0

Налогообложение пассажирских перевозок

содержание   ..   110  111  112  113  114  115  116  117  .. 

Глава 18.

Учет и отчетность о перевозках грузов на железной дороге
 


18.1. Виды и формы бланков станционной коммерческой и грузовой отчетности, порядок их получения, хранения и расходования

Основной задачей учета перевозок грузов на железных дорогах Российской Федерации является объективный, достоверный и своевременный учет выполнения перевозчиками грузовой работы. Строгое соблюдение методологии учета перевозок, недопущение приписок и искажений в учете и отчетности является важнейшей обязанностью грузовых и коммерческих работников.

Порядок заполнения учетных и отчетных форм по грузовым перевозкам определяет Инструкция по ведению станционной коммерческой отчетности и Инструкция по учету погрузки и выгрузки грузов при перевозках железнодорожным транспортом РФ. Всякое отклонение от них

или нарушение их указаний, небрежное и неправильное заполнение книг и бланков вызывают потери доходов, убытки и приводят к искажению показателей работы железнодорожного транспорта. На основании станционной коммерческой отчетности составляется статистическая отчетность о перевозках грузов форм ЦО.

Все учетные операции выполняют на бланках строгого и нестрогого учета. К бланкам строгого учета относятся дорожные ведомости, квитанции разных сборов и на взыскание штрафов, коммерческие акты, пересылочные накладные и др. Все эти бланки имеют печатную нумерацию, защитную сетку и стандартную, общую для всей сети железных дорог, форму.

Учет и отчетность по перевозке багажа и грузобагажа.

Изготовляют их централизованно по заказам перевозчиков.

Об утрате бланков строгого учета начальник станции обязан немедленно поставить в известность финансовый отдел отделения дороги, финансовую службу дороги и органы МВД на транспорте. Каждый случай утраты бланков строгой отчетности расследуется и виновные в этом привлекаются к ответственности.

При смене дежурств текущий запас бланков строгого учета передается под расписку сдающего и принимающего работников.

Снабжают станции билетами и бланками строгого учета специальные склады. Пересылку, расходование и наличие этих документов учитывают по родам документов, сериям и номерам. Получают бланки строгой отчетности по требованию (форма ЛУ-1), которое состоит из трех частей: требования, накладной с распиской и корешка, заполняемых одновременно под копирку.

В требовании указывают род и шифр бланков, серию и номер последнего полученного и первого оставшегося документов и число бланков. Требование подписывает начальник станции или его заместитель с наложением должностного штемпеля. На станции должен быть четырехмесячный запас бланков строгой отчетности. Когда он уменьшается до трехмесячной потребности, в финансовую службу дороги высылают требование на необходимые бланки. Финансовая служба высылает бланки на станцию и указывает в требовании и накладной против соответствующей позиции серию, первый и последний номер и число высылаемых бланков.

Накладную вместе с бланками упаковывают в пачку. На станции бланки принимают комиссионно, согласно накладной. Затем расписку, подписанную начальником станции или его заместителем, с указанием времени получения бланков высылают в финансовую службу дороги.

Все бланки строгого учета заносятся в Книгу прихода пассажирских билетов и бланков строгого учета (форма ЛУ-7). Запасы их хранятся в сейфе в помещениях, недоступных посторонним лицам. Отвечает за их сохранность начальник станции и лицо, в ведении которого они находятся. По окончании отчетных суток составляются отчеты об использовании бланков строгой отчетности. При наличии АРМ ТВК отчет об использовании бланков дорожных ведомостей составляется и выводится на печать в автоматизированном режиме.

 

содержание   ..   110  111  112  113  114  115  116  117  .. 

Все статьи О льготе по транспортному налогу при перевозке пассажиров и грузов (Столяров Д.А.)

В силу пп. 4 п. 2 ст. 358 НК РФ не являются объектом обложения транспортным налогом пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых считается осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок. Каковы особенности применения данной льготы?

Напомним, плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения по ст. 358 НК РФ (если только иное не предусмотрено ст. 357 НК РФ).

Условия для применения налоговой преференции

Из пп. 4 п. 2 ст. 358 НК РФ следует, что возможность применения льготы по транспортному налогу имеется при соблюдении следующих условий.
Во-первых, перечень льготных транспортных средств строго ограничен. В него вошли пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда.
Во-вторых, соответствующее транспортное средство должно находиться у организации (индивидуального предпринимателя) на праве собственности (либо праве хозяйственного ведения (оперативного управления)). Именно поэтому в отношении судов, полученных организацией по договорам бербоут-чартера (аренда без экипажа) и сданных в тайм-чартер для осуществления перевозки грузов, пп. 4 п. 2 ст. 358 НК РФ не применяется (указанные суда не являются собственностью организации) (Письмо Минфина России от 10.06.2011 N 03-07-11/164).
В-третьих, основным видом деятельности считается перевозка пассажиров (грузов). В Определении от 01.12.2009 N 1552-О-О КС РФ указал, что при установлении льготы по пп. 4 п. 2 ст. 358 НК РФ законодатель вправе исходить из специфики условий хозяйствования в определенных отраслях экономики (в том числе в сфере речного, морского и воздушного транспорта), в связи с чем освобождение от налогообложения поставлено в зависимость именно от вида основной деятельности налогоплательщика. Таким образом, для применения льготы налогоплательщик должен доказать факт осуществления в качестве основного вида деятельности перевозки пассажиров (грузов). Установление выполнения именно этого условия на практике вызывает наибольшие трудности.

Перевозка как основная деятельность по Методическим рекомендациям

О том, каким образом может быть подтвержден факт осуществления пассажирских и грузовых перевозок, разъяснено в действующих до сих пор Методических рекомендациях по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации <1> (далее — Методические рекомендации). Как указал Минфин в Письме от 16.06.2006 N 03-06-04-04/24, данные Методические рекомендации не относятся к актам законодательства РФ о налогах и сборах. Однако они являются внутриведомственными документами, поэтому обязательны для исполнения налоговыми органами. Более того, Решением ВАС РФ от 09.02.2011 N ВАС-17662/10 положения п. 17.2 Методических рекомендаций признаны соответствующими Налоговому кодексу.
———————————
<1> Утверждены Приказом МНС России от 09.04.2003 N БГ-3-21/177.

Итак, на основании п. 17.2 Методических рекомендаций подтверждают, что основным видом деятельности организации является осуществление пассажирских или грузовых перевозок:
— положения учредительных документов (учредительного договора, устава, положения и других документов), определяющие пассажирские или грузовые перевозки в качестве основного вида деятельности, цели создания организации;
— наличие действующей лицензии на осуществление грузовых или пассажирских перевозок.
Доказательством может также считаться:
— получение выручки от пассажирских и грузовых перевозок;
— систематическое выполнение пассажирских и грузовых перевозок в течение навигации (для водных транспортных средств);
— наличие установленной законодательством отчетности (в том числе статистической) по выполненным перевозкам пассажиров и (или) грузов.
В Методических рекомендациях добавлено, что под деятельностью по осуществлению пассажирских и (или) грузовых перевозок необходимо понимать деятельность по перевозке пассажиров, багажа, грузов или почты на основании договоров перевозки в соответствии с гл. 40 ГК РФ. К этой деятельности относится и деятельность, связанная с перевозкой по договору фрахтования судна на время с экипажем (тайм-чартер).
При этом к деятельности по осуществлению пассажирских и (или) грузовых перевозок не относятся такие виды деятельности, как:
— деятельность ресторанов и баров на борту судов;
— транспортная обработка грузов, хранение и прочая вспомогательная и дополнительная деятельности (лоцманская проверка, постановка судов в док, спасение судов, предоставление маневровых услуг, деятельность терминалов, туристических агентств и т.д.);
— деятельность по обеспечению лесосплава.
Минфин считает, что факт осуществления организацией или предпринимателем пассажирских и (или) грузовых перевозок должен подтверждаться именно в том порядке, который установлен п. 17.2 Методических рекомендаций (Письмо от 10.04.2015 N 03-05-04-04/20422, доведенное до сведения и использования в работе Письмом ФНС России от 24.04.2015 N БС-4-11/7093@).

Что говорят судьи?

Основной вид деятельности не всегда определяется отраслевым законодательством

Такая точка зрения сформулирована в Постановлении Президиума ВАС РФ от 12.02.2013 N 11418/12.

Правила ведения бухучета в транспортной компании (нюансы)

Согласно п. 3.4 устава порт осуществляет следующие основные виды деятельности: выполнение погрузочно-разгрузочных работ, обработку транспортных средств, перевозку грузов и пассажиров собственным и арендованным флотом, комплексное обслуживание флота, организацию и осуществление складских и транспортно-экспедиторских операций, добычу, производство и поставку нерудных строительных материалов. На указанные виды деятельности имеются лицензии, в том числе лицензии на перевозку внутренним водным транспортом. Также портом представлены перевозочные документы, подтверждающие транспортировку грузов в период навигации.
Было выяснено, что порт относится к организациям, ответственным за полное и своевременное обеспечение поставок продукции (товаров) для обеспечения народного хозяйства и населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В 2009 г. в нем осуществлялась перевозка грузов на систематической основе. В свою очередь, данное обстоятельство позволяет применить налоговые освобождения в отношении транспортных средств, участвующих в перевозке грузов.
Высший арбитр также отметил, что ссылка судов на нормы отраслевого законодательства ошибочна, так как Налоговый кодекс в необходимых случаях использует иные правовые приемы: указывает в соответствующих главах на действующие в РФ классификаторы в целях исчисления налогов или на процентное соотношение результатов финансово-хозяйственной деятельности как на основание для применения налоговых преференций.
Использованные судьями Методические указания по расчету основного вида экономической деятельности хозяйствующих субъектов на основе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) для формирования сводной официальной статистической информации <2> подлежат применению исключительно в статистических целях и не порождают для хозяйствующих субъектов каких-либо прав и обязанностей.
———————————
<2> Утверждены Приказом Росстата от 01.10.2007 N 150.

Представленное Постановление Президиума ВАС было включено в Обзор, направленный для использования в работе Письмом ФНС России от 24.12.2013 N СА-4-7/23263.

Осуществление аэропортовой деятельности не дает права на применение льготы

Общество в 2010 — 2012 гг. в отношении принадлежащих ему судов необоснованно применяло предусмотренную пп. 4 п. 2 ст. 358 НК РФ льготу и исключило их из объектов налогообложения. Данный вывод основан на следующем (см. Постановление АС УО от 23.09.2015 N Ф09-6693/15 по делу N А50-25098/2014).
Организация имела лицензию на осуществление перевозки воздушным транспортом пассажиров со сроком действия с 07.09.2007 по 07.09.2012, лицензию от 15.01.2008 на осуществление перевозок воздушным транспортом пассажиров и грузов, сертификат эксплуатанта от 01.11.2007. В качестве основного вида деятельности заявлена деятельность воздушного транспорта, подчиняющегося расписанию (ОКВЭД 62.1).
Однако из пояснительных записок к бухгалтерской отчетности за 2010 — 2012 гг. следует, что организация осуществляла перевозку пассажиров в период с 2008 по 2009 г., а с 2010 г. такой вид деятельности не указан. В штатном расписании за 2010 — 2012 гг. нет летного состава. Также отсутствуют доказательства заключения договоров перевозки пассажиров и (или) грузов в порядке, установленном гл. 40 ГК РФ.
Из указанных сведений следует вывод, что осуществление перевозок не может быть признано основным видом деятельности общества. Фактически в 2010 — 2012 гг. организация производила аэропортовую деятельность (обеспечение приема, отправки, обслуживание воздушных судов, пассажиров, обработку багажа и груза), техническое обслуживание воздушных судов, сдачу в аренду воздушных судов.

Осуществлялось авиационное обслуживание, а не перевозка пассажиров и грузов

Суды согласились с позицией налоговой инспекции, согласно которой в рассматриваемый период перевозка пассажиров и (или) грузов не являлась основным видом деятельности общества, в связи с чем налогоплательщик не вправе был применять налоговую льготу, установленную пп. 4 п. 2 ст. 358 НК РФ. Обоснование такое (см. Постановление АС МО от 03.09.2014 N Ф05-9356/2014 по делу N А41-44350/2013).
Согласно материалам дела установлено, что общество имеет лицензии на осуществление перевозки воздушным транспортом пассажиров и на осуществление перевозки воздушным транспортом грузов. Уставом (п. 3.4) предусмотрено, что целями деятельности предприятия являются:
— оказание всемерного содействия Общероссийской общественной организации "Российская оборонная спортивно-техническая организация — РОСТО (ДОСААФ)" в развитии оборонной и спортивно-массовой работы в РФ за счет доходов, полученных от производственной и иной деятельности;
— удовлетворение на основе полученной прибыли социально-экономических интересов членов трудового коллектива и интересов учредителя.
Среди видов деятельности (предметов деятельности предприятия), производимой им для достижения этих целей, в п. 5.1 устава в числе прочего указано осуществление воздушных перевозок.
Устав не содержит разделения видов деятельности, осуществляемой предприятием, на основные и дополнительные (второстепенные). В связи с этим для определения основного вида деятельности судом приняты во внимание содержание и показатели его фактической хозяйственной деятельности. Так, согласно данным отчетов о финансовой деятельности авиапредприятий и организаций воздушного транспорта (форма 67-ГА (фин)) все суммы прочих доходов, полученных в проверяемом периоде (2009 — 2011 гг.), приходятся на работы специального назначения. Доходы, получаемые от авиаперевозок, в отчетах не отражены. Договоры страхования заключались обществом не на все воздушные суда, осуществляющие авиационное обслуживание.
В связи с установленными обстоятельствами судом были отклонены ссылки заявителя на положения устава, лицензии на перевозку пассажиров и грузов, а также на договоры страхования гражданской ответственности перед пассажирами за перевозку пассажиров, багажа и грузов. Данные документы не позволяют сделать вывод, что общество в 2009 — 2011 гг. осуществляло перевозку грузов и пассажиров в качестве основного вида деятельности, фактически общество производило авиационное обслуживание, а не перевозки пассажиров и грузов.
Арбитры также провели анализ и толкование условий договоров на авиационное обслуживание в рамках гл. 40 ГК РФ. В итоге они установили, что экономический интерес заказчиков по указанным договорам заключался не в доставке грузов или пассажиров в пункты их назначения, а в полетах по маршруту следования с совершением определенных действий на высоте и возвращением в первоначальный пункт.
Анализ заключенных договоров судьями был осуществлен и в деле N А47-15830/2012, в передаче которого в Президиум ВАС было отказано Определением ВАС РФ от 19.02.2014 N ВАС-1502/14. Сначала судьи установили, что основными видами деятельности предприятия в 2011 г. являлись деятельность терминалов (аэропортов и т.д.), управление аэропортами. В свою очередь, дополнительными видами деятельности — деятельность воздушного транспорта, подчиняющегося расписанию, деятельность воздушного транспорта, не подчиняющегося расписанию, и организация перевозок грузов.
Предприятием в обоснование правомерности применения налоговой льготы представлены гражданско-правовые договоры на оказание услуг поисково-спасательного обеспечения полетов воздушных судов (в части дежурства поисково-спасательных воздушных судов и экипажей) в зоне авиационно-космического поиска и спасения; на выполнение авиационного обслуживания; на оказание услуг по организации тушения пожаров; на оказание транспортных услуг по выполнению полетов. Именно эти договоры подверглись анализу в рамках гл. 40 ГК РФ.
В итоге оказалось, что экономический интерес заказчиков по указанным договорам заключался не в доставке грузов или пассажиров в пункты их назначения, а в полетах по маршруту следования с совершением определенных действий на высоте (аэрофотосъемки, осмотра в ходе облетов газо- и трубопроводов, электросетей). Поэтому применение обществом льготы признано неправомерным (Постановление ФАС УО от 26.11.2013 N Ф09-12968/13).

* * *

При осуществлении перевозки пассажиров и грузов собственными судами (морскими, речными или воздушными) организации и индивидуальные предприниматели вправе использовать освобождение от уплаты транспортного налога (в части этих судов), но только при условии, что деятельность по перевозке является основной. Главная проблема в применении озвученной льготы — наличие доказательств того, что фактически велась именно перевозочная деятельность, а не, например, аэропортовая или деятельность по авиационному обслуживанию.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Общие положения по учету проездных документов. Порядок составления отчета о продаже проездных документов. Учет приема к отправлению багажа и грузобагажа

Рекомендуемые источники: с.219-231

Тема 2.6. Организация контрольно-ревизионной работы

Структура управления контрольно-ревизионной работой. Основные документы на право контроля и проведения ревизий.

Оформление первичных учетных документов при пассажирских перевозках

Порядок проведения ревизии пассажирских поездов. Порядок проверки вокзалов

Рекомендуемые источники:

2. Задания на контрольную работу №1

Задания на контрольную работу № 1 составлены в 50 вариан­тах. Номер варианта определяется по двум последним цифрам шифра студента по таблице 1.

Таблица 1 — Варианты контрольной работы № 1

Две по­следние цифры шифра Номер вари­анта Номера вопросов и за­дач Две по­следние цифры шифра Номер вари­анта Номера вопросов и за­дач
01 51 1,11,21,31 26 76 6,18,30,33
02 52 2,12,22,32 27 77 7,19,21,34
03 53 3,13,23,33 28 78 8,20,22,35
04 54 4,14,24,34 29 79 9,11,23,36
05 55 5,15,25,35 30 80 10,12,24,37
06 56 6,16,26,36 31 81 1,14,27,32
07 57 7,17,27,37 32 82 2,15,28,33
08 58 8,18,28,38 33 83 3,16,29,34
09 59 9,19,29,39 34 84 4,17,30,35
10 60 10,20,30,40 35 85 5.18,21,36
11 61 1,12,23,34 36 86 6,19,22,37
12 62 2,13,24,35 37 87 7.20,23,38
13 63 3,14,25,36 38 88 8,11,24,39
14 64 4,15,26,37 39 89 9,12,25,40
15 65 5.16.27.38 40 90 10,13,26,31
16 66 6,17,28,39 41 91 1,15,29,36
17 67 7,18,29,40 42 92 2,16,30,37
18 68 8,19,30,31 43 93 3,17,21,38
19 69 9,20,21,32 44 94 4,18,22,39
20 70 10,11,22,33 45 95 5,19,23,40
21 71 1,13,25,38 46 96 6,20,24,31
22 72 2,14,26,39 47 97 7,11,25,32
23 73 3,15,27,40 48 98 8,12,26,33
24 74 4,16,28,31 49 99 9,13,27,34
25 75 5,17,29,32 50 00 10,14,28,35

Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 500 | Нарушение авторского права страницы

Учет билетов при пассажироперевозках

— Какая страховка понадобится "вмененщику" для оказания услуг по перевозке пассажиров.

— Нужна ли плательщику ЕНВД лицензия на автотранспортные перевозки населения.

— В каких случаях водители обязаны проходить медосмотры.

Основные условия, которые вы должны соблюдать при оказании "вмененных" услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, закреплены в гл. 26.3 НК РФ. Их мы привели в таблице на с. 32. А далее мы подробно рассмотрим дополнительные вопросы, ответы на которые понадобятся вам при организации бизнеса по пассажирским перевозкам.

Что учесть при расчете ЕНВД в отношении услуг по перевозке пассажиров

Вопрос

Ответ

Где вставать на учет в качестве плательщика ЕНВД при оказании услуг пассажирских перевозок

При оказании услуг пассажирских перевозок компания встает на учет по месту своего нахождения, коммерсант — по месту жительства (абз. 2 п. 2 ст. 346.28 НК РФ)

На основании какого договора осуществлять деятельность

Вам понадобится договор перевозки (п. 1 ст. 784 ГК РФ, Письмо Минфина России от 17.02.2015 N 03-11-11/7108). По нему вы перевозите пассажира и его багаж в пункт назначения, а пассажир оплачивает проезд и провоз багажа (п. 1 ст. 786 ГК РФ). Заключение такого договора удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа — багажной квитанцией (п. 2 ст. 786 ГК РФ)

Какое количество транспортных средств можно использовать для перевозки пассажиров

Чтобы применять ЕНВД, у вас в собственности или в аренде должно быть не более 20 автомобилей, используемых для перевозки пассажиров (пп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). Если какие-либо машины вы не эксплуатируете, например они находятся в ремонте, их в расчете ЕНВД учитывать не надо (Письмо Минфина России от 17.03.2014 N 03-11-11/11347)

Какие услуги по перевозке пассажиров можно отнести к "вмененному" бизнесу

Специалисты Минфина России в Письме от 25.02.2010 N 03-11-11/33 указали, что транспортные услуги по перевозке пассажиров должны быть классифицированы согласно ОКУН (утв. Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163). Так, к "вмененным" услугам по перевозке пассажиров относятся 021520, 021521, 021522, 021523 — перевозка пассажиров автобусами по регулярным маршрутам: в городском сообщении, в пригородном сообщении, в междугородном сообщении, в международном сообщении;

021525, 021526, 021527 — перевозки пассажиров автобусами по маршрутам (направлениям) с выбором пассажирами мест остановки: в городском сообщении, в пригородном сообщении, в междугородном сообщении;

021530, 021532, 021533 — специальные (доставка работников, школьные, вахтовые и т.п.) перевозки пассажиров: в городском и пригородном сообщении, в междугородном сообщении, в международном сообщении;

021535, 021537, 021538 — туристско-экскурсионные перевозки пассажиров автобусами: в городском и пригородном сообщении, в междугородном сообщении, в международном сообщении;

021540, 021542, 021543 — разовые перевозки пассажиров автобусами: в городском и пригородном сообщении, в междугородном сообщении, в международном сообщении;

021545, 021547, 021548 — перевозка пассажиров легковыми таксомоторами: в городском и пригородном сообщении, в междугородном сообщении, в международном сообщении

Какие услуги по перевозке пассажиров можно отнести к "вмененному" бизнесу

021550, 021552, 021553 — перевозка пассажиров легковыми автомобилями, кроме таксомоторных: в городском и пригородном сообщении, в междугородном сообщении, в международном сообщении

Какой физический показатель использовать для расчета ЕНВД

Налог зависит от количества посадочных мест (п. 3 ст. 346.29 НК РФ). То есть от количества мест для сидения (за исключением места водителя и места кондуктора) на основании данных технического паспорта завода — изготовителя транспортного средства (абз. 10 ст. 346.27 НК РФ)

Чему равна базовая доходность для расчета налога

Базовая доходность составляет 1500 руб. в месяц (п. 3 ст. 346.29 НК РФ)

 

Вопрос N 1. Должен ли перевозчик иметь страховку и проходить техосмотр

Первый документ, который вам понадобится для оказания услуг по перевозке пассажиров, — это полис обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО). Любой перевозчик, как организация, так и предприниматель, обязан страховать свою гражданскую ответственность за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров. Об этом — ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 14.06.2012 N 67-ФЗ (далее — Закон N 67-ФЗ).

Обратите внимание, что при отсутствии страхового полиса перевозку пассажиров осуществлять запрещено. Если вы все же пренебрежете этим ограничением и будете перевозить людей без специальной страховки, вас могут оштрафовать. Размер штрафа немалый. Для организации он составит от 500 000 до 1 000 000 руб., а для индивидуального предпринимателя — от 40 000 до 50 000 руб. (п. 1 ст. 11.31 КоАП РФ).

Кроме того, вы обязаны предоставить пассажирам всю необходимую информацию о страховой компании, в которой приобрели полис (п. 6 ст. 5 Закона N 67-ФЗ). А именно: ее наименование, место нахождения, почтовый адрес, номер телефона. А также номер, дату и срок действия договора обязательного страхования. Разместите эту информацию в местах продажи билетов или непосредственно на самом билете. Либо укажите сведения о страховщике и реквизиты договора на своем сайте в Интернете.

Примечание. Сведения о страховой компании и реквизиты договора обязательного страхования автогражданской ответственности перевозчика должны быть размещены в салоне автобуса (маршрутки) или в других местах продажи билетов.

За непредоставление информации по страховке пассажирам предусмотрен штраф (п. 2 ст. 11.31 КоАП РФ). Его размер для организации составит от 10 000 до 30 000 руб., для руководителя компании или коммерсанта — от 1000 до 3000 руб.

Что касается техосмотра автомобилей, используемых для перевозок пассажиров, вы должны проходить его каждые шесть месяцев (пп. 1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 01.07.2011 N 170-ФЗ).

Вопрос N 2. Нужно ли "вмененщику" получать специальную лицензию для перевозки пассажиров

Следующий документ, необходимый для осуществления перевозок пассажиров, — это лицензия или специальное разрешение. Какой именно документ нужен вам, зависит от транспорта, который вы используете. Так, если вы перевозите людей автомобилями, оборудованными для перевозок более восьми человек, вы должны получить лицензию (пп. 24 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ). Такая лицензия действует бессрочно (ч. 4 ст. 9 Закона N 99-ФЗ). За ее получение вы должны заплатить госпошлину в размере 7500 руб. (пп. 92 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

Примечание. За получение лицензии на перевозку пассажиров автомобилями с количеством посадочных мест больше восьми в 2015 г. придется заплатить госпошлину в размере 7500 руб.

При отсутствии лицензии на пассажирские перевозки вас могут оштрафовать. Так, для коммерсантов штраф составит 100 000 руб., а для организаций — 400 000 руб. (ч. 1 ст. 14.1.2 КоАП РФ). А если вы и дальше продолжите перевозить людей без лицензии и вас поймают повторно, помимо штрафа в тех же размерах, у вас могут конфисковать автомобили (ч. 2 ст. 14.1.2 КоАП РФ).

Если же вы перевозите людей автомобилями легкового такси, придется получить специальное разрешение на право осуществлять эту деятельность. Такая обязанность появилась с 1 января 2012 г. Она закреплена ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.04.2011 N 69-ФЗ (далее — Закон N 69-ФЗ).

Специальное разрешение на работу такси должно находиться в салоне вашего автомобиля (ч. 7 ст. 9 Закона N 69-ФЗ). Пассажиры, сотрудники ГИБДД и должностные лица уполномоченного органа вправе потребовать предъявить этот документ. И вы обязаны его показать. За отсутствие специального разрешения на работу легкового такси водителя могут оштрафовать на 5000 руб. (ст. 12.3 КоАП РФ). Стоимость разрешения на работу такси, а также его форму и порядок выдачи устанавливают власти каждого субъекта РФ (п. 8 ст. 9 Закона N 69-ФЗ). Поэтому данные нюансы следует выяснять непосредственно в том регионе, где вы планируете осуществлять пассажироперевозки.

Обратите внимание: разрешение на работу легкового такси надо получать на каждое транспортное средство, которое вы будете использовать для перевозок (ч. 3 ст. 9 Закона N 69-ФЗ). В то время как лицензия на автомобили с количеством посадочных мест больше восьми выдается одна на все транспортные средства (пп. "а" п. 4 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 N 280).

Примечание. Получите отдельное разрешение на работу такси на каждый используемый автомобиль. Так, если у вас два автомобиля, использовать оба для перевозки людей по одному разрешению вы не вправе.

Вопрос N 3. Должны ли машины перевозчика быть оборудованы тахографами и системой ГЛОНАСС

Тахограф — это техническое средство, которое фиксирует информацию о скорости и маршруте движения транспортных средств, а также о режиме труда и отдыха водителей. Обязанность компаний и бизнесменов оснащать тахографами автомобили, используемые в бизнесе, установлена п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения". Конкретные Требования к таким устройствам, а также к транспортным средствам, на которые вы должны устанавливать тахографы, определены Приказом Минтранса России от 13.02.2013 N 36 (далее — Приказ N 36).

Так, по общему правилу тахографы должны быть на всех транспортных средствах, используемых на территории нашей страны для перевозки пассажиров с количеством мест более восьми (Приложение N 2 к Приказу N 36).

Но из этого правила все же есть исключение. И, получается, возможность эксплуатировать транспорт без тахографов все же есть. Но при выполнении двух условий одновременно. Первое — это транспорт категории М2 и М3. А второе — он используется для городских и пригородных регулярных перевозок пассажиров в соответствии с Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом (утв. Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 112).

Поясним. К категории М2 относятся транспортные средства, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения и их максимальная масса не превышает 5 тонн. То есть это небольшие автобусы и маршрутные такси (например, Газель, Ford Transit и др.). А к категории М3 — аналогичный транспорт с максимальной массой выше 5 тонн (Приложение N 2 к Приказу N 36). Сюда уже относятся большие автобусы, рассчитанные обычно на 50 пассажиров и более (например, МАЗ, Scania и др.).

Примечание. Городские и пригородные маршрутные автобусы оборудовать тахографом не обязательно. А вот система навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS должна быть.

Получается, что если вы перевозите пассажиров внутри города или по пригородным маршрутам, устанавливать тахографы на автобусы и маршрутки вам не обязательно. А на маршрутах между городами наличие тахографов обязательно. За его отсутствие вас могут оштрафовать. Размер штрафа составит от 1000 до 3000 руб. с водителя и от 5000 до 10 000 руб. — с владельца транспорта (п. 1 ст. 11.23 КоАП РФ).

Что касается системы ГЛОНАСС, то ее наличие на транспортном средстве требуется для получения лицензии на оказание услуг по пассажирским перевозкам (пп. "ж" п. 4 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 N 280). Поэтому такое оборудование должно быть у вас на каждом автобусе или маршрутке, используемых для пассажирских перевозок.

 

Вопрос N 4. Какой документ выдавать клиентам при осуществлении перевозок

Любая компания или предприниматель при ведении наличных расчетов должны применять ККТ (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ, далее — Закон N 54-ФЗ). Но возможность отказаться от кассового аппарата все же есть. Так, при оказании услуг населению вы можете вместо кассового чека выдавать бланки строгой отчетности. Это право закреплено п. 2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ. Заметим, что в этой норме речь идет не конкретно о бытовых услугах населению, а обо всех услугах, поименованных в ОКУН (утв. Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163). Услуги пассажирского автомобильного транспорта включены в ОКУН по коду 021500. Поэтому, если услуги пассажирских перевозок вы оказываете физическим лицам, вы вправе отказаться от использования ККТ. Но при этом вы обязаны выдавать клиентам БСО.

А вот если заказчиком перевозки будет выступать юридическое лицо, использовать БСО вместо кассового чека нельзя. На это указал Минфин России в Письме от 21.07.2014 N 03-11-11/35542. Значит, если вашими клиентами выступают фирмы и компании, вы должны выдавать кассовый чек. Либо вести расчеты с ними в безналичном порядке, то есть через банковский счет.

Вопрос N 5. Как часто водитель должен проходить медосмотр

Все водители обязаны проходить медосмотр (абз. 7 п. 1 ст. 20, абз. 5 п. 1 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ, далее — Закон N 196-ФЗ). Причем это требование относится не только к работникам, но и к индивидуальным предпринимателям, которые сами управляют транспортом при оказании услуг по перевозкам (п. 4 ст. 23 Закона N 196-ФЗ).

Законодательно определены следующие виды обязательных медосмотров водителей:

— предварительные. Их вы должны проводить при приеме водителя на работу (ч. 1 ст. 213, ч. 2 ст. 328 ТК РФ, абз. 1 п. 3 ст. 23 Закона N 196-ФЗ);

— периодические медосмотры проводятся не реже одного раза в два года (ч. 1 ст. 213 ТК РФ, абз. 2 п. 3 ст. 23 Закона N 196-ФЗ);

— предрейсовые и послерейсовые медосмотры (ч. 3 ст. 213 ТК РФ, абз. 3, 4 п. 3 ст. 23 Закона N 196-ФЗ). Такие осмотры водители должны проходить каждый раз. Перед выходом в рейс и после его окончания соответственно. То есть получается, что предрейсовые и послерейсовые медосмотры водители проходят каждый свой рабочий день.

Примечание. Каждый водитель "вмененщика" должен пройти предварительный медосмотр при трудоустройстве. Кроме того, не реже одного раза он должен проходить периодический медосмотр. И каждую рабочую смену — предрейсовый и послерейсовый медосмотры.

Каждый из названных видов медосмотров вы должны организовывать за свой счет (ч. 7 ст. 213 ТК РФ). Так, у вас в штате может числиться медицинский работник, который и будет проводить медосмотры. Кроме того, у вашей компании должна быть лицензия на эту деятельность и специально оборудованное помещение — медицинский кабинет. Такой вариант удобен для крупных транспортных компаний.

Если же ваш бизнес пассажирских перевозок невелик, удобнее заключить договор со сторонней организацией (или коммерсантом), которая ведет медицинскую деятельность (п. 8 Порядка проведения медосмотров, утвержденного Приказом Минздрава России от 15.12.2014 N 835н).

Но прежде чем заключать договор, убедитесь, что у такой компании есть лицензия на проведение именно предрейсовых и послерейсовых медосмотров. Ее реквизиты можно указать непосредственно в договоре.

Три главных совета. 1. Услуги по перевозке пассажиров — лицензируемый вид деятельности. Поэтому получите специальный документ прежде, чем начнете перевозить людей.

2. Перевозя людей по городу и пригородным маршрутам, устанавливать на транспорт тахографы не нужно. А вот при перевозке людей между городами — необходимо.

3. При оказании услуг по перевозке населения вы можете не использовать ККТ только при условии, что будете выдавать клиентам БСО.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *