0

Камеральная проверка

Поря­док подписания и рассмотрения акта камераль­ной проверки, возражения по акту. Выполнение решения налоговых органов.

По завершении проверки должностные лица налогового органа составляют акт, если в ходе проверки установлен факт совершения налогоплательщиком налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах (п. 5 ст. 88 НК РФ). Из этой нормы можно сделать вывод: если налоговый орган не выявил никаких нарушений в ходе проверки, акт не составляется.

Однако в акте указываются, в частности, документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или делается запись об отсутствии таковых (пп. 12 п. 3 ст. 100 НК РФ). Из этой нормы следует, что даже при отсутствии нарушений со стороны налогоплательщика налоговый орган все-таки должен составить акт.

Президиум ВАС РФ в Постановлении от 12.04.2011 N 14883/10 пришел к следующему выводу. Если в ходе камеральной проверки налоговым органом не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, составлять акт нет необходимости.

На основании пп. 12 п. 3 ст. 100 НК РФ в акте отражаются документально подтвержденные факты выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, достоверность которых в соответствии со ст. 101 НК РФ (с учетом возражений налогоплательщика) оценивается налоговым органом в ходе рассмотрения материалов проверки. Причем закон не требует от налогового органа уведомлять проверяемое лицо о результатах проведенной камеральной проверки и дате ее завершения (см. Письмо УФНС России по г. Москве от 21.05.2009 N 20-14/4/051403@). Исключением является камеральная проверка декларации по НДС при применении заявительного порядка возмещения налога. Если при такой проверке выявлены нарушения, по ее завершении, как и во всех остальных случаях, налоговая инспекция составит акт (п. 3 ст. 176, п. 13 ст. 176.1 НК РФ).

Если в результате такой проверки налоговый орган нарушений не выявил, он должен уведомить об этом налогоплательщика в письменной форме в течение семи дней после ее окончания (п. 12 ст.

Акт камеральной налоговой проверки

176.1 НК РФ). Однако и в этом случае акт проверки не составляется (Постановление Президиума ВАС РФ от 12.04.2011 N 14883/10). Данную позицию Президиума ВАС РФ приняли к сведению налоговые органы (п. 14 Письма ФНС России от 12.08.2011 N СА-4-7/13193@).

Кроме того, если налоговый орган не выявит никаких нарушений, он в течение семи дней обязан принять решение о возмещении сумм НДС (п. 2 ст. 176 НК РФ).

Акт проверки составляется по правилам, установленным ст. 100 НК РФ, и по форме, утв. Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@. Составить акт налоговый орган должен в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.

Таким образом, по мнению Минфина России, максимальный срок для составления и направления налоговым органом налогоплательщику акта камеральной налоговой проверки, в ходе которой выявлено налоговое правонарушение, составляет три месяца и 10 дней со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета). К этому времени прибавляются еще пять дней, в течение которых акт камеральной налоговой проверки должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась такая проверка (Письмо Минфина России от 09.12.2008 N 03-02-07/1-503).

В акте камеральной налоговой проверки указываются:

— дата акта налоговой проверки. Под таковой понимается дата подписания акта лицами, проводившими проверку;

— полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество проверяемого лица (участников консолидированной группы налогоплательщиков). В случае проведения проверки организации по месту нахождения ее обособленного подразделения помимо наименования организации указываются полное и сокращенное наименования проверяемого обособленного подразделения и место его нахождения;

— фамилии, имена, отчества лиц, проводивших проверку, их должности (с указанием наименования налогового органа, который они представляют);

— дата представления в налоговый орган налоговой декларации и иных документов;

— перечень документов, представленных проверяемым лицом в ходе налоговой проверки;

— период, за который проводилась проверка;

— наименование налога, в отношении которого проводилась налоговая проверка;

— даты начала и окончания налоговой проверки;

— адрес места нахождения организации или места жительства физического лица;

— сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении налоговой проверки;

— документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых;

— выводы и предложения проверяющих относительно устранения выявленных нарушений и ссылки на статьи НК РФ, если Кодексом предусмотрена ответственность за данные нарушения законодательства о налогах и сборах.

Акт камеральной налоговой проверки составляется в двух экземплярах, один из которых остается на хранении в налоговом органе, а другой вручается проверенному лицу (п. 2.3 Требований к составлению акта налоговой проверки, утв. Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@).

Акт камеральной проверки должен включать (п. 1.6 Требований к составлению акта налоговой проверки):

— вводную часть (общие положения);

— описательную часть (установленные факты);

— итоговую часть (выводы налоговых органов, предложения об устранении выявленных нарушений и ссылки на статьи об ответственности за эти правонарушения).

Вводная часть акта должна содержать (пп. 1 — 11 п. 3 ст. 100 НК РФ, п. 2.2 Требований):

— номер акта проверки (присваивается акту при его регистрации в налоговом органе);

— наименование места составления акта камеральной налоговой проверки;

— дату акта проверки. Под таковой понимается дата подписания акта лицом, проводившим проверку;

— должность, фамилию, имя, отчество лица, проводившего проверку, его классный чин (при наличии) с указанием наименования налогового органа;

— сведения о налоговой декларации (расчете), на основе которой проведена камеральная проверка (наименование налога (сбора), дата представления, указание, первичная она либо уточненная (корректирующая), регистрационный номер, период);

— полное и сокращенное наименование либо фамилию, имя, отчество лица, представившего налоговую декларацию (расчет). В случае представления налоговой декларации (расчета) организацией по месту нахождения ее филиала, представительства помимо наименования организации указываются их полное и сокращенное наименования;

— идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

— код причины постановки на учет (КПП);

— указание на то, что проверка проведена в соответствии с НК РФ, иными актами законодательства о налогах и сборах;

— даты начала и окончания проверки;

— место нахождения организации (ее филиала, представительства) или место жительства физического лица;

— перечень документов, представленных проверяемым лицом, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа, на основе которых проведена проверка;

— сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении камеральной налоговой проверки (об истребовании документов (информации) и иных действиях, произведенных при осуществлении камеральной налоговой проверки);

— иные необходимые сведения.

Требования к содержанию описательной части акта камеральной проверки содержатся в пп. 12 п. 3 ст. 100 НК РФ, п. 1.8 Требований к составлению акта налоговой проверки.

Порядок заполнения итоговой части акта камеральной проверки определен пп. 13 п. 3 ст. 100 НК РФ, п. 1.9 Требований к составлению акта налоговой проверки.

В этой части налоговый орган должен указать:

— сведения об общих суммах выявленных при проведении проверки неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов, об исчисленных в завышенных размерах налогах (с разбивкой по налогам и налоговым периодам);

— сведения о других установленных проверкой фактах нарушения (о завышении для целей налогообложения суммы убытков, завышении сумм НДС, предъявленных к возмещению из бюджета, и т.д.);

— предложения проверяющих об устранении выявленных нарушений.

Эти предложения должны содержать перечень конкретных мер, направленных на пресечение выявленных в результате проверки нарушений и полное возмещение ущерба, понесенного государством в результате их совершения проверяемым лицом:

— взыскание недоимки по налогам и сборам;

— пени за несвоевременную уплату налогов и сборов;

— приведение налогоплательщиком учета доходов (расходов) и объектов налогообложения в соответствие установленному законодательством порядку и т.д.;

— выводы проверяющих о наличии в деяниях налогоплательщика признаков налоговых правонарушений.

При этом должен быть указан вид совершенных налогоплательщиком правонарушений со ссылкой на статьи НК РФ, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений;

— указание количества листов приложений;

— указание на право представления возражений по результатам проверки.

Акт камеральной налоговой проверки вручается лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю. К акту прилагаются:

— документы, подтверждающие факты нарушения законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки;

— ведомости, таблицы и иные материалы.

Документы, полученные от налогоплательщика, в отношении которого проводилась проверка, к акту не прилагаются. Все экземпляры акта налоговой проверки являются идентичными и включают все указанные в нем приложения.

Если налогоплательщик не согласен с выводами, содержащимися в акте камеральной налоговой проверки, он вправе представить свои возражения на этот акт в целом или на отдельные его положения (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Возражения составляются в письменной форме. Налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность его возражений.

Срок представления возражений — 15 дней со дня получения акта налоговой проверки. Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало. Срок исчисляется в рабочих днях (п. п. 2 и 6 ст. 6.1 НК РФ).

Возражения подаются в налоговый орган, осуществлявший проверку и составлявший соответствующий акт.

О том, в какой форме (лично или путем направления по почте) налогоплательщик должен представить возражения, в НК РФ ничего не говорится. Это означает, что возражения могут быть представлены в любом порядке.

Тем не менее, на наш взгляд, налогоплательщику имеет смысл представить возражения непосредственно в налоговый орган, для того чтобы инспекторы гарантированно могли получить их до начала рассмотрения материалов налоговой проверки.

Если же по каким-либо причинам налогоплательщик пропустил 15-дневный срок подачи в налоговый орган письменных возражений на акт камеральной проверки, он имеет право давать свои объяснения в процессе рассмотрения материалов камеральной проверки (п. 4 ст. 101 НК РФ).

По результатам камеральной налоговой проверки руководитель налогового органа (его заместитель) выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение правонарушения либо решение об отказе в этом.

Соответственно, и решение по результатам проверки принимается, только если налоговый орган в ходе камеральной проверки выявил нарушения налогового законодательства и по окончании проверки составил акт.

При рассмотрении материалов как камеральной, так и выездной налоговой проверки установлены общие правила. Так, акт камеральной налоговой проверки, другие материалы проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства, а также представленные налогоплательщиком письменные возражения на указанный акт должны быть рассмотрены руководителем налогового органа (его заместителем). Решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения 15-дневного срока, установленного для представления возражений на акт проверки.

Обратите внимание! Руководитель налогового органа (его заместитель) извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки налогоплательщика, в отношении которого проводилась эта проверка (п. 2 ст. 101 НК РФ).

Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 1251;

АКТА КАМЕРАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ

Часть I — Камеральная налоговая проверка

1.2 Понятие, цель, виды камеральной проверки

После введения в силу НК РФ (часть 1) значение камеральных проверок возросло, поскольку налоговые органы потеряли право осуществлять постоянные выездные проверки без ограничения срока их проведения. В таких условиях налоговые органы могут и должны использовать право проводить камеральные проверки в полном объеме.

Конструкция статьи 88 НК РФ "Камеральная налоговая проверка" позволяет при проведении камеральных проверок осуществлять те же процессуальные действия, что и при проведении выездных проверок: вызвать свидетеля, осуществлять осмотр документов и предметов налогоплательщика, истребовать документы, привлечь специалиста.

Целью камеральной проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиком законодательных нормативных правовых актов о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений взыскание сумм неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов по выявленным правонарушениям, привлечение виновных лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений, а также подготовка необходимой информации для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

Основными этапами камеральной проверки являются:

    1) проверка полноты и своевременности представления налогоплательщиком документов налоговой отчетности, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

    2) проверка своевременности представления расчетов по налогам в налоговый орган;

    3) визуальная проверка правильности оформления документов налоговой отчетности (полноты заполнения всех необходимых реквизитов, четкости их заполнения и т.д.);

    4) проверка правильности составления расчетов по налогам, включающая в себя арифметический подсчет итоговых сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет и проверку обоснованности применения ставок налога и налоговых льгот, а также правильность отражения показателей, необходимых для исчисления налогооблагаемой базы;

    5) проверка правильности исчисления налогооблагаемой базы. Осуществляется сверка и анализ согласованности показателей, повторяющихся в бухгалтерской отчетности и налоговых расчетах с точки зрения достоверности отдельных показателей, наличие сомнительных моментов или несоответствий, указывающих на возможные нарушения налоговой дисциплины, логический контроль за наличием искажений в отчетной информации, сопоставление показателей с отчетными показателями предыдущего отчетного периода, взаимоувязка показателей бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций.

Направления, по которым проводится камеральная проверка, позволяют выделить следующие ее виды:

  • формальную проверку;

  • арифметическую проверку;

  • нормативную проверку;

  • непосредственную камеральную проверку.

Формальная проверка включает в себя проверку наличия всех установленных законодательством форм отчетности и документов (например, документов, подтверждающих предоставление налоговых льгот или подтверждающих экспорт продукции и т.д.). Проверяется также наличие и четкое заполнение всех предусмотренных правовыми актами обязательных реквизитов. Заполнение отчетности должно осуществляться ручкой, фломастером или методами машинной обработки. Не допускаются неоговоренные исправления. В случае отсутствия каких-либо данных в соответствующей строке ставится прочерк или делается ссылка об отсутствии оснований по заполнению определенных строк (форм). В ходе формальной проверки проверяется также наличие подписи налогоплательщика (руководителя и главного бухгалтера) и соответствии этих подписей имеющимся образцам. На представляемом втором экземпляре налоговой отчетности ставится отметка налогового органа о дате получения отчетности.

Арифметическая проверка дает возможность оценить правильность арифметического подсчета того или иного показателя, например, налогооблагаемой прибыли.

При арифметической проверке контролируется правильность подсчета итоговых сумм в документе, как по горизонтали, так и по вертикали.

Нормативная проверка — это проверка содержания документа с точки зрения соответствия его действующему законодательству. Именно этот метод позволяет выявить незаконные по содержанию документы, установить факты необоснованного списания затрат на себестоимость продукции, неправильности применения ставок налогов и т.д. При нормативной проверке налоговый инспектор руководствуется нормативной базой о налогах и сборах.

Акт камеральной налоговой проверки: обжалование документа и сроки оформления

Непосредственная камеральная проверка представляет собой логическую проверку корреспонденции цифровых данных, в соответствии с которыми налогоплательщик определяет сумму налога, подлежащую внесению в бюджет.

Приемы и методы проведения камеральной налоговой проверки являются закрытой информацией, которая представляет собой основные способы определения занижения налогоплательщиком налогооблагаемой базы без проведения выездной налоговой проверки. При этом сопоставляется информация, представленная налогоплательщиком ( его отчетность), с данными проведенных проверок налогоплательщика и информацией, поступающей (получаемой) из внешних источников.

До 01.01.99, то есть до введения в действие общей части Налогового кодекса Российской Федерации нормативная база для осуществления камеральной налоговой проверки была указана в законе РСФСР от 21.03.91. "О Государственной налоговой службе Российской Федерации", согласно которого налоговые органы имели право проверять все документы, связанные с исчислением и уплатой налогов, получать необходимые объяснения, справки, сведения по вопросам, возникающим при проверке, то есть такая формулировка подразумевала под собой проведение камеральной налоговой проверки. Кроме вышеуказанного Закона, достаточно долгое время других законодательных нормативных и ведомственных актов, в соответствии с которыми проводились бы камеральные налоговые проверки, не было, поэтому во многих районных налоговых инспекциях проведение камеральной налоговой проверки осуществлялось по временным методическим рекомендациям по различным видам налогов. Данные документы разрабатывались соответствующими инспекторскими отделами региональных инспекций и содержали, в основном, рекомендации об арифметической сверке отдельных показателей представленных расчетов, а также проверки своевременности и правильности оформления расчетов. Такое положение сохранялось до принятия регламента планирования и подготовки выездной налоговой проверки соблюдения налогового законодательства, утвержденного в марте 1997 года Государственной налоговой службой Российской Федерации, в соответствии с положениями которого и стали проводиться камеральные проверки. В положениях регламента впервые достаточно полно нашли свое отражение цели и задачи камеральной налоговой проверки, а также конкретные методические рекомендации по проведению камеральной проверки, а именно, порядок проведения сверки показателей расчетов, анализ отдельных показателей бухгалтерской отчетности и др.

После принятия Налогового кодекса появилась необходимость в новом документе, устанавливающем единые принципы проведения камеральной налоговой проверки, который бы отвечал всем требованиям Кодекса. Таким документом стал Регламент проведения камеральных налоговых проверок налоговой отчетности, оформления их результатов, утвержденный 28.01.99. Министерством Российской Федерации по налогам и сборам. Необходимо отметить, что Регламент камеральных налоговых проверок не отменил Регламента планирования и подготовки выездных налоговых проверок соблюдения налогового законодательства, а существенно расширил и дополнил уже существующие положения.

При возникновении спорных вопросов, связанных с исчислением сумм налогов, налоговый орган вправе истребовать от налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и необходимые документы. В данном случае срок проведения камеральной проверки исчисляется с момента представления налогоплательщиком указанных документов.

Толкование этой нормы позволяет прийти к выводу о том, что налоговый орган не вправе требовать от налогоплательщика представления любых документов. Истребуемые документы должны подтверждать правомерные действия налогоплательщика, а не способствовать установлению налоговых правонарушений. Вместе с тем, согласно статье 93 Налогового кодекса должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика необходимые для проверки документы. НК РФ не устанавливает ограничений по составу запрашиваемых документов. Единственное условие — документы должны относиться к тому налоговому периоду, за который представлена текущая налоговая отчетность(примерный образец требования стр.).

Пример. Допустим, срок представления отчетности по НДС — 20 марта.

Камеральная проверка может проводиться с 21 марта по 20 июня текущего года. В этот период налоговый орган может в соответствии с НК РФ воспользоваться своим правом истребовать у налогоплательщика документы, сведения или получить объяснения по порядку исчисления или своевременности уплаты налога.

Решение вопроса о том, какие именно документы необходимы для такой проверки, находится в компетенции налогового инспектора или другого должностного лица налогового органа. Отказ налогоплательщика от предоставления запрашиваемых при проведении камеральной налоговой проверки документов или непредоставление их в пятидневный срок признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную в статье 126 Налогового кодекса Российской Федерации "Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, необходимых для осуществления налогового контроля".

Приложение N 5 к Приказу ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@

Акт N 3-29/55 камеральной налоговой проверки

Общество с ограниченной ответственностью "Альфа" (ООО "Альфа")

г. Москва 13.07.2012

Мною, инспектором <!> Ивановым К.С., проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации <!> по налогу на добавленную стоимость Общества с ограниченной ответственностью "Альфа" (ООО "Альфа"), ИНН 7755134430 <!>, КПП 775501001, представленной 03.04.2012 в ИФНС России N 55 по г. Москве, расположенную по адресу: 173000, г. Москва, ул. Малахова, д. 32, за период I квартал 2012 г., регистрационный номер налоговой декларации 12030730, и других документов.

<!>

1. Общие положения

1.1. Проверка начата 04.04.2012. <!>

1.2. Место нахождения организации: 173000, г. Москва, ул. Малахова, д. 30.

1.3. Настоящая камеральная налоговая проверка проведена на основе налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за I квартал 2012 г., согласно которой налогоплательщиком заявлено:

— по строке 3_010_05 — сумма НДС по реализации товаров (работ, услуг), а также передаче имущественных прав по ставке 18% составила 2 300 000 руб.;

— по строке 3_120_05 — общая сумма НДС, исчисленная с учетом восстановленных сумм налога, — 2 300 000 руб.

Налоговые вычеты:

— по строке 3_130_03 — сумма налога, предъявленная налогоплательщику при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), имущественных прав, подлежащая вычету, всего — 1 800 000 руб.;

— по строке 3_220_03 — общая сумма НДС, подлежащая вычету, — 1 800 000 руб.;

— по строке 3_230_03 — итого сумма НДС, исчисленная к уплате в бюджет, — 500 000 руб.

1.4. В ходе настоящей камеральной налоговой проверки проведены следующие мероприятия налогового контроля:

1.4.1. ООО "Альфа" вручено Требование о представлении пояснений от 11.05.2012 N 1765. ООО "Альфа" представило письменные пояснения (исх. N 123-П от 14.05.2012).

1.4.2. В ходе проведения контрольных мероприятий по проверке обоснованности возмещения НДС, уплаченного поставщику товара, работ и услуг, с целью подтверждения факта финансово-хозяйственных отношений с контрагентом инспекцией направлен запрос о предоставлении дополнительной информации на проведение встречных проверок контрагента, а именно:

Инспекцией ФНС России N 55 по г. Москве в ИФНС России N 56 по г. Москве направлено поручение об истребовании документов (информации) у ООО "Сигма" (ИНН 7756051031/КПП 775601001) от 10.05.2012 N 12-05/5085@ и сопроводительное письмо от 10.05.2012 N 12-05/5086@. Получен ответ (исх. N 06-01/08793 от 16.05.2012).

1.4.3. В соответствии со ст. ст. 86, 93.1 НК РФ для подтверждения движения денежных средств по расчетным счетам ООО "Альфа" были направлены запросы о предоставлении выписки по операциям на счетах ООО "Альфа", ООО "Сигма" (ИНН 7756051031/КПП 775601001):

— в ЗАО "ТрансКредитБанк", г. Москва (исх. N 12-04/4667 от 10.05.2012). Получена выписка банка по расчетному счету ООО "Альфа" за период с 25.12.2009 (дата открытия счета) по 11.05.2012 (исх. N 10-11/13601 от 11.05.2012);

— в ОАО "Банк Москвы", г. Москва (исх. N 12-04/5319 от 10.05.2012). Ответ на данный запрос о предоставлении выписки по операциям на счете ООО "Сигма" (ИНН 7756051031/КПП 775601001) на данный момент не получен.

2. Настоящей проверкой установлено следующее:

2.1. В нарушение ст. ст. 171, 172 НК РФ налогоплательщиком предъявлена к вычету сумма налога на добавленную стоимость в размере 1 800 000 руб. за I квартал 2012 г.

Согласно представленным налогоплательщиком пояснениям ООО "Альфа" 13.01.2012 заключило с ООО "Сигма" (ИНН 7756051031/КПП 775601001) договор N 23 на поставку оборудования для автомоек фирмы "Дельта" в количестве 1000 шт. на общую сумму 11 800 000 руб., в том числе НДС 1 800 000 руб.

27.01.2012 ООО "Сигма" (ИНН 7756051031/КПП 775601001) выставило счет-фактуру N 81 в адрес ООО "Альфа" и товарную накладную от 27.01.2012 N 23-01 на сумму 11 800 000 руб., в том числе НДС 1 800 000 руб. (указанные документы к пояснениям не приложены). Налогоплательщик является перепродавцом.

Данные об оприходовании приобретенного оборудования налогоплательщиком не представлены.

Основные средства у налогоплательщика отсутствуют; активы составляют 15 000 тыс. руб.; сумма дебиторской задолженности — 5090 тыс. руб.; сумма кредиторской задолженности — 25 500 тыс. руб.

Как следует из выписки банка по расчетному счету ООО "Альфа" за период с 25.12.2009 (дата открытия счета) по 11.05.2012 (исх. N 10-11/13601 от 11.05.2012), денежные средства со счета ООО "Альфа" в оплату товара, приобретенного у ООО "Сигма" (ИНН 7756051031/КПП 775601001), не перечислялись. Кроме того, на расчетном счете ООО "Альфа" отсутствуют денежные средства, необходимые для оплаты купленного оборудования на общую сумму 11 800 000 руб., в том числе НДС 1 800 000 руб.

Помимо этого, как следует из ответа ИФНС России N 56 по г. Москве на поручение об истребовании документов (информации) у ООО "Сигма" (ИНН 7756051031/КПП 775601001) (исх. N 06-01/08793 от 16.05.2012), ООО "Сигма" (ИНН 7756051031/КПП 775601001) зарегистрировано по адресу массовой регистрации (г. Москва, ул. Федорова, д. 76), не находится по юридическому адресу, было создано незадолго до реализации оборудования по договору поставки от 13.01.2012 N 23 в адрес ООО "Альфа", отчетность по НДС по месту учета не представляет. Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии у ООО "Сигма" (ИНН 7756051031/КПП 775601001) признаков фирмы-"однодневки".

Кроме того, истребованные в порядке ст. 93.1 НК РФ первичные документы ООО "Сигма" (ИНН 7756051031/КПП 775601001) не представило.

Из изложенного следует, что реализация оборудования по указанному выше договору между ООО "Альфа" и ООО "Сигма" (ИНН 7756051031/КПП 775601001) фактически не имела места.

Согласно п. п. 1 и 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 под налоговой выгодой для целей настоящего Постановления понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета. Налоговая выгода не может быть признана обоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

Договор N 23 от 13.01.2012 заключен сторонами исключительно с целью извлечения необоснованной налоговой выгоды в виде налогового вычета по налогу на добавленную стоимость. В результате вышеизложенного налог на добавленную стоимость за I квартал 2012 г. следует доначислить в размере 1 800 000 руб. <!>

На основании п. 3 ст. 120 НК РФ <!> указанные действия ООО "Альфа" квалифицируются как неполная уплата сумм налога в результате неправомерных действий, совершенная умышленно.

2.2. В нарушение ст. ст. 171, 172 НК РФ налогоплательщиком предъявлена к вычету сумма налога на добавленную стоимость в размере 18 000 руб. за IV квартал 2011 г. <!>

Из представленных налогоплательщиком пояснений следует, что 16.12.2011 ООО "Альфа" заключило с ООО "Сигма" (ИНН 7756051031/КПП 775601001) договор N 19 на поставку оборудования для автомоек фирмы "Дельта" в количестве 10 шт. на общую сумму 118 000 руб., в том числе НДС 18 000 руб.

Согласно выписке банка по расчетному счету ООО "Альфа" за период с 25.12.2009 по 11.05.2012 (исх. N 10-11/13601 от 11.05.2012), а также ответу ИФНС России N 56 по г. Москве на поручение об истребовании документов (информации) у ООО "Сигма" (ИНН 7756051031/КПП 775601001) (исх. N 06-01/08793 от 16.05.2012) указанный вычет по налогу на добавленную стоимость также является необоснованной налоговой выгодой ООО "Альфа". <!>

Таким образом, налог на добавленную стоимость за IV квартал 2011 г. следует доначислить в размере 18 000 руб.

На основании п. 3 ст. 120 НК РФ <!> указанные действия ООО "Альфа" квалифицируются как неполная уплата сумм налога в результате неправомерных действий, совершенная умышленно.

3. Выводы и предложения проверяющего по устранению выявленных нарушений

3.1. Всего по результатам настоящей проверки установлено:

3.1.1. Неполная уплата налога на добавленную стоимость за период 01.01.2012 — 31.03.2012 в сумме 1 800 000 руб.

3.1.2. Неполная уплата налога на добавленную стоимость за период 01.10.2011 — 31.12.2011 в сумме 18 000 руб.

3.2. По результатам проверки предлагается:

3.2.1. Взыскать с ООО "Альфа":

а) суммы не полностью уплаченного налога на добавленную стоимость за период 01.01.2012 — 31.03.2012 в размере 1 800 000 руб.;

суммы не полностью уплаченного налога на добавленную стоимость за период 01.10.2011 — 31.12.2011 в размере 18 000 руб.;

б) пени за неперечисление налога на добавленную стоимость в I квартале 2012 г.

Составление акта камеральной налоговой проверки

в сумме 25 760 руб. (расчет пеней приведен в табл. 1 Приложения 1 к настоящему акту);

пени за неперечисление налога на добавленную стоимость в IV квартале 2011 г. в сумме 694,40 руб. (расчет пеней приведен в табл. 2 Приложения 1 к настоящему акту).

3.2.2. Внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.

3.2.3. Привлечь ООО "Альфа" к налоговой ответственности, предусмотренной п. 3 ст. 120 Налогового кодекса Российской Федерации <!> за умышленную неуплату налога.

Приложения: на 1 листе.

В случае несогласия с фактами, изложенными в настоящем акте камеральной налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющего вы вправе представить в течение 15 дней со дня получения настоящего акта в _________________________ <!> письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом вы вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в __________________________ <!> документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность ваших возражений.

Подпись лица, проводившего проверку Подпись руководителя организации (физического лица) (их представителя) Старший государственный налоговый инспектор ООО "Альфа" ———————————— ———————————— (должность) (наименование организации) Иванов Иванов К.С. Каменских Каменских Н.П. —————— —————— —————— —————— (подпись) (Ф.И.О.) (подпись) (Ф.И.О.) Экземпляр акта с 1 приложением на 1 листе получил: Генеральный директор ООО "Альфа", Каменских Н.П. ————————————————————————— (должность, Ф.И.О. руководителя организации) 13.07.2012 Каменских —————— —————— (дата) (подпись)

Комментарии:

Учебник: Этапы развития бухгалтерского учета

Т е м а  9. камеральная бухгалтерия

В средневековой Европе учет велся в конторах (в комнатах – камерах по латински). Совокупность приемов получила название камеральной, и, претерпев большие изменения, она дожила до наших дней.

Исследователи  полагают,  что  камеральная  бухгалтерия  ничего  общего  не  имеет  с  двойной  бухгалтерией,  так  как объекты и задачи учета у них разные. Если в двойной бухгалтерии объектом учета является имущество, то в камеральной – учет денег в кассе. Задачей камеральной бухгалтерии является расход и приход денежных средств, с этим связан учет ожидаемых доходов и расходов, а также учет расчетов с контрагентами по причитающимся платежам.

Камеральная бухгалтерия развивалась в государственном хозяйстве. В своем развитии она прошла три этапа:

1. Старая  камеральная  бухгалтерия  господствовала  в  Европе  с  XII века  до  середины  XVIII  века. Ее  сущность заключалась в том, что в центре внимания бухгалтеров находился учет доходов и расходов денежных средств в кассе. Эта форма и сейчас используется в семьях для учета своего бюджета, поэтому ее еще называют бюджетной.

2. Новая камеральная бухгалтерия. В 1770 году в Вене Пуэхберг читал публичные лекции по бухгалтерии, где излагал

основы нового направления  в учете, смысл которого заключался  в смете (бюджете) доходов и расходов. Каждый вид доходов и расходов представлял строго определенную статью и бухгалтер контролировал, как хозяйственник соблюдает имеющейся у него финансовый план-бюджет. В основе построения бюджета и учета его исполнения лежали четыре принципа:

1) аналитичность – предполагает регистрацию только твердо установленных прав и обязательств, оформленных договорами;

2)  специализация – раздельное планирование и учет каждого вида доходов и расходов;

3)  полнота – требует отражения в бюджете и в учете как доходов, так и расходов в полных суммах, не допуская их взаимного сальдирования;

4)  единство – определяет необходимость объединения всех доходов и расходов каждого распорядителя кредитов в едином бюджете.

Важной особенность учета являлось дублирование записей и параллельное ведение двух Главных книг и различных вспомогательных  книг,  с  одной  стороны,  распределителем  кредитов  и,  с  другой  стороны,  –  должностными  лицами,

ответственными за исполнение бюджета. Такой порядок усиливал контроль и становился органической частью бюджетной

системы, каждое звено которой действовало в пределах строго ограниченной компетенции. Полномочия распорядителя кредитов  и  непосредственных  исполнителей  его  распоряжений  полностью  определялись  бюджетом,  его  исполнение  не только составляло предмет и пристальное наблюдение, но и постепенно ограничивало возможность принятия тех или иных управленческих решений. На исполнителя возлагалась обязанность ведения кассовой книги, служащей основанием для записей в Главную книгу доходов и расходов как самих исполнителей, так и распорядителей кредитов.

В отличие от имущественного учета по двойной записи в камеральном учете регистрации подлежат не только расходы и доходы, но и возникновение прав на их осуществление или получение и, в первую очередь, бюджетные назначения.

Австриец  И. Шротт  был  крупнейшим  теоретиком  камеральной  бухгалтерии,  он  видел  цель  учета  в  том,  чтобы

предупредить и открыть ущерб, нанесенный хозяйству его управляющим. Шротт занимался и двойной бухгалтерией, но принадлежал к школе камералистов и в центре учета видел смету, считая ее способом контроля действий администратора хозяйства. Идеи Шротта поддерживали и другие  ученные, особенно Ф. Гюгли. А.М. Галаган отмечал, что характерной особенностью взглядов немецких авторов является то, что они хозяйственный контроль сводят к формальной проверке действий. Администрация контролируется только с точки зрения законности операций, но не с точки зрения их целесообразности.

3. Константная бухгалтерия. Бухгалтеры XIX века пытались создать единую систему двойного и камерального учета. Рива М. утверждал, что двойная бухгалтерия приемлема только для коммерческих предприятий, извлекающих прибыль; предприятия бюджетные, которые просто тратят ассигнованные им средства, не должны использовать двойной записи. По мнению исследователей в отличие от камеральной, двойная бухгалтерия не позволяет вести учет ассигнований, так как она игнорирует плановые предприятия. Камеральная бухгалтерия исходит из основ бюджетного права, и весь текущий учет подчиняет контролю выполнения сметы. Двойная бухгалтерия беднее, как считал Рива, так как не решает вторую функцию – текущий учет не подчиняет контролю выполнения сметы. Этот взгляд М. Рива разделяли многие ученые, в том числе и швейцарский ученый Ф. Гюгли. Свое учение он назвал константной бухгалтерией. В отличие от своих современников, признававших  только  двойную  бухгалтерию,  Гюгли  предложил  их  четыре:  1)  простую;  2)  камеральную;  3)  двойную;

4) константную.

Гюгли, как и Шротт, выделял контрольную роль бухгалтерии, цель которой проверять отчеты администрации и материально ответственных лиц, делая упор не на сохранности ценностей, что рассматривалось как частный случай, а на выявление степени соответствия хозяйственной деятельности поставленным перед ней задачам. Гюгли утверждал, что бухгалтерия имеет своим предметом правильную запись составных частей имущества и их изменений, при этом прослеживается инвентарный подход к бухгалтерии, полностью отсутствует юридический аспект и противопоставляется учет на сальдо учету оборота. В 1887 году Гюгли сформулировал теорию двух рядов счетов, разделив все счета на две группы:  1)  имущества  и  2)  чистого  имущества,  показав  их  взаимно  противоположный  в  математическом  отношении характер. Исторически счета имущества предшествовали счетам чистого имущества, только появление счетов чистого имущества превратило простую бухгалтерию в двойную. Выделяя счета чистого имущества, Гюгли считал их ведение целью счетоводства, но его учение не получило признания современников.

Таким образом, заслугой Гюгли было то, что он попытался синтезировать камеральную и двойную бухгалтерию в своей константной. Сущность ее заключалась в том, что заранее определенные нормативные результаты деятельности предприятия вводятся в счета бухгалтерского учета. Записи последующих операций корректируют нормативы, и счета Главной книги в этом случае показывают не только совершившиеся операции, но и степень выполнения установленных нормативов. Помимо деления всех счетов на активные и пассивные в константной бухгалтерии вводится еще одна классификация счетов по функциональному  признаку. В  ней  выделяют  три  группы:  кассы,  администрации  и  расчетов. Счет  кассы противопоставляется   счетам   администрации,   а   для   их   информационного   соединения   вводятся   расчетные   или

ликвидационные счета активных и пассивных обязательств, на которых происходит сопоставление назначенных и исполненных доходов и расходов. Сальдо по счету активных обязательств покажет недополученные доходы, а сальдо по пассивным обязательствам – непроизводственные расходы. Внутренние расчеты предприятия, не связанные с общим изменением денежных средств, отражаются по счету взаимных расчетов, который может постоянно вестись как кассовый или расчетный. Корреспонденция счетов всегда постоянна, каждый счет связан не более чем с двумя счетами: с одним – по дебету и с другими – по кредиту.

Счет кассы выступает как начало и конец всего движения средств. Таким образом, бухгалтерский учет посредством системы счетов превращается в орудие управления предприятием. Степень отклонения фактических данных от заданных данных сразу указывает на успешность работы предприятия и его администрации. Это было переворотом в учете, который

осуществил Гюгли.

Гюгли не признавал хронологической записи, сводя задачи учета только к систематизации. Он указывал на то, что счета должны быть приспособлены к форме счетоводства, и это его требование получило подтверждение при переходе к журнально-ордерной форме счетоводства. Фундаментальное значение работы Гюгли получило отражение в идее учета отклонений фактических затрат от намеченных ассигнований. В методе учета затрат на производство – стандарт-костс, в фиксации затрат по центрам ответственности, в нормативном учете эта идея получила новую жизнь.

Камеральная бухгалтерия обеспечивала учет государственных расходов и доходов, т.е. учет бюджета, но не учет национального дохода и национального богатства. Многие полагали, что легко дополнить камеральную бухгалтерию и проблема будет решена, но они ошибались. Камеральный учет подвергался острой критике современниками.

Камеральная налоговая проверка: процедура и основные сложности

Утверждалось,

что в современных условиях бюджет и основанный на нем учет уже нельзя считать действенным инструментом контроля,

поскольку комплексный состав фактов хозяйственной жизни и постоянно возрастающее их число не позволяют следить ни за развитием хозяйственных процессов, ни за их сущностью, временная ограниченность камерального учета одним годом препятствует долгосрочному финансовому планированию. Учет исполнения бюджета не позволяет получать необходимых сведений об имущественном положении коммунальных предприятий, прежде всего, о стоимости коммунальной недвижимости. Отсутствие денежной оценки материальных ценностей приводит к невозможности определения их современной стоимости и не позволяет начислять амортизацию. Все эти недостатки могут быть устранены путем синтеза двойного                                                      и                                                      камерального                                                      учета. В этом случае сохраняется бюджетный принцип финансирования предприятий; подробная классификация хозяйственных операций по различным экономическим функциям, которая не только организует учет, но и служит предпосылкой успешной кодификации операций при автоматизации учета; контроль за исполнением бюджета и за правильностью его разработки; облегчается краткосрочное финансовое планирование.

В интегрированном учете следует различать бюджетный и имущественный результаты. Первый определяется по счету распорядителя кредитов как разница между объемом его прав и их исполнением. Второй исчисляется по данным учета исполнителей как сумма разностей активов и пассивов, которыми они управляют, и доходов и расходов, учетных по счету результатов. Бюджетные результаты определяются после закрытия всех камеральных счетов и переноса их оборотов на заключительный счет бюджетного периода, по дебету которого отражаются все виды расходов, а по кредиту – все доходы, полученные за данный бюджетный год. Расходы и доходы подразделяются на нормальные, исключительные и резервированные; бюджетные результаты определяются по каждой группе в отдельности, после чего к ним присоединяется бюджетный результат предыдущих периодов.

Интеграция учета дополняет бюджетные планирования экономическим анализом, который становится возможным благодаря имущественному учету. Помимо сравнительного анализа бюджетных статей во времени предлагается вычисление

ряда относительных показателей: изучение процентов амортизации; для анализа задолженности исчисляются отношения к ее общей величине к собственным фондам предприятий и к итогу его активов; оценка ликвидности предприятий и другие.

В настоящее время сторонники камеральной бухгалтерии указывают на то, что развитие вычислительной техники не только создало предпосылки для перехода к константной бухгалтерии, но и революционизировало ее, сделав возможным

автоматическое объединение камерального и имущественного учета с помощью ЭВМ. Таким образом, камеральная бухгалтерия в ее константной форме получила мощный импульс для дальнейшего развития.

Вопросы и задания

1. Почему камеральная бухгалтерия получила такое название?

2. Какие три этапа прошла камеральная бухгалтерия в своем развитии?

3. Какое название получила старая камеральная бухгалтерия в настоящее время?

4. Какие четыре принципа были заложены в новой камеральной бухгалтерии?

5. Кто был основоположником константной бухгалтерии?

6. Какие особенности характерны для константной бухгалтерии?

admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *