0

Квитанция о приеме налоговой декларации

Значение квитанции о приеме декларации в электронном виде

В соответствии с п. 4 ст. 80 НК РФ налоговая отчетность может быть представлена хозяйствующим субъектом в инспекцию лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Именно о последнем способе передачи информации и поговорим в рамках данной статьи. Основное внимание будет уделено значению квитанции о приеме декларации в электронном виде. Что это за документ? Кем он выдается, какие неприятности могут произойти в связи с его отсутствием?

Итак, обо всем по порядку.

Разберемся с понятиями

Сначала предлагаем разобраться с определениями, которые могут встретиться в данной статье. Для этого обратимся к Методическим рекомендациям по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи <1> (далее — Методические рекомендации).

<1> Утверждены Приказом ФНС России от 02.11.2009 N ММ-7-6/534@.

В п. 1 данного документа указано, что под квитанцией о приеме <2> следует понимать формируемый налоговым органом электронный документ, подтверждающий факт приема представленной налогоплательщиком (его представителем) налоговой декларации (расчета).

<2> Приложение 1 к Приказу ФНС России от 25.02.2009 N ММ-7-6/85@.

Подтверждение даты отправки — это формируемый специализированным оператором связи или налоговым органом электронный документ, содержащий данные о дате и времени отправки налогоплательщиком (представителем) налоговой декларации (расчета) и документа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи <3>.

<3> Форма документа содержится в Приложении 2 к Приказу ФНС России от 02.11.2009 N ММ-7-6/534@.

Уведомление об отказе — формируемый налоговым органом электронный документ, подтверждающий факт отказа в приеме представленной налогоплательщиком (его представителем) налоговой декларации (расчета) с указанием причин отказа <4>.

<4> Форма документа утверждена Приказом ФНС России от 25.02.2009 N ММ-7-6/85@.

В Методических рекомендациях об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи <5> раскрываются следующие понятия:

  • специализированный оператор связи — организация, предоставляющая услуги по обмену открытой и конфиденциальной информацией между налоговыми органами и налогоплательщиками в рамках системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (далее — спецоператор);
  • формат представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде — формализованное описание состава и структуры показателей налоговой и бухгалтерской отчетности, представляемых в электронном виде, а также требований к их формированию.

<5> Утверждены Приказом МНС России от 10.12.2002 N БГ-3-32/705@.

Что написано пером…

Согласно абз. 2 п. 4 ст. 80 НК РФ налоговики не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком по телекоммуникационным каналам связи по установленному формату, и обязаны передать хозяйствующему субъекту квитанцию о приеме в электронном виде.

Форматы и порядок представления налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Минфином (п. 7 ст. 80 НК РФ).

Приказом МНС России от 02.04.2002 N БГ-3-32/169 утвержден Порядок представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (далее — Порядок), согласно п. 4 которого представление налоговой декларации в электронном виде осуществляется по инициативе налогоплательщика и при наличии у него и налогового органа совместимых технических средств и возможностей для ее приема и обработки в соответствии со стандартами, форматами и процедурами, утвержденными МНС.

В силу п. 11 разд. I Порядка при представлении налогоплательщиком налоговой декларации в электронном виде налоговый орган обязан принять налоговую декларацию и передать налогоплательщику квитанцию о ее приеме, представляющую собой полученную налоговую декларацию, подписанную электронной цифровой подписью (ЭЦП) уполномоченного лица налогоплательщика и заверенную ЭЦП уполномоченного лица налогового органа.

Согласно п. 5 разд. I Порядка представление налоговой декларации в электронном виде осуществляется через спецоператора связи, оказывающего услуги налогоплательщику.

При передаче налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки (абз. 3 п. 4 ст. 80 НК РФ), которая фиксируется в подтверждении специализированного оператора (п. 4 разд. II Порядка).

Обращаем ваше внимание на то, что, если дата отправки декларации зафиксирована спецоператором в пределах установленного срока, хозяйствующий субъект считается своевременно исполнившим свою обязанность по представлению в инспекцию налоговой отчетности, соответственно, оснований для привлечения к налоговой ответственности по ст. 119 НК РФ в данном случае не имеется.

В Постановлении от 26.04.2011 по делу N А27-11908/2010 ФАС ЗСО пришел к выводу, что технические ошибки при передаче электронных файлов не влияют на факт исполнения налогоплательщиком указанной обязанности.

Организация представила в инспекцию декларацию в электронном виде в установленные сроки. Налоговики не приняли отчетность по причине неоткрытия полученного электронного файла. Однако, имея на руках квитанцию о приеме, а также подтверждение спецоператора, налогоплательщику удалось отбиться от штрафных санкций, установленных ст. 119 НК РФ.

Следует отметить, что подобным образом ФАС ЗСО рассуждал и ранее. В Постановлении от 15.01.2007 N Ф04-8676/2006(29773-А27-42) арбитры пришли к выводу, что сбои в работе Интернета по причине аварии на магистральных каналах связи не влияют на факт исполнения налогоплательщиком обязанности по представлению отчетности.

Как следует из материалов дела, по результатам камеральной проверки декларации по НДС налоговым органом вынесено решение о привлечении организации к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения по п. 1 ст. 119 НК РФ.

При рассмотрении спора арбитражным судом установлено, что декларация была своевременно (20.02.2006) представлена обществом для передачи в налоговую инспекцию по телекоммуникационным каналам связи. В связи со сбоем в момент отправки в работе Интернета в результате аварии на магистральных каналах связи, продолжавшимся с 20.02.2006 по 27.02.2006, декларация была получена налоговым органом в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи 27.02.2006.

Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела.

В свою очередь налоговый орган не представил суду фактов, опровергающих доводы общества о своевременном представлении налоговой декларации для передачи по телекоммуникационным каналам связи, — об аварии на магистральных каналах связи, о принятии обществом всех зависящих от него мер для своевременной отправки декларации, а также иных фактов, подтверждающих вину налогоплательщика, в соответствии с п. п. 2, 3 ст. 110 НК РФ.

Арбитражный суд на основании представленных сторонами в материалы дела доказательств установил факт принятия обществом всех зависящих от него мер для своевременной отправки налоговой декларации и сделал вывод об отсутствии вины налогоплательщика в совершении налогового правонарушения по ст. 119 НК РФ.

Согласно Постановлению ФАС МО от 10.11.2010 N КА-А41/13633-10 из-за ошибки спецоператора декларация хозяйствующего субъекта в электронном виде вообще ушла в другую налоговую инспекцию. Однако арбитры, занимая в споре сторону налогоплательщика, указали, что настройку электронного документооборота хозяйствующего субъекта производил спецоператор связи и декларация была отправлена своевременно, следовательно, привлечение налогоплательщика к ответственности по ст. 119 НК РФ в рассматриваемой ситуации неправомерно.

Именно квитанция о приеме декларации в электронном виде, а также протокол входного контроля налогового органа сыграли решающую роль при разрешении спора в пользу налогоплательщика и в Постановлении ФАС ПО от 04.05.2010 по делу N А65-25097/2009.

На основании изложенного приходим к выводу, что при наличии квитанции о приеме декларации в электронном виде, а также документального подтверждения своевременного отправления хозяйствующим субъектом налоговой отчетности специализированному оператору связи последующий сбой в сетях связи и технические ошибки передачи электронной отчетности не могут стать причиной привлечения к налоговой ответственности за несвоевременное представление декларации.

В завершение данного раздела отметим, что п. 1 ст. 111 НК РФ установлены обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения. В данной норме не оговариваются случаи, когда вину хозяйствующего субъекта исключают ошибки в работе Интернета или иные технические накладки, однако перечень обстоятельств является открытым. Данный вывод следует из пп. 4 п. 1 ст. 111 НК РФ, согласно которому обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом или налоговым органом, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения.

Следовательно, налоговики самостоятельно могут установить обстоятельства, исключающие вину налогоплательщика, в частности технические ошибки, связанные с отправкой электронной отчетности, в том числе ошибки в работе Интернета.

Несколько слов о Порядке представления декларации в электронном виде

В соответствии с п. 3 разд. II Порядка при представлении налоговой декларации в электронном виде налогоплательщик соблюдает следующий порядок электронного документооборота:

  • после подготовки информации, содержащей данные налоговой декларации, налогоплательщик подписывает ее ЭЦП своего уполномоченного лица и отправляет в зашифрованном виде в адрес налогового органа по месту учета;
  • в течение суток налоговый орган высылает в адрес налогоплательщика квитанцию о приеме декларации в электронном виде. После проверки подлинности ЭЦП уполномоченного лица налогового органа налогоплательщик сохраняет документ в своем архиве.

Примечание. При представлении налоговой декларации в электронном виде налогоплательщик не обязан представлять ее в налоговый орган на бумажном носителе.

К сведению. Если хозяйствующий субъект, отнесенный к категории налогоплательщиков, обязанных представлять налоговую отчетность в электронном виде (п. 3 ст.

Форма № 1. Квитанция о приеме налоговой декларации в электронном виде

80 НК РФ), подал декларацию на бумажном носителе, в определенных случаях избежать штрафа можно (Постановление Президиума ВАС РФ от 03.02.2009 N 11482/08).

Рассмотрим озвученный порядок поподробнее, для чего обратимся к Методическим рекомендациям.

Сначала отметим, что в процессе электронного документооборота стороны обмениваются следующими электронными документами (п.

2.4 Методических рекомендаций):

  • налоговая декларация (расчет);
  • информационное сообщение о доверенности;
  • квитанция о приеме;
  • уведомление об отказе;
  • извещение о вводе;
  • подтверждение даты отправки электронного документа;
  • уведомление об уточнении;
  • извещение о получении;
  • сообщение об ошибке.

Обмен электронными документами между налогоплательщиком и налоговым органом через спецоператора связи осуществляется в зашифрованном виде, за исключением подтверждения даты отправки, извещения о получении и сообщения об ошибке (п. 2.5 Методических рекомендаций). Документы шифруются отправителем для получателя.

Обмен извещениями о получении и сообщениями об ошибке, а также подтверждениями даты отправки, формируемыми спецоператором связи, осуществляется в открытом виде.

В случае невозможности расшифровать поступивший электронный документ получатель формирует открытое сообщение адресату-отправителю с описанием выявленной ошибки (сообщение об ошибке).

В течение четырех часов с момента поступления в программный комплекс инспекции отчетности в электронном виде контролер выполняет следующие действия (п. 3.13 Методических рекомендаций):

  • проводит окончательный контроль соответствия требованиям (разд. II Приложения 6);
  • при отсутствии нарушений регистрирует налоговую декларацию (расчет) и формирует квитанцию о приеме. При регистрации дата представления налоговой декларации (расчета) соответствует дате, зафиксированной в подтверждении даты отправки, а дата поступления соответствует дате поступления в приемный комплекс налогового органа по месту представления;
  • при выявлении нарушения программный комплекс налогового органа формирует уведомление об отказе в приеме с указанием причин отказа.

Согласно п. 3.14 Методических рекомендаций квитанцию о приеме налоговой декларации (расчета) или уведомление об отказе в приеме налоговой декларации (расчета) не позднее следующего рабочего дня, следующего за днем поступления, контролер направляет в приемный комплекс для отправки налогоплательщику (его представителю) через спецоператора.

С помощью приемного комплекса в течение двух часов квитанцию о приеме или уведомление об отказе в приеме декларации уполномоченное лицо налогового органа подписывает своей ЭЦП и сохраняет в хранилище электронных документов. После этого формируется транспортное сообщение, содержащее зашифрованные для налогоплательщика (его представителя) подписанные ЭЦП налогового органа квитанцию о приеме или уведомление об отказе в приеме, и направляется налогоплательщику (его представителю) через спецоператора.

В свою очередь, налогоплательщик при получении от налогового органа через спецоператора квитанции о приеме или уведомления об отказе в приеме декларации не позднее следующего рабочего дня должен сформировать транспортное сообщение, содержащее подписанное ЭЦП налогоплательщика (его представителя) извещение о получении, и направить его в налоговый орган через спецоператора (п. 3.18 Методических рекомендаций). При этом квитанцию о приеме или уведомление об отказе, подписанные ЭЦП налогового органа, и извещение о получении, подписанное ЭЦП налогоплательщика (его представителя), хозяйствующему субъекту следует сохранить.

Как видим, пренебрегать наличием квитанции о приеме декларации в электронном виде не стоит. Именно она в нужный момент может сыграть решающую роль в отстаивании ваших интересов.

В завершение приведем подтверждающую вышесказанное арбитражную практику.

В Постановлении ФАС ЦО от 30.11.2010 по делу N А35-23/2009 рассмотрена следующая ситуация.

Организация через специализированного оператора связи направила в налоговый орган уточненную декларацию по НДС, в которой была исчислена к уменьшению сумма налога в размере 21,5 млн руб.

После этого организация обратилась в инспекцию с письмом, в котором просила произвести уменьшение НДС в соответствии с представленными документами, подтверждающими направление налоговой декларации за проверяемый период и ее получение налоговым органом, а именно: копией справки специализированного оператора, копией подтверждения оператора.

Налоговики сообщили, что указанная декларация в инспекцию не поступала, поскольку данный файл отсутствует в реестре как принятых, так и ошибочных файлов, и разъяснили, что при отсутствии ошибок налогоплательщику направляется электронная квитанция о приеме отчетности, однако данный документ у налогоплательщика отсутствовал.

Посчитав, что налоговый орган удалил с сервера полученные от налогоплательщика электронные документы, организация обратилась в суд с заявлением о признании указанных действий незаконными.

Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что обществом не представлены доказательства удаления налоговым органом с сервера электронных документов. Доводы организации основаны на заключении эксперта, который посчитал файл удаленным только на основании сведений о его отсутствии на сервере налогового органа.

Также суды признали необоснованным требование об обязании инспекции устранить допущенные нарушения прав и законных интересов налогоплательщика путем проведения камеральной проверки повторно направленной уточненной декларации по НДС за проверяемый период, поскольку заявитель не доказал факт поступления в налоговый орган данной декларации в электронном виде — предмет камеральной проверки отсутствует.

Сославшись на положения Порядка и Методические рекомендации, ФАС ЦО указал, что в течение суток с момента отправки налоговой декларации (без учета выходных и праздничных дней) налогоплательщик должен был получить квитанцию о приеме налоговой декларации и протокол входного контроля. Однако данные документы налогоплательщиком получены не были.

Таким образом, утверждение организации об удалении налоговым органом электронного документа с сервера не нашло подтверждения в ходе рассмотрения спора в судебных инстанциях.

В результате в удовлетворении требований организации о признании действий инспекции незаконными было отказано.

С.Н.Кудряшов

Эксперт журнала

"Актуальные вопросы

бухгалтерского учета и налогообложения"

Налоговый орган направляет налогоплательщику &#8212; гражданину налоговое уведомление о необходимости уплатить транспортный, земельный налоги или налог на имущество физических лиц не более чем за три года, предшествующих году его направления. При этом уведомление должно быть направлено не позднее 30 рабочих дней до даты наступления платежа (п. 6 ст. 6.1, абз. 2, 3 п. 2 ст. 52, п. 1 ст. 360, п. 3 ст. 363, п. 1 ст. 393, п. 4 ст. 397, ст. 405, п. 3 ст. 409 НК РФ).

Например, в 2017 г. налоговый орган может направить гражданину налоговое уведомление по уплате налога за 2014 &#8212; 2016 гг.

В данной консультации под прошлыми годами следует понимать годы (не более двух лет), предшествующие тому году, за который обычно приходит налоговое уведомление (т.е., например, в случае направления уведомления в 2016 г. за 2013 &#8212; 2014 гг.).

Причины направления налогового уведомления за прошедшие периоды

Такими причинами могут быть, в частности:

  • выявление налоговым органом или вышестоящим налоговым органом ошибки в исчислении ваших налогов за предыдущие налоговые периоды;
  • обнаружение налоговым органом или вышестоящим налоговым органом факта ненаправления вам налоговых уведомлений за предшествующие годы в установленный срок;
  • обнаружение налоговым органом факта неуведомления вас надлежащим образом (направление уведомлений по ошибочному адресу или утерю их на почте);
  • незначительность общей суммы начисленных налогов (менее 100 руб.), вследствие чего налоговое уведомление не направляется до того года, по окончании которого налоговый орган теряет право его направить (три предшествующих года) (п. 4 ст. 52 НК РФ);
  • несвоевременное получение налоговым органом из регистрирующих органов (ГИБДД, Росреестра) информации, на основании которой исчисляется налог, о наличии у вас объектов налогообложения или уточняющую информацию о стоимости имущества.

В случае неполучения вами в отношении какого-либо объекта налоговых уведомлений вы обязаны сообщать в налоговый орган о наличии у вас данного объекта в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим годом. Данное сообщение не представляется, если вы не получали уведомление в связи с предоставлением вам налоговой льготы.

Если вы представили такое сообщение до 31.12.2016, инспекция вправе начислить налог только за 2016 г. С 2017 г. данная льгота отменена, поэтому при получении сообщения об объектах налогообложения инспекция направит вам уведомление об уплате налога за три предшествующих года, но не ранее момента возникновения права на объект (п. 2.1 ст. 23, абз. 4 п. 2 ст. 52 НК РФ; ч. 5 ст. 7 Закона от 02.04.2014 N 52-ФЗ; Информация ФНС России).

Действия при получении уведомления за прошлые периоды

Налоговое уведомление может быть передано вам налоговым органом лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через ваш личный кабинет. В случае направления уведомления по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 4 ст. 52 НК РФ).

В случае поступления вам такого уведомления и вашего несогласия с отраженной в нем информацией обратитесь в направивший его налоговый орган для получения информации о правомерности направления вам такого уведомления.

Обратиться в налоговый орган вы можете лично (или через законного уполномоченного представителя), представив письменное заявление. Также направить заявление можно почтой или в электронном виде в разделе &#171;Обратная связь&#187; сервиса &#171;Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц&#187; на сайте ФНС России.

Если уведомление на уплату налогов за прошлые годы было направлено правомерно, вам следует уплатить налог в течение месяца со дня получения уведомления, если в нем не указан более продолжительный срок.

Обратите внимание!

Пени и штраф за неуплату налогов по уведомлениям за прошлые налоговые периоды не начисляются, поскольку обязанность по уплате налогов возникает не ранее даты получения уведомления. Начиная с 01.01.2017 предусмотрена ответственность за несообщение о наличии у вас объектов недвижимости или транспортного средства в виде штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога (п. 2.1 ст. 23, п. 4 ст.

57, п. 3 ст. 129.1 НК РФ).

Если в ответе налогового органа приведены обстоятельства, с которыми вы не согласны, и вы уверены, что налоговое уведомление направлено неправомерно (например, вы не являлись собственником имущества в указанный период), вы вправе обжаловать действия (бездействия) должностных лиц налогового органа в вышестоящий налоговый орган и/или в суд (п. 1 ст. 138 НК РФ).

Связанные вопросы

Какие пени и штрафы взимаются за неуплату в срок налогов по налоговому уведомлению? >>>

Полезная информация по вопросу

Официальный сайт Федеральной налоговой службы &#8212; www.nalog.ru

Официальный сайт Росреестра &#8212; https://rosreestr.ru

С  2015 года согласно новой редакции пункта 5.1 статьи 23 Налогового Кодекса РФ на все электронные требования, присылаемые инспекторами в рамках реализации своих полномочий, необходимо высылать квитанцию о получении электронных требований. При невыполнении данного условия налогоплательщику грозит блокировка счета.

Сроки подтверждения получения электронных требований  составляют до 6 рабочих дней. Изменения коснулись налогоплательщиков, которых законодатель обязал сдавать декларации через интернет (плательщики НДС и те, кто имеет более 100 наемных сотрудников).

Однако, высылать квитанцию о приеме электронного требования необходимо в тех случаях, когда от налогоплательщика требуют ответных действий:

-требование предоставить документы,

&#8211; требование о предоставлении  пояснений,

-получено уведомление о вызове в инспекцию.

Выслать квитанцию о приеме требования можно и в следующих случаях (в случае не отправки квитанции блокировка счета в этих случаях не предусмотрена):

-получение требования об уплате налога,

-получение прочих уведомлений.

Не требуется направлять квитанции в ответ на:

-письма,

-технические документы (извещение о вводе документа, уведомление об уточнении).

Во избежание  блокировки счета из-за не отправки квитанции необходимо следить за входящей корреспонденцией или приказом назначить сотрудника ответственного за отслеживанием  электронной корреспонденции от ИФНС, поступающей  через оператора связи.

Теперь о сроках для ответа на поступившие запросы.

Если в полученном требовании необходимо представить документы в рамках камеральной проверки налогоплательщика, то срок предоставления ответа – десять рабочих дней, согласно п.3 ст.93 НК РФ. В случае необходимости представить документы в рамках встречной проверки – пять рабочих дней согласно п.3 сч.88 НК РФ.

По общему правилу, срок начинает считаться со дня, следующего за датой получения требования.

Например, вы получили от ИФНС требование о предоставлении документов в рамках встречной проверки 5 июня, квитанцию о приеме отправили 10 июня, срок предоставления документов не позднее 17 июня.

Представить документы и сопроводительные письма в ИФНС можно любым удобным способом – в бумажном виде или электронном согласно п.2 ст.93 НК РФ.

Если сроки пропущены разблокировка счета происходит только после предоставления необходимых документов в течение одного дня.

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *