0

Проверка финансово хозяйственной деятельности

В современных крупных корпорациях действует целая система контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества, целью которой является обеспечение прав акционеров (участников) и потенциальных инвесторов общества. Эта система может включать наряду с традиционными механизмами контроля в форме деятельности ревизионной комиссии и привлечения внешнего аудита также функционирование комитета по аудиту совета директоров и создание контрольно-ревизионной службы в качестве самостоятельного структурного подразделения общества.

Внутренний контроль в хозяйственном обществе

Под внутренним контролем общества в Кодексе корпоративного поведения понимается контроль за осуществлением финансово-хозяйственной деятельности общества (в том числе за исполнением его финансово-хозяйственного плана) структурными подразделениями и органами общества. Процедуры внутреннего контроля включают процедуры осуществления операций в рамках финансово-хозяйственного плана, а также процедуры по выявлению и совершению нестандартных операций. Процедуры внутреннего контроля включают также управление рисками (пп. 1.1.1 п. 1 гл. 8 Кодекса корпоративного поведения).

Ревизионная комиссия

Ведущая роль в осуществлении внутреннего контроля принадлежит ревизионной комиссии (ревизору). В акционерном обществе ревизионная комиссия является обязательным органом контроля. В обществе с ограниченной ответственностью ревизионная комиссия образуется, если это предусмотрено уставом общества.

Избрание ревизионной комиссии

Избрание членов ревизионной комиссии осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством для формирования других органов общества. По общему правилу избрание членов ревизионной комиссии осуществляется на годовом общем собрании акционеров или очередном общем собрании участников. В соответствии с письмом ФКЦБ России от 28 февраля 2000 г. N ИК-07/883 "О сроках полномочий ревизионной комиссии" <1> ревизионная комиссия должна ежегодно переизбираться на годовом общем собрании акционеров, срок ее полномочий истекает в день проведения следующего годового общего собрания акционеров вне зависимости от того, будет ли она избрана на этом собрании. Представляется, что соответствующая норма должна быть включена в Закон об АО для обеспечения ее легитимности <2>.

<1> Вестник ФКЦБ России. 2000. N 3.

<2> Заметим, что ФКЦБ России в соответствии с п. 2 ст. 47 Закона об АО может устанавливать дополнительные требования к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров. Представляется, что регулирование сроков полномочий ревизионной комиссии является прерогативой федерального закона.

Избрание членов ревизионной комиссии и досрочное прекращение их полномочий относится к исключительной компетенции общего собрания, т.е. этот вопрос не может быть передан на решение ни совету директоров общества, ни его исполнительному органу (п. 2 ст. 48 Закона об АО, п. 2 ст. 33 Закона об ООО). Такое решение принимается большинством голосов акционеров -владельцев голосующих акций общества, принимающих участие в собрании (п. 2 ст. 49 Закона об АО), а в обществе с ограниченной ответственностью — большинством голосов от общего числа участников общества, если уставом не предусмотрена необходимость большего числа голосов (п.

Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества

8 ст. 37 Закона об ООО). При этом акции, принадлежащие членам совета директоров общества или лицам, занимающим должности в органах управления акционерного общества, не могут участвовать в голосовании при избрании членов ревизионной комиссии (п. 6 ст. 85 Закона об АО).

Подобное регулирование порядка избрания членов ревизионной комиссии в акционерном обществе вызывает критику специалистов, особенно применительно к неучастию в голосовании членов совета директоров, являющихся, по сути, представителями акционеров, призванными обеспечивать реализацию их прав. Одной из реальных гарантий прав акционеров является контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества, осуществляемый ревизионной комиссией, а значит, совет директоров должен влиять на формирование ее состава. В этом мнении есть здравый смысл.

Компетенция ревизионной комиссии

Компетенция ревизионной комиссии определяется уставом общества (в отношении АО — по вопросам, не предусмотренным в самом Законе об АО). Порядок деятельности комиссии регулируется в АО — внутренним документом, в ООО — уставом и внутренним документом общества (п. 2 ст. 85 Закона об АО, п. 4 ст. 47 Закона об ООО).

В соответствии с Законом об АО проверка (ревизия) финансово-хозяйственной деятельности общества осуществляется по итогам деятельности общества за год, а также во всякое время по инициативе самой ревизионной комиссии, решению общего собрания акционеров, совета директоров или по требованию акционера (акционеров) общества, владеющего в совокупности не менее чем 10% голосующих акций общества (п. 3 ст. 85). Согласно Закону об ООО ревизионная комиссия общества в обязательном порядке проводит проверку годовых отчетов и бухгалтерских балансов общества до их утверждения общим собранием участников общества. Общее собрание участников общества не вправе утверждать годовые отчеты и бухгалтерские балансы общества при отсутствии заключений ревизионной комиссии (п. 3 ст. 47).

Следует отметить, что предмет проверки финансово-хозяйственной деятельности общества значительно шире сложившегося неправильного понимания ревизии только как проверки соответствия требованиям законодательства бухгалтерского учета и отчетности. К сфере контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества можно в том числе отнести:

—   использование средств прибыли общества;

—   соблюдение требований кредитной политики, принятой в обществе;

—   исполнение смет общехозяйственных расходов;

—   соблюдение кассовой дисциплины;

—   формирование закупочных цен  на сырье,  материалы  и сбытовых цен  на продукцию (работы, услуги);

—   соблюдение норм расхода сырья;

—   использование основных производственных средств и соблюдение графиков проведения планово-предупредительных ремонтов;

—   организацию договорно-правовой и претензионно-исковой работы.

Комитет по аудиту совета директоров

Для осуществления внутренней проверки финансово-хозяйственной деятельности общества в составе совета директоров может создаваться комитет по аудиту. Как и другие комитеты совета директоров, комитет по аудиту не является самостоятельным органом общества. Он осуществляет вспомогательные функции по подготовке информации, материалов, проектов, заключений и выносит их на рассмотрение совета директоров.

Рекомендации по созданию комитета по аудиту, его компетенции, составу и порядку осуществления деятельности содержит Кодекс корпоративного поведения.

Контрольно-ревизионная служба

В числе рекомендаций, содержащихся в Кодексе корпоративного поведения, в области обеспечения эффективного контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества, имеется также создание в качестве самостоятельного структурного подразделения контрольно-ревизионной службы и возложение на нее задач по проведению ежедневной внутренней проверки (предварительной или последующей) совершения хозяйственных операций (пп. 1.1.1 п. 1 гл. VIII Кодекса корпоративного поведения).

Последующему контролю подлежат те финансово-хозяйственные операции общества, которые осуществляются в рамках финансово-хозяйственного плана. Операции, совершаемые обществом за пределами финансово-хозяйственного плана, Кодекс корпоративного поведения именует нестандартными и рекомендует осуществлять по отношению к ним предварительный контроль. По результатам проверки  каждой нестандартной операции контрольно-ревизионная служба должна подготовить для совета директоров заключение относительно целесообразности совершения такой операции.

Внешний контроль

Внешний контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества осуществляется аудиторской организацией (аудитором).

Понятие аудита

Закон об аудиторской деятельности <1> определяет аудиторскую деятельность или аудит как предпринимательскую деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения (ст. 1 Закона об аудиторской деятельности).

<1> Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (с изм. на 3 ноября 2006 г.) // СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3422; 2006. N 45. Ст. 4635.

Аудиторская деятельность может проводиться аудиторскими организациями или аудиторами, имеющими статус индивидуальных предпринимателей. В соответствии с требованиями Закона обязательный аудит проводится только аудиторскими организациями (п. 2 ст. 7 Закона об аудиторской деятельности). Независимость аудитора обеспечивается отсутствием какой-либо связи с проверяемым хозяйственным обществом и членами его органов управления: имущественной, организационной, должностной и пр.

Обязательный аудит

Обязательной аудиторской проверке применительно к хозяйственным обществам в соответствии с российским законодательством подлежат:

—   открытые акционерные общества;

—   любые хозяйственные общества, которые имеют объем выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) в год свыше 500 тыс. установленного в России МРОТ или если сумма   активов   баланса   общества   превышает   на   конец   отчетного   года   в   200   тыс. раз установленный МРОТ;

—   кредитные, страховые организации, общества взаимного кредитования, инвестиционные фонды и другие инвестиционные институты.

Таким образом, привлечение независимого аудитора в закрытых акционерных общества и обществах с ограниченной ответственностью (за исключением действующих в обозначенных выше сферах) осуществляется по усмотрению самого общества.

Помимо обязательного аудита, открытое акционерное общество может также провести аудиторскую проверку по собственной инициативе. Такая проверка может быть проведена по решению общего собрания акционеров, совета директоров, ревизионной комиссии, а также по требованию акционера (акционеров), владеющего в совокупности не менее чем 10% голосующих акций общества.

Порядок утверждения и оплаты услуг аудитора

Аудитор акционерного общества утверждается общим собранием акционеров, а размер оплаты его услуг определяется советом директоров общества (ст. 86 Закона об АО). В обществе с ограниченной ответственностью аудиторская проверка может быть проведена выбранным им профессиональным аудитором, который должен соответствовать требованиям независимости от общества и членов его органов управления. В случае проведения такой проверки оплата услуг аудитора осуществляется за счет участника общества, по требованию которого она проводится. Расходы участника общества на оплату услуг аудитора могут быть ему возмещены по решению общего собрания участников общества за счет средств общества (ст. 48 Закона об ООО).

Аудиторское заключение

По результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности общества аудитор составляет заключение, в котором должны содержаться:

—    подтверждение достоверности данных,  содержащихся  в отчетах и  иных финансовых документах общества;

—    информация о фактах нарушения установленных правовыми актами РФ порядка ведения бухгалтерского  учета  и  представления  финансовой  отчетности,  а также  при  осуществлении финансово-хозяйственной деятельности.

1 Основные направления ревизионной проверки

2 Подготовка и планирование проведения ревизии

Практическое задание

Список использованной литературы

1 Направления ревизионной проверки

Ревизия выступает одним из важнейших методов финансового контроля и представляет проверку финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций за отчётный период.

Ревизия по времени осуществления относится к последующему контролю и проведению путём сплошной или выборочной проверки совершённых хозяйственных операций по данным первичных документов, записей в учётных регистрах и отчётности. Она объединяет в себе фактический и документальный контроль, что позволяет наиболее полно и глубоко проверить результаты производственной и хозяйственно-финансовой деятельности предприятий (объединений), организаций и учреждений, эффективность использования находящихся в их распоряжении материальных, финансовых и трудовых ресурсов.

В ходе ревизии изучаются все стороны хозяйственно-финансовой деятельности проверяемых предприятий, организаций и учреждений, что не является обязательным, при осуществлении других способов хозяйственного контроля.

В отличие от других способов хозяйственного контроля – ревизия имеет чёткий правовой статус, определяющий границы её распространения, сроки проведения, права и обязанности лиц, проводящих ревизию и должностных лиц, деятельность которых проверяется, порядок оформления и рассмотрения результатов ревизии.

Следовательно, ревизия – это способ последующего контроля за производственной и хозяйственно-финансовой деятельностью предприятий (объединений), организаций и учреждений, в процессе, которого устанавливаются законность, достоверность и экономическая целесообразность совершённых хозяйственных операций, ведения бухгалтерского учёта в соответствии с действующими положениями и нормативно-законодательными актами, а также достоверность учётных и отчётных показателей.

Основными задачами ревизии являются: выявление хозяйственных и финансовых нарушений, хищений, бесхозяйственности; установление причин и условий, способствующих хозяйственным нарушениям, злоупотреблениям и хищениям, виновных в этом должностных лиц; принятие мер по возмещению причинённого ущерба, как в процессе ревизии, так и после неё; выявление неиспользованных резервов, повышения эффективности производства.

В процессе ревизии фиксируются только документально подтверждённые факты злоупотреблений, бесхозяйственности, халатного отношения к исполнению служебных обязанностей, нарушений финансовой дисциплины, требований действующего законодательства, нормативных положений и инструктивных указаний, причин, условий возникновения и последствий нарушений; выявляются неиспользованные резервы эффективности производства; проверяется система обеспечения сохранности хозяйственных средств, а также соблюдения действующих стандартов по учёту и отчётности и т.д.

Планирование основных направлений проведения ревизий и проверок состоит в том, что контрольно-ревизионные органы различных министерств и ведомств в зависимости от производственных, финансово-экономических и других условий определяют характер и содержание предстоящих ревизий в подведомственных организациях.

Это выражается в разработке плана отдельных видов ревизий – простых и комплексных, ревизии с привлечением правоохранительных органов, а также от количества участвующих в ревизии человек. При коллективных формах ревизии в проверке участвует несколько человек, а при индивидуальной форме — всего один человек.

В зависимости от органов, осуществляющих ревизии, их подразделяют на ведомственные, вневедомственные и внутрихозяйственные.

Ведомственные ревизии производятся контрольно-ревизионным аппаратом вышестоящих органов (министерств, государственных комитетов и ведомств) в подведомственных им предприятиях, организациях, учреждениях.

Вневедомственные ревизии производятся контрольно-ревизионным аппаратом органов государственного контроля, наделённых контрольными правами по отношению к предприятиям, организациям и учреждениям всех отраслей экономики, независимо от их ведомственной подчинённости.

Внутрихозяйственными являются ревизии, проводимые внутри предприятия (объединения).

Глава XII. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества (ст.ст. 85 — 87.1)

Они, как правило, контролируют деятельность входящих в состав предприятия (объединения) структурных подразделений, не имеющих юридической самостоятельности.

По организационному признаку ревизии могут быть плановыми и внеплановыми. Плановые ревизии проводятся в соответствии с планом ревизионной работы. Вышестоящие органы планируют ежегодное проведение ревизий в подведомственных предприятиях и организациях, а в бюджетных организациях и учреждениях, не осуществляющих непосредственно хозяйственных операций – не реже одного раза в два года.

Внеплановые ревизии планом не предусматриваются, а проводятся при необходимости. Такие ревизии могут быть вызваны неблагополучным положением дел на отдельном предприятии, при обнаружении фактов хищений и злоупотреблений, по просьбе судебно-следственных органов и т.д. При расследовании некоторых преступлений, особенно хищений денежных средств и имущества ревизия проводится в обязательном порядке. Материалы такой ревизии дают возможность следственным органам установить лиц, виновных в злоупотреблениях, способы совершения хищений и суммы материального ущерба.

В зависимости от полноты проверки деятельности предприятия ревизии подразделяются на комплексные, некомплексные и тематические.

Комплексными считаются ревизии, при которых проверяются все стороны деятельности предприятия, его производственная и финансово-хозяйственная деятельность.

Комплексная ревизия осуществляется бригадой, в состав которой кроме бухгалтера – ревизора входят специалисты, знающие экономику и технологию производства, организацию труда и другие вопросы производственной и финансово-хозяйственной деятельности. Участие в комплексной ревизии специалистов по различным областям знаний позволяет выявить резервы улучшения производственной и финансовой деятельности предприятия, способствует дальнейшему повышению эффективности производства.

Некомплексной называется ревизия, проводимая одним ревизором (обычно специалистом по бухгалтерскому учёту и финансам), при которой проверяется хозяйственно-финансовая деятельность. Некомплексные ревизии не позволяют в полной мере выявить состояние ведения производства, уровень внедрения достижений научно-технического прогресса и передовых технологий, поэтому они менее эффективны по сравнению с комплексными ревизиями.

Тематическими считаются ревизии, проводимые в целях проверки состояния отдельных разделов (частей, участков экономической и социальной деятельности предприятий или организаций. Такие ревизии назначаются для детального изучения соответствующих тем (вопросов), разработок и конкретных мероприятий по устранению выявленных недостатков. Темами таких ревизий, например, могут быть: «Ревизия обеспечения сохранности и рационального использования материальных ресурсов (всех или конкретных видов)», «Ревизия правильности образования и использования фондов специального назначения» и др.

В зависимости от полноты проверки хозяйственных операций ревизии классифицируются на сплошные, выборочные, комбинированные.

При сплошных ревизиях проверяются за весь ревизионный период все без исключения хозяйственные операции, записи в учётных регистрах и отчётные показатели. Это наиболее эффективный вид ревизии, однако, как правило, из-за большой трудоёмкости он используется только в тех случаях, когда на предприятии допущены серьезные нарушения и злоупотребления.

Выборочные ревизии предусматривают проверку хозяйственных операций и бухгалтерских документов не за весь ревизионный период, а только за время, заранее намеченное ревизором, т.е. за определённые промежутки времени внутри ревизионного периода.

Комбинированные ревизии сочетают выборочное и сплошное исследование хозяйственных операций. Одни участки деятельности предприятий проверяются выборочно, другие – сплошным способом. Сплошным способом проверяются кассовые операции и расчёты с подотчётными лицами, все другие хозяйственные операции – выборочно. Однако, если в процессе выборочной проверки будут выявлены хищения, злоупотребления и другие серьёзные нарушения финансовой или расчётно-платёжной дисциплины, то по данному кругу хозяйственных операций следует провести сплошную проверку документов и записей в учётных регистрах

По результатам проведённой ревизии составляется акт, на основе которого разрабатываются мероприятия, направленные на устранение выявленных недостатков производственно-хозяйственной деятельности предприятий и мобилизации внутрипроизводственных резервов.

2 Подготовка и планирование проведения ревизии

Планирование ревизии осуществляется поэтапно. Два основных этапа – это разработка программы и плана ревизии.

Программа ревизии. Задание на ревизию дает заказчик. Заказчиками могут быть:

— администрация организации;

— собственник организации;

— государственные органы.

Получив задание, ревизоры разрабатывают программу ревизии, которая содержит следующие разделы:

— цель ревизии;

— вопросы, подлежащие проверке;

— средства и условия, необходимые для проведения ревизии;

— сроки и место исполнения;

— состав участников ревизии;

— формы документального оформления ревизии.

Программа разрабатывается на основе действующего нормативного материала и опыта, накопленного ревизующим органом. Программу утверждает начальник ревизующего органа или заказчик.

В разделе «Цель ревизии» формулируются главные задачи ревизии, например, анализ финансового состояния акционерного общества, влияние дебиторской и кредиторской задолженности на финансово-хозяйственную деятельность акционерного общества и расчеты с бюджетом; проверка законности и эффективности использования внеоборотных активов. Перечисляются объекты ревизии, например: акционерное общество; его дочерние предприятия и филиалы. В данном разделе приводится перечень структурных подразделений организации.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной темы заключается в том, что контроль наряду с планированием, регулированием, учетом и анализом является одной из функций управления любого предприятия. Одним из звеньев системы контроля выступает финансовый контроль. Его назначением является обеспечение соблюдения законодательства в процессе формирования и использования финансовых ресурсов, оценка экономической эффективности финансово-хозяйственных операций во всех звеньях экономики.

Развитие предпринимательства, возникновение новых организационно-правовых форм предприятий и многообразных форм собственности коренным образом повлияли на механизм системы финансового контроля в стране. Аудит, являясь методом осуществления вневедомственного независимого финансового контроля, не подменяет государственный финансовый контроль. Однако его основными субъектами являются прежде всего предприятия и организации негосударственного сектора экономики. Они не входят в систему имеющихся в стране министерств и ведомств и по этой причине не охватываются ведомственным контролем. И в отличие от государственного контроля аудит выполняет скорее роль советника, консультанта, помощника всем специалистам, занимающимся обработкой и использованием бухгалтерской информации. Аудит не только оценивает достоверность бухгалтерской отчетности предприятия, законность совершенных хозяйственных операций, но и помогает выявить допущенные ошибки, исправить их, а также рекомендует построение такой системы учета, которая позволит в дальнейшем максимально избегать ошибок.

Динамично изменяющееся законодательство в области бухгалтерского учета, аудита и налогообложения, внедрение в практику современных информационных технологий, использование опыта ведущих зарубежных стран требуют от аудиторов особой подготовки. Они должны уметь быстро ориентироваться в сложившейся ситуации, хорошо знать действующее законодательство, применять эффективную методику аудиторской проверки.

Это возможно при условии подготовки и внедрения в практику работы аудиторских организаций внутренних стандартов аудита и рациональных методов контроля качества аудита.

Аудиторская деятельность – предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.

Основной целью аудита является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятия. Аудитор должен найти ошибки и определить неточности в ведении учета и отчетности на предприятии, установить причины их допущения и принять меры по их исправлению.

Порядок проведения аудиторских проверок в значительной мере зависит от степени осведомленности аудитора о деятельности проверяемого предприятия, руководстве предприятия, уровне организации и ведения бухгалтерского учета на предприятии.

Основными задачами аудиторской проверки в данной дипломной работе является:

1. Сбор информации о проверяемом предприятии и общее изучение его деятельности;

2. Составление общего плана и программы аудиторской проверки;

3. Проведение выборочного аудита финансово-хозяйственной деятельности на предприятии с предоставлением отчета по результатам аудиторской проверки;

4. Составление аудиторского заключения об итогах аудиторской проверки, рекомендаций об устранении обнаруженных в ходе проверки недостатков и нарушений.

Целью данной работы является изучение теоретических и практических аспектов аудита финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Объектом исследования является ООО «ХХХ» Филиал в ХХХ области.

Предмет исследования – результаты аудиторской проверки финансово-хозяйственной деятельности ООО «ХХХ» Филиал в ХХХ области.

Информационно-методологической основой работы послужили работы таких авторов, как: Подольский В. И., Кондраков Н. П., Гетьман В. Г., Пипко В. А., Суглобов А. Е., Жарылгасова Б. Т., Богатая И. Н. и другие, а также нормативно-правовая база по вопросам организации аудита финансово-хозяйственной деятельности:

— Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001г. № 119-ФЗ;

— Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23.09.2002г. № 696;

— Правила (стандарты) аудиторской деятельности, одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ;

— Внутрифирменные стандарты, инструкции и методики аудиторской деятельности ООО «Аудиторский центр «ХХХ».

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Проверка организации бухгалтерского учета и учетной политики предприятия при проведении аудита

Цель аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики организации – установить соответствие организации бухгалтерского учета и учетной политики требованиям действующего законодательства и особенностям деятельности организации.

Источники информации для проверки: Положение об учетной политике организации, Положение о бухгалтерии, должностные инструкции сотрудников бухгалтерии, график документооборота, рабочий план счетов, Положение об инвентаризациях, описание технологического процесса компьютерной обработки учетной информации, результаты анкетирования сотрудников бухгалтерии.

Для достижения поставленной цели аудиторы должны решить следующие задачи:

­ установить соответствие организационной структуры бухгалтерии и формы бухгалтерского учета условиям функционирования организации и управления предприятием;

­ охарактеризовать системы документации и документооборота;

­ дать оценку учетной политики организации и проверить порядок ее соблюдения.

В ходе проверки аудиторы на основании изучения Положения о бухгалтерской службе, должностных инструкций, устных опросов главного бухгалтера и сотрудников службы выясняют ее организационную структуру, распределение обязанностей, сложность выполняемых работ, уровень квалификации учетного персонала, проводят анализ объектов учета, видов и объема обрабатываемой учетной информации, использование компьютерных технологий.

Особое внимание уделяется аудиторами проверке наличия и соблюдения должностных инструкций, так как именно они определяют разделение обязанностей и ответственности между работниками бухгалтерии. В них должны быть предусмотрены: порядок назначения на должность, подчиненность, нормативные акты, регламентирующие его деятельность; квалификационные требования; состав работ, соответствующий данной должности; перечень обязанностей работника; права работника, необходимые для выполнения возложенных на него обязательств; функции, за выполнение которых работник несет ответственность.

Следует проверить, имеется ли в данной организации распределение обязанностей по выполнению учетных работ между работниками бухгалтерской службы и другими работниками, ответственными за правильность оформления и своевременность представления необходимой информации.

На эффективность постановки системы бухгалтерского учета, а также системы управления организации в целом, значительное влияние оказывает организация первичного учета. Поэтому аудитору необходимо проверить, соблюдаются ли в данной организации необходимые требования оформления первичных документов, содержатся ли в них обязательные реквизиты. В связи с этим в бухгалтерии организации должны быть перечень и образцы документов с указанием порядка их заполнения, а также нормативные, инструктивные и справочные материалы для работы бухгалтеров.

Аудитор должен установить, насколько обоснованно разработан и четко выполняется график документооборота в данной организации.

Это также позволяет ему в какой-то мере оценить систему учета и внутрихозяйственного контроля. Так как график документооборота является важнейшим организационным документом, обеспечивающим функционирование всей системы бухгалтерского учета.

Указанные выше документы внутренней регламентации, являются также элементом учетной политики организации. Поэтому далее аудитор должен установить обоснованность выбора и оптимизации учетной политики организации, соблюдение выбранных предприятием организационных, методических и технических аспектов учетной политики в течение календарного года, таких как:

-варианты погашения стоимости основных средств и нематериальных активов;

-варианты оценки производственных запасов, незавершенного производства, товаров и готовой продукции;

-варианты отражения на счетах операций по заготовлению и приобретению товарно-материальных ценностей;

-варианты учета затрат на производство продукции (работ, услуг), распределения косвенных расходов между объектами учета затрат и калькуляции;

-методы производственного и варианты сводного учета затрат на производство продукции (работ, услуг);

-правила учета процесса реализации и варианты определения выручки от реализации продукции (работ, услуг);

-порядок признания, учета и распределения (использования) прибыли;

-порядок учета и оценки кредитов банков и займов других организаций;

-формы бухгалтерского учета;

-порядок организации и проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств;

-порядок оформления и представления внутрипроизводственной отчетности;

-система внутрихозяйственного контроля организации.

Типичные ошибки при проверке организации бухгалтерского учета и учетной политики предприятия при проведении аудита:

­ отсутствие приказа по учетной политике организации;

­ неотражение отдельных аспектов учетной политики организации (технический, организационный, методологический аспекты);

­ отсутствие в учетной политике отдельных положений, регламентирующих организацию системы бухгалтерского учета;

Учебник: Анализ хозяйственной деятельности

Вопрос 1 предмет, задачи и виды анализа хозяйственной деятельности

Ответ

Анализ — это метод познания объектов, основанный на разложении целого на составные элементы, и рассмотрения связей между ними.

Анализ хозяйственной деятельности — это исследование хозяйственных процессов, протекающих на предприятии, с целью выявления различных факторов, влияющих на его работу, а также оценки и прогнозирования деятельности предприятия.

Объектом изучения данного вида анализа являются хозяйственная деятельность предприятия и результаты этой деятельности, отраженные в определенных показателях.

Предмет анализа хозяйственной деятельности — причинно-следственные связи хозяйственных процессов и явлений.

К задачам анализа хозяйственной деятельности относятся:

изучение влияния различных факторов на деятельность предприятия;

контроль над выполнением планов и достижением поставленных целей;

оценка результатов деятельности предприятия и эффективности использования имеющихся ресурсов;

выявление внутренних резервов для совершенствования деятельности предприятия и разработка комплекса действий по их применению;

5) проверка обоснованности планов.

Анализ хозяйственной деятельности является важнейшим элементом управления предприятием, поэтому необходим комплексный и системный подход к его проведению.

Основные виды анализа хозяйственной деятельности

С точки зрения времени (периода времени, к которому обращен анализ) выделяются следующие виды анализа:

Ретроспективный анализ. Анализируется деятельность предприятия и полученные результаты прошедших периодов.

Оперативный (как один из вариантов ретроспективного). Изучаются изменения, произошедшие за короткий промежуток времени, а также только что закончившиеся процессы и их результаты.

Итоговый (заключительный анализ, один из видов ретроспективного). В ходе проведения этого анализа рассматривается отчетный период (месяц, квартал, год) и анализируются имевшие место результаты.

Перспективный (прогнозный) анализ. Анализ процессов, которые должны произойти после принятия решений, обоснование плановых показателей.

По видам применяемых методов изучения объектов. Существует большое число методов, которые используются для проведения анализа хозяйственной деятельности предприятия. Ниже приведены только некоторые из них:

Факторный анализ. Это способ изучения и измерения воздействия отдельных факторов на величину результирующего показателя.

Функционально-стоимостный анализ. Функционально-стоимостный анализ — это метод исследования хозяйственных процессов, направленный на минимизацию затрат, поиск менее затратных способов реализации основных и исключение из процесса лишних функций.

Сравнительный анализ (сопоставительный). Сопоставление процессов и показателей с целью выявления их сходства или различия.

Маржинальный анализ. Метод, основанный на разделении затрат на переменные и постоянные и на рассмотрении с этой точки зрения взаимозависимости объема продаж, прибыли и себестоимости.

С точки зрения полноты изучаемых вопросов:

Комплексный анализ. Всесторонне изучается вся хозяйственная деятельность предприятия.

Локальный анализ. Анализируется только одна сторона деятельности предприятия, вызывающая на данный момент особый интерес.

Тематический анализ. Подразумевает изучение отдельного вопроса, стоящего перед предприятием.

По пространственному признаку:

Внутрихозяйственный анализ.

Изучаются процессы, происходящие на предприятии, без учета связи результатов работы изучаемого предприятия с деятельностью других предприятий.

Межхозяйственный анализ. Рассматривается деятельность предприятия в сравнении с результатами работы других предприятий.

В зависимости от субъектов (кто применяет):

Внутренний анализ. Управленческий анализ, проводит-

ся силами сотрудников предприятия для планирования и оценки результатов деятельности.

• Внешний анализ. Проводится финансовыми учреждениями, инвесторами и т. д. на основе финансовой, статистической и иной отчетности.

6. С точки зрения периодичности проведения анализа:

Годовой.

Квартальный и т. д.

ВОПРОС 2

Ответ

Анализ хозяйственной деятельности — это исследование хозяйственных процессов, протекающих на предприятии, с целью выявления различных факторов, влияющих на его работу, а также оценки и прогнозирования деятельности предприятия.

Метод анализа хозяйственной деятельности — это способ подхода к изучению хозяйственных процессов, измерению и обобщению влияния факторов на результаты деятельности предприятия. Применение методов анализа хозяйственной деятельности позволяет обработать набор показателей работы предприятия с помощью специальных приемов и получить результаты, на основе которых делаются выводы о работе предприятия и принимаются решения, касающиеся его будущей деятельности.

К особенностям методов анализа хозяйственной деятельности относятся:

определение и использование системы показателей при изучении явлений и процессов;

всестороннее рассмотрение причин возникновения изменений тех или иных показателей;

выявление и изучение взаимосвязи между показателями;

Проверка хозяйственной деятельности

При проверке хозяйственной деятельности аудитор должен проанализировать:

— когда и кем зарегистрированы учредительные документы проверяемого юридического лица (выдано свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя); соблюдение юридическим лицом требований, предъявляемых к осуществлению деятельности по юридическому адресу и своевременному сообщению налоговым органам о вносимых в учредительные документы изменениях;

— своевременность и полноту формирования уставного фонда, соответствие чистых активов минимальному размеру уставного фонда;

— имеются ли у проверяемого юридического лица филиалы, представительства или другие обособленные подразделения с целью организации работы по их одновременной проверке наряду с проверкой юридического лица;

— соответствует ли хозяйственная деятельность целям и задачам, определенным в учредительных документах (в свидетельстве о государственной регистрации индивидуального предпринимателя); занимается ли налогоплательщик деятельностью, не предусмотренной учредительными документами (свидетельством о государственной регистрации индивидуального предпринимателя);

— осуществляются ли виды деятельности, подлежащие лицензированию в соответствии с действующим законодательством;

— правомочность руководителя организации при заключении договоров по отчуждению и приобретению имущества организации;

— порядок распределения прибыли организации;

— виды сделок, стороной которых является проверяемая организация, и влияние их особенностей на методику бухгалтерского учета, на методику исчисления налогов и сборов в бюджет, а также соблюдение условий хозяйственных договоров с точки зрения их влияния на внереализационные доходы или расходы из-за соблюдения или несоблюдения условий;

— соответствие применяемого порядка ценообразования действующему законодательству, в частности: наличие прейскурантов цен (тарифов), экономических обоснований цен в виде плановых калькуляций, наличие норм расхода топливно-материальных ресурсов, цены, оценка ресурсов в плановых калькуляциях, порядок включения затрат в плановые калькуляции;

— соответствие отчетных данных о выпуске и реализации продукции данным бухгалтерского учета и первичных документов;

— соблюдается ли порядок валютного регулирования на территории Республики Беларусь.

В процессе аудита производственной деятельности необходимо проверить:

— выполнение основных технико-экономических показателей, обеспечение выполнения доведенных контрольных цифр по основным технико-экономи­ческим показателям;

— объем реализованной товарной продукции, удельный вес экспортной продукции в общем объеме реализации, динамику остатков готовой продукции на складах, соотношение отгруженной и оплаченной продукции;

— достоверность отчетных данных об объемах производства и реализации продукции;

— структуру объема реализации продукции (поступление денежных средств расчетный счет, взаимозачет, бартер и прочее);

— состояние оперативного учета движения деталей, узлов, комплектующих изделий в производстве, правильность определения объемов незавершенного производства;

— ритмичность работы предприятия, качество выпускаемой продукции, на­личие рекламаций, принимаемые меры по устранению;

— правильность заключения договоров, соблюдение сроков оплаты и поставки продукции.

Аудит финансовой деятельности включает:

— правильность определения финансовых результатов и их достоверность, причины убыточности в целом или отдельных видов продукции; достоверность исчисления объема реализованной продукции;

— законность и правильность заключения и исполнения договоров по бар­терным сделкам;

— прибыль предприятия, ее состав и использование;

— наличие кредитов, их целевое использование;

— целевое использование бюджетных ссуд, выданных предприятию, и оценку оправданности невозврата ссуд в установленные сроки;

— анализ дебиторской и кредиторской задолженности, законность и реаль­ность задолженности с поставщиками и покупателями, просроченную деби­торскую задолженность, принимаемые меры по ее снижению, уплаченные штрафы, пени, неустойки;

— своевременность перечисления платежей в бюджет и внебюджетные фонды, причины неперечисления, необходимость пересчета налоговых платежей;

— проверку документов по банковским операциям, достоверность, законность и целесообразность операций по расчетному, валютному и другим счетам пред­приятия;

— правильность использования фондов накопления и потребления;

— эффективность долгосрочных финансовых и имущественных вложений в иные юридические лица.

admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *