истца или ответчика будет выявлена в ходе судебного разбирательства, то после их приобщения к процессу, рассмотрение дела будет начато с самого начала.
Часто бывает так, что гражданин, при подаче искового заявления неправильно определил личность ответчика. В данном случае, судья, при подготовке дела к судебному разбирательству, разрешает вопрос о замене ненадлежащего ответчика. Истец имеет право согласиться с предложением о замене ответчика либо оставить все как есть. При этом важно понимать, что обращение с иском к ненадлежащему ответчику не приведет к получению желаемых результатов. В таком случае, если есть сомнения, истец может привлечь указанных ли в качестве соответчиков.

Третьи лица – граждане, имеющие свой интерес в разрешении дела, обычно связанный с тем, что спорные правоотношения затрагивают их права и законные интересы.
Выделяют два вида третьих лиц:
— заявляющие самостоятельные требования в рамках гражданского процесса (ст. 42 ГПК РФ);
— без таковых (ст. 43 ГПК РФ).
Первые лица вступают в процесс по собственной инициативе для защиты собственных интересов, отличных от притязаний истца, а иногда взаимоисключающих друг друга. Эти третьи лица при желании могут подать самостоятельные иски в отношении истца или ответчика.
Вторая категория третьих лиц, это граждане или организации, участвующие на стороне истца или ответчика по причине того, что вынесенное по спору решение в будущем может отразиться на их права и обязанности по отношению к одной из сторон спора. По сути, интерес такого участника судебного процесса совпадает с интересом истца или ответчика.
Если в процесс судебного спора вступают третьи лица, то дело в суде начинается рассматриваться с начала (т.е. увеличиваются сроки рассмотрения).

Объем прав и обязанностей гражданина в рамках судебного разбирательства напрямую зависит от его процессуальной роли. Все участники судебного разбирательства имеют свои индивидуальные правовые характеристики.

Специалисты нашей юридической фирмы готовы проконсультировать Вас по вопросам гражданской правосубъектности, правильно оценить вставшую перед Вами процессуальную проблему и помощь выбрать наиболее эффективные способы ее разрешения.

Поделиться этим материалом в социальных сетях

Не нашли ответ на Ваш вопрос?

Позвоните нашему юристу!

Архангельск: (8182) 47-15-16, +7 902-286-15-16

Санкт-Петербург: +7 981-761-00-72

Тема 21. Конституционные основы судебной власти

Вопрос 1. Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности:

Федеральным Собранием;

Президентом РФ;

Советом Федерации по представлению Президента РФ;

Государственной Думой по представлению Президента РФ.

Вопрос 2. Судьи в Российской Федерации назначаются на срок:

10 лет;

20 лет;

30 лет;

5 лет;

нет правильного ответа.

Вопрос 3. В компетенцию какого органа входит проверка конституционности правоприменительной практики, сложившейся на основании применения определенного законодательства?

Прокуратура РФ;

Верховный суд РФ;

Высший Арбитражный Суд РФ;

Конституционный Суд РФ;

всех вышеперечисленных.

Вопрос 4. Конституционный Суд РФ состоит из:

10 судей;

15 судей;

19 судей;

17 судей;

21 судьи.

Вопрос 5. Судьей Верховного Суда РБ может быть гражданин, имеющий высшее юридическое образование, сдавший квалификационный экзамен, не моложе:

25 лет и не старше 60 лет;

30 лет и имеющий стаж по юридической специальности не менее 5 лет;

35 лет и имеющий стаж по юридической специальности не менее 10 лет;

35 лет и не старше 60 лет;

25 лет и имеющий стаж по юридической специальности не менее 3 года.

Вопрос 6. Независимость судей Высшего Арбитражного Суда РБ обеспечивается:

их несменяемостью, знанием ими законов РБ;

их высокой квалификацией, порядком их избрания и освобождения;

созданием необходимых условий для деятельности суда и порядком их назначения;

их несменяемостью, порядком их избрания и освобождения, юридической процедурой разрешения дел, а также материальным и социальным обеспечением судей;

их высокой квалификацией и несменяемостью.

Вопрос 7. Судьей Высшего Арбитражного Суда РБ может быть избрано лицо:

достигшее ко дню выборов возраста 25 лет, с высшим юридическим образованием, имеющее рекомендацию министерства юстиции;

достигшее ко дню выборов возраста 20 лет, с опытом практической работы не менее 3 лет, с высшим юридическим образованием;

с опытом практической правовой работы не менее 5 лет, с высшим юридическим образованием, высокой квалификации;

обладающее необходимыми познаниями в области экономики и права, опытом адвокатской деятельности не менее 10 лет;

достигшее ко дню выборов возраста 25 лет, с высшим юридическим образованием, с опытом практической правовой работы в народном хозяйстве 3 года, обладающее высокой квалификации.

Вопрос 8. По Закону РБ «О третейском суде» полномочия третейского судьи прекращаются:

по решению Верховного Суда РБ;

по решению Высшего Арбитражного Суда РБ;

по представлению органов прокуратуры РБ;

по его просьбе или по соглашению сторон;

по решению постоянно действующего третейского суда.

Вопрос 9. Правосудие в России осуществляется:

Президентом РФ;

администрацией на местах;

только судами.

Вопрос 10. Какие суды являются основными и самыми мас­совыми:

Верховный Суд;

районный суд;

областной суд?

Вопрос 11. Какой орган судебной власти решает вопросы со­ответствия Конституции РФ тех или иных дей­ствий, документов:

Основной Суд;

Конституционный Суд;

Государственный Суд?

Вопрос 12. Какой суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административ­ным и иным делам, осуществляет надзор за дея­тельностью массовых судов:

Верховный Суд;

Главный Государственный суд;

Президентский суд?

Вопрос 13.Какой суд является высшей судебной инстанци­ей по экономическим спорам:

Высший Арбитражный Суд;

Высший Экономический Суд;

Высший Имущественный суд?

Вопрос 14. Какой орган поддерживает законность и право­порядок от имени государства:

магистратура;

прокуратура;

квестура?

Тема 23. Конституционные основы местного самоуправления

Вопрос 1. Органы местного самоуправления:

не входят в систему органов государственной власти;

входят в систему органов государственной вла­сти;

это зависит от Конституции или устава субъек­та Федерации.

Вопрос 2. Как осуществляется местное самоуправление в городских, сельских поселениях и на других территориях:

с учетом исторических и иных местных тради­ций;

по директивам вышестоящих органов власти;

по швейцарской системе?

Тема 28. Конституционные основы пересмотра Основного Закона Российской Федерации

Вопрос 1. Положения каких глав Конституции не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием:

1. 3, 4 и 8;

2. 1,2 и 9;

3. 5, 6 и 7?

Вопрос 2. Какой орган призван либо подтверждать неиз­менность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывать проект новой Конституции Российской Федерации (в оговоренном ст. 135 случае):

Конституционное Собрание;

Конституционный Совет;

Конституционный Конвент?

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ И ЭКЗАМЕНУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«КОНСТИТУЦИОННОЕ (ГОСУДАРСТВЕННОЕ) ПРАВО РОССИИ».

1. Понятие и предмет конституционного права.

2. Соотношение государственного права и конституционного права.

3. Методология конституционного права.

4. Этапы становления и развития конституционного права.

5. Тенденции развития конституционного права Российской Федерации.

6. Конституционное понимание.

7. Понятие, сущность, предмет и особенности науки конституционного права.

8. Исходные положения науки конституционного права.

9. Концепции государственной власти.

10. Соотношение предмета и объекта конституционного права.

11. Понятийный и категориальный аппарат науки конституционного права.

12. Конституционно-правовые институты.

13. Соотношение института государства и государственности.

14. Государственно-правовой режим.

15. Система и структура конституционного права.

16. Верховенство и единство государственной власти.

17. Конституционные основы государственной власти.

18. Предмет и свойства конституционного регулирования.

19. Механизм конституционного регулирования.

20. Понятие и сущность Конституции.

21. Классификация и структура конституций.

22. Концепции и элементы современного конституционализма.

23. Соотношение Конституции и отраслевых законодательств.

24. Прямое (непосредственное) действие Конституции.

25. Основные положения Конституции РСФСР 1918 года.

26. Основные положения Конституции СССР 1924 года и РСФСР 1925 года.

27. Основные положения Конституции СССР 1936 года и РСФСР 1937 года.

28. Основные положения Конституции СССР 1977 года и РСФСР 1978 года.

29. Конституция РФ 1993 года. Основные положения Конституции РФ 1993 года.

30. Основные функции Конституции РФ.

31. Реализация Конституции.

32. Конституционно-правовая ответственность.

33. Понятие, функции и признаки источников конституционного права.

34. Классификация источников конституционного права.

35. Социальное назначение источников конституционного права: понятие и общая характеристика.

36. Государственный суверенитет Российской Федерации.

37. Федерализм — принцип российского конституционализма.

38. Принцип разделения властей.

39. Принцип согласования в многоуровневом правотворчестве.

40. Нормы Конституционного права: понятие, виды, классификация, признаки, структура.

41. Субъекты конституционного права.

42. Конституционно-правовые отношения.

43. Основы конституционного строя РФ: понятия и элементы.

44. Содружество Независимых Государств: сущность, принципы и источники права.

45. Основы правового статуса человека и гражданина: понятие, признаки, принципы.

46. Конституционные основы народовластия.

47. Гражданство РФ: понятия, признаки, принципы, основания приобретения и прекращения.

48. Государственное (национально-государственное) устройство: понятие и формы.

49. Конституционно-правовой статус Российской Федерации.

50. Российская Федерация как субъект международного права.

51. Учение о федерализме.

52. Этапы становления российского федерализма.

53. Полномочный представитель РФ в федеральном округе.

54. Договор в конституционном праве.

55. Субъекты РФ: понятия и виды.

56. Конституционно-правовой статус республики, края, области в составе РФ.

57. Административно-территориальное устройство РФ: понятие, принципы, структура, порядок изменения.

58. Предметы ведения РФ.

59. Предметы ведения и полномочия субъектов Российской Федерации.

60. Совместное ведение РФ и ее субъектов.

61. Участие субъектов Российской Федерации в международных связях.

62. Национально-культурные автономии.

Какие дела рассматривает областной суд

Система и структура органов государственной власти.

64. Избирательное право: понятие, виды, принципы.

65. Организация и проведение выборов.

66. Референдум: понятие, конституционные основы, виды.

67. Понятие института президентства.

68. Выборы Президента РФ.

69. Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации.

70. Проблемы имплементации в международном праве.

71. Способы конституционализации.

72. Процедура импичмента в РФ.

73. Роспуск Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

74. Понятие парламента и парламентаризма.

75. Конституционно-правовой статус Федерального Собрания РФ.

76. Порядок формирования палат Федерального Собрания РФ.

77. Статус членов Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

78. Структура Федерального Собрания РФ.

79. Законодательный процесс и виды законов РФ.

80. Полномочия и акты палат Федерального Собрания РФ.

81. Понятие и сущность исполнительной власти Российской Федерации.

82. Конституционный статус Правительства Российской Федерации.

83. Порядок формирования Правительства Российской Федерации.

84. Компетенция и акты Правительства РФ.

85. Структура Правительства и виды федеральных органов исполнительной власти.

86. Порядок отставки и сложение полномочий Правительства Российской Федерации.

87. Высшее должностное лицо субъекта РФ: понятие и полномочия.

88. Полномочия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

89. Основы деятельности и основные полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.

90. Судебная власть: понятия, задачи, принципы и особенности.

91. Конституционные основы судебной системы Российской Федерации.

92. Конституционно-правовой статус судей в РФ.

93. Формирование и структура Конституционного Суда в РФ.

94. Конституционно-правовой статус Конституционного Суда РФ.

95. Верховный Суд Российской Федерации.

96. Высший арбитражный суд Российской Федерации.

97. Демократические принципы правосудия РФ.

98. Прокуратура Российской Федерации.

99. Компетенция и акты Конституционного Суда РФ.

100. Конституционно-правовой статус местного самоуправления.

101. Принципы организации местного самоуправления.

102. Гарантии местного самоуправления.

103. Совет безопасности РФ.

104. Режим чрезвычайного положения.

105. Режим военного положения.

106. Режим в зоне проведения контртеррористической операции: понятие и установления.

107. Безопасность личности в период действия особых правовых режимов.

108. Государственные символы Российской Федерации.

109. Конституционные основы пересмотра основного закона Российской Федерацию.

110. Общественная палата РФ: понятие, цели, задачи, порядок формирования (Федеральный закон от 04.04.05 № 32-ФЗ).

111. Государственный Совет при Президенте РФ: понятие, цели, порядок формирования.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *