0

Камеральная проверка по НДС

Камеральная проверка по НДС: представление документов

Вопрос обоснованности требований налоговой инспекции о представлении налогоплательщиком в ходе камеральной проверки документов, подтверждающих операции, поименованные в п. 2 ст. 146 НК РФ, оставался спорным долгое время. В то время как одни организации представляли в ИФНС копии книг покупок и продаж, счета-фактуры, договоры, акты приема-передачи, регистрационные документы и пр., другие пытались в судебном порядке доказать, что данное требование инспекции противоречит действующему законодательству о налогах и сборах. Точки над i расставило недавно вышедшее Постановление ВАС. Подробности — в предложенной статье.

Основания для налоговых споров и позиция ВАС

Налоговым органам согласно пп. 1 и 2 п. 1 ст. 31 НК РФ предоставлено право проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ, а также требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах документы, подтверждающие правильность исчисления и уплаты налогоплательщиком налогов.

В силу норм п. п. 6 и 8 ст. 88 НК РФ в ходе проведения камеральной проверки по НДС налоговая инспекция вправе истребовать документы, подтверждающие право организации на применение налоговых льгот и получение налоговых вычетов, заявленных в декларации. Как правило, этим правом налоговики пользуются на 100%.

Положения ст. 88 НК РФ, в частности п. 7, указывают на то, что у налогового органа в рамках проведения камеральной проверки по НДС отсутствует право требования подтверждающих документов по основаниям, отличным от двух указанных выше.

На практике при направлении в адрес организации требования о представлении копий документов, необходимых для камеральной проверки, налоговая инспекция исходит из того, что гл. 21 НК РФ предусматривает предоставление налогоплательщикам налоговых льгот в виде исключения некоторых операций из объекта обложения НДС. Таким образом, руководствуясь нормами ст. 93 НК РФ, налоговики обязывают организации документально подтверждать обоснованность операций, предусмотренных п. 2 ст. 146 НК РФ, а именно:

  • операций, указанных в п. 3 ст. 39 НК РФ <1> (пп. 1);
  • передачи на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления (или по решению указанных органов специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению) (пп. 2);
  • передачи на безвозмездной основе, оказания услуг по передаче в безвозмездное пользование объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям (пп. 5);
  • операций по реализации земельных участков (долей в них) (пп. 6);
  • передачи имущественных прав организации ее правопреемнику (правопреемникам) (пп. 7) и др.

<1> В этом пункте поименованы передача имущества, если она носит инвестиционный характер (в частности, вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности)); передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества или товарищества (его правопреемнику или наследнику) при выходе (выбытии) из него, а также при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками; передача имущества в пределах первоначального взноса участнику договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), договора инвестиционного товарищества или его правопреемнику в случае выдела его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества и т.д.

Согласно п. п. 44 — 44.7 Порядка заполнения налоговой декларации по НДС <2> информация по операциям, которые не признаются объектом налогообложения в соответствии с п. 2 ст. 146 НК РФ, отражается в разд. 7 налоговой декларации.

<2> Утвержден Приказом Минфина России от 15.10.2009 N 104н "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и Порядка ее заполнения".

Судьи в Постановлениях ФАС МО от 24.04.2008 N КА-А40/13262-07-2 <3>, ФАС ПО от 25.01.2012 N А65-9081/2011 согласились с доводами налоговых инспекций, что перечисленные выше операции подпадают под понятие льготы, установленной ст. 56 НК РФ. Соответственно, непредставление налогоплательщиком истребованных инспекторами в подтверждение применения льготы документов квалифицировалось судом как отказ в представлении налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, и в соответствии со ст. 126 НК РФ каралось взысканием штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ.

<3> Определением ВАС РФ от 13.08.2008 N 10252/08 отказано в передаче дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора.

Примечание. Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые налогоплательщикам отдельных категорий предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

По такому же сценарию развивались события и для ООО "ТФК", которое отказалось представлять инспекции затребованные документы, ссылаясь на неиспользование льгот по НДС. Проиграв дела во всех трех судебных инстанциях, организация не отчаялась и обратилась в высший хозяйственный суд страны, где смогла доказать свою правоту. Спорная ситуация в данном случае заключалась в документальном подтверждении операции по реализации земельного участка, однако сделанный высшими арбитрами вывод распространяется на все операции, перечисленные в п. 2 ст. 146 НК РФ. Таким образом, Президиум ВАС в Постановлении от 18.09.2012 N 4517/12 указал, что поименованные в п. 2 ст.

Камеральная проверка по НДС: когда подтверждаем освобождение

146 НК РФ операции не являются льготами в смысле ст. 56 НК РФ.

Дело в том, что данные операции не признаются объектом обложения НДС, в то время как льготы могут быть применимы только в отношении объектов налогообложения. Кроме того, суммы по операциям, указанным в п. 2 ст. 146 НК РФ, не учитываются всеми налогоплательщиками при формировании налоговой базы по НДС, то есть преимущества каким-либо отдельным категориям налогоплательщиков в данном случае не предоставляются.

Таким образом, как указал Президиум ВАС, направление налогоплательщику при проведении камеральной налоговой проверки требования о представлении документов, подтверждающих правомерность отражения в налоговой отчетности операций, не облагаемых НДС, противоречит нормам ст.

88 НК РФ. Следовательно, привлечение организации к налоговой ответственности на основании п. 1 ст. 126 НК РФ по указанному основанию неправомерно.

Обратите внимание! По мнению автора, вывод Президиума ВАС об отсутствии обязанности представлять подтверждающие документы по операциям, поименованным в п. 2 ст. 146 НК РФ, распространяется только на камеральную проверку, поскольку в отношении выездной налоговой проверки законодательством о налогах и сборах установлен особый порядок ее проведения.

Подавать ли "уточненку"?

В случае если организация осуществляла операции, поименованные в п. 2 ст. 146 НК РФ, но по каким-то причинам не отразила данную информацию в разд. 7 декларации по НДС, существует ли у ИФНС возможность отказать в возмещении налога по такой декларации? На наш взгляд, законных оснований для отказа в возмещении НДС по налоговой декларации с незаполненным разд. 7 у налоговой инспекции нет. Согласно п. 1 ст. 81 НК РФ, п. 2 Порядка заполнения налоговой декларации по НДС налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в декларацию и представить в налоговый орган "уточненку" при обнаружении в документе факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате.

Так как данные, указываемые налогоплательщиком в разд. 7 декларации, не оказывают влияния на налоговую базу по НДС и, как следствие, не приводят к занижению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, налогоплательщик вправе внести в декларацию необходимые изменения и представить в налоговый орган "уточненку". При этом представленная после истечения установленного срока подачи уточненная декларация не считается представленной с нарушением срока (п. 1 ст. 81 НК РФ). Сделанный вывод подтверждается также Письмом УФНС по г. Москве от 05.07.2010 N 16-12/070210.

* * *

Поскольку освобождение от обязанности уплачивать НДС по основаниям, указанным в п. 2 ст. 146 НК РФ, не носит характер льготы, у налогоплательщика в ходе проведения камеральной налоговой проверки отсутствует обязанность по подтверждению своего права не уплачивать НДС по произведенным операциям.

Обратите внимание! Согласно Постановлению Президиума ВАС N 4517/12 вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов по делам со схожими фактическими обстоятельствами, принятые решения по которым противоречат представленным в данном документе выводам, могут быть пересмотрены на основании п. 5 ч. 3 ст. 311 АПК РФ, если для этого нет других препятствий.

А.М.Кошкина

Эксперт журнала

"Налоговая проверка"

Поиск Лекций

Автоматизированные камеральные налоговые проверки по НДС.

Итак, применение АСК НДС-2 стало реальностью нашей жизни – налоговая инспекция получила механизм тотального контроля за движением НДС между компаниями. Наша задача – анализировать проблемы и преимущества данного процесса – не секрет, что многие предприниматели уже научились использовать программу и выстроили с ИФНС продуктивные отношения, помогающие своему бизнесу.

Ø Как снизить риски возникновения претензий в ходе камеральной проверки.

Добросовестный налогоплательщик тоже не застрахован от внимания налоговых органов, особенно если его поставщик относится к категории недобросовестных контрагентов, фирмам-однодневкам, что легко выявляется в ходе камеральной проверки. В этом случае налоговый орган вправе отказать покупателю в вычете налога, так как налогоплательщиком не проявлена должная осмотрительность при выборе контрагента.

o Проверить своего контрагента легко можно при помощи сервисов ФНС России: «Проверка корректности заполнения счетов-фактур», «Проверка контрагента».

Налогоплательщик может существенно снизить риски возникновения претензий в ходе камеральной налоговой проверки налогоплательщикам, приняв следующие меры:

§ введение внутреннего контроля за порядком формирования декларации по НДС, включая формирование протокола по КС перед сдачей отчетности в налоговый орган, ее проверку на соответствие установленному формату, проверку корректности и полноты, отражаемых в декларации данных;

§ соблюдение правил заполнения счетов-фактур, книг продаж и покупок, журналов учета счетов-фактур, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 №1137;

§ оптимизация учетной системы в части правильности ведения справочников контрагентов;

§ проявление должной осмотрительности при выборе контрагента, не обладающего признаками реального хозяйствующего субъекта, руководствуясь принципом добросовестности, сформулированном в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 №53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды»;

§ применение электронного документооборота по счетам-фактурам с налогоплательщиками.

Соблюдение этих мер поможет налогоплательщику свести к минимуму общение с налоговым органом при камеральном контроле, и, более того, даст возможность избежать выездной налоговой проверки, которая, как правило, влечет за собой значительные временные и финансовые издержки.

Ø Как пытаются обмануть проверочную программу по НДС.

o Однодневка — транзитер — покупатель. Такие цепочки инспекторы отслеживают и, если видят расхождения в отчетности контрагентов, запрашивают пояснения. Однодневки подают уточненки с НДС к уплате в той сумме, которую покупатель поставил к вычету. Но по факту ничего не перечисляют. Компании думают, что на этом все заканчивается, ведь расхождений больше нет. А на самом деле тщательная проверка только начинается. Цель — выявить налоговые разрывы, когда покупатель заявил вычет, а поставщик не начислил налог.

o Сейчас на камералках по НДС инспекторы в первую очередь проверяют цепочки из трех и более звеньев. Разрывы могут быть в результате ошибки у поставщика или покупателя. Добросовестные компании исправят ошибки, и вопросов у налоговиков не будет.

Другой вид разрывов возникает по сделкам с однодневками. Здесь возможны два способа:

ü Первый — рискованный, его уже используют редко: покупатель приобретает напрямую у однодневки фиктивные товары или услуги.

ü Второй способ — товар реальный, но цена завышена за счет фиктивных перепродавцов — транзитеров. У таких транзитеров нет явных признаков однодневки. Например, они отвечают на запросы налоговиков, сдают ненулевую отчетность, арендуют помещение. Руководитель транзитера может на проверке подтвердить сделки с покупателем.

o Таким образом, компании пытаются усложнить налоговикам проверку вычетов. Но инспекторы об этом знают, поэтому главная задача — определить, кто получает выгоду от схемы, и снять у него вычеты.

Какие цепочки инспекторы отслеживают в первую очередь.

Начинают с деклараций всех участников цепочки. Если однодневка не отчиталась или сдала нулевку, а ее покупатель-транзитер применил вычеты, то запросят пояснения по расхождениям. Однодневка сдает декларацию по той операции, по которой покупатель заявил вычеты. Но налог по факту не платит. В итоге формально расхождения в программе устранены, но бюджет денег так и не получил.

o Компании считают, что раз расхождения устранены, то налоговики цепляться не будут. Это заблуждение. Инспекторы не прекращают налоговый контроль после того, как получают уточненку или первичную декларацию от однодневки. Они проверяют реальность сделки по всей цепочке и, как правило, обнаруживают новые расхождения. Результатом, который устроит чиновников, должна быть уточненка покупателя-выгодоприобретателя. В ней он должен убрать вычеты в сумме, которую не заплатила однодневка.

o Таким образом, риски углубленных проверок для компаний, которые строят схему с однодневками, растут. Плюс для компаний в том, что камералка ограничена трехмесячным сроком. Поэтому налоговики могут не успеть доказать схему. Но если общая сумма возможных доначислений НДС и налога на прибыль по фиктивным сделкам значительна, инспекторы назначат выездную ревизию.

Ø Наиболее часто допускаемые ошибки налогоплательщиками:

o одностороннее изменение реквизитов счета-фактуры при отражении его в книге покупок. Так, это не корректное указание № и даты счета-фактуры, ИНН контрагента и т.д. Нередко присвоение контрагентам одинакового ИНН, или вообще не отражение ИНН контрагента, что также влечет за собой расхождения. Данные реквизиты должны быть идентичными как у Покупателя, так и у Продавца, и соответствовать реальным данным;

o некорректное заполнение стоимостных показателей при реализации своего права на вычет частично. Налогоплательщик, который пользуется правом частичного вычета по НДС, указывает номер и дату счета-фактуры, ИНН/КПП контрагента и стоимость товаров (работ, услуг) в полном объеме, а сумму НДС, только в той части, которая предъявляется к вычету;

o неверное указание кода видов операций;

o объединение нескольких счетов-фактур в одну (например, полученных от Ростелеком, Мегафон и т.д.);

o неправильное отражение операций, совершенных с участием посредников;

o неправильное отражение корректировочных и исправительных счетов-фактур, счетов-фактур по авансовым операциям;

o некорректное указание номера заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов;

o несоответствие информации в декларации на товары с данными налогоплательщика.

Ø Для справки: Процесс администрирования НДС выглядит следующим образом.

o Все налоговые декларации по НДС подаются в электронном виде, книга покупок и продаж идет как приложение к декларации, и вся налоговая отчетность стягивается в центры обработки данных.

o Декларации по НДС проходят автоматизированную камеральную налоговую проверку, по результатам которой налогоплательщики, допустившие ошибки, получают требования о представлении пояснений по контрольным соотношениям или по расхождениям данных счетов-фактур.

o АСК НДС-2 позволяет сопоставлять данные счетов-фактур Покупателя и Продавца, выстраивать цепочки контрагентов и формировать вектор доказательной базы (наличие умысла, согласованности действий контрагентов) в соответствии с нормами налогового законодательства, т.е. выявление выгодоприобретателей налогового разрыва. Программа анализирует все представленные плательщиком декларации по всем налоговым периодам.

§ На первоначальном этапе выявляются ошибки, допускаемые налогоплательщиками при формировании налоговой декларации по НДС. Такие как не отражение сведений книги продаж и покупок (разделы 8-9), а также журналов счетов-фактур (разделы 10-11) при наличии показателей налоговой базы и вычетов в декларации или несоответствие показателей Раздела 3 показателям Разделов 8 и 9, несоответствие показателей декларации контрольным соотношениям и т.д. В случае выявления расхождений автоматически формируется требование по контрольным соотношениям.

§ Далее происходит сопоставление записей о счетах-фактурах у Покупателя и Продавца и в случае выявления расхождений автоматически формируется требование с протоколом расхождений.

В случае получения таких требований налогоплательщику необходимо:

ü во-первых, направить в налоговый орган квитанцию по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) о получении документа (п. 5.1 ст.

Камеральная проверка по НДС: представление документов

23 НК). В случае не представления квитанции о приеме требования налоговый орган вправе вынести решение о приостановлении движения денежных средств на счетах налогоплательщика в банках;

ü во-вторых, после анализа допущенных ошибок, нужно представить уточненную налоговую декларацию по НДС с исправленными записями.

§ Если налоговые обязательства не изменяются, то можно представить пояснение, как в формализованном (в виде табличной электронной формы, где можно подтвердить те записи, которые плательщик считает правильными, и откорректировать реквизиты в тех, записях, в которых выявлены ошибки), так и в произвольном виде. Желательно, одновременно с пояснениями представить копии подтверждающих документов, во избежание дополнительных вопросов.

§ Оптимальным вариантом является использование формализованного ответа по ТКС, т.к. при этом исключается ручная обработка данных, сокращается время на подготовку ответов, и сам ответ не нужно формулировать в свободной форме.

Но необходимо учитывать, что формализованный ответ или пояснение используется только в случаях исправления технических ошибок. При этом стоимость и сумму НДС менять нельзя, так как если стоимость и (или) сумма НДС указаны не правильно, то необходимо представлять ТОЛЬКО уточненную налоговую декларацию.

©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный университет»

Факультет мировой экономики и финансов

Кафедра теории финансов, кредита и налогообложения

Реферат

по дисциплине

«организация и методика проведения налоговых проверок»

на тему:

Методика проведения камеральной налоговой проверки по налогу на добавленную стоимость

Выполнила:

студентка гр. НО-061

Шабанова М.А.

Проверила:

к.эк.н., доцент Чухнина Г.Я.

Волгоград 2010

Введение…………………………………………………………….………3

1. Порядок проведения камеральной налоговой проверки налога на добавленную стоимость…………………………………………………….…….4

2. Проблемы камеральной проверки по налогу на добавленную стоимость и пути их решения ……………………………………………..……12

3. Перспективы и новые пути развития камеральной проверки по НДС……………………………………………………………………………….19

Заключение………………………………………………………………..23

Список используемой литературы………………………………………24

Приложения……………………………………………………………….26

Введение

Камеральная проверка является средством налогового контроля, эффективность которого является необходимым условием функционирования налоговой системы любого государства. При его отсутствии или низкой результативности трудно рассчитывать на то, что налогоплательщики будут своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы.

Особо важным направлением камеральной проверки является проверка обоснованности заявленных плательщиком сумм к возмещению НДС по экспорту, т.к. сами по себе эти суммы, как правило, велики, а по объему и составу проверяемых документов такая камеральная проверка приближается к выездной.

Актуальность темы работы заключается в том, что в настоящее время камеральные проверки налоговых деклараций НДС — приоритетное направление контрольной работы налоговых органов, в котором много сложных и нерешённых вопросов.

Цель работы – исследовать методику проведения камеральной налоговой проверки по налогу на добавленную стоимость.

Задачи:

  1. Рассмотреть порядок проведения камеральной налоговой проверки НДС;

  2. Разобрать проблемы камеральной проверки по налогу на добавленную стоимость и пути их решения

  3. Охарактеризовать перспективы и новые пути развития камеральной проверки по НДС.

1. Порядок проведения камеральной налоговой проверки по налогу на добавленную стоимость

Порядок проведения камеральной налоговой проверки по налогу на добавленную стоимость установлен для всех налогоплательщиков. При этом его изменение в отношении отдельных налогоплательщиков нормами НК РФ не предусмотрен.

Объект проверки. Декларация по НДС является основанием для проведения КНП. Именно от даты ее представления, а не от даты представления последнего из документов, которые должны быть приложены к декларации в соответствии с требованиями НК РФ, начинает исчисляться отведенный для проверки трехмесячный срок (п. 8 ст. 88 НК РФ).

Несмотря на то, что срок проведения КНП составляет три месяца, налоговый орган вправе провести указанную проверку в более короткий срок.1

Истребование документов. Проанализировав п. п. 3 – 8 ст. 88 НК РФ, можно сделать вывод, что налоговый орган в рамках КНП вправе истребовать документы в следующих случаях:

— в декларации заявлено право на применение налоговых льгот (п. 6);

— в декларации заявлено право на возмещение налога (п. 8).2

Вместе с тем, если в ходе КНП выявлены ошибки в налоговой декларации и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается проверяемому с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок. В таких случаях налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, вправедополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).

В силу п. 1 ст. 126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, с 02.09.2010 – момента вступления в силу Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ — влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ.3

Налоговые льготы. Если в декларации заявлены налоговые льготы, инспекция вправе истребовать документы, подтверждающие право на них на основании п. 6 ст. 88 НК РФ.

Перечень льгот по НДС установлен в п. п. 1 — 3 ст.

Камеральная налоговая проверка по НДС: сроки и изменения в 2017-2018 годах

149 НК РФ. При этом налогоплательщик вправе отказаться от льгот по операциям, указанным в п. 3 статьи 149, представив в налоговый орган по месту учета соответствующее заявление (п. 5 ст. 149 НК РФ).4

Что касается срока представления указанных документов в налоговые органы, то в п. 6 ст. 88 НК РФ такой срок не предусмотрен. В то же время Минфин в Письме от 10.10.2008 N 03-07-07/103 сообщает, что в данном случае следует руководствоваться п. 3 ст. 93 НК РФ, согласно которому документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней со дня вручения соответствующего требования.5

Также следует учитывать, что если сумма налога по декларации подлежит доплате в бюджет, то требовать от налогоплательщика представления каких-либо иных документов, не относящихся к применению той или иной льготы, контролеры не вправе.

Документы, которые налоговый орган может истребовать для подтверждения налоговых вычетов. Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ, производятся на основании:

— счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав;

— документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;

— документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами;

— иных документов в случаях, предусмотренных п. п. 3, 6 — 8 ст. 171 НК РФ.

Как видим, ст. 172 НК РФ не предусматривает конкретного и закрытого перечня документов, обосновывающих вычеты. Поэтому налоговые органы имеют возможность истребовать при проведении камеральной проверки широкий и неопределенный круг документов, которые обосновывают вычеты по НДС, в том числе и первичные учетные документы.

В Письме Минфина России от 02.05.2007 N 03-02-07/1-209 указано, что налоговые органы имеют возможность истребовать документы, которые обосновывают вычеты по НДС, в том числе и регистры налогового и бухгалтерского учета.6

Налоговое законодательство не содержит определения первичных документов. В силу ст. 11 НК РФ следует обратиться к определению, которое дается в ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", где первичные документы определены как оправдательные (договоры, акты, накладные, ведомости, спецификации, платежно-расчетные документы и др.), которыми должны оформляться все хозяйственные операции.7 Следовательно, информация, необходимая налоговым инспекторам при проверке правильности исчисления НДС и применения индивидуальным предпринимателем вычетов, содержится не только в счетах-фактурах, но и в первичной документации. При отсутствии таких документов налоговая инспекция не имеет возможности проверить как обоснованность вычетов, так и правильность определения предпринимателем налоговой базы по НДС. Контролирующие органы могут затребовать:

— договор аренды помещения (или документ, подтверждающий право собственности на помещение);

— подробные оборотно-сальдовые ведомости (по счетам 60 и 62 с расшифровкой контрагентов);

— документы (товарные накладные и др.), подтверждающие постановку на учет ТМЦ и основных средств (информация по счетам 10, 41, 01, 07);

— объяснительную записку с подробным описанием товарного потока, которая включает информацию об основных поставщиках, грузоотправителях, месте хранения товаров и материалов, основных покупателях;

— счета-фактуры (или по крупным суммам, или все, или по суммам, подлежащим к вычету);

— книгу покупок;

— книгу продаж;

— анализ счетов 68, 62, 90, 60;

— акты по оказанным услугам (например, экспедиционно-транспортным).

В налоговую инспекцию представляются не сами документы, а их копии. Все документы должны быть пронумерованы, прошнурованы, опечатаны печатью предприятия с указанием даты представления, а также подписаны директором и бухгалтером. Кроме того, составляется опись представляемых документов в двух экземплярах: один из них передается в инспекцию, а на втором налоговый инспектор делает отметку о приеме документов с датой и росписью и передает налогоплательщику.

В соответствии с п. п. 3 и 4 ст. 93.1 НК РФ налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет письменное поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация). В течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации). К данному требованию прилагается копия поручения об истребовании документов (информации).8

Срок, в течение которого представляются истребованные документы. Документы и пояснения, которые запрашиваются в случае выявления ошибок в налоговой декларации, противоречий и (или) несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, налогоплательщик должен представить в течение пяти рабочих дней с момента получения сообщения от налогового органа о выявленных противоречиях.

Несмотря на то, что внесенные поправки в порядок проведения камеральных проверок сняли некоторые вопросы, возникавшие ранее, тем не менее, как показывает практика, еще требуются доработки и уточнения, в частности, относительно того, вправе ли налоговый орган запрашивать документы, подтверждающие вычет, если в декларации не заявлена сумма налога к возмещению, а также в части определения перечня документов, которые могут быть истребованы для подтверждения права налогоплательщика на применение вычетов по НДС.9

Результаты камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость. Несмотря на то, что сумму НДС, указанную в налоговой декларации, налоговые органы возвратили налогоплательщику, камеральная налоговая проверка налоговой декларации продолжится. В ходе этой проверки специалисты налоговых органов проверят обоснованность суммы НДС, заявленной к возмещению (п. 11 ст. 176.1 НК РФ). В результате проверки означенные специалисты могут выявить нарушения налогового законодательства, а могут не выявить таковых.

Страницы: следующая →

1234Смотреть все

Похожие страницы:

admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *