0

Проверочная закупка

Проверочная закупка

Проверочная закупка – оперативно-розыскное мероприятие, заключающееся в контролируемом возмездном приобретении имущества органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, или по его поручению третьим лицом, в рамках решения задач оперативно-розыскной деятельности. Приобретение имущества может не соответствовать законодательству РФ: приобретаемое имущество может быть ограничено в обороте или изъято из гражданского оборота (оружие, наркотики и т. д).

Мероприятие проводится негласно (продавец или лицо, иным образом отчуждающие имущество, не знают об истиной цели приобретения).

Большинство проверочных закупок проводится в сфере хозяйственного оборота и незаконного оборота наркотиков. Проверки финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций, как правило, начинаются с проверочной закупки. Посредством проведения мероприятия можно выявить, например, является ли продаваемый товар надлежащего качества, соответствует ли товар законодательству о сертификации, имеются ли на товаре акцизные марки и др.

Поскольку приобретение предметов, оборот которых ограничен или запрещен, формально подпадает под признаки преступления, предусмотренного УК РФ – ст.

Проверочная закупка в системе оперативно-розыскных мероприятий

222 (в отношении оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств), ст. 228 (в отношении наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов) и др., проведение проверочной закупки осуществляется на основании постановления, утвержденного руководителем соответствующего органа.

Мероприятие начинается с того, что оперативный сотрудник под видом обычного покупателя приобретает товар у продавца. В мероприятии могут участвовать три человека – сотрудник и двое граждан. В этом случае все трое приобретают товар по очереди.

После отчуждения продавцом имущества оперативный сотрудник представляется ему, предъявляет служебное удостоверение, объявляет, что была произведена проверочная закупка, и ознакомляет с постановлением о проведении проверочной закупки. После этого полученное имущество, ограниченное в обороте или изъятое из оборота, изымается, а имущество, не ограниченное в обороте, проверяется на соответствие установленному качеству, определенной цене, массе и др. О ходе мероприятия оперативным работником составляется соответствующий акт.

Проверочная закупка, проводящаяся при выявлении преступлений, носящих неоднократный характер (например, систематическая продажа наркотиков в мелких размерах), может проводиться несколько раз (с привлечением оперативным сотрудником третьих лиц) с объявлением лицу о проведении проверочной закупки только в последний раз. По результатам первых закупок составляются акты, которые по понятным причинам до лица, отчуждающего имущество, не доводятся.

В процессе проведения мероприятия для запечатления его хода и результатов используются технические средства и вещества (средства скрытой аудио – и видеосъемки, специальные порошки для обработки денежных купюр или документов, светящиеся при ультрафиолетовом освещении, и др.).

Об ОРМ «проверочная закупка»

КТО ИМЕЕТ ПРАВО ПРОВОДИТЬ ПРОВЕРКИ КАССЫ ИЗВНЕ И ЗАЩИЩАЕТ ЛИ ЗАКОН О ЗАЩИТЕ ОТ КОНТРОЛЯ

 
    Как показывает практика, у хозяйствующего субъекта при осуществлении кассовых операций могут возникнуть вопросы о том, кто имеет право проверить его кассу извне, а также в какие сроки это проверка осуществляется. Ответы на эти вопросы Вы получите, прочитав данную статью.
 
    В соответствии с положениями действующего законодательства все хозяйствующие субъекты обязаны соблюдать кассовую дисциплину. Это означает, что операции по приему и расходованию наличных денежных средств в компании или у индивидуального предпринимателя должны соответствовать требованиям:
    — Указания Банка России от 11.03.2014 г. N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства";
    — Федерального закона от 22.05.2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее — Закон N 54-ФЗ).
 
    На основании положений статьи 7 Закона N 54-ФЗ полномочия по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, возложены на налоговые органы. Так, налоговые органы вправе:
    — вести (в том числе с помощью автоматизированной информационной системы) мониторинг расчетов с применением контрольно-кассовой техники и полноты учета выручки, провести анализ данных;
    — осуществлять наблюдение за применением контрольно-кассовой техники;
    — провести проверку применения контрольно-кассовой техники, полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, а также проверку осуществления деятельности операторами фискальных данных, в том числе по месту нахождения налоговых органов, на основе информации, имеющейся у налоговых органов (удаленную проверку);

Категория: Разное

 

г. Н-ск

15 февраля 2000 г.

 

Старший оперуполномоченный ОБЭП РУВД Канавинского района г. Н-ска капитан милиции Овчинников А.Р., руководствуясь п. 4 ч. 1. ст. 6 и ст. 7 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" совместно с гражданами:

Забелиным Владимиром Александровичем, проживающим: г. Н-ск, ул. Загорского, д. 5, кв. 50;

Уваровым Семеном Ивановичем, проживающим: г. Н-ск, ул. Каменная, д. 78, кв. 67,

составил настоящий акт о том, что сегодня в 14 ч 20 мин произведена проверочная закупка в магазине ЗАО "Пятачок", расположенном по адресу: г. Н-ск, ул. Белгородская, д. 24, у продавца Савельевой Нины Семеновны, проживающей по адресу: г. Н-ск, ул. Новая, д. 18, кв. 32.

Покупатель Забелин В.А. попросил продавца отпустить ему 1 кг сыра "Гауда" по цене 78 руб. за 1 кг.

Покупатель Уваров С.И. попросил продавца отпустить ему 1 кг колбасы "Московская" по цене 87 руб. за 1 кг и 1 кг апельсинов по цене 25 руб. за 1 кг.

Продавец Савельева Н.С., взвесив требуемое, назвала покупателям стоимость покупок: Забелину В.А. — 78 руб., Уварову С.И. — 111 руб. 75 коп. руб. После расчета с покупателями через кассу магазина и получения товара покупателями мною было предъявлено служебное удостоверение и закупка объявлена контрольной.

Все покупки без россыпи и потерь были взвешены на рабочих весах продавца в присутствии директора магазина Кабаева Н.И. и покупателей. Весы типа ВНУ N 12323 технически исправны, перед контрольным взвешиванием предварительно выверены клейменой пробирной инспекцией гирей весом 1 кг и установлены на отметке "0". Также был выверен и уровень весов. Как оказалось, весы показывали вес на 10 г больше фактического.

Перевешивание производилось чистым весом, без тары. В результате контрольного взвешивания установлено, что фактически отпущено: Забелину В.А. — 860 г сыра "Гауда" на 67 руб. 08 коп., обсчет составил — 10 руб. 92 коп., Уварову С.И.

Правомерно ли проведение орм "проверочная закупка"?

900 г колбасы "Московская" на 78 руб. 30 коп. и 870 г. апельсинов на 21 руб. 75 коп., всего на 100 руб. 50 коп., обсчет составил 11 руб. 25 коп.

Обсчет покупателей составил 22 руб. 17 коп. После производства проверочной закупки товар возвращен в магазин, а деньги — покупателям.

Акт прочитан вслух оперуполномоченным всем лицам, присутствовавшим при осуществлении проверочной закупки. Никаких замечаний и заявлений не поступило. Все записано правильно.

Прилагаются три кассовых чека и объяснение продавца Савельевой Н.С.

 

Подписи лиц, участвовавших в составлении акта:

Забелин

Уваров

Савельева

Кабаев

 

Копию акта получил 15 февраля 2000

г.:

Кабаев

 

Старший оперуполномоченный

ОБЭП РУВД Канавинского района

г. Н-ска

капитан милиции

Овчинников

 

Интересное

Об ОРМ “Проверочная закупка”

Главная/Об ОРМ “Проверочная закупка”

Ошибки при проведении ОРМ

Проанализируем типичные ошибки, которые допускаются в различных регионах при проведении подобных ОРМ.

Ошибка 1

Постановление о проведении проверочной закупки часто утверждается ненадлежащим лицом. Согласно ч. 7 ст. 8 Закона об ОРД этот вид ОРМ проводится на основании постановления, утверждаемого только руководителем органа или его заместителем, осуществляющего ОРД. Разновидности ошибки: постановление утверждается заместителем начальника" начальником подразделения (например, начальником ОС, МРО) и т. п. Это нарушение закона имеет фатальный характер и может повлечь постановление оправдательного приговора.

Ошибка 2

В названном постановлении не указываются основания для проведения ОРМ (ст. 7 Закона об ОРД), которые должны иметь место на момент принятия решения о его проведении. Разновидности ошибки:

1) в описательной части постановления указано:

"Гр-ка М. занималась сбытом героина". Нет указаний на формальные признаки противоправного деяния, в данном случае — преступления; 2) оперативный работник в своих свидетельских показаниях на следствии и в суде не может пояснить, какие сведения, из каких источников и когда им полученные стали основанием для проведения ОРМ. В итоге защитник заявляет что решение о его проведении принята в отсутствие предусмотренных законом оснований; основания появились позднее и т. д.

Ошибка 3

К участию в проверочной закупке на разных ее стадиях привлекаются лица, которых называют "понятыми". Однако, законодательство об ОРД не предусматривает обязательного участия в проведении ОРМ лиц поименованных таким образом. Вместе с тем, в пп. 4 и 5 Инструкции "0 порядке изъятия из незаконного оборота наркотических средств…" от 9 ноября 1999 г, дается указание, что изъятие наркотиков, в том числе и в порядке, предусмотренном Законом об ОРД, производится в присутствии не менее двух понятых. Обратим внимание, что речь идет только об изъятии и только наркотиков, психотропных веществ и их прекурсоров, Нет правовых доводов в пользу необходимости участия "понятых" — на других мероприятиях в рамках проверочной закупки (вручение денег, вручение технических* средств и т. п.). Но есть доводы тактические" С одной стороны, участие "понятых" часто становится "ахиллесовой пятой" стороны обвинения. На судебное следствие они не являются, меняют показания или забывают их, устанавливается их заинтересованность. Часто недобросовестные оперативные работники используют своих знакомых, студентов-практикантов, не аттестованных работников тех же подразделений (секретари, уборщицы и т.д.). В результате вместо усиления доказательственной базы стороны обвинения эти "понятые" часто ее ослабляют.

Ошибка 4

В документах, составляемых по результатам ОРМ, часто допускаются ошибки в названии оперативно-розыскного мероприятия. Встречаются названия "проверочная покупка", "контрольная закупка", "закупка наркотиков под контролем" и т. п. Между тем Законом об ОРД (п. 4 ч. 1 ст. 6) предусмотрено ОРМ с названием именно "проверочная закупка". Иное наименование является нарушением закона, могущим повлечь признания всех полученных доказательств недопустимыми.

Ошибка 5

Сначала проводится проверочная закупка наркотических средств, а по ее результатам при изобличении наркоторговца составляется протокол об административном правонарушении с изъятием наркотиков и денежных купюр.

Проверочная закупка как ОРМ, направленная на выявление преступления, не может завершаться документированием, административного правонарушения. Правда, Закон об ОРД позволяет проводить это ОРМ для выявления не только преступного, но и иного противоправного деяние. Но тогда и в постановлении о проведении проверочной закупки в качестве основания ее проведения следует указывать признаки подготавливаемого, совершаемого или совершенного конкретного административного правонарушения (ст. 6.8 КоАП). Однако такого рода практики мы не встречали.

Ошибка 6

При документировании факта изъятия помеченных денег (у наркоторговца) и наркотиков (у "покупателя" составляются; "акт досмотра", "протокол изъятия" и т.п. со ссылками на ст. 11 Закона "О милиции";1 на ст. 6 Закона об ОРД; на КоАП; без всяких ссылок.

Между тем указанное законодательство не содержит соответствующих данному случаю оснований. Например, в Законе об ОРД нет такого вида ОРМ, как досмотр, право на досмотр не включено в ст. 15 Закона. Пункт 2 ч. 1 ст. 11 Закона о милиции (в ред. от 8 декабря 2003 г.) позволяет проводить досмотр только в соответствии с законодательством об административных правонарушениях. В предшествующей редакции этой нормы закона работникам милиции предоставлялось право производить личный досмотр лиц "… в порядке, установленном федеральным законом".

Итак, изъятие (а не досмотр) предметов, веществ и документов, в том числе наркотических средств и помеченных денежных купюр, может производиться в рамках: 1) осмотра места происшествия; 2) освидетельствования; 3) выемки; 4) обыска;5) личного обыска; 6) "просто" в рамках специального вида ОРМ "проверочная закупка" со ссылкой на п. 1 ч. 1 ст.15 Закона об ОРД — право изымать (но не досматривать!) при проведении ОРМ предметы, материалы и сообщения; 7) специального вида ОРМ "сбор образцов для сравнительного исследования" (п.3 ч. 1 ст. 6 Закона об ОРД) и др. При этом до возбуждения уголовного дела изъятие возможно в рамках действий, указанных в пп.

§ 4. Проверочная закупка

1, 2,6, 7.

Ошибка 7

В рамках ОРМ со стороны "покупателя" допускается своего рода провокация. Часто только в суде "всплывает" информация о том, что "покупатель" говорил наркоторговцу примерно так: "Продай мне героин! Я знаю, у тебя есть!" Наркоторговец отказывался, но "покупатель" настоял на своем. Инициатива в сбыте наркотика всегда должна исходить от наркоторговца, что должно подтверждаться показаниями участвующих лиц, другими обстоятельствами. Большой плюс — наличие аудио- и видеозаписи соответствующего разговора между "покупателем" и сбытчиком.

Ошибка 8

В уголовном деле и в деле оперативного учета отсутствует постановление о представлении результатов ОРД следователю (ч. 3 ст. 11 Закона об ОРД) Часто его по ошибке называют иначе: "постановление о передаче…", "постановление о направлении результатов ОРД по подследственности…" и т. п.

Согласно пп. 10 и 17 Инструкции от 13 мая 1998г. это постановление подготавливаемся в одном экземпляре, и приобщается к материалам дела оперативного учета или соответствующего номенклатурного дела. Однако изучение практики показывает, что копия постановления обычно приобщается к материалам уголовного дела.

Ошибка 9

Названное постановление о представлении результатов ОРД утверждается ненадлежащим лицом. Согласно ч. 3 ст.11 Закона об ОРД оно подписывается только руководителем органа или его заместителем, уполномоченным начальником подразделения, осуществляющего ОРД. Это малозначительное, казалось бы, нарушение может повлечь постановление оправдательного приговора.

Ошибка 10

К уголовному делу не приобщается сопроводительный документ, подписанный руководителем органа — субъекта ОРД. Особо отметим, что в отношении некоторых, а точнее практически всех, документов, составляемых по результатам проведения ОРМ, нет обязательного требования их приобщения к материалам уголовного дела. Но в нем обязательно должен быть подшит сопроводительный документ, прямо предусмотренный п. 10 Инструкции от 13 мая 1998 г.

Ошибка 11

Изымаемые в рамках ОРМ наркотики, деньги, записанные аудио-, видеокассеты не фиксируются надлежащим образом (упаковка наркотиков, их цвет, форма, консистенция, номера денежных купюр, реквизиты печатей на упаковке, подписи участвующих лиц и т. п.). Это приводит к возражениям со стороны защиты и сомнениям у суда по поводу относимости и достоверности формируемых доказательств.

Соответствующие предметы необходимо оформлять и документировать по правилам работы с вещественными доказательствами.

Ошибка 12

В резолютивной части постановления о представлении результатов ОРД следователю не перечисляются подробно подлежащие представлению конкретные документы.; Иногда все-таки учиняется запись "Приложения", но далее либо предметы не перечислены и не описаны подробно, либо не указывается, что они упакованы, опечатаны и т.д. Иногда все "приложения" описаны в сопроводительном письме, но указаны в постановлении.

20. ПРОВЕРОЧНАЯ ЗАКУПКА

Проверочная закупка – ОРМ, заключающееся в контролируемом возмездном приобретении имущества органом, осуществляющим ОРД, или по его поручению третьим лицом, в рамках решения задач ОРД. Приобретение имущества может не соответствовать законодательству РФ: приобретаемое имущество может быть ограничено в обороте или изъято из гражданского оборота (оружие, наркотики и т. д).

Мероприятие проводится негласно (продавец или лицо, иным образом отчуждающие имущество, не знают об истиной цели приобретения).

Большинство проверочных закупок проводится в сфере хозяйственного оборота и незаконного оборота наркотиков.

ВС РФ: проверочная закупка на основании лишь рапорта — провокация

Проверки финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций, как правило, начинаются с проверочной закупки. Посредством проведения мероприятия можно выявить, например, является ли продаваемый товар надлежащего качества, соответствует ли товар законодательству о сертификации, имеются ли на товаре акцизные марки и др.

Поскольку приобретение предметов, оборот которых ограничен или запрещен, формально подпадает под признаки преступления, предусмотренного УК РФ – ст. 222 (в отношении оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств), ст. 228 (в отношении наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов) и др., проведение проверочной закупки осуществляется на основании постановления, утвержденного руководителем соответствующего органа.

Мероприятие начинается с того, что оперативный сотрудник под видом обычного покупателя приобретает товар у продавца. В мероприятии могут участвовать три человека – сотрудник и двое граждан. В этом случае все трое приобретают товар по очереди.

После отчуждения продавцом имущества оперативный сотрудник представляется ему, предъявляет служебное удостоверение, объявляет, что была произведена проверочная закупка, и ознакомляет с постановлением о проведении проверочной закупки. После этого полученное имущество, ограниченное в обороте или изъятое из оборота, изымается, а имущество, не ограниченное в обороте, проверяется на соответствие установленному качеству, определенной цене, массе и др. О ходе мероприятия оперативным работником составляется соответствующий акт.

Проверочная закупка, проводящаяся при выявлении преступлений, носящих неоднократный характер (например, систематическая продажа наркотиков в мелких размерах), может проводиться несколько раз (с привлечением оперативным сотрудником третьих лиц) с объявлением лицу о проведении проверочной закупки только в последний раз. По результатам первых закупок составляются акты, которые по понятным причинам до лица, отчуждающего имущество, не доводятся.

В процессе проведения мероприятия для запечатления его хода и результатов используются технические средства и вещества (средства скрытой аудио – и видеосъемки, специальные порошки для обработки денежных купюр или документов, светящиеся при ультрафиолетовом освещении, и др.).

admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *