0

Представительные расходы

Все статьи Представительские расходы: бухгалтерский учет и налогообложение (Волкова М.)

Деятельность бюджетных учреждений значительно отличается от деятельности коммерческих организаций, тем не менее бюджетные учреждения иногда сталкиваются с необходимостью провести встречу, прием или иное мероприятие, необходимое для достижения целей, ради которых учреждение было создано. В этой статье поговорим о том, какие расходы относятся к представительским и как они отражаются в бухгалтерском и налоговом учете.

Какие затраты являются представительскими расходами в целях налогообложения?

Начнем с налогообложения. Именно в НК РФ дано определение представительских расходов. Согласно пп. 22 п. 1 ст. 264 НК РФ данными расходами признаются расходы, связанные с официальным приемом и (или) обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества. К ним относятся расходы:

— на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах;

— на транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно;

— на буфетное обслуживание во время переговоров;

— на оплату услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий (п. 2 ст. 264 НК РФ).

Порядок учета для целей исчисления налога на прибыль расходов на прием иностранной делегации был рассмотрен в Письме Минфина России от 09.10.2012 N 03-03-06/1/535.

Налоговые органы в разное время разъясняли, какие расходы можно включить в представительские. Перечислим некоторые из них:

— расходы на сувенирную продукцию, вручаемую во время официального приема в соответствии с обычаем делового оборота представителям организаций-контрагентов, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества (Письмо МНС России от 16.08.2004 N 02-5-10/51);

— затраты организации на приобретение продуктов питания и одноразовой посуды, необходимой для организации официального приема и буфетного обслуживания клиентов при проведении деловых переговоров и презентаций услуг (Письмо УФНС России по г. Москве от 06.10.2006 N 20-12/89121.2);

— затраты на приобретение спиртных напитков. В части правомерности включения расходов на приобретение алкогольной продукции для фуршета Минфин России в Письме от 25.03.2010 N 03-03-06/1/176 пришел к следующему выводу: расходы налогоплательщика на организацию официальной встречи с клиентами, согласно п. 2 ст. 264 НК РФ, учитываются в части расходов на приобретение продуктов питания, в том числе спиртных напитков. Однако, несмотря на разъяснения, не все работники налоговых органов считают, что данные расходы можно отнести к представительским и учесть при исчислении налога на прибыль. Суды в своих решениях поддерживают налогоплательщиков. Например, в Постановлении ФАС Поволжского округа от 15.01.2013 N А55-14189/2012 рассматривалось дело, по которому налоговый орган произвел доначисление налога на прибыль организации, связанное с отнесением налогоплательщиком в состав представительских расходов, учитываемых при исчислении налогооблагаемой прибыли, затрат на приобретение алкогольных напитков. Суд, изучив материалы дела, пришел к выводу, что к представительским расходам относятся расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах, транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно, буфетное обслуживание во время переговоров, оплату услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.

Поскольку ст. 264 НК РФ не содержит перечня продуктов и напитков, которые не могут включаться в состав представительских расходов, доводы организации являются обоснованными. Приобретение спиртных напитков является одним из видов представительских расходов и может включаться в состав расходов при исчислении налога на прибыль.

При определении, относятся те или иные расходы к представительским, следует руководствоваться п. 2 ст. 264 НК РФ. В данной норме сказано, что представительскими расходам не признаются затраты, связанные с организацией развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний. Таким образом, если вы решили пригласить делового партнера на концерт, в театр или другое развлекательное мероприятие, стоимость билета отнести в состав представительских расходов будет нельзя (Письмо Минфина России от 01.12.2011 N 03-03-06/1/796).

К сведению. Представительские расходы, как и все другие расходы, производимые учреждением, должны быть экономически оправданными и документально подтвержденными (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Хотелось бы обратить внимание на следующую ситуацию. В соответствии с Налоговым кодексом в состав представительских расходов включаются расходы на обеспечение перевода во время проведения мероприятий. В учреждении есть работники, владеющие соответствующим иностранным языком, таким образом, учреждение не нуждается в услугах профессионального переводчика со стороны. Правомерно ли будет поощрить работников-переводчиков за оказанную услугу? Можно ли включить эти расходы в состав представительских?

Данная ситуация не однозначная, возможно несколько вариантов ее решения. Во-первых, обратите внимание на трудовой договор, заключенный с работниками. Если договором предусмотрено выполнение обязанностей переводчика, соответственно, эта работа производится в рамках трудовых обязанностей и дополнительно не оплачивается. Следовательно, представительских расходов не возникает.

Во-вторых, если трудовым договором не предусмотрено выполнение переводческих услуг, то можно поощрить работников, если возможность поощрительных выплат установлена коллективным договором либо другими внутренними документами учреждения. При этом с работником следует заключить договор гражданско-правового характера на оказание данных услуг. В этом случае включение выплат в представительские расходы будет уместно, если расходы соответствуют нормам ст. 264 НК РФ и ст. 252 НК РФ.

За счет каких средств могут производиться представительские расходы?

Источниками финансирования представительских расходов могут быть как средства, полученные от приносящей доход деятельности (в этом случае расходы учитываются при налогообложении прибыли), так и субсидии, выделенные учреждению на выполнение задания учредителя.

Например, представительские расходы, осуществляемые в рамках реализации государственного (муниципального) задания, производятся за счет выделенных субсидий при условии, что они были предусмотрены планом финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с Приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н "О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения". При этом данные расходы должны соответствовать выполнению задания учредителя.

 

Как документально должны быть оформлены представительские расходы?

Согласно ст.

Представительские расходы: оформляем документы

9 Закона о бухгалтерском учете <1> каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным — непосредственно после его окончания. Первичный документ составляется на бумажном или электронном носителе, при этом он должен иметь обязательные реквизиты.

<1> Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".

В соответствии с Письмом Минфина России от 01.11.2010 N 03-03-06/1/675 подтверждением данных налогового учета являются:

— первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);

— аналитические регистры налогового учета;

— расчет налоговой базы.

Документальное оформление представительских расходов производится, в частности:

1) приказом (распоряжением) руководителя организации об осуществлении расходов на указанные цели;

2) сметой представительских расходов;

3) первичными документами, в том числе подтверждающими приобретение на стороне каких-либо товаров для представительских целей, оплаты услуг сторонних организаций;

4) отчетом о представительских расходах по проведенным представительским мероприятиям, в котором отражаются:

— цель представительских мероприятий, результаты их проведения;

— место проведения мероприятий;

— лица, участвующие в мероприятии;

— размер произведенных расходов;

— иная информация.

 

Как в бухгалтерском учете отражаются представительские расходы?

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденными Приказом Минфина России от 21.12.2012 N 171н, представительские расходы, прием и обслуживание делегаций относятся на статью 290 "Прочие расходы" КОСГУ.

Бухгалтерский учет представительских расходов рассмотрим на примере с учетом положений Инструкции N 174н <2>.

<2> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н.

Пример 1. В государственный университет приезжает делегация из Германии для урегулирования вопросов обучения иностранных студентов в нашем учреждении. В рамках мероприятия были произведены расходы на сумму 13 000 руб., из них транспортные расходы для встречи гостей — 3000 руб., организация обеда — 10 000 руб.

Денежные средства были уплачены организаторам мероприятия безналичным путем за счет приносящей доход деятельности.

В бухгалтерском учете данные операции будут отражены следующим образом:

         Содержание операции       

    Дебет  

   Кредит  

  Сумма, 

   руб.  

Отражена стоимость представительских

расходов в части транспортных      

расходов                           

2 109 xx 290

2 302 91 730

   3 000 

Отражена стоимость представительских

расходов в части расходов на питание

2 109 xx 290

2 302 91 730

  10 000 

Пример 2. Бюджетное учреждение в рамках выполнения государственного задания проводит конференцию. Для участников мероприятия был организован фуршет. Подотчетному лицу были выданы денежные средства на организацию фуршета в сумме 14 000 руб. По окончании мероприятия подотчетным лицом был представлен авансовый отчет, в соответствии с которым сумма расходов на питание составила 13 950 руб.

Помимо авансового отчета подотчетного лица, учреждением были оформлены и другие документы, подтверждающие правомерность совершения данных расходов и отнесения их в состав представительских. Операции были совершены в рамках деятельности, финансируемой за счет субсидий.

В бухгалтерском учете данные операции будут отражены следующим образом:

         Содержание операции       

    Дебет  

   Кредит  

  Сумма, 

   руб.  

Выданы денежные средства           

подотчетному лицу                  

4 208 91 560

4 201 34 610

  14 000 

Представлен авансовый отчет        

подотчетным лицом                  

4 401 20 290

4 208 91 660

  13 950 

Возвращен остаток денежных средств в

кассу подотчетным лицом            

4 201 34 510

4 208 91 660

      50 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Представительские расходы организации

В условиях современного предпринимательского рынка трудно представить себе организацию, которая существовала бы обособленно, не имея каких-либо связей с другими субъектами хозяйственной деятельности. Приобретая сырье, осуществляя процесс производства и реализации продукции, хозяйствующий субъект устанавливает определенные экономические связи. Занимаясь бизнесом, организация нередко проводит встречи и приемы представителей других организаций, в результате проведения которых заключает необходимые ей сделки. Однако проведение таких мероприятий влечет за собой определенные затраты, которые, являясь по своей сути коммерческими, составляют так называемые представительские расходы.

Представительским расходам организаций посвящен п. 2 ст. 264 НК РФ:

"К представительским расходам относятся расходы налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, независимо от места проведения указанных мероприятий. К представительским расходам относятся расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах, транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно, буфетное обслуживание во время переговоров, оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.

К представительским расходам не относятся расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний.

Представительские расходы в течение отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4 процента от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период".

Анализируя вышеприведенную норму налогового законодательства, можно сделать вывод, что к представительским расходам относятся расходы налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание следующих лиц:

  • представителей других организаций, участвующих в переговорах с целью установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества;
  • участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика.

Следует иметь в виду, что буквальное прочтение ст. 264 НК РФ дает основания полагать, что расходы организации на проведение официальных переговоров с индивидуальным предпринимателем не могут быть признаны представительскими в целях налогообложения. Заметьте, ведь в тексте ст. 264 НК РФ речь идет о "представителях других организаций"! Заметим, что аналогичная точка зрения изложена и в Письме Минфина России от 24 ноября 2005 г. N 03-03-04/2/119.

Однако, по мнению авторов настоящей статьи, такой подход несколько противоречит нормам ст. 252 НК РФ. Если налогоплательщик осуществляет экономически обоснованные расходы, связанные с получением дохода, и эти расходы имеют документальное подтверждение, то организация вправе учесть для целей налогообложения любые произведенные ею расходы, за исключением тех, которые прямо перечислены в ст. 270 НК РФ.

Обратите внимание! Налоговое законодательство прямо указывает на то, что место проведения встречи не имеет значения. Иначе говоря, это может быть как территория налогоплательщика, так и любая другая "нейтральная" территория, в том числе и территория иностранного государства. И хотя в ряде случаев налоговые органы считают, что места, связанные с организацией развлечений и отдыха, не могут являться местом проведения деловых переговоров, судебная практика в основном доказывает обратное. В качестве примера можно привести Постановление ФАС Московского округа от 12 сентября 2005 г., 5 сентября 2005 г. по делу N КА-А40/8426-05, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 7 июня 2004 г. по делу N А05-14160/03-13 и другие.

Но иногда судьи поддерживают и сторону налогового органа. Так, например, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 27 октября 2005 г. по делу N А56-3124/2005 арбитры согласились с мнением налоговиков о неправомерности включения в состав представительских расходов арендной платы дорожек для боулинга, так как такие расходы связаны с организацией развлечений.

Помимо собственно определения представительских расходов ст. 264 НК РФ содержит и их перечень, который является закрытым и расширению не подлежит. В перечень представительских расходов входят:

  • расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах;
  • транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно;
  • буфетное обслуживание во время переговоров;
  • оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.

Обращаем Ваше внимание, что НК РФ к представительским расходам налогоплательщика относит расходы, связанные с официальным приемом и (или) обслуживанием не только представителей других организаций, но и официальных лиц самого налогоплательщика, участвующих в переговорах. При этом законодатель дает расшифровку, что понимается под официальным приемом — завтрак, обед или иное аналогичное мероприятие. Поэтому встреча руководителей организаций, пусть и носящая деловой характер, но проведенная в неофициальной обстановке, не может быть признана в качестве представительских расходов.

Учет представительских расходов

Отметим, что такое же мнение высказано столичными налоговиками в Письме УФНС России по г. Москве от 16 мая 2006 г. N 20-12/41851. О том, какими документами организация подтверждает официальный характер встречи, мы расскажем чуть ниже.

Нужно сказать, что в отношении признания представительскими расходами расходов на транспортное обслуживание у налогоплательщиков существуют определенные налоговые риски. Буквальное прочтение ст. 264 НК РФ не дает однозначного толкования, что имел в виду законодатель, прописывая норму о транспортном обслуживании, — транспортное обслуживание в пределах одного населенного пункта или что-то другое? А если участник переговоров — иностранец и прибывает из-за рубежа на самолете, специально направленном налогоплательщиком, то к какому виду расходов необходимо отнести расходы на проезд приглашенных участников встречи? С одной стороны, вроде бы понятно, что расходы должна нести приглашающая сторона, ведь именно она заинтересована в проведении такой встречи, но налоговики считают иначе.

Так, например, столичные чиновники в Письме УФНС России по г. Москве от 11 ноября 2004 г. N 26-12/73173 "О налогообложении представительских расходов" разъясняют, что "…действующим налоговым законодательством не предусмотрена возможность признания в качестве представительских расходов для целей налогообложения прибыли российской организации оптовой торговли ее затрат на транспортное обеспечение доставки представителей иностранной фирмы к месту проведения представительского мероприятия в различных случаях приезда представителей данной иностранной компании в целях установления и поддержания взаимного сотрудничества.

Следовательно, согласно главе 25 НК РФ стоимость авиационных и железнодорожных билетов, а также визовая поддержка сотрудников иностранной компании по пути следования из иностранного государства до границ РФ и непосредственно по территории РФ не учитываются российской организацией в целях налогообложения прибыли и не относятся к представительским расходам".

И, хотя существует положительная для налогоплательщиков судебная практика по поводу отнесения расходов на проезд и расходов на проживание приглашенных участников в состав представительских расходов налогоплательщика — Постановление ФАС Поволжского округа от 16 марта 2006 г. по делу N А72-5629/05-6/435, N А72-5959/05-6/450, — все же при отнесении таких расходов в состав представительских вероятность спора с проверяющими органами велика.

Если же избежать таких затрат не удается, то рекомендуем при проведении представительских мероприятий заранее оформить документы, свидетельствующие о том, какие затраты принимающая сторона будет компенсировать приглашенным участникам. Это может быть приглашение на встречу, в котором предусмотрен порядок компенсации, гарантийное письмо либо иной документ.

Еще раз обращаем Ваше внимание на то, что перечень представительских расходов, установленный ст. 264 НК РФ, является закрытым и расширению не подлежит. Поэтому при отнесении каких-либо расходов в состав представительских тщательно проанализируйте их, дайте им правильную оценку, чтобы налоговые органы в данном вопросе не имели к вашей организации претензий. Имейте в виду, что в НК РФ прямо установлено, что к представительским расходам не относятся расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний. Поэтому в соответствии с гл. 25 НК РФ в составе представительских расходов нельзя отражать:

  • обед в казино или пансионате;
  • расходы по проживанию в гостиницах прибывших для ведения переговоров представителей других фирм;
  • расходы по приобретению проездных билетов для представителей других фирм, участвующих в переговорах;
  • оформление виз;
  • затраты на проведение праздничных мероприятий и юбилеев.

Отдельно хочется осветить и вопрос по поводу отражения в учете расходов, связанных с проведением презентаций. В условиях современного предпринимательского рынка это явление распространено достаточно широко. Это вполне объяснимо, ведь расширение рынка сбыта товаров, продукции, работ или услуг предполагает проведение таких мероприятий, как презентация отдельных товаров (работ или услуг). Однако может быть и презентация фирмы в целом. Поэтому при отнесении затрат, связанных с презентацией, необходимо четко разграничивать, когда презентация будет признана таковой в представительских целях, а когда будет отнесена к рекламе.

"Презентация" (от латинского — представление, предъявление), достаточно часто употребляемое в деловом мире слово, означает мероприятие, проводимое с целью объявить о создании нового субъекта хозяйственной деятельности или его подразделения (магазина, павильона, выставки) или с целью представить общественности продукцию действующей организации (обычно — нового товара или нового вида услуг).

Такую презентацию, проводимую для ограниченного числа лиц (представителей поставщиков, заказчиков и иных потенциальных партнеров), нельзя отнести к рекламным расходам. Напомним, что в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

На презентации состав приглашенных лиц четко определен, поэтому признать расходы на проведение такого мероприятия рекламой нельзя. Кроме того, проведение презентаций, как правило, предполагает наличие соответствующей согласованной программы, включающей в себя совместные заседания, переговоры, совещания.

Пример 1 из консультационной практики ЗАО "BKR-Интерком-Аудит".

Ситуация: При запуске новых изданий проводятся презентации для региональных клиентов. Пример: презентация на Дальнем Востоке, клиенты собираются со всего региона в г. Владивостоке. Фирма компенсирует представителям затраты на проезд до места проведения мероприятия и услуги по проживанию в гостинице.

Вопрос: Возможно ли отнесение на затраты данных сумм?

Ответ: В соответствии с п. 2 ст. 264 НК РФ к представительским расходам относятся расходы налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, независимо от места проведения указанных мероприятий. К представительским расходам относятся расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах, транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно, буфетное обслуживание во время переговоров, оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.

По мнению, неоднократно высказываемому Минфином России и налоговыми органами, на основании данной нормы к представительским расходам относится оплата проезда прибывших приглашенных лиц к месту проведения официального мероприятия, например, от места нахождения принимающей организации или от гостиницы.

В Письме УФНС России по г. Москве от 11 ноября 2004 г. N 26-12/73173 "О налогообложении представительских расходов" сказано, что расходы, связанные с прибытием (убытием) участников презентации, к представительским не относятся и включению в расходы, учитываемые для целей налогообложения прибыли, не подлежат. Кроме того, сумма оплаченных билетов для участников презентаций является их доходом и подлежит налогообложению в общеустановленном порядке.

Не относят налоговые органы к представительским расходам и затраты на оплату проживания участников презентаций в гостинице.

Утверждение, что данные расходы выходят за рамки положений ст. 264 НК РФ, оспорить сложно. Однако в судебной практике были случаи, когда расходы на проживание в гостинице представителей другой организации для целей налогового учета были признаны обоснованными. В качестве примера можно привести Постановление ФАС Северо-Западного округа от 17 мая 2004 г. по делу N А56-21571/03, где суд согласился с тем, что организация, взявшая на себя расходы по проживанию гостей, вправе списать истраченные средства на представительские расходы.

При рассмотрении вышеуказанного дела принималось во внимание то, что данные представительские расходы были предусмотрены приказом об учетной политике общества, смета представительских расходов была утверждена протоколом общего собрания акционеров общества.

Также Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 сентября 2004 г. по делу N 09-1562/04-АК понесенные обществом расходы по оплате проживания в гостинице и питания в ресторане представителей других организаций были признаны представительскими расходами. В данном Постановлении сказано, что расходы на питание и проживание в гостинице представителей других организаций, участвовавших в совещании-банкете, не могут быть квалифицированы как расходы на "организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний". В п. 2 ст. 264 НК РФ прямо предусмотрено, что к представительским расходам относятся расходы налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций. НК РФ не содержит определения термина "обслуживание". Поэтому в соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ при толковании значения данного термина следует обратиться к другим отраслям законодательства Российской Федерации. В частности, в п. 1 ст. 426 ГК РФ в числе услуг, оказание которых производится в рамках публичных договоров, поименованы: розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и тому подобное. Следовательно, из положений п. 1 ст. 264 НК РФ вытекает, что расходы на гостиничное обслуживание (то есть проживание и питание) представителей других организаций, участвующих в переговорах с налогоплательщиком, относятся к представительским расходам. Таким образом, с учетом положений п. 7 ст. 3 НК РФ и неопределенности термина "обслуживание" суд вынес правильное решение, признав правомерным отнесение к представительским расходам спорных затрат.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что если Ваша фирма не будет учитывать в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, расходы по оплате проживания в гостинице представителей других организаций, то со стороны налоговых органов претензий к Вам не будет.

Если же Вы примете решение учесть данные затраты в составе расходов, то доказывать правомерность данного решения Вам придется в суде.

Что касается оплаты проезда участников презентации, не являющихся сотрудниками Вашей организации, то по данному вопросу положительной арбитражной практики нет, поэтому такие расходы рекомендуем осуществлять за счет собственных средств организации.

Н.С.Кулаева

Консультант по налогам

ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"

Представительские расходы и налог на прибыль

Деятельность любой организации не обходится без представительских расходов, ведь известно, что личные встречи работников организаций-контрагентов зачастую дают лучший результат, чем переписка или общение по телефону. Однако нередко сотрудники, отвечающие за расход денежных средств, выделяемых на представительские расходы, недостаточно внимательно относятся к тому, чтобы такие расходы правильно подтвердить, что, естественно, приводит к нежелательному результату при налоговых проверках. На что нужно обратить внимание, чтобы оптимизировать такие расходы?

Часть расходов, связанных с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества, можно отнести на расходы и учесть при налогообложении. Согласно гл. 25 НК РФ представительские расходы в течение отчетного (налогового) периода включаются в состав расходов в размере, не превышающем 4% от расходов организации на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период.

Итак, что же нужно сделать, чтобы включение затраченных денежных средств в расходы было правомерным?

  1. Доказать, что расходы действительно являются представительскими.

О том, какие расходы для налоговых целей будут являться таковыми, говорится в п. 2 ст. 264 гл. 25 НК РФ. К представительским расходам относятся расходы налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, независимо от места проведения указанных мероприятий.

Представительские расходы включают:

  • расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах;
  • транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно;
  • буфетное обслуживание во время переговоров;
  • оплату услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.

Обратите внимание! К представительским расходам не относятся расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний.

Как видно из приведенной формулировки, список расходов законодатели постарались ограничить, и возможность учета для целей налогообложения части расходов приходится отстаивать в судебном порядке только потому, что они напрямую не указаны в гл. 25 НК РФ.

Практика выявила несколько видов расходов, отнесение которых к представительским оказалось спорным. Приглашая представителей контрагентов на переговоры, принимающая сторона зачастую несет расходы, которые в обычной практике являются командировочными, — приобретает за свой счет для представителей других организации, прибывающих на переговоры, или членов совета директоров авиационные и железнодорожные билеты, оплачивает счета гостиниц за проживание и питание. По мнению налоговых служб, такие расходы не относятся к представительским расходам и не должны учитываться организацией в целях налогообложения прибыли (Письма УМНС России по г. Москве от 11.11.2004 N 26-12/73173 и от 16.01.2003 N 26-12/3641). Что касается оплаты билетов, то с этим, по мнению автора, можно согласиться. Однако насчет гостиничного обслуживания (проживания и питания) с мнением налоговых служб можно поспорить.

Понесенные организацией расходы по оплате проживания в гостинице и питания в ресторане представителей других организаций, прибывших для переговоров, не могут быть квалифицированы как расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний. В п. 2 ст. 264 НК РФ прямо предусмотрено, что к представительским расходам относятся расходы налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций. Налоговый кодекс РФ не содержит определения термина "обслуживание", поэтому на основании п. 1 ст. 11 НК РФ за толкованием значения данного термина обратимся к другим отраслям законодательства РФ. В частности, в п. 1 ст. 426 ГК РФ в числе услуг, оказание которых производится в рамках публичных договоров, поименованы: розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.

Представительские расходы в бухучете — основные проводки

Следовательно, из положений ст. 264 НК РФ вытекает, что расходы на гостиничное обслуживание (т.е. проживание и питание) представителей других организаций, участвующих в переговорах с налогоплательщиком, относятся к представительским расходам. На основании приведенных норм, а также с учетом положений п. 7 ст. 3 НК РФ и неопределенности термина "обслуживание" суды признают правомерным отнесение к представительским расходам данных затрат.

АРБИТРАЖНАЯ ПРАКТИКА

ФАС Московского округа в Постановлении от 23.12.2004 по делу N КА-А40/12097-04 прямо указал, что из содержания ст. 264 Налогового кодекса РФ вытекает, что расходы на гостиничное обслуживание (проживание и питание) представителей других организаций, участвующих в переговорах, официальных приемах, относятся к представительским расходам. Аналогичное решение приняли ФАС Уральского округа в Постановлении от 08.11.2005 по делу N Ф09-4994/05-С7, ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 17.05.2004 по делу N А56-21571/03. Из Постановления ФАС СЗО можно заключить, что организация должна сообщить другой стороне, что она гарантирует проживание и питание прибывших членов делегации (для исключения возможности учета данных расходов одновременно каждой из сторон).

До недавнего времени неоднозначным было решение вопроса, можно ли учесть в качестве представительских расходы на приобретение спиртных напитков. Налоговые службы считали, что решение деловых вопросов несовместимо с употреблением спиртных напитков, а значит, они предназначены для развлечения и отдыха представителей организаций, участвующих в переговорах. Однако судебные инстанции решили иначе.

АРБИТРАЖНАЯ ПРАКТИКА

В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 31.05.2004 N А56-34683/03 указано, что при исчислении налога на прибыль налогоплательщики правомерно учитывают в составе представительских расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, затраты на алкогольную продукцию, использованную для организации банкета. Такие же решения приняли ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 29.06.2005 по делу N Ф04-1827/2005(12476-А27-33), ФАС Поволжского округа в Постановлении от 01.02.2005 по делу N А57-1209/04-16, ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 25.05.2005 по делу N А56-35706/04.

В конце концов, и налоговое, и финансовое ведомства вынуждены были признать правоту налогоплательщиков. Письмом от 17.12.2003 N 02-4-08/783-АФ480 МНС России разрешает включать в состав представительских расходов расходы по приобретению спиртных напитков при проведении деловой встречи и переговоров в размере, не превышающем 4% от расходов налогоплательщика на оплату труда за отчетный (налоговый) период в случае их осуществления в размерах, предусмотренных обычаями делового оборота при проведении деловых переговоров (сделок). При этом ст. 5 ГК РФ под обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Аналогичные разъяснения даны и в Письме Минфина России от 09.06.2004 N 03-02-05/1/49.

Нередко помещения, предназначенные для переговоров, украшаются цветами. Как видно, в ст. 264 гл. 25 НК РФ о цветах ничего не говорится, что дало возможность УМНС России по г. Москве в Письме от 22.01.2004 N 26-08/4777 утверждать, что расходы на приобретение цветов с целью оформления помещений организации для проведения официального приема лиц, участвующих в переговорах, не являются экономически оправданными, в связи с чем не учитываются для целей налогообложения прибыли как не соответствующие требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ. Однако не все так считают. Например, ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 02.03.2004 по делу N А33-3361/03-С3н-Ф02-355/04-С1 и ФАС Поволжского округа в Постановлении от 01.02.2005 по делу N А57-1209/04-16 высказали противоположную точку зрения.

Организации-производители зачастую при проведении переговоров, приеме делегаций и иных подобных мероприятиях передают продукцию собственного производства в качестве сувениров действующим или потенциальным заказчикам (покупателям). Несмотря на то что такие расходы оправданы, ведь продукция раздается не с целью сделать подарок, а в надежде, что ее впоследствии купят, УМНС России по г. Москве в Письме от 12.05.2003 N 26-12/25950 со ссылкой на Письма МНС России от 27.03.2003 N 02-5-11/90-Л035 и от 24.03.2003 N 02-5-11/73-К342 разъяснило: "В… ст. 264 НК РФ дан исчерпывающий перечень представительских расходов, в котором отсутствует прямое указание на расходы, связанные с передачей продукции собственного производства в качестве сувенира действующим или потенциальным заказчикам (покупателям)". А раз нет прямого указания, то — увы — расходы не принимаются. Да еще НДС придется начислить — безвозмездная передача продукции приравнивается к ее реализации.

Особый случай — это празднование юбилея организации либо каких-либо достижений всего коллектива (запуск установки, награждения бригад по результатам соревнования и т.п.). Естественно, на такие мероприятия приглашают и контрагентов. Это всегда события, которые позволяют дополнительно напомнить потенциальным клиентам о существовании организации, привлечь их внимание, в результате чего возможно завязывание новых контактов, возобновление утраченных связей, получение новых заказов и т.д., что однозначно положительно отразится на производственной деятельности налогоплательщика.

Налоговые службы, как правило, считают, что затраты, связанные с празднованием, не являются представительскими и не могут относиться на себестоимость, поскольку гости приглашались на торжество. Что говорит судебная практика? Являются ли, по мнению судов, такие расходы, связанные с проведением указанных мероприятий, представительскими? Здесь ситуация оказалась весьма спорной.

Сказали "Да!" — ФАС Уральского округа в Постановлении от 22.09.2003 по делу N Ф09-3057/03-АК, ФАС Московского округа в Постановлении от 23.12.2004 по делу N КА-А40/12097-04, ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 24.11.2003 по делу N А56-13169/02.

"Нет!" — заявил ФАС Поволжского округа в Постановлении от 16.03.2005 по делу N А57-8066/03-5. Причем судьи приняли довольно интересное решение, из которого следует, что такие расходы признаются представительскими, но не в полном объеме. Дело заключалось в том, что организация провела преддоговорную встречу с участием двенадцати человек приглашенных, а также банкет и культурную программу в честь десятилетия своей организации с участием 150 человек (включая участников преддоговорной встречи — 12 человек). Суд решил, что представительскими данные расходы следует признать лишь в отношении тех двенадцати человек приглашенных (из 150 человек) на юбилей организации, которые одновременно являлись приглашенными на преддоговорную встречу. Относительно остальной части приглашенных на празднование десятилетия организации (138 человек) расходы представительскими признаны не были.

Как указывалось выше, к представительским расходам относятся расходы налогоплательщика на официальный прием представителей других организаций независимо от места проведения указанных мероприятий. Именно поэтому представительские расходы могут возникнуть и в ходе командировки сотрудников самой организации, если прием и переговоры проводились в месте назначения (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 20.02.2003 по делу N Ф03-А51/03-2/120), и при проведении переговоров в ресторанах, кафе и т.п. (Постановление ФАС Московского округа от 12.09.2005 по делу N КА-А40/8426-05), и в ходе проведения переговоров на территории, являющейся местом массового туризма (особенно если у организации нет подходящих помещений, пригодных для приема делегаций потенциальных контрагентов, ведения переговоров и заключения сделок, а по результатам поездки были заключены взаимовыгодные договоры о купле-продаже) (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 07.06.2004 по делу N А05-14160/03-13). Только не нужно, естественно, покупать туристические путевки — по мнению автора, они будут свидетельствовать об организации отдыха и развлечений.

Организации несут расходы не только на заседания совета директоров, но и на проведение общего собрания акционеров. Являются ли такие расходы представительскими? Ответ будет зависеть от того, можно ли считать общее собрание акционеров "иным руководящим органом" организации. В соответствии со ст. 47 Закона "Об акционерных обществах" отчетное собрание акционеров является высшим органом управления обществом. На собрании акционеров согласно ст. 48 названного Закона решаются организационные вопросы, в том числе об избрании совета директоров, ревизионной комиссии, утверждении аудитора, иные вопросы, отнесенные к компетенции общего собрания акционеров. Учитывая, что общее собрание акционеров подпадает под определение иного руководящего органа налогоплательщика, указанного в п. 2 ст. 264 НК РФ, а перечень затрат, которые могут быть отнесены к представительским расходам, законодателем не регламентирован, организации могут относить данные расходы к расходам, учитываемым в целях налогообложения прибыли. Так решил ФАС Уральского округа в Постановлении от 03.03.2005 по делу N Ф09-529/05-АК.

  1. Документальное подтверждение представительских расходов.

В вопросе подтверждения такого рода расходов нужно следовать принципу "документов много не бывает". Из документов должно быть четко видно, что те или иные расходы были осуществлены для представительских целей. Потому что иногда организации действительно проводят встречи, действительно несут расходы, но ни один документ, в котором было бы написано "представительские", предъявить не могут — ни при налоговой проверке, ни в суде. Таким образом, организации целесообразно разработать распорядительный документ (приказ, распоряжение и т.д.), содержащий сведения о месте проведения встречи, численности приглашенных лиц и участников со стороны организации, периоде проведения, а также перечень обсуждаемых вопросов, чтобы подтвердить цель данного мероприятия.

В целях налогообложения расходы могут относиться к представительским только при наличии оправдательных первичных документов, в которых должны быть указаны:

  • дата, место;
  • программа проведения мероприятия;
  • состав приглашенной делегации;
  • участники со стороны предприятия;
  • величина расхода.

Таковы обычно требования налоговых служб. При этом, однако, суды отмечают, что налоговое законодательство не требует в данном случае обязательного включения в перечень представленных обществом документов поименного списка представителей организаций — участников переговоров, программы проведения деловой встречи и др. (Постановление ФАС Уральского округа от 07.09.2005 по делу N Ф09-3872/05-С7).

Дополнительно можно заявить представительские расходы в приказе об учетной политике, утвердить смету представительских расходов на год протоколом общего собрания акционеров и т.д.

И наконец, нужно обратить внимание на оформление обычных первичных документов (накладных, актов выполненных работ, счетов, счетов-фактур, кассовых и товарных чеков, платежных поручений и т.п.) и их взаимосвязь между собой. Неправильное оформление таких первичных документов часто приводит к тому, что суды налогоплательщиками проигрываются (Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.07.2003 по делу N А19-2549/03-15-Ф02-2096/03-С1, ФАС Дальневосточного округа от 13.02.2002 по делу N Ф03-А73/02-2/163, ФАС Уральского округа от 24.03.2005 по делу N Ф09-971/05-АК).

Нередки такие случаи, когда переговоры прошли, а договоры на реализацию товаров, работ или услуг так и не были подписаны. Налоговые службы могут настаивать на том, что по причине отсутствия конкретного результата переговоров представительские расходы нельзя признать экономически оправданными, а значит, и нельзя учесть для целей налогообложения прибыли. Для отстаивания своих интересов нелишне будет ознакомиться с Постановлением ФАС Уральского округа от 17.06.2004 по делу N Ф09-2441/04-АК, в котором говорится: "Ссылка заявителя на отсутствие связи спорных затрат с конкретными доходами судом кассационной инстанции не принимается, так как, учитывая характер управленческих расходов, они не могут быть связаны с определенным доходом как, например, материальные, то есть достаточно, что они есть в принципе в соответствующем размере". Аналогичное решение было принято и ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 21.11.2005 по делу N А44-1354/2005-15. Однако, по мнению автора, даже если подписание договора по результатам встречи не состоялось, во избежание возможных негативных налоговых последствий нужно составить отчет, протокол, в котором констатировать, что вопросы обсуждались, но соглашение не достигнуто.

Не имеет принципиального значения и тот факт, что компании, участвовавшие в переговорах, являются многолетними, постоянными коммерческими партнерами организации. Определенные законодателем в п. 2 ст. 264 НК РФ цели переговоров — установление и (или) поддержание взаимного сотрудничества — прямо свидетельствуют, что факт наличия на момент проведения переговоров каких-либо отношений между налогоплательщиком и компаниями, представители которых участвовали в переговорах, не влияет на возможность квалификации расходов в качестве представительских.

М.Власова

Эксперт "ЭЖ"

По мнению контролирующих органов, в отчете о проведении мероприятий, в ходе которых были произведены представительские расходы, должны быть указаны:– цели и результаты проведенных мероприятий;– дата и место проведения;– состав участников (принимающей и приглашенной сторон);– сумма затрат и т. п. Кроме того, расходы должны быть подтверждены первичными документами, подтверждающими приобретение товаров для представительских целей или оплату услуг сторонних организаций. . . Отражение в учете представительских расходов ДЕБЕТ 71 КРЕДИТ 50-1 – выданы денежные средства на оплату представительских расходов. ДЕБЕТ 26 (44) КРЕДИТ 71 – списана сумма представительских расходов. Сумма представительских расходов уменьшает налогооблагаемую прибыль только при условии, что она не превышает 4% от затрат организации на оплату труда (ст. 264 НК РФ).

Учет представительских расходов &#8212; проводки

Представительские расходы, связанные с Основными Средствами Основные Средства &#8212; Новое Если представительские расходы на переговоры с подрядными организациями непосредственно связаны со строительством ОС, то их включение в первоначальную стоимость объекта правомерно. И при этом не должны применяться положения о нормировании представительских расходов. Ведь нормируется сумма затрат, признаваемых в составе прочих расходов.

Инфо

А в данном случае представительские расходы не являются отдельными. Они формируют первоначальную стоимость ОС и будут списаны через механизм амортизации. Пример 2 Торговая фирма ведет строительство офисного помещения с привлечением подрядчиков.

В апреле 2017 г. проведены официальные переговоры с представителями подрядной организации в ресторане. Для этого из кассы под отчет выданы денежные средства в размере 25 000 руб.

Представительские расходы: особенности бухгалтерского и налогового учета

Представительские Расходы в Командировках Командировочные Расходы Представительские расходы, понесенные в командировке, оплачивает командированный сотрудник. Он должен составить авансовый отчет и приложить к нему документы, подтверждающие размер и назначение затрат:

  • счета-фактуры и чеки ККТ из ресторанов и кафе,
  • акты выполненных работ при оплате услуг переводчиков,
  • проездные билеты, накладные, товарные чеки и чеки ККТ при приобретении продуктов питания и напитков для буфетного обслуживания и т. д.

С компенсации представительских расходов, произведенных сотрудником во время командировки, не нужно платить: – НДФЛ (п. 3 ст. 217 НК РФ);– взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование;– взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний.

Учет представительских расходов

Пример оформления и отражения в бухучете представительских расходов, произведенных во время командировки На I квартал ООО «Альфа» утвердило смету представительских расходов в размере 33 700 руб. В марте менеджер «Альфы» А.С. Кондратьев был в командировке в Ростове-на-Дону. Цель командировки – предварительные переговоры с ООО «Торговая фирма &#171;Гермес&#187;» о совместном продвижении товаров и сопутствующих услуг.

На основании приказа руководителя Кондратьев оплачивает расходы, понесенные в ходе встречи с представителем «Гермеса». На обед c представителем «Гермеса» А.С. Кондратьев потратил сумму 5900 руб.

Представительские Расходы Проводки

(в т. ч. НДС – 900 руб.). Сумма расходов отражена в авансовом отчете Кондратьева и подтверждена первичными документами.

Представительские расходы

То есть возникают различия при определении прибыли в бухгалтерском и налоговом учетом. Чтобы разобраться с этим моментом, рассмотрим пример учета представительских расходов. Пример расчета представительских расходов В мае 2013 года организация встречала своих партнеров, были запланированы следующие мероприятия по этому поводу: официальный обед в ресторане, культурное мероприятие — посещение сауны.


В связи с этим организация имела следующие расходы:

  • доставка партнеров в ресторан и обратно — 4000 руб.;
  • обед в ресторане — 20000 руб.;
  • доставка партнеров в сауну и обратно — 4000 руб.;
  • услуги сауны — 30000 руб.

Согласно НК РФ расходы на посещение сауны мы не можем признать в качестве представительских расходов, также как и доставку партнеров в сауну и обратно. Общая сумма представительских расходов составила 24000 руб.

Налоговый учет представительских расходов

Внимание

Отражение представительских расходов в проводках В бухгалтерском учете расходы на представительские встречи относят к расходам по обычным видам деятельности в сумме фактических затрат, которые были понесены предприятием за отчетный период. Рассмотрим примеры отражения в учете расходов на проведение представительских мероприятий. Представительские расходы во время командировки Сотрудник ООО «Магнит» Свиридов К.Л.

был направлен в командировку в г. Саратов для проведения переговоров с представителями ООО «Металлист». Цель проведения переговоров — совместный выпуск и продвижение продукции. Согласно приказу руководителя, Свиридов оплачивает расходы на проведение деловой встречи.
Расходы на проведение мероприятия (обед в ресторане) составили 7450 руб., НДС 1136 руб.

Представительские расходы в бухучете &#8212; основные проводки

В этом случае организация вправе списать часть нормируемых затрат, которая не была учтена в расходах в предыдущем отчетном периоде (в пределах норматива, рассчитанного по итогам текущего отчетного периода (года)). Поэтому при возникновении сверхнормативных расходов в бухучете отразите вычитаемую временную разницу и соответствующий ей отложенный налоговый актив (п. 11, 14 ПБУ 18/02). При его отражении сделайте проводку: Дебет 09 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» – отражен отложенный налоговый актив с суммы сверхнормативных представительских расходов, признанных в бухгалтерском и не признанных в налоговом учете.

  • транспортное обеспечение гостей;
  • затраты на обеды, завтраки и ужины для партнеров и представителей фирмы;
  • услуги сторонних переводчиков;
  • буфетное сопровождение мероприятия.

Также к представительским расходам относятся затраты на проведение заседания совета директоров фирмы. В бухгалтерском учете все связанные с приемом и обслуживанием партнеров затраты относятся к расходам по обычным видам деятельности и фиксируются в дебете коммерческих или управленческих затрат проводками: Дт 44 (26) Кт 60 — получены услуги; Дт 19 Кт 60 — выделен НДС. Для проведения подобных мероприятий денежные средства могут быть выданы организаторам — сотрудникам фирмы.

Подотчетное лицо представило счет и кассовый чек на сумму 23 600 руб., остаток возвращен. В мае 2017 г. произведены затраты: &#8212; подрядчик разработал проектную документацию, стороны подписали акт на сумму 236 000 руб. (в т. ч. НДС — 36 000 руб.);- подрядчик выполнил строительные работы, стороны подписали акт на сумму 1 180 000 руб. (в т. ч. НДС — 180 000 руб.). Проводки за Апрель 2017 г.: ДЕБЕТ 71 КРЕДИТ 50– 25 000 руб. — выданы денежные средства под отчет; ДЕБЕТ 08-3 КРЕДИТ 71– 23 600 руб. — представительские расходы, связанные со строительством ОС, отражены в составе вложений во внеоборотные активы; ДЕБЕТ 50 КРЕДИТ 71– 1400 руб. — отражен возврат выданной под отчет суммы. Проводки в Мае 2017 г.: ДЕБЕТ 08-3 КРЕДИТ 60– 200 000 руб. — отражены проектные работы; ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60– 36 000 руб. — выделен НДС; ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 19– 36 000 руб.

Представительские расходы сверх норм проводки

Важно

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 71 – 1800 руб. – учтена сумма НДС по представительским расходам на основании счета-фактуры. Расходы организации на оплату труда работников в I квартале составили 180 000 руб. Сумма представительских расходов, которая уменьшает налогооблагаемую прибыль, составляет: 180 000 руб.

× 4% = 7200 руб. Сумма НДС, которая относится к представительским расходам в пределах норм и может быть принята к вычету, составит: 7200 руб. × 18% : 118% = 1098,3 руб. Оставшийся входной НДС в сумме 701,7 руб. (1800 − 1098,3) к вычету не принимают. Эту сумму надо списать в дебет субсчета 91-2 «Прочие расходы, не учитываемые» без уменьшения налогооблагаемой прибыли. ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19 – 1098,3 руб. – принят к вычету НДС в пределах норм; ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 19 – 701,7 руб. – учтена сумма НДС сверх норм.

admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *