0

Налог на имущество организации шпаргалка

57. Налог на имущество организаций

Налог на имущество: шпаргалка для бухгалтера

Налог на имущество нередко вызывает у бухгалтеров вопросы. Например, чем грозит фирме отсутствие регистрации права собственности на фактически эксплуатируемое имущество? А также действительно ли налог на имущество заменят налогом на недвижимость? Рассмотрим эти и другие вопросы.

В соответствии с требованиями гл. 30 Налогового кодекса в качестве объекта для исчисления налога на имущество для российских организаций рассматривается имущество, учитываемое ими по правилам бухгалтерского учета в качестве основных средств. А для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации, объектом налогообложения является недвижимость, находящаяся на территории Российской Федерации.

Принтер и монитор — одно целое

В качестве объектов налогообложения могут рассматриваться, как уже было сказано, недвижимость, а также транспортные средства, оргтехника и т.п. При этом есть один нюанс. Единицей учета является инвентарный объект, которым может считаться комплекс предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы. Каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно (Письмо Минфина России от 29 октября 2004 г. N 03-03-01-04/1/89), то есть в качестве объекта налогообложения нельзя рассматривать раздельно монитор, системный блок, принтер и т.д. В бухгалтерском учете фактические затраты, связанные с приобретением основных средств, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов, отражаются по дебету счета учета капитальных вложений в корреспонденции со счетами учета расчетов (п. 22 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 20 июля 1998 г. N 33н).

При принятии объекта основных средств к бухучету фактические затраты, учтенные на счете учета капитальных вложений, относятся в дебет счета учета основных средств. Поэтому, если комплектующие (принтер, сканер, системный блок и т.п.) приняты к учету в разные отчетные (налоговые) периоды, это может привести к искажению данных, включенных в налоговые декларации по налогу на имущество и налогу на добавленную стоимость за отчетные периоды.

Если имущество не отвечает условиям п. 4 ПБУ 6/01 "Учет основных средств", то оно не может быть зачислено в состав основных средств. Его необходимо продолжать учитывать на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы".

Как определяется налоговая база

Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При этом имущество учитывается по остаточной стоимости (п. 1 ст. 375 НК РФ).

Остаточная стоимость объекта основных средств за отчетный период равна разнице между его первоначальной стоимостью и суммой начисленной по нему за этот период амортизации.

Налоговый расчет по авансовым платежам по налогу подается в срок не позднее 30 дней с даты окончания каждого отчетного периода (то есть 30 апреля, 31 июля, 31 октября), а налоговая декларация — не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 386 НК РФ).

Внимание! Пока организация собирает пакет документов для регистрации, она учитывает недвижимость на счете 08 и, соответственно, не облагает ее стоимость налогом на имущество.

Законом также оговорены организации, освобождающиеся от уплаты данного налога.

В Санкт-Петербурге, например, среди прочих к ним относятся товарищества собственников жилья, государственные учреждения, осуществляющие аварийно-спасательные работы, организации социально-культурной сферы, образования, физкультуры и спорта, органы власти города и их учреждения, финансируемые из бюджета. При этом территориальные фонды обязательного медицинского страхования отнесены к финансово-кредитным учреждениям и являются плательщиками налога на имущество. Налогом на имущество не облагаются бюджетные организации, а территориальные медицинские фонды не признаются бюджетными учреждениями, поскольку не финансируются из бюджета. Минфин России придерживается мнения, что они не подпадают под определение бюджетной организации, которое дано в ст. 161 Бюджетного кодекса.

Налог на примере

Предположим, что некая иностранная компания имеет в собственности на территории Российской Федерации движимое имущество. При этом постоянное представительство еще не образовано, но компания планирует начать предпринимательскую деятельность и для этих целей уже приобрела недвижимость. Что подлежит налогообложению?

В соответствии с п. 1 ст. 373 Налогового кодекса плательщиками налога на имущество признаются иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации. Деятельность иностранной организации признается приводящей к образованию постоянного представительства в Российской Федерации в соответствии со ст. 306 Налогового кодекса, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации (п. 2 ст. 373 НК РФ).

В связи с приобретением в собственность недвижимого имущества у компании возникает обязанность по уплате налога с недвижимого имущества в Российской Федерации (п. 1 ст. 373 НК РФ). Налоговой базой будет являться инвентаризационная стоимость объектов недвижимого имущества по данным органов технической инвентаризации (п. 2 ст. 375 НК РФ).

Если в дальнейшем компания начнет осуществлять предпринимательскую деятельность и получать регулярный доход, то такая деятельность в соответствии со ст. 306 Налогового кодекса может привести к образованию ее постоянного представительства для целей налогообложения в Российской Федерации. При этом следует учитывать положения международных договоров об избежании двойного налогообложения между Россией и иностранными государствами, имеющими приоритет над нормами Налогового кодекса.

В случае если деятельность компании образует постоянное представительство для целей налогообложения в Российской Федерации, объектом обложения налогом на имущество компании согласно ст. 374 Налогового кодекса будет как ее недвижимое имущество (здания), так и принадлежащее ей движимое имущество.

Поправляя огрехи

Еще недавно ситуация, когда объект недвижимости (независимо от способа его поступления в организацию) введен в эксплуатацию и используется в хозяйственной деятельности, а организация не подает в регистрирующий орган заявление и документы, необходимые для проведения государственной регистрации права собственности на этот объект, была довольна распространена. При этом организации ничего не нарушали, поскольку Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не установлены конкретные сроки для представления таких документов. Пока организация собирает пакет документов для регистрации, она учитывает недвижимость на счете 08 и, соответственно, не облагает ее стоимость налогом на имущество. Минфин России в Письме от 6 сентября 2006 г. N 03-06-01-02/35 решил эту проблему.

Если организация длительное время не регистрирует права на фактически эксплуатируемые объекты недвижимости, то этот факт, по мнению Минфина России, должен рассматриваться как уклонение от налогообложения.

Если объект капитального строительства, первоначальная стоимость которого сформирована на дату передачи документов на государственную регистрацию прав собственности, передан по акту приема-передачи в эксплуатацию и организацией на объекте фактически ведется хозяйственная деятельность, то, по мнению Минфина России, данный объект недвижимого имущества обладает всеми признаками основного средства и подлежит налогообложению налогом на имущество организаций в соответствии со ст. 374 Налогового кодекса.

В Письме указано, что вопрос об учете такого объекта в составе бухгалтерского счета 01 "Основные средства" и включении в объект налогообложения по налогу на имущество организаций не должен зависеть от волеизъявления налогоплательщика, а должен определяться экономической сущностью объекта.

Объекты незавершенного строительства, которые невозможно использовать в хозяйственной деятельности до тех пор, пока они не будут достроены и введены в эксплуатацию, отражаются на счете 08 и налогом на имущество не облагаются (Письмо Минфина России от 26 апреля 2006 г. N 03-06-01-04/93).

Если организация, ее обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, недвижимое имущество, расположены в разных муниципальных образованиях одного субъекта Российской Федерации (например, в разных районах одной области), а налог на имущество зачисляется полностью в бюджет субъекта Российской Федерации, то организация вправе уплачивать налог и представлять одну налоговую декларацию по местонахождению организации (Письмо Минфина России от 9 августа 2006 г. N 03-06-01-04/155).

Налог на имущество заменят другим

Не так давно в Совете Федерации был рассмотрен проект закона, который предлагает дополнить Налоговый кодекс новой главой "О налогообложении недвижимости организаций". Предполагается, что налог на недвижимость должен заменить два налога — на имущество и на землю. При этом оценка недвижимости будет приближена к рыночной (кадастровой) стоимости с применением массовой оценки.

К тому же предложенная максимальная ставка налога составляет 2 процента от кадастровой стоимости.

А существующая на сегодняшний день ставка налога на имущество не должна превышать 2,2 процента от среднегодовой стоимости имущества. Как правило, субъекты Федерации устанавливают именно максимальную ставку, при этом за ними также остается право увеличивать минимальную необлагаемую сумму. Налоговой базой нового налога на землю признается кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Конкретные размеры налоговых ставок устанавливаются представительными органами муниципальных образований.

Сегодня налог на имущество и земельный налог обеспечивают всего 7 процентов бюджетных доходов, и сумма этих налогов не покрывает расходные обязательства региональных и муниципальных бюджетов. Отчасти это связано со значительными налоговыми льготами, которые предоставляются на федеральном уровне как организациям, так и физическим лицам. Предполагается, что объединение двух налогов может увеличить поток поступающих средств в региональные бюджеты.

А.Савина

Заместитель генерального директора

ООО "1-й консалтинговый центр"

Т.А. Фролова
Налогообложение предприятия
Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010.

Тема 8.

20. НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ НАЛОГИ

8.2. Налог на имущество предприятий

Плательщиками налога на имущество являются:

—          российские организации;

—          иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории РФ, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ.

Объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе  в качестве объектов основных средств.

Объектом налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих  свою деятельность в РФ через постоянные представительства, признается движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств.

Не признаются объектами налогообложения:

а) земельные участки и иные объекты природопользования;

б) имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная или приравненная к ней служба, используемое этими органами для обеспечения безопасности и охраны правопорядка.

Налоговым периодом признается календарный год.

Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года.

Налоговая база  определяется среднегодовая стоимость имущества. При этом имущество учитывается по остаточной стоимости.

Среднегодовая стоимость имущества за год определяется как частное от деления суммы, полученной от сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца и  31-е  декабря, на 13 месяцев.

Среднегодовая стоимость имущества за отчетный период определяется как частное от деления суммы, полученной от сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца отчетного  периода и  1-е  число следующего за отчетным периодом месяца, на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на единицу.

Налоговая база по налогу на имущество предприятий определяется как дебетовые остатки по счетам  01 «Основные средства» и 03 «Доходные вложения в материальные ценности» минус кредитовый остаток по счету 02 «Амортизация основных средств» и минус сумма по счету 010 «Износ основных средств».

  Освобождаются от налогообложения:

а) организации и учреждения уголовно-исполнительной системы;

б) религиозные организации (в отношении имущества, используемого для религиозной деятельности);

в) общероссийские общественные организации инвалидов, в которых инвалиды составляют не менее 80 %;

г) организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции (в отношении имущества, используемого для производства препаратов для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями);

д) имущество специализированных протезно-ортопедических предприятий;

е) имущество государственных научных центров;

ж) имущество коллегий адвокатов;

з) организаций — в отношении железнодорожных путей сообщения общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи;

и) имущество организаций – резидентов особых экономических зон в течение 5 лет со дня постановки на учет.

Предельный размер налоговой ставки на имущество предприятия не может превышать 2,2 % от налогооблагаемой базы. В Ростовской области ставка – 2,2%.

Исчисленная сумма налога вносится в виде обязательного платежа в бюджет в первоочередном порядке и относится на финансовые результаты деятельности предприятия, а по банкам и другим кредитным организациям — на операционные и разные расходы.

Сумма налога исчисляется плательщиками самостоятельно по итогам налогового периода как произведение ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период.

   Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных авансовых платежей за отчетный период.

Сумма авансового платежа исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере ¼ произведения ставки и средней стоимости имущества, определенной за отчетный период.

Расчеты налога и среднегодовой стоимости имущества за отчетный период по формам представляются предприятиями в налоговые органы по месту нахождения организации и ее обособленных подразделений вместе с бухгалтерским отчетом в сроки, установленные для представления квартальной и годовой бухгалтерской отчетности.

Уплата налога производится по квартальным расчетам в 5-дневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за квартал, а по годовым расчетам — в 10-дневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за год.

Налог на имущество организаций относится к региональным налогам, устанавливается и вводится в действие в соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ.

Налоговое право — теория, шпаргалки

Законодательные органы субъектов РФ, устанавливая налог, определяют налоговую ставку в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности по налогу, налоговые льготы.

Налогоплательщиками признаются российские организации и иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства или имеющие в собственности недвижимое имущество на территории, континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне РФ.

Налог на имущество не платят организации, работающие по упрощенной системе налогообложения, плательщики единого налога на вмененный доход, единый сельскохозяйственный налог. Также налог не уплачивают со стоимости имущества, используемого в деятельности, предусмотренной соглашениями о разделе продукции.

Российская организация признается плательщиком налога со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Иностранная организация признается плательщиком налога с учетом положений международных договоров РФ в следующих случаях:

– она осуществляет деятельность в РФ, приводящую к образованию постоянного представительства;

– она имеет в РФ на праве собственности объект недвижимого имущества; при этом она не осуществляет деятельности в рФ, или объект недвижимости, которым она владеет, не относится к деятельности, осуществляемой через постоянное представительство иностранной организации в РФ;

– она осуществляет деятельность в РФ, приводящую к образованию постоянного представительства, и имеет в РФ, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ объект недвижимости, принадлежащий ей на праве собственности.

Объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств.

Имущество, подлежащее налогообложению, должно обладать следующими признаками:

– имущество должно быть движимым или недвижимым;

– имущество должно признаваться объектом основных средств в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета.

Объектом налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, признается движимое и недвижимое имущество. Объектами налогообложения для иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянные представительства, признаются находящиеся на территории РФ принадлежащие им объекты недвижимости.

Объектами налогообложения не признаются:

1) земельные участки и иные объекты природопользования;

2) имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная или приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в РФ.

25. Налог на имущество организаций.

Налог на имущество организаций является региональным налогом, установленным гл. 30 НК РФ.

Объекты налогообложения для российских организаций – движимое и недвижимое имущество (в т.ч. имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено НК РФ.

Объектами налогообложения для иностранных организаций: а) осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, признаются движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, имущество, полученное по концессионному соглашению; б) не осуществляющих такой деятельности – находящееся на территории РФ и принадлежащее им на праве собственности недвижимое имущество и полученное по концессионному соглашению недвижимое имущество.

Не признаются объектами налогообложения:

1) земельные участки и иные объекты природопользования (водные и другие природные ресурсы);

2) имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка.

Налоговая база – среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Имущество как объект налогообложения учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

Если для объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость их для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2%.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются налогоплательщиками в порядке и в сроки, установленные законами субъектов РФ. В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если законом субъекта РФ не предусмотрено иное. По его истечении они уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном п.

Шпаргалка по налогу на имущество

2 ст. 382 НК РФ.

Если имущество находится на балансе российской организации, налог и авансовые платежи уплачивают в бюджет по ее местонахождению в соответствии со ст. 384 и 385 НК РФ.

← Содержание.

admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *