0

Ответственность главного бухгалтера

Содержание

Кто несет финансовую и юридическую ответственность за ошибки в бухгалтерской и налоговой отчетность при бухгалтерском аутсорсинге — руководитель самой организации или организация, с которой заключен договор на оказание бухгалтерских услуг?

Скачать: Кто несет финансовую и юридическую ответственность за ошибки в бухгалтерской и налоговой отчетность при бухгалтерском аутсорсинге — руководитель самой организации или организация, с которой заключен договор на оказание бухгалтерских услуг?

Распечатать

Ответ: 

В соответствии с ч.1 ст.7 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (вступил в силу с 1 января 2013 года) ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта.

КТО ОТВЕТИТ ЗА УЧЕТ?

Согласно п. 6 «Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» ответственность за организацию бухгалтерского учета в организации, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель организации.

При этом законодательство допускает заключение договора об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета со специализированным юридическим лицом или бухгалтером-специалистом (так называемый «бухгалтерский аутсорсинг»). Такой договор является договором возмездного оказания услуг и заключается в соответствии с пунктом 2 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Однако, в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (далее — НК РФ) именно налогоплательщику – организации, доверившей вести бухгалтерский учет аутсорсеру, в случае обнаружения нарушений придется платить штрафы и пени, поскольку субъектом правонарушения является конкретное юридическое лицо-налогоплательщик, в чьей бухгалтерской отчетности была обнаружена ошибка (ст.106 НК РФ).

Поэтому привлечь к ответственности организацию или физическое лицо-аутсорсера можно, лишь включив в договор пункт о том, что все пени и штрафы, начисленные налоговой инспекцией за несвоевременную подачу налоговых деклараций, неправильное исчисление сумм налогов и так далее, компенсируются заказчику организацией-аутсорсером. В данном случая суммы штрафов и пени будут взыскиваться заказчиком с организации-аутсорсера в качестве ущерба, причиненного ненадлежащим исполнением обязательств по договору, в порядке гражданского судопроизводства.

Директор юридического агентства «Defence» Е.Ю. Перевощикова
Тел. (3412) 77-11-43, e-mail: defence-info@mail.ru сайт: юр-дефенс.рф

Ответственность за нарушение правил предоставления бухгалтерской отчётности

Согласно п. 5 Положения по бухгалтерскому учёту 4/99 «Бухгалтерская отчётность организации», утверждённого Приказом Минфина РФ от 06.07.1999г. № 43н (далее ПБУ 4/99), бухгалтерская отчётность состоит из: бухгалтерского баланса, отчёта о прибылях и убытках и приложений к ним, предусмотренных отдельными нормативными актами, пояснительной записки и аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчётности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.

Согласно ст. 4 и п. 1 ст. 15 федерального закона от 21.11.96 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учёте» (далее закон о бухгалтерском учёте) все организации, за исключением бюджетных, представляют годовую бухгалтерскую отчётность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам её имущества, а также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия представляют бухгалтерскую отчётность органам, уполномоченным управлять государственным имуществом. П. 3 ст. 15 закона о бухгалтерском учёте установлено, что бюджетные организации представляют месячную, квартальную и годовую бухгалтерскую отчётность вышестоящему органу в установленные им сроки. Представление бюджетными учреждениями бухгалтерской отчётности в налоговые органы по месту их учёта закон № 129-ФЗ не предусматривает.

Исключение также составляют организации, перешедшие на УСН, для которых ведение бухгалтерской отчётности необязательно. Это подтверждается Письмом ФНС РФ от 15.07.2009 № ШСA22-3/566@ «Об отсутствии обязанности по представлению в налоговые органы бухгалтерской отчётности организациями, применяющими упрощённую систему налогообложения». Обратите внимание, что организации, уплачивающие ЕНВД, также обязаны представлять бухгалтерскую отчётность.

Законодательством также предусмотрены сроки представления бухгалтерской отчётности. На основании пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ и ст. 4 и ст. 15 закона о бухгалтерском учёте, организации обязаны представлять в налоговые органы отчётность ежеквартально (в течение 30 дней по окончании квартала) и по окончанию года (в течение 90 дней по окончанию года).

Помимо налоговых органов бухгалтерская отчётность (годовая) предоставляется и в органы статистики, срок предоставления — в течение 90 дней по окончании года.

Организации, которые недавно созданы или только начинают свою деятельность, иногда приходят к ошибочному мнению, что вне зависимости от даты государственной регистрации, отчётность нужно сдавать только тогда, когда фактически начинается деятельность. Однако обязанность ведения налогового и бухгалтерского учёта начинается с момента государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, и с этого момента у них возникают обязанности по представлению налоговой и бухгалтерской отчётности, предусмотренных в частности в пп. 4, 5 п. 1 ст. 23 НК РФ, независимо от фактического ведения деятельности. При неисполнении данных требований возникает ответственность.

Бухгалтерская отчётность и налоговые органы

Бухгалтерская отчётность, а также налоговые декларации и другие документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, представляются организацией-налогоплательщиком в налоговый орган для целей налогового контроля, который проводится должностными лицами налогового органа посредством налоговых проверок данных учёта и отчётности и в иных формах.

В соответствии с п. 5 ст. 23 НК РФ налогоплательщик за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей несёт ответственность в соответствии с законодательством РФ. Ответственность налогоплательщика в случае непредставления им в установленный срок в налоговые органы документов и (или) сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, установлена п. 1 ст. 126 НК РФ.

Со 2 сентября 2010 года в связи с изменениями, внесёнными федеральным законом от 27.07.2010 года № 229-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования», согласно п. 1 ст. 126 НК РФ непредставление в установленный срок в налоговые органы бухгалтерской отчётности влечёт взыскание с организации штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ (ранее данная норма предусматривала штраф в размере 50 рублей).

Помимо этого за непредставление или несвоевременное представление в налоговые органы бухгалтерской отчётности предусмотрена и административная ответственность для должностных лиц организации (руководитель, главный бухгалтер) — штраф от 300 до 500 рублей (п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ). Уплата штрафов не освобождает организацию от необходимости представить бухгалтерскую отчётность в налоговую инспекцию (п. 4 ст. 4.1 КоАП РФ).

Обратите внимание, что налоговики не вправе приостановить операции по банковским счетам, если организация не сдала бухгалтерскую отчётность.

2. Ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета

Статья 76 НК РФ устанавливает возможность приостановления операций по банковским счетам только в случаях, когда организация:

  • не сдала налоговые декларации в течение 10 дней после отчётного срока;
  • не заплатила вовремя налоги.

То есть для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, пеней и (или) штрафа.

Промежуточная бухгалтерская отчётность

Промежуточной бухгалтерской отчётностью является месячная и квартальная бухгалтерская отчётность на основании п. 3 ст. 14 Закона № 129-ФЗ.

Согласно п. 48 ПБУ 4/99 организация должна составлять промежуточную бухгалтерскую отчётность за месяц, квартал, нарастающим итогом с начала отчётного года, если иное не установлено законодательством РФ.

Промежуточная бухгалтерская отчётность состоит из бухгалтерского баланса (форма № 1) и отчёта о прибылях и убытках (форма № 2), если иное не установлено законодательством РФ или учредителями (участниками) организации (п.49 ПБУ 4/99). Представление иных форм в составе промежуточной бухгалтерской отчётности не предусмотрено.

Таким образом, налогоплательщик обязан представлять в налоговые органы промежуточную (квартальную) бухгалтерскую отчётность.

Месячную промежуточную бухгалтерскую отчётность в налоговые органы представлять не надо. Поэтому если налоговые органы привлекают юридическое лицо или индивидуального предпринимателя к ответственности за непредставление именно месячной промежуточной бухгалтерской отчётности — это неправомерно.

Бухгалтерская и статистическая отчётность и органы статистики

За непредставление или несвоевременное представление бухгалтерской отчётности в территориальный орган Росстата статьёй 19.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа:

  • на граждан в размере от 100 до 300 рублей;
  • на должностных лиц — от 300 до 500 рублей;
  • на юридических лиц — от 3 000 до 5 000 рублей.

Обязанность предоставлять статистическую отчётность в органы статистики предусмотрена Положением, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 г. № 620 «Об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учёта». Когда представитель организации (например, бухгалтер) сдаёт в территориальное управление Росстата бухгалтерскую отчётность, инспектор может потребовать предоставить ещё и статистическую информацию.

В органы статистики сдают отчётность юридические лица и индивидуальные предприниматели. Причем эту отчётность нужно сдавать:

  • самостоятельно (для сплошного наблюдения);
  • по письменному требованию, полученному из территориального отделения Росстата (для выборочного наблюдения).

Ответственность за непредставление именно статистической информации предусмотрена ст. 13.19 КоАП РФ: нарушение должностным лицом, ответственным за представление статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, порядка её представления, а равно представление недостоверной статистической информации — влечёт наложение административного штрафа в размере от 3000 до 5000 рублей.

Согласно положению по ведению бухучета и бухгалтерской отчетности ответственность за ведение бухгалтерского учета, соблюдение законодательства и организацию бухучета несет действующий руководитель организации.

Оценив объем работы, руководитель имеет право:

  • создать отдельное структурное подразделение под руководством главного бухгалтера;
  • приказом по организации ввести в штатное расписание должности бухгалтера и заместителя главного бухгалтера;
  • передать бухгалтерский учет фирме осуществляющей бухгалтерское сопровождение;
  • если имеется соответствующее образование, вести бухучет лично.

В организациях, где бухучет ведется по договору бухгалтерского аутсорсинга отчетность подписывает руководитель организации либо специалист, непосредственно ведущий учет.

Новый закон «О бухгалтерском учете»: обязанность ведения учета и его организация

Лица, имеющие право подписывать бухгалтерскую отчетность, несут ответственность по законодательству РФ. В случае искажения отчетности, уклонения от ведения бухучета, несоблюдения сроков подачи в налоговую инспекцию руководитель привлекается к административной и/или уголовной ответственности.

Административные правонарушения

Административная ответственность за ведение бухгалтерского учета выражается в следующих грубых нарушениях правил ведения бухучета и предоставления отчетности:

  • занижение или завышение сумм начисленных налогов более чем на десять процентов;
  • искажение любой из строк бухгалтерского баланса более десяти процентов;
  • нарушение сроков хранения документации фирмы;
  • нарушение порядка хранения архива документов.

За вышеперечисленные правонарушения предусмотрено наложение административных штрафов на руководителя в размере две-три тысячи рублей.

Нарушения Уголовного кодекса РФ при ведении бухучета

Неправомерные действия руководителя при банкротстве организации:

  • любые действия связанные с сокрытием имущества или фальсификацией документов при наличии признаков банкротства;
  • удовлетворение требований отдельных поставщиков товаров или услуг за счет имущества организации, так как остальные кредиторы могут вообще ничего не получить;
  • препятствие работе арбитражного управляющего либо конусному руководству, в том числе сокрытие от них необходимой документации.

Наказания за совершенные нарушения прописаны в УК РФ, в зависимости от размера нарушения возможны штрафы, принудительный работы и даже ограничение свободы на максимальный срок до двух лет.

Преднамеренное банкротство – создание неблагоприятных условий, при которых организация теряет платежеспособность и тем самым причиняет ущерб другим организациям.

Фиктивное банкротство – объявление руководителем о несостоятельности своего предприятия, когда эта информация является ложной.

Уклонение от уплаты налогов (сборов) по предприятию, а также НДФЛ в крупных и/или особо крупных размерах посредством непредставления налоговой отчетности или искажения данных в ней. Уголовная ответственность снимается в случае совершения нарушения впервые и полной уплаты недоимки, штрафов и пеней по налогу.

Неисполнение обязанностей налогового агента в крупных и/или особо крупных размерах относительно исчисления и перечисления налогов в соответствующие бюджеты или внебюджетные фонды также предусматривает уголовную ответственность.

Сокрытие имущества или денежных средств, которые должны быть направлены на погашение налогов, является самым серьезным из вышеперечисленных и грозит наказанием вплоть до 5 лет лишения свободы.

Подбирая персонал для ведения учета в организации руководителю нужно быть особенно придирчивым, так как ответственность за ведение бухучета, соблюдение законодательства и организацию бухучета несет действующий руководитель организации. И может так случится, что преднамеренно или по некомпетентности бухгалтер может создать руководителю фирмы большие неприятности.

Не нашли ответ? Задайте свой вопрос юристам

8825 юристов ждут Вас Быстрый ответ, бесплатно!

Главная — Статьи

Ответственность за неведение бухгалтерского учета

Единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации устанавливает Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее — Федеральный закон N 129-ФЗ), который распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а также на филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Согласно ст. 1 Федерального закона N 129-ФЗ объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.

Основными задачами бухгалтерского учета являются:

— формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности (руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации), а также внешним (инвесторам, кредиторам) и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

— обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности, для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

— предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Цель бухгалтерского учета заключается в составлении и представлении сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.

Бухгалтерский учет согласно ст. 8 Федерального закона N 129-ФЗ должен вестись организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При этом ведется бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в валюте Российской Федерации (в рублях) путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета.

Все хозяйственные операции, проводимые организацией в соответствии со ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ, должны оформляться оправдательными документами. Они служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичный учетный документ составляется в момент совершения операции (на бумажных и машинных носителях информации), а если это не представляется возможным — непосредственно после ее окончания. Следует помнить, что первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать реквизиты, прямо перечисленные в п. 2 ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ.

Для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, предназначены регистры бухгалтерского учета (ст. 10 Федерального закона N 129-ФЗ), которые ведутся в специальных книгах (журналах), на отдельных листах и карточках, в виде машинограмм, полученных при использовании вычислительной техники, а также на магнитных лентах, дисках, дискетах и иных машинных носителях. Хозяйственные операции в регистрах бухгалтерского учета должны отражаться в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета.

На основании ст. 13 Федерального закона N 129-ФЗ организации обязаны составлять бухгалтерскую отчетность, которая состоит из:

— бухгалтерского баланса;

— отчета о прибылях и убытках;

— приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;

— аудиторского заключения или заключения ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов, подтверждающих достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту или обязательной ревизии;

— пояснительной записки.

Также организации, согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона N 129-ФЗ обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организации, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций, а также ответственность за организацию хранения учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности несет руководитель организации (ст. 6, п. 3 ст. 17 Федерального закона N 129-ФЗ).

При этом руководитель организации может в зависимости от объема учетной работы:

— учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

— ввести в штат должность бухгалтера;

— передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;

— вести бухгалтерский учет лично.

Как правило, руководитель организации формирует бухгалтерскую службу в виде структурного подразделения, возглавляемого главным бухгалтером, поэтому ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности несет главный бухгалтер (см. ст. 7 Федерального закона N 129-ФЗ).

Если организация уклоняется от ведения бухгалтерского учета в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативными актами органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, то в соответствии со ст. 18 Федерального закона N 129-ФЗ и главный бухгалтер, и руководитель организации привлекаются к административной или уголовной ответственности согласно законодательству Российской Федерации.

Административная ответственность за нарушение законодательства в области налогов и сборов предусмотрена гл. 15 "Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг" Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Согласно ст. 15.11 КоАП РФ грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2000 до 3000 руб. При этом под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимается:

— искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10%;

— искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%.

В силу п. 24 Постановления Пленума ВС РФ от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при решении вопроса о привлечении должностного лица организации к административной ответственности необходимо руководствоваться положениями п. 1 ст. 6, п. 2 ст. 7 Федерального закона N 129-ФЗ, в соответствии с которыми руководитель несет ответственность за надлежащую организацию бухгалтерского учета, а главный бухгалтер (бухгалтер — при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) — за ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Подобные разъяснения приведены в Письме Минфина России от 23.10.2008 N 03-02-08/20.

В случае непредставления в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказа от представления в налоговые органы, таможенные органы и органы государственного внебюджетного фонда оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно в случае представления таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде согласно п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ с должностных лиц взыскивается штраф в размере от 300 до 500 руб.

При этом следует обратить внимание на то, что лицо подлежит ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Об этом сказано, например, в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.03.2009 N А19-11265/08-28-Ф02-923/09 по делу N А19-11265/08-28, в котором суд ссылается на п. 1 ст. 1.5 КоАП РФ.

Таким образом, нельзя подвергнуть наказанию должностное лицо за уклонение от ведения бухгалтерского учета, если его вина не доказана.

К уголовной ответственности должностные лица привлекаются на основании ст. 199 Уголовного кодекса РФ (УК РФ), но при условии, что данными лицами совершено уклонение от уплаты налогов и сборов в крупном или особо крупном размере.

Причем уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, наказывается альтернативно:

— штрафом в размере от 100 тыс. до 300 тыс.

Как действовать, когда ответственность за организацию бухгалтерского учета несет руководитель

руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет;

— арестом на срок от 4 до 6 мес.;

— лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Если это же деяние совершено группой лиц по предварительному сговору (например, сговор главного бухгалтера с другими работниками бухгалтерии или с руководителем организации) в особо крупном размере, то наказывается также альтернативно:

— штрафом в размере от 200 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет;

— лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Обязательными признаками простого и квалифицированного состава данного преступления является крупный или особо крупный размер неуплаченных налогов и (или) сборов, определяемый согласно примечаниям к этой статье УК РФ.

Федеральным законом от 29.12.2009 N 383-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" воплощены в жизнь поправки в рассматриваемую нами статью УК РФ, они касаются увеличения размера неуплаченной суммы налогов и сборов, влекущего уголовную ответственность налогоплательщиков.

Так, крупным размером теперь признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 2 млн руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 6 млн руб. Особо крупным размером признается сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 10 млн руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 30 млн руб.

Под уклонением от уплаты налогов и (или) сборов следует понимать умышленные деяния должностных лиц, направленные на их неуплату в крупном или особо крупном размере и повлекшие полное или частичное непоступление соответствующих налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации.

Способами уклонения от уплаты налогов и (или) сборов могут быть как действия в виде умышленного включения в налоговую декларацию или иные документы, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, заведомо ложных сведений, так и бездействие, выражающееся в умышленном непредставлении налоговой декларации или иных указанных документов.

Исходя из того что в соответствии с положениями налогового законодательства срок представления налоговой декларации и сроки уплаты налога (сбора) могут не совпадать, моментом окончания преступления следует считать фактическую неуплату налогов (сборов) в срок, установленный налоговым законодательством.

Обратите внимание! За неведение бухгалтерского учета организации несут еще и налоговую ответственность.

Так, в случае непредставления в налоговый орган организацией бухгалтерской отчетности в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ (НК РФ) к ней может быть применена мера ответственности, установленная п. 1 ст. 126 НК РФ. На это указывает Минфин России в Письме от 29.10.2008 N 03-02-07/1-436. Согласно п. 1 ст. 126 НК РФ непредставление в установленный срок организацией (налогоплательщиком) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.

Кроме того, за грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения ст. 120 НК РФ предусмотрено взыскание штрафа в размере:

— 5000 руб., если эти деяния совершены в течение одного налогового периода;

— 15 000 руб., если же эти правонарушения были совершены в течение более одного налогового периода;

— в размере 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 000 руб., если представленные ранее нарушения повлекли занижение налоговой базы.

Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения понимается отсутствие первичных документов или отсутствие счетов-фактур или регистров бухгалтерского учета; систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений организации.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГЛАВНОГО БУХГАЛТЕРА

И.В. Артемова,
главный бухгалтер, консультант

 
    Должность главного бухгалтера предполагает большую ответственность — он отвечает за учет, документооборот и другие важные аспекты деятельности учреждения. Согласно Кодексу об административных правонарушениях (КоАП РФ) за некоторые нарушения в области учета, налогообложения и расходования бюджетных средств предусмотрена ответственность для должностных лиц. Рассмотрим далее, за что именно отвечает главный бухгалтер как должностное лицо.
 

Административная ответственность

 
    В КоАП РФ предусмотрены наказания за целый ряд административных правонарушений в области учета, налогообложения и расходования средств. Так, например, согласно статье 15.1 КоАП РФ, административным штрафом как для учреждения, так и для должностных лиц обернется:
    — нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности,
    — несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств,
    — накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
    А за нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации или расчета по страховым взносам в налоговый орган по месту учета предусмотрено предупреждение или наложение административного штрафа от 300 до 500 рублей только на должностных лиц (ст.

Кто несет ответственность за организацию бухгалтерского учета

15.5 КоАП РФ).
    Более серьезное наказание предусмотрено для должностных лиц за непредставление или представление с нарушением установленных сроков бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов, исполнения бюджетов, а также за предоставление заведомо недостоверной отчетности. Это наказывается штрафом от 10 до 30 тыс. руб. (ст. 15.15.6 КоАП РФ).
    По некоторым статьям к ответственности могут быть привлечены такие должностные лица учреждения, как руководитель и главный бухгалтер.
    Согласно статье 15.15.7 КоАП РФ нарушение казенным учреждением порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет или порядка учета бюджетных обязательств влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 30 тыс. руб. <*>
    

    <*> Подробнее читайте в статье "Нарушение в порядке составления бюджетных смет" И.В. Артемовой в журнале "Советник бухгалтера бюджетной сферы" № 6 за 2017 год.
 
    Отметим, что главный бухгалтер может быть назначен ответственным за составление и ведение смет, а также за утверждение порядка ее ведения, что обязательно должно быть закреплено в должностной инструкции и других распорядительных документах.

admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *