0

Налоговая нагрузка по регионам

   Главная   Новости   Бизнес-форум   Библиотека   Деловая игра   Исследования рынков   Консалтинговые услуги   Программы   Тендеры   Поиск

Главная > Новости > События и анонсы, Аналитика

Глава России пообещал снизить налоговую нагрузку на бизнес

4 декабря 2014

Налоговая нагрузка на бизнес в России не будет возрастать до 2018 года – об этом заявил президент страны Владимир Путин во время ежегодного послания Федеральному собранию. Глава государства предложил на ближайшие 4 года зафиксировать действующие налоговые условия и впредь к вопросу налогообложения не возвращаться. Также президент добавил, что необходимо как можно скорее приняться за реализацию уже принятых решений, направленных на облегчение налоговой нагрузки.

В частности, от уплаты налогов планируется освободить новые производства, а вновь созданным индивидуальным предпринимателям будут предоставлены налоговые каникулы продолжительностью два года – уточнил Владимир Путин.


Ранее президент уже обещал снизить фискальную нагрузку на представителей несырьевого бизнеса. Вадим Зарипов, эксперт «Пепеляев групп», напоминает, что еще в бюджетном послании главы государства на 2012 год содержалось соответствующее предложение. Речь шла о том, чтобы до 2018 года отказаться от усиления налогового бремени на предприятия несырьевых отраслей российской экономики.

Тем не менее, по словам Зарипова, фискальная нагрузка на бизнес с 2012 года росла и прямо, и косвенно. Через месяц, с 2015 года, будут введены новые сборы с бизнеса, существенно увеличится налог на дивиденды, увеличится налоговая база и возрастет порог отчислений в ФОМС. Аналитик «Пепеляев групп» уверен, что косвенный рост налогового бремени продолжится, поскольку возможности для него сохраняются.

Александра Суслина, представитель Экономической экспертной группы, приводит данные, согласно которым общая фискальная нагрузка в России составляет около 34-35% ВВП. С учетом того, что нагрузка на нефтегазовый сектор – немногим ниже 30%, Суслина утверждает, что резервы для дальнейшего роста налогов исчерпаны. По ее мнению, если налоговое бремя усилится, многие компании просто прекратят свою деятельность, поскольку исчезнут стимулы для инвестирования в бизнес.

Если возрастет налоговая нагрузка на граждан, тогда произойдет сокращение внутреннего потребления.

Налоговая нагрузка на бизнес не возрастет

В целом, увеличение налогов приведет к снижению экономического роста страны – констатирует Александра Суслина.

Чтобы избежать негативных последствий для национальной экономики, эксперт советует либо наращивать объем государственных заимствований, либо отказаться от части расходов, особенно в условиях прогнозируемой рецессии.

Сергей Фахретдинов, участник генерального совета «Деловой России», добавляет, что предприниматели испытывают сложности с поиском средств для инвестирования в проекты. По сведениям Фахретдинова, рентабельность бизнеса составляет всего 15% при том, что ставки по кредитам достигают уже 22%. Российские малые и средние предприятия не выдержат увеличения налогов – считает аналитик.

Напомним, президент России Владимир Путин 4 декабря выступил с ежегодным обращением к Федеральному собранию. Часть своей речи глава государства посвятил вопросам национальной экономики, в частности, борьбе с проявлениями кризисных явлений.

Версия для печати

Другие новости в рубрике:
«Роснефть» и «Металлоинвест» будут сотрудничать в научной сфере
Правительство объявило о частичной приватизации «Роснефти»

ФНС РФ опубликовала данные по налоговой нагрузке и рентабельности по отраслям за 2016 год.

Данные о налоговой нагрузке за 2017 год ФНС опубликует до 5 мая 2018 года, когда будут обработаны результаты налоговых деклараций и отчетности за 2017 год.

Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ определены Критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков. Суть этих критериев в том, что ФНС указывает 12 признаков, по которым налоговики определяют "подозрительных" налогоплательщиков для проведения выездной налоговой проверки.

Рекомендую проверить свою налоговую нагрузку и рентабельность с отраслевыми значениями.

Налоговая нагрузка

Так, критерием под номером 1 (п. 4 Приложения 1 и Приложение 2) указан признак:

"Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности)."

ФНС РФ использует данные по налоговой нагрузке следуюшим образом — сравнивает налоговую нагрузку конкретного налогоплательщика с налоговой нагрузкой той отрасли, в которой этот налогоплательщик осуществляет свою деятельность. Если налоговая нагрузка конкретного налогоплательщика существенно ниже отраслевой, то налоговый орган "присматривается" к такому налогоплательщику.

Расчет налоговой нагрузки в 2017-2018 году (формула)

Возможно это признак незаконной налоговой оптимизации.

Обычно, сначала к такому налогоплательщику поступает запрос, с просьбой пояснить причину низкой налоговой нагрузки. Затем, налоговый орган может провести выездную налоговую проверку такого налогоплательщика.

Поэтому указанную ФНС РФ налоговую нагрузку по видам экономической деятельности обычно называют как "безопасную налоговую нагрузку по видам экономической деятельности (по отраслям)".

В 2016 году в целом налоговая нагрузка немного снизилась до 9,6% (в сравнении с 9,7% в 2015 году)

Больше всего выросла налоговая нагрузка в 2016 году в отраслях:

Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви — 7,3% в 2016 году (6,2% в 2015 году).

Производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них — 4,3% в 2016 году (3,5% в 2015 году).

Производство кокса и нефтепродуктов — 4,7% в 2016 году (2,6% в 2015 году).

Больше всего снизилась налоговая нагрузка в 2016 году в отраслях:

Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых — 35,6% в 2016 году (41,5% в 2015 году).

Издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации — 11,6% в 2016 году (13,4% в 2015 году).

Химическое производство — 3,5% в 2016 году (4,2% в 2015 году).

Строительство — 10,9% в 2016 году (12,7% в 2015 году).

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг — 15,4% в 2016 году (17,2% в 2015 году).

Подробнее о налоговой нагрузке:

Налоговая нагрузка — величина, которая показывает уровень налогового бремени налогоплательщика.

Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности (по отраслям) — налоговая нагрузка по видам экономической деятельности (по отраслям) определяется ежегодно федеральной налоговой службой Российской Федерации (ФНС РФ)

Рентабельность

Так, критерием под номером 11 (п. 4 Приложения 1 и Приложение 2) указан признак:

"Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики."

В 2016 году рентабельность продаж в целом снизилась до 8,1% (9,3% в 2015 году), а рентабельность активов возросла до 6,4% (5,0% в 2015 году).

Подробнее о рентабельности:

Рентабельность по видам экономической деятельности (по отраслям) — рентабельность по видам экономической деятельности (по отраслям) определяется ежегодно федеральной налоговой службой Российской Федерации (ФНС РФ).

Ссылки

Налоговую нагрузку по видам экономический деятельности за последний год и предыдущие годы можно скачать с сайта ФНС РФ по ссылке (в формате Excel):

Налоговая нагрузка по отраслям (nalog.ru)

Там же можно скачать рентабельность по видам экономический деятельности (в формате Excel):

Значения среднеотраслевых финансовых показателей по видам деятельности (nalog.ru)

Что еще?

Прочитайте книгу: Налоговый бенчмаркинг. Джаарбеков С.М. (litres.ru)

Закажите корпоративный тренинг: «Налоговый бенчмаркинг» от Джаарбекова Станислава

Закажите услугу: Экспресс-диагностика налогового планирования (taxd.ru)

Дополнительно

Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности в 2017 году — опубликована ФНС РФ в Приложении 3 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок".

Материалы по теме "Налоговый контроль"

«Тебе придется исхитряться в превосходных начинаниях,
но, поступая так, ты израсходуешь казну, после чего…
будешь вынужден сверх меры отягощать народ налогами
и пользоваться порочными способами добывания денег»

Никколо Макиавелли. Государь. Глава XVI

Анализ данных о фискальном (налоговом) бремени по представительной группе индустриальных экономик (28) и развивающихся стран (39), включая Россию, содержится в таблице 7.1.

Таблица 7.1. Фискальная нагрузка на экономику: международные сопоставления (2009 г.)*

Доходы общего правитель-ства / ВВП, %

Развитые экономики

Число стран

Переходные и развивающиеся экономики

Число стран

>55 — 60

Дания, Норвегия, Швеция

Финляндия

Беларусь

Австрия, Бельгия, Франция, Италия, Нидерланды

Россия, Мальдивы, Босния и Герцеговина

Германия, Кипр, Греция, Люксембург, Португалия, Исландия, Израиль, Великобритания

Украина, Венгрия, Молдавия, ЦАР

Испания, Канада, Япония, Новая Зеландия, Швейцария

Китай, Южная Африка, Болгария, Хорватия, Чехия, Эстония, Латвия, Польша, Монголия, Иран, Боливия

США, Ирландия, Австралия, Словакия

Литва, Румыния, Бахрейн

Грузия, Албания, Аргентина, Чили, Коста-Рика, Гондурас, Египет, Свазиленд

Гонконг, Сингапур

Малайзия, Таиланд, Вьетнам, Казахстан, Армения, Маврикий, Парагвай, Перу

Таджикистан, Того

Итого стран

Итого стран

*Рассчитано по данным IMF Government Finance Statistics Yearbook 2009. В качестве индикатора налоговой нагрузки на экономику используется показатель «Доходы общего правительства / ВВП», % (General Government Revenue / GDP, %)

Очевидно, что индустриальные страны имеют более высокую фискальную (налоговую) нагрузку в сравнении с развивающимися (таблица 7.1). Индикатор «Доходы общего правительства / ВВП» у более, чем 60% индустриальных стран превышает 40% ВВП, у почти 80% стран – более 35% ВВП.
И, наоборот, только у 18% развивающихся стран, включая Россию, налоговая нагрузка выше 40% ВВП. У более чем 50% развивающихся стран налоговое бремя не превышает 30% ВВП.
Причины рассмотренных расхождений – более зрелые налоговые системы индустриальных стран, способные более полно собирать налоги и квазиналоговые платежи, больший объем социальных обязательств, покрываемых за счет роста государственных доходов («социальные рыночные экономики» континентального типа (скандинавского, германского) в отличие от англо-саксонской модели), отказ от экстра-стимулирования экономического роста за счет эксцессивного сокращения налогового бремени, как это происходит в ряде развивающихся экономик, находящихся в зоне сверхбыстрого экономического роста.

Жесткий прессинг: Несмотря на декларации, налоговое давление на бизнес и граждан растёт

В группе индустриальных стран наименьшие налоговые нагрузки несли страны англо-саксонской модели, включая США, и «страны-кластеры», страны — посредники — Гонконг, Сингапур, еще недавно входившие в группу развивающихся стран, поддерживающие политику интенсивного экономического роста.
Как следует из данных таблицы 7.1, Россия имеет одну из самых высоких фискальных (налоговых) нагрузок не только в группе развивающихся стран, но и по отношению к кластеру индустриальных экономик. Высокое налоговое бремя является встроенной составляющей экономики России, прямо влияющей на условия ее роста, темпы и саму возможность модернизации.

Вставка
Николай Тургенев, 1818 г., «Опыт теории налогов»:
«Налоги имеют непосредственное влияние на уменьшение богатства народного; ибо часть дохода общественного, получаемая через налоги Правительством, издерживается, не умножая сего дохода.
Налоги причиняют препятствия промышленности народной, отъемля часть капиталов, употребляемых подданными, от ея назначения, и предоставляя оную Правительству.
Кроме сего, налоги имеют вредное влияние на народонаселение, образованность и нравственность народную…
Трудность доставления средств пропитания ограничивает бракосочетание между простыми людьми… Налоги могут также ограничивать способы граждан давать детям своим приличное воспитание, и сие не только между простыми людьми, но и между людьми среднего состояния. Таким образом налоги будут препятствовать распространению образованности. Замечено, что в Англии великие налоги, заставляя людей более всего думать о своих денежных выгодах, отвращают их от занятий умственных…
На нравственность налоги имеют самое вредное влияние. Дабы в сем удостовериться, надлежит только вспомнить о тех несчастных, которые от налогов делаются преступниками…»104

Налоги и экономический рост. Финансовые ресурсы конечны. Их эксцессивное перераспределение в пользу государства при относительном снижении финансовых ресурсов, остающихся у бизнеса и домашних хозяйств, неизбежно, в конечном итоге, ведет, даже при увеличении инвестиционной составляющей в государственных расходах, к снижению темпов экономического роста. «Там, где масса бедна, и где налог подкашивает зачатки благосостояния, там нельзя рассчитывать на успехи промышленности, образования и народной нравственности».105
Страна, ориентированная на высокий экономический рост и модернизацию, должна поддерживать налоговую нагрузку, оставляющую в распоряжении бизнеса достаточно финансовых ресурсов и стимулов для инвестиций. Искусство – в соединении умеренного или облегченного налогового пресса с системой налоговых стимулов и инициатив, поддерживающих экономический рост и инновации (налоговые льготы, бюджетные и налоговые кредиты, налоговые каникулы и т.п.).
Анализ и классификация моделей экономики государств, в зависимости от того, как ими формируется структура ВВП во взаимосвязи с темпами экономического роста, приведены ниже (глава 8). При этом хорошо просматриваются, в частности, следующие кластеры стран:
-индустриальные страны с низкими темпами роста, поддерживающие высокую налоговую нагрузку с целью выполнения социальных обязательств (скандинавская модель, «континентальная» модель);
-индустриальные страны с низкими и средними темпами роста, поддерживающие умеренную налоговую нагрузку (при использовании для выполнения социальных обязательств ресурсов, передаваемых за счет превышения импорта над экспортом) (пример – США, Великобритания и другие индустриальные страны с постоянными дефицитами торгового баланса);
-развивающиеся страны с заниженной налоговой нагрузкой, используемой в качестве стимула для ускоренного экономического роста;
-развивающиеся страны, в которых объем налоговой нагрузки формируется стихийно, в силу слабости государства, низкого уровня развития экономики, незрелости государственных финансов, неспособности создать систему эффективного управления ими;
-развивающиеся экономики с расширенной ролью государства как собственника и управляющего бизнесом, с особой ролью публичного сектора, с необходимостью расширенного потребления государством произведенной стоимости (например, в целях защиты национальной безопасности, обеспечения социальной стабильности, «удержания на плаву» и реструктуризации неэффективной и эксцессивной государственной собственности при переходе к рыночной экономике). Как следствие, складывается повышенная налоговая нагрузка, в конечном итоге, тормозящая экономический рост.

Пример – Российская Федерация.

Проблемы фискальной (налоговой) нагрузки в экономиках, ориентированных на сырьевой экспорт. Традиционными «ловушками», подстерегающими государства – экспортеры нефти и газа в условиях высоких мировых цен на углеводороды являются (при внешне устойчивом состоянии государственных финансов):
-поддержание высокого налогового бремени (налоги и квази-налоги)106 как средства вывода из экономики излишней ликвидности и перевода государству ренты, формируемой благоприятной ценовой конъюнктурой на углеводороды;
рост не связанных с инвестициями расходов государства (социальных, военных, на управление и т.п.) в периоды высоких цен на нефть, которые становятся неснижаемыми при их падении, быстро приводя к кризису государственных финансов. Неэффективное расходование средств государством, поступающих от экспорта, объемное осуществление инвестиций в нерентабельные проекты и, как следствие, проедание невосполняемого национального богатства в связи с ослабленными бюджетными ограничениями;
-как следствие, неэластичность доходов и расходов, формируемых в системе государственных финансов, к колебаниям мировых цен на сырье, интенсивный переход к кризисному состоянию бюджетной сферы при сокращении спроса и конъюнктурном снижении цен на экспортируемый газ, нефть, металлы, удобрения, продовольствие и т.п.

admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *