0

Проводки по затратам

Главная » Бухгалтеру » Списание косвенных расходов

Списание косвенных расходов

Вернуться назад на Косвенные расходы

Общехозяйственные расходы можно списывать одним из двух способов:

– на счет 20 «Основное производство» (23 «Вспомогательное производство», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»);
– на счет 90-2 «Себестоимость продаж».

Выбранный способ списания общехозяйственных расходов закрепляется в учетной политике для целей бухучета (п. 7 ПБУ 1/2008, п. 20 ПБУ 10/99).

Распределение расходов

Общепроизводственные и общехозяйственные расходы связаны с выпуском разных видов продукции (работ, услуг), а также обеспечивают работу организации в целом. Поэтому в отличие от прямых (основных) затрат эти расходы считаются косвенными (накладными).

В конце отчетного периода счета 25 и 26 закрываются. Накопленные на них расходы списываются в дебет счетов: 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» или 90 «Продажи» пропорционально показателям, которые должны быть установлены в учетной политике для целей бухучета (п. 7 ПБУ 1/2008).

Базой для распределения косвенных расходов между основным, вспомогательным и обслуживающим производствами могут быть, например, следующие показатели:

• заработная плата основных производственных рабочих;
• прямые затраты при цеховой структуре организации;
• количество отработанных машино-часов работы оборудования;
• размер производственных площадей;
• материальные затраты;
• объем выработки в натуральных или стоимостных показателях.

Например, в производствах со значительной долей расходов на оплату труда косвенные расходы целесообразно распределять пропорционально зарплате основных производственных рабочих. Косвенные расходы распределите пропорционально материальным затратам (стоимость сырья, материалов, запасных частей и т. д.) в том случае, если они составляют значительную долю в себестоимости произведенной продукции.

Пример распределения косвенных расходов, связанных с выполнением производственного заказа. Организация применяет позаказный метод калькулирования себестоимости.

В апреле ОАО «Производственная фирма "Мастер"» приняло и выполнило два производственных заказа (№ 1 и № 2) на изготовление специального транспортного оборудования. Учетной политикой «Мастера» предусмотрено, что общепроизводственные и общехозяйственные расходы распределяются пропорционально зарплате производственных рабочих, занятых в выполнении каждого заказа.

В апреле фактическая сумма расходов составила:

• общепроизводственных – 100 000 руб.;
• общехозяйственных – 125 000 руб.

Прямые расходы по заказу № 1 составили:

• стоимость израсходованных материалов – 82 300 руб.;
• зарплата производственных рабочих – 68 500 руб.;
• сумма взносов на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование и взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний с зарплаты производственных рабочих – 20 687 руб.

Итого по заказу № 1 – 171 487 руб.

Прямые расходы по заказу № 2 составили:

• стоимость израсходованных материалов – 151 500 руб.;
• сумма начисленной заработной платы производственных рабочих – 55 000 руб.;
• сумма взносов на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование и взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний с зарплаты производственных рабочих – 16 610 руб.

Итого по заказу № 2 – 223 110 руб.

Общая сумма зарплаты производственных рабочих по обоим заказам составила 123 500 руб. (68 500 руб. + 55 000 руб.).

Доля зарплаты производственных рабочих в общей сумме их зарплаты равна:

• по заказу № 1 – 55% (68 500 руб. : 123 500 руб.);
• по заказу № 2 – 45% (55 000 руб. : 123 500 руб.).

На себестоимость заказа № 1 отнесены:

• часть общепроизводственных расходов в сумме 55 000 руб. (100 000 руб. х 55%);
• часть общехозяйственных расходов в сумме 68 750 руб. (125 000 руб. х 55%).

Фактическая себестоимость заказа № 1 составила:

171 487 руб. + 55 000 руб. + 68 750 руб. = 295 237 руб.

На себестоимость заказа № 2 отнесены:

• часть общепроизводственных расходов в сумме 45 000 руб. (100 000 руб. – 55 000 руб.);
• часть общехозяйственных расходов в сумме 56 250 руб. (125 000 руб. – 68 750 руб.).

Фактическая себестоимость заказа № 2 составила:

223 110 руб. + 45 000 руб. + 56 250 руб. = 324 360 руб.

Списание общепроизводственных расходов

При списании общепроизводственных расходов (после распределения) сделайте проводку:

Дебет 20 (23, 29) Кредит 25
– списаны общепроизводственные расходы за отчетный месяц.

Это следует из Инструкции к плану счетов (счета 20, 25).

Расходы на электроэнергию отнесены на основное производство проводка

Списание общехозяйственных расходов

Общехозяйственные расходы можно списывать одним из двух способов:

• на счет 20 «Основное производство» (23 «Вспомогательное производство», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»);
• на счет 90-2 «Себестоимость продаж».

Выбранный способ списания общехозяйственных расходов закрепите в учетной политике для целей бухучета (п. 7 ПБУ 1/2008, п. 20 ПБУ 10/99).

В первом случае общехозяйственные расходы формируют «полную» себестоимость готовой продукции исписываются по окончании месяца.

Списание общехозяйственных расходов (после распределения) отразите проводкой:

Дебет 20 (23, 29) Кредит 26
– списаны общехозяйственные расходы, связанные с деятельностью основного (вспомогательного, обслуживающего) производства.

Во втором случае формируется «сокращенная» себестоимость готовой продукции, а общехозяйственные расходы полностью списываются на реализацию независимо от того, сколько продукции было реализовано в отчетном периоде.

В момент перехода права собственности на отгруженную продукцию (результаты работ или услуг) к покупателю отразите выручку от ее продажи и спишите себестоимость проданной продукции (работ, услуг):

Дебет 62 Кредит 90-1
– отражена выручка от продажи продукции;
Дебет 90-2 Кредит 43
– списана фактическая себестоимость отгруженной продукции (выполненных работ, оказанных услуг);
Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– начислен НДС с выручки от реализации.
В конце месяца спишите сумму общехозяйственных расходов:
Дебет 90-2 Кредит 26
– включены в себестоимость продаж общехозяйственные расходы.


Бухгалтерский учет

Глава 8. Учет процесса производства

Учет и распределение косвенных затрат

Косвенные затраты нельзя отнести к выпуску конкретной продукции, они связаны с обслуживанием и управлением основным производством. Учет косвенных затрат ведется на счетах 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы».

На активном счете 25 «Общепроизводственные расходы» ведется учет затрат, которые связаны с обслуживанием основного или вспомогательного производства. На дебете счета 25 отражаются следующие виды затрат:

  • цеховые расходы на содержание и эксплуатацию оборудования;
  • заработная плата обслуживающему персоналу;
  • затраты на отопление, освещение и содержание помещений;
  • оплата аренды основных средств;
  • отчисления на амортизацию и ремонт средств общепроизводственного назначения;
  • затраты на страхование имущества производственного назначения и прочие аналогичные по назначению расходы.

На активном счете 26 «Общехозяйственные расходы» ведется учет затрат, которые связаны с управлением предприятием. На дебете счета 26 отражаются следующие виды затрат:

  • затраты на содержание аппарата управления и служб общехозяйственного назначения;
  • отчисления на амортизацию и ремонт средств общехозяйственного назначения;
  • расходы по оплате информационных, аудиторских, консультационных и прочих услуг;
  • оплата аренды имущества, предназначенного для общехозяйственных нужд и прочих аналогичных по назначению расходов.

Схема счетов 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы»

Дебет

Кредит

Сальдо не имеют

В течение месяца собираются затраты, связанные с обслуживанием и управлением производством

В конце месяца итоговую сумму затрат списывают в дебет счета 20 «Основое производство»

В конце каждого месяца счета 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы» закрывают и сумму затрат итогом списывают на счет 20 следующими проводками.

ДЕБЕТ 20 «Основное производство» КРЕДИТ 25 «Общепроизводственные расходы»;

ДЕБЕТ 20 «Основное производство» КРЕДИТ 26 «Общехозяйственные расходы».

Счета 25 и 26 сальдо не имеют и в балансе не отражаются.

Пример 8.2. Учет затрат на производство продукции.

В течение месяца в журнале операций отражены производственные затраты (табл. 8.2).

Задание.

1. Определить сумму общепроизводственных и общехозяйственных затрат.
2. Рассчитать себестоимость продукции, сданной на склад.

Таблица 8.2

Содержание операции

Сумма, р.

Дебет

Кредит

1. Списаны материалы:

а) в основное производство
б) для наладки оборудования
в) на управленческие нужды

25000
4300
3800

20
25
26

10
10
10

2. Начислена заработная плата:

а) работникам основного производства
б) наладчикам оборудования
в) административному персоналу

40000 10000 15000

20
25
26

70
70
70

3. Начислен социальный налог на заработную плату (35,6 %):

а) работников основного производства
б) наладчиков оборудования
в) администгативному пепсоналу

14240
3560
5340

20
25 26

69
69
69

4. Начислена амортизация:

а) оборудования в основном производстве
б) основных средств общепроизводственного назначения
в) ограды здания
г) здания администрации
д) машины директора

8000
3700
400
2300
340

20
25
25
26 26

02
02
02
02 02

5. Акцептованы счета:

а) за коммунальные услуги
б) за услуги информационного центра
в) за рекламу о приеме на работу

3500
1800
2200

25
26
26

60
60
60

6. В конце месяца списаны общепроизводственные расходы на затраты производства

?

7. В конце месяца списаны общехозяйственные расходы на затраты производства

?

8. Списана готовая продукция на склад (незавершенного производства на конец месяца нет)

?

1. Для определения суммы общепроизводственных и общехозяйственных расходов необходимо собрать и закрыть счета 25 и 26.

Счет 25 «Общехозяйственные расходы»

Дебет

Кредит

1б) 4300
2б) 10000
3б) 3560
4б) 3700
4в) 400
5а) 3500

6) 25460

Од = 25460

Ок= 25460

Счет 26 «Общепроизводственные расходы»

Дебет

Кредит

1в) 3800
2в) 15000
Зв) 5340
4г) 2300
4д) 340
5б) 1 800
5в) 2200

7) 30780

Од = 30780

Ок = 30780

Итого, сумма затрат по счету 25 составила 25460 р., по счету 26 — 30780 р.

2. Для определения себестоимости готовой продукции, сданной на склад, нужно собрать и закрыть счет 20 при условии, что отсутствует незавершенное производство на начало и конец месяца.

Счет 20 «Основное производство»

Дебет

Кредит

Сн = о

1а) 25000
2а) 40000
За) 14240
4а) 8000
6) 25460
7) 30780

8) 143480

Од= 143480

Ок =143480

Ск = о

Итого, себестоимость готовой продукции, сданной на склад, составила 143480 р.

В настоящее время косвенные расходы составляют большую часть затрат, а в целом ряде отраслей, в чартности машиностроении и металлообработке, их удельный вес в общей сумме затрат часто превышает всю сумму прямых затрат, поэтому их значение велико как с позиций учета, так и распределения затрат. Кроме того, для правильного формирования себестоимости готовой продукции важное значение имеет распределение косвенных расходов между себестоимостью отдельных видов продукции. В случае когда выпускается несколько видов продукции, косвенные расходы списывают на себестоимость готовой продукции в определенном соотношении. Предлагается несколько вариантов для распределения и списания косвенных расходов, например пропорционально:

  • прямым затратам на каждый вид продукции;
  • заработной плате за производство продукции каждого вида;
  • выручке от реализации по видам продукции.

Пример 8.3. Учет и распределение косвенных затрат.

В течение месяца отражены следующие затраты, связанные с производством двух видов изделий А и Б (табл. 8.3).

Задание.

1. Определить сумму прямых и косвенных затрат (табл. 8.4).
2. Распределить косвенные затраты на изделия А и Б пропорционально заработной плате производственных рабочих.

Таблица 8.3

Содержание операции

Сумма, р.

Дебет

Кредит

1 . Списаны материалы на производство:

изделий вида А
изделий вида Б

7000
12000

20
20

10
10

2. Начислена заработная плата за производство: изделий вида А изделий вида Б

18000 42000

20
20

70
70

3. Начислена заработная плата наладчикам оборудования

4. Начислена заработная плата административному персоналу

1. Сумма прямых затрат на счете 20 складывается из стоимости материалов и заработной платы за изготовление изделий и составляет 19000 + 60000 = 79000 (р.).

Таблица 8.4

 

Сумма затрат на изготовление

 

изделий А, р.

изделий Б, р.

Материалы

Заработная плата

Итого

Общая сумма заработной платы составила 60000 р.

На изделия А и Б она распределена в пропорции 30 и 70 % соответственно.

Сумма косвенных затрат на счетах 25 и 26 складывается из суммы заработной платы административного персонала и наладчиков оборудования и составляет 10000 + 15000 = 25000 (р.).

2. Косвенные затраты списываем на изделия А и Б пропорционально прямой заработной плате за изготовление изделий, т. е.

Service Temporarily Unavailable

в следующей пропорции: 30 % на изготовление изделий А — 7000 р. и 70 % на изготовление изделий Б — 17500 р.

Тема: «Учет общепроизводственных расходов»

Учет общепроизводственных и общехозяйственных расходов

admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *