0

НДС на образовательные услуги

ндс образовательные услуги

Образовательные услуги освобождаются от НДС. Но не всегда

Анализ действующих норм

Согласно абзацу 1 подпункта 14 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ, НДС не облагаются услуги в сфере образования, оказываемые «некоммерческими образовательными организациями по реализации общеобразовательных и (или) профессиональных образовательных программ (основных и (или) дополнительных), программ профессиональной подготовки, указанных в лицензии, или воспитательного процесса, а также дополнительных образовательных услуг, соответствующих уровню и направленности образовательных программ, указанных в лицензии, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений».

А в абзаце 2 подпункта 14 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ сказано: «реализация некоммерческими образовательными организациями товаров (работ, услуг) как собственного производства (произведенных учебными предприятиями, в том числе учебно-производственными мастерскими, в рамках основного и дополнительного учебного процесса), так и приобретенных на стороне подлежит налогообложению вне зависимости от того, направляется ли доход от этой реализации в данную образовательную организацию или на непосредственные нужды обеспечения развития, совершенствования образовательного процесса», если иное не пре­дусмотрено законодательством.

Условия для применения льготы

Освобождение от налогообложения (преду­смотренное подп. 14 п. 2 ст. 149 На­­логового кодекса РФ) действует только в том случае, если у учреждения на данные услуги есть лицензия (п. 6 ст. 149 Налогового кодекса РФ). Напомним, что образовательные учреждения получают лицензии в соответствии со статьей 33.1 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1.

По основным программам особых сложностей нет. Но как быть с дополнительными образовательными услугами? Например, если организуются семинары и курсы лекций, по результатам которых документы об образовании не выдаются? Финансисты в письме от 21 июня 2012 г. № 03-07-07/59 отметили: если некоммерческая образовательная организация предоставляет дополнительные образовательные услуги, для освобождения от НДС должны быть соблюдены такие условия:

  • есть лицензия на право реализации этих профессиональных образовательных программ (как основных, так и дополнительных);
  • указанные дополнительные образовательные услуги соответствуют уровню и направленности программ, указанных в лицензии.

Таким образом, факт выдачи документа об образовании не является определяющим при решении вопроса, облагаются услуги НДС или нет.

В заключение приведем выводы судей, которые содержатся в постановлении ФАС Поволжского округа от 7 июля 2011 г. № А55-20211/2010. Арбитры признали: образовательное учреждение вправе воспользоваться льготой по НДС (предусмотренной подп. 14 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ) даже при отсутствии лицензии, если не было реальной возможности получить ее своевременно (но это должно быть доказано документально).

РАЗДЕЛЬНЫЙ УЧЕТ НДС В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

О.А. Курбангалеева,
консультант-эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению

Образовательные учреждения являются плательщиками НДС на основании положений статьи 143 Налогового кодекса РФ. При этом помимо образовательных услуг, не облагаемых НДС, они могут оказывать услуги, которые подлежат налогообложению в общем порядке. По таким операциям налогоплательщики могут принять к вычету сумму «входного» НДС. Но для этого необходимо организовать ведение раздельного учета операций, облагаемых и не облагаемых НДС, и сумм «входящего» НДС по товарам, работам, услугам, использованным в налогооблагаемых операциях.

Услуги по реализации образовательных программ, не облагаемые НДС

 
    Прежде чем перейти к вопросу ведения раздельного учета, напомним, какие образовательные услуги освобождаются от обложения НДС в обязательном порядке.
    Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории РФ услуг в сфере образования по реализации основных и (или) дополнительных образовательных программ, указанных в лицензии (пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ в ред. Федерального закона от 27.11.2017 № 346-ФЗ). Эта льгота является обязательной, и образовательное учреждение не может от нее отказаться.
 

Образовательные программы

 
    Как следует из положений статей 2, 12 и 91 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ) под образовательной деятельностью понимается лицензируемая деятельность по реализации образовательных программ. Полный перечень услуг по реализации образовательных программ приведен в приложении к положению о лицензировании образовательной деятельности, утвержденному постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 № 966.
    Основные образовательные программы реализуются по уровням общего и профессионального образования, а также по профессиональному обучению (см. рис. 1). Это установлено статьей 12 Закона № 273-ФЗ.

Статья 12 «Образовательные программы» (извлечение)
3. К основным образовательным программам относятся:
1) основные общеобразовательные программы – образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования;
2) основные профессиональные образовательные программы:
а) образовательные программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена;
б) образовательные программы высшего образования – программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки;
3) основные программы профессионального обучения – программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.
4. К дополнительным образовательным программам относятся:
1) дополнительные общеобразовательные программы – дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;
2) дополнительные профессиональные программы – программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.

Рис. 1. Основные образовательные программы

 
    По дополнительному образованию в Российской Федерации реализуются дополнительные образовательные программы (см. рис. 2).
 

Рис. 2.

Образовательные услуги освобождаются от НДС. Но не всегда

Дополнительные образовательные программы

 
    Таким образом, при реализации любой из перечисленных далее образовательных программ образовательное учреждение обязано применять льготу по НДС. Иными словами, использование льготы по НДС является не правом, а обязанностью образовательного учреждения.
    Обратите внимание! По операциям, не облагаемым НДС, счета-фактуры не составляются (п. 3 ст. 169 НК РФ). Следовательно, образовательное учреждение имеет право не составлять счета-фактуры и, соответственно, не вести Книгу продаж в отношении операций по реализации образовательных услуг (письмо Минфина России от 23.01.2018 № 03-07-09/3206).
 

Образовательные организации

НДС по образовательным услугам

"Советник бухгалтера в сфере образования и науки", 2005, N 2

ОБЛАГАЮТСЯ ЛИ УСЛУГИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ СЕМИНАРОВ

НАЛОГОМ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

Многие образовательные учреждения, помимо осуществления программ основного и дополнительного профессионального образования, проводят платные семинары по различным проблемам, продолжительность которых может варьироваться от нескольких часов до нескольких дней, а иногда и недель (например, если занятия проводятся по вечерам).

В этом случае у бухгалтера возникает проблема, нужно ли начислять НДС на стоимость таких семинаров. Если нет, то как доказать это налоговому инспектору? А если да, то как правильно это сделать? Надеемся, что наша статья поможет разобраться в этой проблеме.

Условия освобождения образовательных учреждений от НДС

Для того чтобы определить, облагаются ли НДС услуги по проведению платных семинаров, необходимо проанализировать состав льготы по НДС, предоставляемой образовательным учреждениям в соответствии с НК РФ.

Эта льгота содержится в пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ, на основании которого не подлежит налогообложению реализация "…услуг в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений…".

Больше в Налоговом кодексе нет льгот на услуги, связанные с образованием или образовательным учреждением.

Согласно Методическим рекомендациям по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ, утвержденным Приказом МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447, при применении пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ следует иметь в виду, что под некоммерческим образовательным учреждением понимается государственное (или муниципальное), а также негосударственное образовательное учреждение, созданное в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством РФ для некоммерческих организаций, и осуществляющее образовательную деятельность при наличии лицензии на право ее ведения. При оказании такими некоммерческими образовательными учреждениями услуг в сфере образования по проведению учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса освобождение от уплаты налога предоставляется независимо от того, на какие цели направлен доход, полученный за оказание этих услуг.

А вот в случае, если подобные услуги оказывают другие образовательные организации, в том числе созданные в виде обособленных или структурных подразделений организаций, не являющихся некоммерческими, или индивидуальные предприниматели, освобождение от уплаты НДС не предоставляется.

Кроме того, в случае если некоммерческая организация осуществляет несколько видов деятельности, одним из которых является образовательная деятельность, то освобождение от НДС услуг в сфере образования по проведению учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса, оказанных этой некоммерческой организацией, осуществляется при наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности и при выполнении условий, предусмотренных п. 4 ст. 149 НК РФ, т.е. при условии ведения раздельного учета. Этот порядок освобождения от уплаты НДС распространяется и на некоммерческие организации, имеющие обособленные или структурные подразделения, созданные для целей проведения образовательного процесса.

Таким образом, если ваше учреждение отвечает всем нижеуказанным условиям:

1) является некоммерческим образовательным учреждением;

2) имеет соответствующую лицензию на оказание образовательных услуг;

3) ведет раздельный учет операций, облагаемых и не облагаемых НДС,

— у вас есть основание претендовать на льготу, предусмотренную пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ.

Однако, как мы уже выяснили, льгота эта распространяется только на услуги в сфере образования по проведению учебно-производственного процесса, причем только по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии, а также воспитательного процесса.

Поэтому возникает следующий вопрос.

Можно ли отнести платные семинары

к категории льготируемых образовательных услуг

Итак, вопрос о возможности применения льготы по НДС при проведении платных семинаров сводится к установлению того, можно ли приравнять семинар к образовательным услугам по проведению учебно-производственного процесса по направлению дополнительного образования.

В соответствии с п. 1 ст. 9 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" все образовательные программы, реализуемые в России, подразделяются на общеобразовательные и профессиональные, и каждый из этих видов программ подразделяется далее на основные и дополнительные. При этом согласно п. п. 4 и 5 той же статьи профессиональными считаются образовательные программы, направленные на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации, а именно программы:

1) начального профессионального образования;

2) среднего профессионального образования;

3) высшего профессионального образования;

4) послевузовского профессионального образования.

Бесспорно, семинары не относятся к основным профессиональным образовательным программам. Но можно ли считать их дополнительными образовательными программами? Для ответа на этот вопрос обратимся к ст. 26 того же Закона РФ "Об образовании", в которой отмечается, что к дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые:

— в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;

— в образовательных учреждениях дополнительного образования (например, в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии);

— посредством индивидуальной педагогической деятельности.

Таким образом, в случае, если семинар проводится не образовательным учреждением профессионального или дополнительного образования, его однозначно нельзя рассматривать как дополнительную образовательную программу. Такой семинар считается консультационным, а потому услуги по его проведению облагаются НДС в общеустановленном порядке.

Если же семинар проводит образовательное учреждение, необходимо обратить внимание на то, что основной задачей дополнительного образования согласно ст. 26 Закона РФ "Об образовании" является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием образовательных стандартов.

Нужно также иметь в виду, что перечень образовательных учреждений повышения квалификации, которые вправе реализовывать дополнительное профессиональное образование, приведен в п. 8 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 N 610 (далее — Постановление N 610).

А в соответствии с п. 7 вышеуказанного Типового положения повышение квалификации включает в себя следующие виды обучения:

1) краткосрочное (не менее 72 часов) тематическое обучение по вопросам конкретного производства, которое проводится по месту основной работы специалистов и заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата;

2) тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов) по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, предприятия (объединения), организации или учреждения;

3) длительное (свыше 100 часов) обучение специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации для углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических и других проблем по профилю профессиональной деятельности.

Помимо повышения квалификации в вышеуказанных формах, видами дополнительного профессионального образования согласно тому же документу считаются также стажировка и профессиональная переподготовка. При этом в соответствии с п. 13 Положения о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов, утвержденного Приказом Минобразования России от 06.09.2000 N 2571, освоение дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки специалистов завершается обязательной государственной итоговой аттестацией. А осуществлять реализацию дополнительных профессиональных образовательных программ с целью присвоения специалисту дополнительной квалификации могут только образовательные учреждения, имеющие соответствующие лицензии.

Таким образом, если продолжительность семинара составляет менее 72 часов, его нельзя рассматривать как форму повышения квалификации. А потому он не будет рассматриваться как разновидность программы дополнительного образования.

Итак, платить НДС или нет?

Аргументы против применения

пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ к семинарам

Образовательному учреждению необходимо начислять НДС по платным семинарам, если оно не может доказать соответствие оказываемых услуг требованиям, прописанным в пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ. Рассмотрим их подробнее.

Во-первых, как мы уже установили, проведение семинаров нельзя назвать услугами в сфере образования по проведению учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса. Семинары нельзя назвать и платными дополнительными образовательными услугами. Ведь наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления на договорной основе должны быть обязательно указаны в уставе образовательного учреждения (пп. "ж" п. 1 ст. 13 Закона РФ "Об образовании"), что на практике иногда не имеет места. Кроме того, согласно п. 1 ст. 45 того же Закона РФ образовательные учреждения могут оказывать платные услуги, и не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами (например, обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и другие услуги), однако о семинарах здесь ничего не сказано. Нет упоминания о семинарах и в Правилах оказания платных образовательных услуг (Постановление Правительства РФ от 05.07.2001 N 505).

Во-вторых, одним из обязательных условий освобождения от НДС согласно пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ является наличие у образовательного учреждения лицензии, иными словами, лицензирование платной образовательной деятельности. Вместе с тем разовые лекции, стажировки, семинары и другие виды обучения, не сопровождающиеся итоговой аттестацией, выдачей документов об образовании или квалификации, лицензированию не подлежат. Это следует из п. 2 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.10.2000 N 796. Кроме того, по этому поводу было Письмо Минобразования России от 25.12.2002 N 31-52-122/31-15, в котором сказано, что "…деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений, оказывающих платные дополнительные образовательные услуги, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации, не подлежит лицензированию". Семинары могут проводиться организациями, вообще не имеющими лицензии на осуществление образовательной деятельности. Но даже если у организации есть лицензия на осуществление образовательной деятельности, это не меняет картины для целей налогообложения, ведь семинары в принципе не лицензируются — а потому и не льготируются. Иными словами, если организация оказывает платные образовательные услуги, на которые лицензия не нужна, то платить НДС придется в общеустановленном порядке.

В-третьих, высока вероятность того, что налоговые органы обратят внимание и на сущность организуемого мероприятия с целью установить, что же имело место при проведении семинара: обучение или консультирование. Ведь оказание консультационных услуг не льготируется, этот вид деятельности напрямую исключен из пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ.

И рассуждение на эту тему приводит к мысли о том, что целью любых семинаров (конференций, симпозиумов) является изучение проблемных вопросов, то есть получение участниками семинара (представителями учебных заведений, работниками различных организаций и т.д.) новых знаний и информации, вызванное необходимостью их использования в практической деятельности (производственном процессе, процессе управления предприятием и т.д.). И даже если участникам семинара выдается какой-либо документ о том, что они прослушали лекции на определенные темы, скорее всего, налоговики все равно будут искать доказательства о том, что фактически участникам семинара оказана консультационная услуга.

Можно, конечно, возразить: раз у образовательного учреждения есть лицензия на образовательную деятельность, то семинар — учебный, а не консультационный. Действительно, различие между семинаром, проводимым учебным (образовательным) заведением в процессе его образовательной деятельности, и так называемым консультационным семинаром состоит в том, что учебный семинар проводится в рамках учебного процесса и должен быть включен в программу обучения и учебный план. В этом случае семинар не является отдельной платной образовательной услугой, так как его стоимость должна входить в общую плату за обучение.

Но не стоит забывать, что организацией и проведением семинаров занимаются не только образовательные организации.

Однако различие в видах семинаров важно только при оформлении документов, выдаваемых участникам семинара. И то только потому, что это важно для участника семинара и для его работодателя в связи с решением вопросов о включении стоимости семинара, оплаченного работодателем, в доход участника семинара при исчислении НДФЛ и ЕСН, а также отнесении этих сумм на расходы организации-работодателя.

Доказательство своей правоты, что семинар все-таки является образовательной, а не консультационной услугой, бухгалтер и руководитель образовательного учреждения могут построить на том, что обучение предполагает собой приобретение слушателями знаний по отдельным вопросам с выдачей документов, подтверждающих прохождение обучения (диплома или сертификата). Приобретение знаний при обучении характеризуется также выдачей методических пособий, книжных изданий и т.п. Более того, обучение могут проводить только уполномоченные на это организации, располагающие специальной на то лицензией (разрешением). Таким образом, если образовательное учреждение:

имеет соответствующую лицензию;

при проведении семинара обеспечивает участников методическими материалами;

а по итогам семинара выдает сертификаты или дипломы, подтверждающие прохождение обучения,

— возможно, налоговики примут возражения и согласятся с тем, что НДС с таких семинаров платить не нужно. Но это далеко не факт.

А вот если проводимые мероприятия заключались только в получении информации по отдельным вопросам (кругу вопросов) без выдачи каких-либо документов о прохождении обучения, то налицо только консультирование работников организаций в рамках выполняемых ими должностных обязанностей. И в этом случае от НДС точно не "отвертеться".

Отсюда неутешительный для бухгалтеров образовательных организаций вывод: на стоимость услуг по организации семинаров НДС начисляется в общеустановленном порядке.

Альтернативный вариант оформления семинара

для применения льготы по НДС

Если все-таки образовательное учреждение желает приравнять семинары к образовательным услугам и воспользоваться льготой по НДС, то не стоит забывать о правильном оформлении документов, связанных с проводимым мероприятием.

Как мы уже выяснили, в соответствии с Постановлением N 610, для того чтобы утверждать, что имело место повышение квалификации, необходимо, чтобы продолжительность семинара составляла не менее 72 часов. Это обязательное условие. А потому программа семинара должна быть рассчитана не менее чем на 72 учебных часа, причем в соответствии с п. п. 42 и 43 указанного Постановления образовательное учреждение обязано разработать и утвердить программу повышения квалификации (дополнительную профессиональную образовательную программу), а также учебные планы в порядке, определенном его уставом.

На практике же семинары чаще всего проходят за один-два дня или даже за несколько часов. В этом случае для того, чтобы выполнить требования по часам, можно попробовать такой вариант — разбить семинар на несколько частей, проводимых в разное время. Например, семинар для бухгалтеров можно разделить на 6 ежемесячных встреч по 12 часов каждая, и в результате общая продолжительность семинара составит 72 часа. При этом каждая часть может быть посвящена определенной теме, например, первая часть семинара, проводимая в январе, может быть посвящена изменениям в налогообложении, вторая часть семинара — в феврале — составлению годовой бухгалтерской отчетности и т.д. Тем более что чаще всего подобные семинары проводятся "без отрыва от производства", т.е. слушатели будут приходить на них вечером или в выходные дни, а потому подобная разбивка может быть вполне оправданна.

Кроме того, согласно п. 22 Постановления N 610 слушателями учреждения повышения квалификации считаются лица, зачисленные на обучение приказом руководителя образовательного учреждения. А потому для того, чтобы претендовать на присвоение семинару статуса мероприятия дополнительного образования, необходимо оформить такой приказ.

В соответствии с п. 27 Постановления N 610 необходимо также производить оценку уровня знаний слушателей: по результатам текущего контроля знаний и итоговой аттестации. Поэтому приказом руководителя образовательного учреждения должна быть сформирована аттестационная комиссия, которая, в свою очередь, должна оформить протоколы проведения итоговой аттестации участников семинара.

Также согласно ст. 27 Закона РФ "Об образовании" и п. 28 Постановления N 610 слушателям, успешно завершившим курс дополнительного обучения, должен быть выдан соответствующий документ:

— удостоверение о повышении квалификации — для лиц, прошедших краткосрочное обучение или участвовавших в работе тематических и проблемных семинаров по программе в объеме от 72 до 100 часов;

— свидетельство о повышении квалификации — для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 100 часов;

— диплом о профессиональной переподготовке — для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 500 часов;

— диплом о присвоении квалификации — для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 1000 часов.

Следовательно, участники семинара после итоговой аттестации должны получить удостоверения о повышении квалификации. Естественно, что данный документ должен быть скреплен печатью образовательного учреждения.

Более того, если семинар проводило государственное или прошедшее аккредитацию негосударственное образовательное учреждение повышения квалификации, оно должно выдать соответствующий документ государственного образца.

Впрочем, вопрос о повышении квалификации, стажировке, профессиональной переподготовке — это уже отдельная тема для обсуждения.

А.Г.Коковкина

Генеральный директор

Издательства "Советник бухгалтера"

Н.Н.Шишкоедова

Консультант-эксперт

по бухгалтерскому учету и налогообложению

Подписано в печать

11.04.2005

—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— ——

(C) Fin-Buh.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.

Соответственно некоммерческие образовательные учреждения, под которыми понимают государственные (или муниципальные), а также негосударственные образовательные организации, созданные в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством для некоммерческих организаций, и осуществляющие образовательную деятельность при наличии лицензии вправе применить налоговое освобождение согласно подпункту 14 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ. Приказом Министерства общего и профессионального образования РФ от 16 марта 1999 г. N 643 “Об утверждении типового положения о филиалах высших учебных заведений, подведомственных федеральным органам исполнительной власти“ установлено, что филиал проходит лицензирование образовательной деятельности самостоятельно.

Особенности исчисления ндс образовательными учреждениями

Инфо

Льготы для образовательных организаций Пунктом 2 статьи 149 Налогового кодек­са РФ предусмотрены операции, совершаемые образовательными учреждениями, которые не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения). В частности, это реализация: 1) услуг по содержанию детей в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, услуг по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях (подп.

4 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ); 2) продуктов питания, непосредственно произведенных столовыми образовательных организаций, реализуемых ими в этих организациях (подп. 5 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ); 3) услуг в сфере образования, оказываемых некоммерческими образовательными организациями по реализации (подп. 14 п. 2 ст.

Ндс при оказании образовательных услуг: кто платит, когда уплачивается

Внимание

Раздельный учет входного НДС необходим из-за того, что входной налог по товарам (работам, услугам, имущественным правам), используемым для выполнения облагаемых операций, принимается к вычету (п. 2 ст. 171 Налогового кодекса РФ). А по операциям, освобожденным от налогообложения, входной НДС нужно включить в стоимость приобретенного товара (работ, услуг, имущественных прав) (подп.

1 п. 2 ст. 170 Важно

Налогового кодекса РФ). Конкретной методики ведения раздельного учета операций, облагаемых НДС и освобожденных от налогообложения, в Налоговом кодексе РФ нет. Поэтому образовательная организация может вести раздельный учет в любом порядке, позволяющем разграничить облагаемые и освобожденные от НДС операции.

Например, учет облагаемых и освобожденных от налогообложения операций можно вести на субсчетах, специально открытых к счетам реализации.

403 forbidden

См. подробнее в материале «Как ведется раздельный учет по НДС (принципы и методика)?». НДС при оказании образовательных услуг коммерческими организациями или ИП Образовательные услуги, оказываемые коммерческими организациями или ИП, облагаются НДС в соответствии с п.


3 ст. 164

НК РФ по ставке 18%, и никаких льгот и особенностей исчисления налога для них по данному виду услуг не существует. Исключение могут составлять налогоплательщики, применяющие специальный режим налогообложения (УСН), при котором обязанность по начислению и уплате НДС у них отсутствует.

Согласно подп. 3 п. 1.1 ст.

Образовательные услуги освобождаются от ндс. но не всегда

Таким образом, условием для применения вышеуказанного освобождения образовательным учреждением, который имеет филиалы, является наличие лицензий на право ведения образовательной деятельности как у самого учреждения, так и у его филиалов. Коммерческим образовательным учреждениям, в том числе созданным в виде обособленных или структурных подразделений коммерческих организаций или индивидуальными предпринимателями, освобождение от НДС не предоставляют.

N 796.

Когда образовательные услуги облагаются ндс

Выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ учреждениями образования и науки на основе хозяйственных договоров также не облагают НДС. При выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ учреждениями образования на основе хозяйственных договоров, основанием для освобождения этих работ от налога является договор на выполнение таких работ.
Также нужно представить в налоговый орган подтверждение об отнесении организации, выполняющей данные работы, к учреждениям образования. Нередко учреждение образования осуществляет операции, подлежащие налогообложению, и операции, освобождаемые от налогообложения. Если в учетной политике, принятой организацией, не отражен отказ от освобождения от НДС, право на него у учреждения возникает только при наличии раздельного учета таких операций.

Льгота по ндс в образовании

К данной категории относятся учреждения, ведущие деятельность не для получения прибыли, а для достижения социальных целей в сфере образования. Читайте также статью: → «Операции не подлежащие налогообложению НДС.
в 2018 Список». Иными словами, от НДС освобождаются компании, оказывающие услуги:

  • на безоплатной основе;
  • за определенную плату, но при этом доход организации не распределяется между участниками, а полностью используется для обслуживания самой компании.

Какие операции освобождены от НДС Образовательное учреждение вправе воспользоваться налоговой льготой в следующих направлениях деятельности:

  • услуги общеобразовательного характера. К данной категории относятся услуги, которые оказывают школы и дошкольные учреждения в рамках утвержденных государственных программ.

Ндс — порядок применения льгот бюджетными организациями

Также можно использовать данные аналитического учета (таблицы, справки и т. д.) или информацию из журнала учета выставленных счетов-фактур и книги продаж. Выбранный порядок ведения раздельного учета облагаемых и освобожденных от налогообложения операций нужно закрепить в учетной политике для целей налогообложения.

Не вести раздельный учет входного НДС можно только в одном случае: если за квартал доля расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг, имущественных прав), освобожденных от обложения НДС, не превышает 5 процентов совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав. Тогда входной НДС, предъявленный поставщиками в этом квартале, можно принять к вычету (абз. 9 п. 4 ст. 170 Налогового кодекса РФ).

Налоговые льготы по ндс

При этом когда заказчиком работ (услуг) является государство и бюджетные средства являются источником их оплаты, НДС, подлежащий уплате за выполнение этих работ (услуг), исчисляют и уплачивают в общеустановленном порядке. При определении налоговой базы выручку от реализации товаров (работ, услуг) определяют исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг). При этом не важно получена выручка в денежной, натуральной формах или в ценных бумагах (п. 2 ст. 153 НК РФ). Если бюджетная организация получила деньги в виде целевого финансирования из бюджетов различных уровней на оплату каких-либо работ или услуг, то эти средства не учитывают при определении налоговой базы.

Когда образовательные услуги облагаются НДС

Однако такие средства не облагают налогом только в момент их зачисления на счет организации-бюджетополучателя, которая является заказчиком указанных работ (услуг).

Льготы по ндс в сфере образования

При этом налоговый агент определяет налоговую базу отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признают арендаторов указанного имущества.

Они обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и перечислить в бюджет соответствующую сумму налога. В ситуации, когда государственное образовательное учреждение сдает в аренду помещение, которое является федеральной собственностью и закреплено за ним на праве оперативного управления, обязанность по уплате НДС возлагается на арендодателя.
В данном случае арендатор не вправе выполнять функции налогового агента (ст. 161 НК РФ). НДС и целевое финансирование При реализации федеральных целевых программ, исполнителями которых являются, например, государственные учреждения, выполненные ими работы или оказанные услуги облагают НДС.

admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *