0

Проверки малого бизнеса

Госдума приняла закон об освобождении малого бизнеса от проверок

1 июля Госдума  приняла закон № 814738-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (об установлении запрета на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства)
 
«Закон был разработан и принят во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 4 декабря 2014 года. Владимир Путин призвал отказаться от «принципа тотального, бесконечного контроля». Для решения этих целей и был проработан и принят закон, согласно которому устанавливается запрет на осуществление с 1 января 2016 года в течение трех лет плановых контрольно-надзорных мероприятий в отношении субъектов малого предпринимательства, у которых по итогам предшествующих трех лет не выявлено нарушений требований, установленных законодательством Российской Федерации, за исключением случаев выявления нарушений, создающих угрозу жизни, здоровью граждан, окружающей среде", — сообщил Председатель Комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Анатолий Аксаков.

Запрет на проведение плановых проверок устанавливается в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесённых в соответствии с положениями статьи четвертой Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства, в рамках видов контроля, надзора, определенных 294 ФЗ.

В законе предоставлено право правительству устанавливать порядок подачи, рассмотрения заявления предпринимателя об обжаловании включения по нему проверки в ежегодный план проведения плановых проверок, а также исключение соответствующей проверки из ежегодного плана проведения плановых проверок. Это гарантия бизнесу с точки зрения прозрачности и понятности процедур включения малого бизнеса в режим «надзорных каникул».

Орган госконтроля может принять решение о включении в план проверки субъекты МСП, если в их отношении имеется информация о вынесенном ранее и вступившем в законную силу постановлении о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения законодательства РФ или административного наказания в виде дисквалификации или административного приостановления деятельности.

О ЗАКОНЕ ОБ ОСВОБОЖДЕНИИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ОТ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК, КОТОРОГО НЕ БЫЛО

Также субъектов малого предпринимательства будут включать в план проверки, если в их отношении принято решение о приостановлении или аннулировании лицензии, и с даты окончания проведения проверки, по результатам которой принято такое решение, прошло менее трех лет.

Важным дополнением закона стали поправки, касающиеся ввода и применения риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного контроля.   Применение системы оценки рисков предполагает установление зависимости интенсивности контрольных мероприятий от потенциальных негативных последствий деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также от возможного несоблюдения им обязательных требований.

Положения по риск-ориентированному походу начнут применяться с 1 января 2018 года, однако, правительство получит возможность по отдельным видам контроля применить этот подход и ранее  для того, чтобы  к 2018 году эта система полностью была адаптирована и готова к повсеместному применению.

Законом установлены сферы, в которых «надзорные каникулы» применяться не будут   — это надзор сфере промышленной, пожарной и экологической безопасности по объектам первого и второго класса опасности, в сфере радиационной безопасности и государственной тайны.

«Закон позволит решить проблему избыточного контроля и надзора, которая по-прежнему остается болезненной  для российского бизнеса. Принятый закон позволит сократить количество плановых проверок субъектов малого предпринимательства и будет способствовать дальнейшему формированию благоприятных условий для развития малого предпринимательства в России», — резюмировал Анатолий Аксаков.

 ФЗ вступает в силу со дня его официального опубликования.

⇐ вернуться назад

Статья 26.1. Особенности организации и проведения в 2016 — 2018 годах плановых проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отношении субъектов малого предпринимательства

(введена Федеральным законом от 13.07.2015 N 246-ФЗ)

1. Если иное не установлено частью 2 настоящей статьи, с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года не проводятся плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого предпринимательства, за исключением юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 9 настоящего Федерального закона.

2. При наличии информации о том, что в отношении указанных в части 1 настоящей статьи лиц ранее было вынесено вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения, определенного в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, или административного наказания в виде дисквалификации или административного приостановления деятельности либо принято решение о приостановлении и (или) аннулировании лицензии, выданной в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", и с даты окончания проведения проверки, по результатам которой вынесено такое постановление либо принято такое решение, прошло менее трех лет, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля при формировании ежегодного плана проведения плановых проверок вправе принять решение о включении в ежегодный план проведения плановых проверок проверки в отношении таких лиц по основаниям, предусмотренным частью 8 статьи 9 настоящего Федерального закона, а также иными федеральными законами, устанавливающими особенности организации и проведения проверок. При этом в ежегодном плане проведения плановых проверок помимо сведений, предусмотренных частью 4 статьи 9 настоящего Федерального закона, приводится информация об указанном постановлении либо решении, дате их вступления в законную силу и дате окончания проведения проверки, по результатам которой вынесено постановление либо принято решение.

3. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе подать в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля заявление об исключении из ежегодного плана проведения плановых проверок проверки в отношении их, если полагают, что проверка включена в ежегодный план проведения плановых проверок в нарушение положений настоящей статьи. Порядок подачи заявления, перечень прилагаемых к нему документов, подтверждающих отнесение юридического лица, индивидуального предпринимателя к субъектам малого предпринимательства, порядок рассмотрения этого заявления, обжалования включения проверки в ежегодный план проведения плановых проверок, а также исключения соответствующей проверки из ежегодного плана проведения плановых проверок определяются Правительством Российской Федерации.

4. При разработке ежегодных планов проведения плановых проверок на 2017 и 2018 годы орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля обязаны с использованием межведомственного информационного взаимодействия проверить информацию об отнесении включаемых в ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей к субъектам малого предпринимательства.

Проверки малого бизнеса: что нужно знать предпринимателям

Порядок такого межведомственного информационного взаимодействия устанавливается Правительством Российской Федерации.

5. Должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля перед проведением плановой проверки обязаны разъяснить руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю содержание положений настоящей статьи. В случае представления должностным лицам органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении плановой проверки документов, подтверждающих отнесение юридического лица, индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится плановая проверка, к лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, и при отсутствии оснований, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, проведение плановой проверки прекращается, о чем составляется соответствующий акт.

6. Положения настоящей статьи применяются в отношении видов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, вопросы организации и осуществления которых регулируются настоящим Федеральным законом, в том числе видов государственного контроля (надзора), указанных в части 4 статьи 1 настоящего Федерального закона, за исключением:

1) федерального государственного надзора в области промышленной безопасности и федерального государственного пожарного надзора в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих опасные производственные объекты I или II класса опасности;

2) федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих гидротехнические сооружения I или II класса опасности;

3) государственного экологического надзора в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, I или II категории;

4) федерального государственного надзора в области обеспечения радиационной безопасности;

5) федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны;

6) лицензионного контроля в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами;

7) внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности";

8) федерального государственного надзора в области использования атомной энергии.

7. Проведение плановой проверки с нарушением требований настоящей статьи является грубым нарушением требований законодательства о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле и влечет недействительность результатов проверки в соответствии с частью 1 статьи 20 настоящего Федерального закона.

Быстрая навигация:Каталог статейИные вопросы Малый бизнес освободят от плановых проверок (Егорова Е.)

Малый бизнес освободят от плановых проверок (Егорова Е.)

Дата размещения статьи: 26.10.2015

С 2016 г. для малого бизнеса начнет действовать трехлетний мораторий на плановые проверки. Освобождение не распространяется на проверки при осуществлении, в частности, контроля за исполнением валютного, налогового, таможенного, банковского законодательства, а также страхового надзора.

Согласно Федеральному закону от 13.07.2015 N 246-ФЗ с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2018 г. не будет проводиться ряд плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства.
Соответствующие изменения предусмотрены в Федеральном законе от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее — Закон N 294-ФЗ).

Кто освобождается от проверок

Плановая проверка проводится в форме документарной или выездной проверки. От плановых проверок освободят субъекты малого предпринимательства, к которым относятся юридические лица и индивидуальные предприниматели, предусмотренные положениями ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Постановлением Правительства РФ от 13.07.2015 N 702 увеличены вдвое предельные значения выручки от реализации для отнесения экономических субъектов к категории малого и среднего предпринимательства. Таким образом, с 25 июля 2015 г. (дата вступления в силу Постановления N 702) порог выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год без учета НДС для микропредприятий составляет 120 млн руб., для малых предприятий — 800 млн руб., для средних предприятий — 2 млрд руб.
Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется, если будут превышены пороговые значения выручки от реализации без учета НДС или балансовая стоимость активов за предшествующий год в течение трех календарных лет. Ранее срок для исчисления выручки с целью определить категорию предпринимательства составлял два года. Продлили этот срок до трех лет поправки, внесенные Федеральным законом от 29.06.2015 N 156-ФЗ.
Мораторий на плановые проверки не будет распространяться в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в социальной сфере, а также сферах здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности. В отношении этих лиц плановые проверки могут проводиться два и более раз в течение трех лет.
Мораторий будет действовать на действующие и на вновь созданные фирмы и впервые зарегистрированных предпринимателей. При этом первая плановая проверка может быть проведена по истечении трех лет со дня создания фирмы (регистрации ИП).
Вместе с тем если у субъекта малого предпринимательства будет в истории привлечение к административной ответственности за совершение грубого нарушения или административное приостановление деятельности, аннулирование лицензии, то контролирующие органы могут включить его в ежегодный план проверок. При этом есть условие — с даты окончания проверки, по результатам которой было вынесено решение о привлечении к ответственности, прошло менее трех лет.

На какие проверки действует мораторий

Освобождение от плановых проверок не действует в отношении налогового контроля, а также ревизий ПФР и ФСС РФ.
Кроме того, мораторий не распространяется на проверки при осуществлении, в частности, контроля за исполнением валютного, таможенного, банковского законодательства, страхового надзора. Помимо этого плановые проверки будут проводиться в рамках государственного контроля за экономической концентрацией, а также за деятельностью организаторов распространения информации в сети Интернет (п. 3.1 ст. 1 Закона N 294-ФЗ).
Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, являющихся субъектами малого предпринимательства, в 2016 — 2018 гг. будет осуществляться Росфиннадзором в обычном порядке, в том числе посредством проведения плановых проверок (Информационное сообщение Минфина России от 15.07.2015 "Новое в аудиторском законодательстве: факты и комментарии"). Кроме того, Закон N 294-ФЗ не приостанавливает проверки, которые проводятся Росприроднадзором, а также в порядке промышленной безопасности и пожарного надзора в отношении производственных объектов I и II классов опасности.
Отметим, что мораторий будет действовать в отношении плановых проверок в сфере рекламы. Субъект малого бизнеса, включенный в план проведения проверок в сфере рекламы, должен быть исключен из него по своему соответствующему заявлению.

Законопроект об освобождении малого бизнеса от проверок рекомендован к принятию в первом чтении

Если плановая проверка в сфере рекламы начата в отношении фирмы или ИП, такая проверка подлежит прекращению при подтверждении проверяемым лицом статуса субъекта малого предпринимательства (Письмо ФАС России от 12.08.2015 N АК/41908/15).

Когда ждать плановую проверку

О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуального предпринимателя органы государственного или муниципального контроля должны уведомить не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения. Уведомление осуществляется посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя (заместителя руководителя) государственного или муниципального органа контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением или другим доступным способом (ч. 12 ст. 9 Закона N 294-ФЗ).
Отметим, что Генеральная прокуратура РФ ведет Единый реестр проверок, доступный для просмотра в сети Интернет (http://plan.genproc.gov.ru/plan2015/). В данном разделе сайта Генпрокуратуры размещен сервис поиска по утвержденному ежегодному сводному плану проведения плановых проверок.
Кроме того, с планами проверок можно ознакомиться на сайтах Роспотребнадзора, а также Федеральной службы по труду и занятости.

Риск-ориентированный подход при государственном надзоре

Федеральным законом от 13.07.2015 N 246-ФЗ определено применение риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля. Такой подход представляет собой метод осуществления государственного контроля (надзора), при котором выбор интенсивности проверочных мероприятий определяется отнесением деятельности юрлица, ИП, используемых ими объектов к категории риска либо классу опасности. При этом у юрлиц или ИП будет обеспечена возможность подать заявления об изменении присвоенных им ранее категории риска или класса (категории) опасности.
Законом N 246-ФЗ предусмотрено, что критерии для такого отнесения к категории риска определяются Правительством РФ, если они не установлены федеральным законом.
Соответствующие постановления Правительства РФ об определении критериев для применения риск-ориентированного подхода пока не разработаны. В частности, Распоряжением Правительства России от 05.06.2015 N 1028-р утверждена Концепция повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства на период 2015 — 2020 годы. Этим Распоряжением предусмотрено, что внедрение риск-ориентированных подходов к организации федерального надзора в сфере труда потребует разработки классификации рисков причинения вреда и выработки новых методов проведения проверочных мероприятий.
Внедрение риск-ориентированных подходов будет означать переход к системе планирования контрольно-надзорной деятельности, основанной на анализе структуры нарушений законодательства по ряду различных факторов.
Новые положения в части применения риск-ориентированного подхода вступят в силу с 1 января 2018 г. (с оговоркой, что может быть и до этой даты). Предполагается, что применение риск-ориентированного подхода позволит оптимально использовать трудовые, материальные и финансовые ресурсы государственного контроля.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
27 марта 2018 г.
Проект федерального закона № 424632-7 "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта — закрепление в гражданском законодательстве некоторых положений, отталкиваясь от которых, российский законодатель мог бы осуществлять регулирование рынка существующих в информационно-телекоммуникационной сети новых объектов экономических отношений (в обиходе — "токены", "криптовалюта" и пр.), обеспечивать условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде, в том числе сделок, позволяющих предоставлять массивы сведений (информацию).

20 марта 2013 г.
Проект федерального закона № 419090-7 "Об альтернативных способах привлечения инвестирования (краудфандинге)"

Законопроектом регулируются отношения по привлечению инвестиций коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий, а также определяются правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга). Деятельность по организации розничного финансирования (краудфандинга) заключается в оказании услуг по предоставлению участникам инвестиционной платформы доступа к ее информационным ресурсам. 

12 марта 2013 г.
Проект Федерального закона № 410960-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ"

Законопроект направлен на усиление ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Анализ правоприменения свидетельствует о наличии определенных пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в сфере госзакупок со стороны лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты.

7 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 408171-7 ""Об особенностях участия социально ориентированных некоммерческих организаций в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ"

Целью данного законопроекта является предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям преференций при отчуждении из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого этими организациями.

1 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 403657-7 "О внесении изменений в статью 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции"

Цель данного законопроекта — уточнение оснований для обжалования в антимонопольный орган нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в том числе при проведении торгов. Вносимые изменения позволят антимонопольному органу оперативно восстанавливать нарушенные права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, во внесудебном порядке.

В центре внимания:

Администрация муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области (место нахождения: 188643, Ленинградская обл., г. Всеволожск, Колтушское шоссе, 138, ОГРН 1064703000911, ИНН 4703083640; далее — администрация) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (место нахождения: 191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, 3, ОГРН 1089847323026, ИНН 7840396953; далее — управление, УФАС) от 19.01.2017 по делу N 64-03-221-РЗ/17 и вынесенного на основании этого решения предписания УФАС от 19.01.2017 по тому же делу.

Дата размещения статьи: 13.03.2018

Развитие и правовое регулирование системы страхования вкладов на примере России и Чехии (Горош Ю.В., Швейгл Й.)

Дата размещения статьи: 15.01.2018

Доплаты к стоимости построенной квартиры: споры сторон (Симич И.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

Опасности, которые таит цифровизация (Москалева О.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

Проблемы судебного доказывания таможенной стоимости товаров (Микулин А.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

Бесплатная консультация юриста по телефонам:

  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *