0

Отдел предпроверочного анализа и истребования документов

Содержание

Функции отдела предпроверочного анализа и истребование документов

  1. Проведение приема налоговых деклараций, иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, сборов и других платежей в бюджетную систему РФ и бухгалтерской отчетности на бумажных и электронных носителях.
  2. Предусмотрено обучение и ввод в должность.
  3. Проведение приема электронных носителей записи от налогоплательщиков и выдача программных продуктов, предназначенных для налогоплательщиков.

Анализ деятельности инспекции федеральной налоговой службы по Заводскому району г. Все отчеты по практике по финансам.

Требования:

Посмотреть все отчеты по практике. Федеральная налоговая служба России. Налоги выступали необходимым звеном экономических отношений с момента возникновения государства.

3000+ Portuguese Words with Pronunciation

В настоящее время при их помощи государство воздействует на экономику. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями.

Проекты по теме:

Так как услугами государства пользуются все члены общества, то государство собирает так называемую плату за пользование, ввиде налогов. Целью производственной практики, является закрепление и обогащение теоретических знаний полученных в университете и овладение практическими навыками в сфере налоговых органов.

  • Так, сейчас нагрузка на одного инспектора отдела выездных проверок московской инспекции зачастую достигает 6 выездных проверок одновременно;
  • Интересные новости Важные темы Обзоры сервисов Pandia.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач: Местом прохождения производственной практики является Инспекция Федеральной налоговой службы по Заводскому району города Саратова.

Инспекция Федеральной налоговой службы по Заводскому району города Саратова является уполномоченным территориальным органом, осуществляющим государственную регистрацию физических и юридических лиц. В своей деятельности инспекция руководствуется Конституцией Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации, федеральными Законами, законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов.

Также осуществляет государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, крестьянских хозяйств, представляет в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате функции отдела предпроверочного анализа истребование документов платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам.

Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов России.

Предпроверочный анализ компании

Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы составляют единую централизованную систему налоговых органов, это можно увидеть из схемы 1.

Схема 1 Система налоговых органов Налоговую инспекцию возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от нее Правительством РФ по представлению Министра финансов РФ. Руководитель Федеральной налоговой службы несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Службу задач.

Предпроверочный анализ: как понять, что компании грозит выездная налоговая проверка

Руководитель Федеральной функции отдела предпроверочного анализа истребование документов службы имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром финансов РФ по представлению руководителя Службы.

Их количество также устанавливается Правительством Российской Федерации. В процессе своей деятельности руководитель Инспекции: Инспекция является юридическим лицом, имеет бланк и печать с изображением Государственного герба Российской Федерации со своим полным и сокращенным наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

К основным задачам Федеральной налоговой службы следует отнести: Контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей; 2.

Разработка и осуществление налоговой политики для обеспечения своевременного поступления в бюджет налогов и сборов.

Валютный контроль в пределах компетенции налоговых органов; Осуществляя свои задачи, Федеральная налоговая служба выполняет следующие функции: Саратова имеет следующую структуру: В инспекцию федеральной налоговой службы по заводскому району входят следующие отделы: К задачам этого отдела нужно отнести следующее: Обеспечение единого порядка документирования, контроль исполнения и подготовки документов к передаче на архивное хранение.

Обеспечение приема, первичной обработки, систематизации, распределения входящей корреспонденции.

Учет, регистрация и отправка исходящей корреспонденции, включая проверку правильности оформления необходимых реквизитов исходящих документов. Осуществление работы по комплектованию, хранению, учету использованию архивных документов, образовавшихся в ходе деятельности.

Полезный материал по теме: Возмещение расходов при составлении искового заявления

Массовая печать и размножение документов. Похожие работы на — Анализ деятельности инспекции федеральной налоговой службы по Заводскому району г.

  1. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение вакантной должности гражданской службы ИФНС России по Ленинскому району г. Претендент кандидат , не допущенный к участию в конкурсе, вправе обжаловать это решение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  2. Начало приема документов для участия в конкурсе 07. Следует отметить, что первоочередной задачей налогового аудита выступает рассмотрение жалоб и проведение мероприятий налогового контроля.
  3. Анализ и оценка деятельности налоговой инспекции. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте.

Нужна качественная работа без плагиата? Другие отчеты по практике по финансам.

Не нашел материал для своей работы? Поможем написать качественную работу Без плагиата!

ВИДЕО: Организационная структура бизнеса и налоговая безопасность. Какая связь?

Рекомендуем другие статьи по теме

Срочно нужна помощь! Нам сообщили, что к нам в организацию придут сотрудники налоговой службы и будут проверять финансовую документацию. Подскажите, какой будет именно порядок проведения выездной налоговой проверки, что они будут проверять и как надолго это может затянуться? У нас сейчас только два бухгалтера работают, им некогда еще и документы искать для проверки, своей работы полно.

2017-09-1313.09.2017 17:43

Инна, сотрудников налоговой службы не интересует, что у ваших бухгалтеров много работы, и им некогда документы искать. Они придут и будут требовать предоставить документы, а если откажетесь — могут и оштрафовать.

По выездной налоговой проверке 2017 порядок проведения следующий. Во-первых, она проводится на территории налогоплательщика, то есть непосредственно у юридического лица. Во-вторых, проверка может проводиться в течение двух месяцев, а при некоторых определенных обстоятельствах в течение четырех или шести месяцев, к примеру, если вы крупнейший налогоплательщик, против вас имеются подозрения в мошенничестве или нарушении налогового законодательства, у вас крупная организация с несколькими обособленными подразделениями.

В-третьих, когда сотрудники налоговых органов придут, вы должны предоставить им место для работы, а также всю документацию, которую они потребуют. При необходимости также нужно будет давать пояснения, почему именно так посчитали налог. После того, как они проведут проверку, они составят специальный акт выездной налоговой проверки, в котором отразят все выявленные результаты. Подробнее по поводу акта вы можете почитать в этом материале.

Натали, бухгалтер

Ответить

Вы можете оставить комментарий к данной теме после регистрации. Зарегистрированным пользователям доступно больше возможностей. Перейти к регистрации.

Вы можете оставить комментарий к данной теме после регистрации. Зарегистрированным пользователям доступно больше возможностей. Перейти к регистрации.

Вы можете оставить комментарий к данной теме после регистрации. Зарегистрированным пользователям доступно больше возможностей.

Как отбирают на налоговые проверки: кухня предпроверочного анализа

Перейти к регистрации.

Вы можете оставить комментарий к данной теме после регистрации. Зарегистрированным пользователям доступно больше возможностей. Перейти к регистрации.

Вы можете оставить комментарий к данной теме после регистрации. Зарегистрированным пользователям доступно больше возможностей. Перейти к регистрации.

Предпроверочный анализ: как понять, что компании грозит выездная налоговая проверка

Предпроверочный анализ: тысяча и один признак налоговой неблагонадежности.

Противодействие уклонению от уплаты налогов

Современные технологии работы ФНС:

От крупнейших налогоплательщиков — в каждый дом

В конце 90-х гг. в одной из столичных инспекций довелось наблюдать следую­щую картину: в отделе камеральных проверок папки со сданными декларациями за очередной налоговый период (и за несколько предыдущих периодов, которые инспек­тора не успели разнести в компьютеры), равномерно устилали пол приблизительно до уровня пояса. На просьбу провести сверку расчетов инспектор, вынырнувший из этого бумажного моря, отреагировал нервно: «Вы что, не видите? Какой второй квартал? Приходите месяца через три, а лучше — через пять-шесть!»

В итоге, конечно, совместно с клиентом удалось убедить камеральщика в виде исключения ввести данные для сверки платежей с компанией «в первоочередном по­рядке». Впечатление же осталось достаточно позитивное: в таком бардаке наладить планомерную работу по предпроверочному анализу компаний с целью выявления потенциальных налоговых уклонистов невозможно в принципе.

Время шло, и каток государственной машины потихоньку двигался вперед. На­логоплательщиков, конечно, меньше не стало, и у налоговиков по-прежнему нет ресурсов для того, чтобы тотально контролировать всего и вся. Но на вооружении ФНС появились современные информационные технологии по анализу финансово-хозяйственной деятельности и уровню налоговой нагрузки предприятий, сбору ин­формации из внешних источников, оперативному обобщению информации о выяв­ленных налоговых схемах, идентификации налоговых платежей, приему электронной отчетности и др.

Политика налогового ведомства шла по пути «сверху вниз»: от тотального кон­троля крупнейших налогоплательщиков, создание для этих целей межрегиональных инспекций, и до выявления налоговых нарушений в компаниях, находящихся, по мнению мытарей, в «зоне риска» (так называемые «юридические лица, контролируе­мые в первую очередь»).

Все это привело к качественно иному уровню системы налогового администриро­вания. До лучших западных аналогов ей, конечно, еще далеко, но дистанция разрыва уверенно сокращается.

Камеральные проверки и предпроверочный анализ

Статья 87. НК РФ. Налоговые проверки.

1. Налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов:

· камеральные налоговые проверки;

· выездные налоговые проверки.

Результат поиска

Целью камеральной и выездной налоговой проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Оста­новимся на нескольких принципиальных моментах, которые касаются процедуры проведения камеральной проверки.

1. Достаточно длительное время велась дискуссия в отношении того, имеют ли право налоговики во время камеральной проверки запрашивать помимо доку­ментов, подтверждающих налоговые льготы, первичные документы финансово-хозяйственной деятельности. В настоящее время этот вопрос решен. В соответствии с п. 1 ст. 88 НК камеральная проверка проводится на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других до­кументов о деятельности налогоплательщика, имеющихсяу налогового органа.

Согласно п. 6 той же статьи при проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе истребовать у налогоплательщиков документы, подтверж­дающие право на применения налоговых льгот. Например, услуги в сфере образова­ния освобождены от НДС и для подтверждения права на применение льготы налого­вики могут потребовать у образовательного учреждения предъявить лицензию (но не первичные документы). Налоговый орган не вправе требовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если это не предусмотрено ст. 88.

2. Исключение из этого порядка существует только для НДС. В соответствии с п. 8 ст. 88 НК, если подана налоговая декларация по налогу, в которой заявлено право на возмещение, налоговики вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов: журналы учета счетов-фактур, книги покупок, счета-фактуры.

3. Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декла­рации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в пред­ставленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у нало­гового органа и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается на­логоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояс­нения или внести соответствующие исправления в установленный срок (п. 3 ст. 88).

Ссылаясь на данную норму НК, инспектора под видом предоставления поясне­ний часто пытаются получить первичные документы, которые «подтверждают» по­зицию налогоплательщика. В настоящее время судебная практика по этому вопросу сложилась, и суды признают подобные требования налоговиков незаконными. Но, разумеется, ничто не мешает налоговикам в случае выявления при проведении каме­ральной проверки признаков налогового правонарушения назначить с соблюдением установленной процедуры, выездную проверку.

4. Срок камеральной проверки ограничен тремя месяцами с момента представле­ния декларации и документов, которые в соответствии с НК должны прилагаться к декларации. Проведение проверки за пределами этого срока не допускается, поэтому налогоплательщики имеют право не реагировать на запросы инспекции о предостав­лении, например, пояснений после истечения трех месяцев.

5. В случае выявления по результатам камеральной проверки фактов налоговых правонарушений, налоговики должны составить акт в соответствии с процедурой, установленной ст. 100 НК. До 1 января 2007 г. такой нормы в НК не было: налоговики просто выставляли требование на уплату выявленной недоимки.

6. С 1 января 2009 г. были внесены изменения в ст. 88, 100 и 101 НК, которые сня­ли ряд спорных вопросов процедуры проведения камеральных проверок:

— камеральная проверка начинается со дня подачи налоговой декларации. Таким образом, налоговики теперь не могут затягивать камеральную проверку под предлогом запроса документов, которые налогоплательщик якобы должен был при­ложить к декларации (п. 2 ст. 88 НК);

— если до окончания камеральной проверки подана уточняющая (корректи­рующая) декларация, проверка первоначальной декларации прекращается;

— акт и решение по результатам камеральной проверки налоговики должны отправить налогоплательщику в течение 5 рабочих дней (ст. 100 и 101 НК). Раньше срок установлен не был.

Таким образом, НК несколько упорядочил процедуру камеральной проверки, ограничив возможности для произвола налоговой службы. И сейчас все реже можно встретить ситуацию, когда сложно определить, какой вид налогового контроля про­водиться в отношении налогоплательщика: то ли «камеральная» проверка с истребо­ванием и изучением первичных документов, которая плавно и незаметно переходит в выездную, то ли «выездная», но по месту нахождения налогового органа. Раньше возможностей для злоупотреблений у налоговиков было больше.

Предпроверочный анализ: тысяча и один признак налоговой неблагонадежности.

Охватить выездными проверками хотя бы раз в два-три года всех налогоплательщиков абсолютно нереально: на это не хватит ресурсов всех налоговых и правоохранительных органов. В 90-х гг. налоговики работали в основ­ном «на глазок»: выбирали для контроля несколько десятков более-менее крупных по оборотам компании, состоявших на учете в инспекции, и систематически наведыва­лись к ним с расчетом на то, что «что-нибудь обязательно накопаем».

Такой подход с течением времени становился все более неэффективным: компа­ний появлялось все больше, а наиболее крупные из них, находясь в «постоянной готовности» к проверкам и не высказывая желания быть «объектами» для постоянных претензий, обзавелись профессиональными бухгалтерскими и юридическими служ­бами, которые стали эффективно защищать интересы предприятия.

Потребовалась выработка нового подхода, прежде всего к камеральному кон­тролю и предпроверочному анализу в целях отбора на выездную проверку канди­датов, вероятность обнаружения у которых налоговых правонарушений была бы наибольшей.

Для решения этих задач ФНС создает специальную базу данных «Юридические лица, контролируемые в первую очередь» (сокращенно — ЮЛ-КПО).

Признаки «налоговой неблагонадежности», по которым компании попадают в эту базу, постоянно дополняются..

Налоговые инспекторы отбирают компании для проведения проверки по определенным признакам.

Их список долгое время использовался для служебных нужд ИФНС, однако теперь он является достоянием общественности.

Все признаки подозрительности разделены на 3 группы:

1) Признаки, выявляемые на этапе регистрации компании (28);

2) Признаки, выявляемые на этапе постановки на налоговый учет (4);

3) Признаки, выявляемые в ходе деятельности компании (77).

Таблица 1

Методика проведения предпроверочного анализа

Поскольку аналитическая деятельность налоговых органов Российской Федерации активно развивается лишь в течение последних нескольких лет, отдельные методологические аспекты предпроверочного анализа, в частности принципы и последовательность (этапы) его проведения, в настоящее время недостаточно проработаны и требуют дальнейшего совершенствования.

Представляется, что предпроверочный анализ, осуществленный в предложенной последовательности, позволит не только сократить время проведения предстоящей выездной налоговой проверки, но и повысить ее эффективность.

Предпроверочный анализ — это комплекс осуществляемых налоговым органом контрольных процедур, направленных на подготовку максимально эффективного проведения выездной проверки, сбор и качественное изучение информации о налогоплательщике, планируемых для выездной налоговой проверки.

Конечной целью предпроверочного анализа является выработка оптимальной стратегии предстоящей выездной налоговой проверки, обеспечивающей рациональное использование всех необходимых методов налогового контроля.

Принципы предпроверочного анализа — это основные, исходные положения, определяющие его организацию и эффективное осуществление. Чтобы глубже понять сущность предпроверочного анализа и определить последовательность (этапы) его проведения, полагаем целесообразным выделить две группы принципов, одна из которых свойственна налоговому контролю в целом, а другая связана с особенностями именно предпроверочного анализа.

Охарактеризуем те принципы, которые свойственны налоговому контролю в целом:

  • принцип законности подразумевает строгое соблюдение налоговыми органами предписаний законодательства о налогах и сборах в ходе предпроверочного анализа;
  • принцип объективности результатов предполагает, что выводы по результатам предпроверочного анализа должны быть обоснованными и подтвержденными соответствующими данными, материалами, содержащими качественную информацию;
  • принцип планомерности подразумевает, что предпроверочный анализ, как и любая контрольная деятельность, должен быть спланирован и подготовлен;
  • принцип соблюдения налоговой тайны означает, что в ходе предпроверочного анализа налоговые органы обязаны соблюдать налоговую тайну.

Исходя из сущности и цели предпроверочного анализа, дадим общую характеристику его специфическим принципам:

  • принцип всеобщности означает, что предпроверочный анализ должен проводиться в отношении всех налогоплательщиков, планируемых для выездной налоговой проверки;
  • принцип единства предполагает наличие у налоговых органов единой на всей территории Российской Федерации информационно-аналитической и методологической базы;
  • принцип целенаправленности подразумевает, что предпроверочный анализ должен быть направлен на подготовку максимально эффективного проведения выездной проверки;
  • принцип оперативности означает немедленное получение и использование в ходе предпроверочного анализа всей необходимой информации из внешних и внутренних источников;
  • принцип комплексности предполагает совокупный подход к решению проблемы и предусматривает предпроверочный анализ сразу по всем видам налогов и сборов (т.е. объект анализа — это налогоплательщик, а не конкретный налог) и одновременно с группой взаимозависимых и иных аффилированных лиц;
  • принцип соответствия подразумевает максимальное соответствие результатов предпроверочного анализа потребностям его пользователей в ходе выездной налоговой проверки;
  • принцип поэтапности означает, что предпроверочный анализ должен проводиться последовательными этапами и предполагает оценку на каждом последующем этапе целесообразности использования результатов, полученных на предыдущих этапах.

Предлагаемая методика проведения предпроверочного анализа предусматривает четыре этапа.

Этап I. Анализ информационной базы о налогоплательщике, имеющейся в распоряжении налогового органа, оценка ее полноты, сбор и анализ недостающих сведений

Имеется в виду анализ всей информации о налогоплательщике, находящейся в распоряжении налогового органа, в том числе поступившей из внешних источников.

В целом информацию из внутренних и внешних источников можно сгруппировать для целей предпроверочного анализа следующим образом:

  • информация о налогоплательщике, содержащаяся в различных информационных ресурсах налоговых органов (ЕГРН, ЕГРЮЛ, ПИК "НДС" и т.д.);
  • сведения о налогоплательщике, полученные на основе заключенных межведомственных соглашений или по запросам в различные государственные и иные сторонние организации, располагающие подобной информацией (органы внутренних дел, таможенные органы, лицензирующие и регистрирующие органы и др.);
  • "сигнальная" информация о налогоплательщике, полученная из внешних источников в инициативном порядке (от контролирующих органов, от сотрудников, акционеров и участников организаций и т.п.);
  • информация о налогоплательщике, его взаимозависимых лицах и основных контрагентах, содержащаяся в СМИ и сети Интернет;
  • выписки банков по счетам налогоплательщика, полученные в соответствии с п.

    2 ст. 86 НК РФ;

  • результаты истребований документов, проведенных в рамках камеральных проверок, а также по поручениям иных налоговых органов при налоговых проверках контрагентов;
  • результаты предыдущих камеральных и выездных налоговых проверок, решения судебных органов по ним.

Примечание. С 1 января 2007 г. налоговые органы могут в ходе предпроверочного анализа истребовать информацию относительно конкретной сделки налогоплательщика в порядке п. 2 ст. 93.1 НК РФ.

В первую очередь проводится анализ финансово-экономических показателей деятельности налогоплательщика, включающий:

  1. анализ динамики сумм исчисленных и уплаченных налоговых платежей (оцениваются рост (снижение) сумм исчисленных налогов, своевременность и полнота их уплаты, причины неуплаты);
  2. финансовый анализ организации (исследуются показатели рентабельности, деловой активности, финансовой устойчивости, платежеспособности);
  3. анализ динамики налоговой нагрузки;
  4. сравнительный анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика с показателями аналогичных налогоплательщиков по отраслевому признаку;
  5. анализ соответствия налогоплательщика общедоступным критериям самостоятельной оценки риска, размещенным на сайте ФНС России;
  6. анализ сопоставимости налоговых баз и объектов налогообложения по различным видам налогов и бухгалтерской отчетности. Например, сопоставляются:
  • суммы доходов и расходов, отраженные в декларации по налогу на прибыль организаций и Отчете о прибылях и убытках (форма N 2);
  • выручка от реализации в декларации по налогу на прибыль организаций, Отчете о прибылях и убытках (форма N 2) и декларации по налогу на добавленную стоимость (для предпринимателей — доход в декларациях по НДС, ЕСН и НДФЛ);
  • налоговая база по ЕСН и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование;
  • остаточная стоимость основных средств, отраженная в Бухгалтерском балансе (форма N 1) и декларации по налогу на имущество организаций;
  • расчетная сумма НДФЛ и фактические перечисления налога;
  • сумма удержанного НДФЛ по форме 2-НДФЛ и сумма перечисленного налога и т.д.

В рамках анализа финансово-экономической деятельности налогоплательщика на основании информации, поступающей из внешних источников, а также информации, содержащейся в информационных базах данных налогового органа, проводится проверка наличия земельных объектов, транспортных средств, объектов недвижимого имущества. При этом устанавливаются:

  • превышение площади земельных участков по данным земельного комитета над данными декларации по земельному налогу;
  • превышение количества транспортных средств по данным ГИБДД над данными декларации по транспортному налогу;
  • полнота обложения налогом на имущество объектов недвижимого имущества.

Кроме того, отдельно проводится анализ в отношении каждого уплачиваемого налогоплательщиком налога.

Первостепенное значение в ходе предпроверочного анализа должно придаваться анализу выписок банков по счетам налогоплательщика, полученных в соответствии со ст. 86 НК РФ. При этом особо должны настораживать:

  • перечисления за приобретенные товары, работы, услуги денежных средств в крупных размерах или округленных суммах;
  • поступления денежных средств в крупных размерах, в этот же или на следующий день перечисленные в той же сумме на другой расчетный счет.

Анализ выписок по банковским счетам позволяет налоговым органам в ходе предпроверочного анализа составить схему движения финансовых потоков налогоплательщика, выявить его основных поставщиков и покупателей, оценить характер проведенных хозяйственных операций на соответствие видам деятельности, заявленным в учредительных документах, установить разовые и непрофильные сделки, определить источники финансирования налогоплательщика.

Изменения в часть первую НК РФ позволили налоговым органам с 1 января 2007 г. использовать вне рамок налоговых проверок, а значит и в ходе предпроверочного анализа, такой инструмент налогового контроля, как истребование информации относительно конкретной сделки налогоплательщика в порядке п. 2 ст. 93.1 НК РФ у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих данной информацией. При этом контрагенты для истребования такой информации могут быть выявлены налоговыми органами на основе анализа выписок по банковским счетам, полученных в соответствии со ст. 86 НК РФ. Сделки, о которых возможно истребовать информацию, определяются по содержанию банковских операций налогоплательщика.

Особое внимание следует уделять изучению схемы ведения налогоплательщиком бизнеса и выявлению контрагентов — потенциальных участников схем уклонения от налогообложения.

Анализ практики налоговых органов и многочисленной общедоступной литературы о схемах ухода от уплаты налогов позволяет выделить четыре основные группы контрагентов — потенциальных участников таких схем:

  • взаимозависимые с налогоплательщиком лица;
  • фирмы-"однодневки" или посредники между налогоплательщиком и фирмой-"однодневкой";
  • организации с признаками "анонимных" структур. К таким признакам относятся: регистрация по несуществующим адресам или адресам "массовой" регистрации; регистрация на физических лиц, умерших либо утерявших паспорт; учредитель и руководитель являются лицами, зарегистрированными в другом регионе; наличие "массового" учредителя или "массового" руководителя;
  • офшорные структуры.

Выявление контрагентов — потенциальных участников схем ухода от уплаты налогов проводится на основе анализа данных информационных ресурсов налоговых органов.

Все контрагенты анализируемого налогоплательщика в обязательном порядке отслеживаются на предмет наличия у них признаков фирм-"однодневок" и "анонимных" структур, а также признаков взаимозависимости. По выявленным контрагентам с подобными признаками посредством работы с информационными ресурсами определяется участие учредителя (руководителя) организации-контрагента в других организациях. Кроме того, следует провести тщательный анализ всех разовых и непрофильных сделок.

Наибольший интерес для целей анализа представляют контрагенты налогоплательщика, одновременно являющиеся взаимозависимыми с ним лицами. В целях наиболее полного анализа информации о выявленных взаимозависимых лицах налоговым органам рекомендуется произвести поиск рекламных материалов о взаимозависимых лицах в сети Интернет. При этом отсутствие рекламных предложений в сети Интернет повышает вероятность создания взаимозависимых лиц исключительно с целью участия в схемах уклонения от налогообложения. В случае наличия рекламных предложений указанные в рекламе цены и условия сделок могут использоваться для анализа сделок с взаимозависимыми лицами.

При изучении сделок с поставщиками принимаются во внимание результаты истребований документов (информации) у проверяемого налогоплательщика по поручениям иных налоговых органов.

Этап II. Анализ доходов и стоимости имущества должностных лиц организации (индивидуального предпринимателя)

Задачей данного этапа является оценка реальных возможностей приобретения должностным лицом имущества на задекларированные доходы. С этой целью анализируются:

  • сумма доходов должностного лица и ее доля в общей сумме доходов организации;
  • среднемесячная заработная плата должностного лица в проверяемой организации;
  • наличие иных источников дохода (и суммы доходов) должностного лица (в том числе от иных работодателей или от предпринимательской деятельности);
  • расчетный среднемесячный доход должностного лица с учетом иных источников дохода;
  • сведения об имуществе должностного лица, приобретенном в анализируемом периоде;
  • соответствие стоимости приобретенного должностным лицом имущества его доходам.

Указанный анализ проводится на основе сведений, содержащихся в информационных ресурсах налоговых органов.

Выявление случаев несопоставимости стоимости имущества, приобретенного должностным лицом организации, сумме полученных им доходов (с учетом иных источников дохода) является косвенным индикатором возможного наличия у такого должностного лица доходов, скрытых от налогообложения.

В аналогичном порядке анализируются доходы индивидуального предпринимателя.

Этап III. Выявление "критических" точек налогового контроля и уточнение суммы предполагаемых доначисленных платежей

"Критические" точки налогового контроля ("точки контроля") — это хозяйственные операции налогоплательщика, при реализации которых риск совершения налогоплательщиком налоговых правонарушений особенно велик. Представляется, что в качестве таковых могут рассматриваться:

  • сделка с организацией, имеющей признаки фирмы-"однодневки";
  • сделка с организацией, имеющей признаки "анонимных" структур;
  • сделка с взаимозависимым лицом;
  • разовая сделка;
  • непрофильная сделка;
  • хозяйственная операция налогоплательщика, экономическая обоснованность которой вызывает определенные сомнения и т.п.

Этап IV. Определение перспективных направлений и выработка оптимальной стратегии предстоящей выездной налоговой проверки

Оптимальная стратегия проведения проверки предполагает рациональное использование всех необходимых методов контроля. Поэтому на данном этапе налоговыми органами должны планироваться методы налогового контроля, необходимые для исследования конкретных перспективных направлений предстоящей выездной проверки.

Функции отдела предпроверочного анализа и истребование документов

Выбор методов во многом зависит от общего уровня организации контрольной работы в налоговом органе, характера выявленных "точек контроля" и предполагаемых налоговых правонарушений.

Общепринятыми требованиями к контрольным процедурам, осуществляемым в ходе предпроверочного анализа, являются их эффективность в части обнаружения предполагаемых налоговых нарушений и рациональность при осуществлении.

Вместе с тем полагаем, что об эффективности предпроверочного анализа конкретного налогоплательщика можно судить не только по выявленным предполагаемым нарушениям налогового законодательства в количественном и суммовом выражении, но и по степени изученности экономических условий деятельности налогоплательщика.

Понять, может ли налогоплательщик при декларируемых финансовых результатах осуществлять свою деятельность в нормальном режиме и реализуется ли налогоплательщиком основная цель предпринимательской деятельности — получение прибыли, а если нет — в чем заключается выгода учредителей от существования убыточной или низкорентабельной организации, — вот, на наш взгляд, одна из основных задач предпроверочного анализа, решению которой в значительной степени способствует предлагаемая методика.

Список литературы

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ (с изм.).
  2. Приказ ФНС России от 30 мая 2007 г. ММ-3-06/333@ "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок".
  3. Приложение N 2 "Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок" к Приказу ФНС России от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/333@ (в ред. от 14.10.2008). URL: http://www.nalog.ru/document.php?id=269068topic=krit_rick

Л.В.Васюченкова

Аспирант

Всероссийской государственной

налоговой академии

Минфина России,

советник государственной

гражданской службы РФ

2-го класса

admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *