0

Публикация бухгалтерской отчетности

Содержание

Приказ Минфина №34н от 29 июля 1998 г.

ПОЛОЖЕНИЕ
ПО ВЕДЕНИЮ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
И БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

IV. Порядок представления бухгалтерской отчетности

Публичная бухгалтерская отчетность: публикация, дата публикации

Все организации представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, а также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации. Государственные и муниципальные унитарные предприятия представляют бухгалтерскую отчетность органам, уполномоченным управлять государственным имуществом.

Другим органам исполнительной власти, банкам и иным пользователям бухгалтерская отчетность представляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Организация обязана представлять бухгалтерскую отчетность в установленные адреса по одному экземпляру бесплатно.

85. Организации обязаны представлять годовую бухгалтерскую отчетность в объеме форм, предусмотренных в пункте 30 настоящего Положения.

Отчет о движении денежных средств разрешается не представлять субъектам малого предпринимательства и некоммерческим организациям. Кроме того, субъекты малого предпринимательства имеют право не представлять приложение к бухгалтерскому балансу, иные приложения и пояснительную записку.

86. Организации обязаны представлять годовую бухгалтерскую отчетность в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, а квартальную — в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — в течение 30 дней по окончании квартала.

В пределах указанных сроков конкретная дата представления бухгалтерской отчетности устанавливается учредителями (участниками) организации или общим собранием. При этом годовая бухгалтерская отчетность должна представляться не ранее 60 дней по окончании отчетного года.

Представляемая годовая бухгалтерская отчетность должна быть утверждена в порядке, установленном учредительными документами организации.

87. Утратил силу. — Приказ Минфина РФ от 30.12.1999 №107н.

88. День представления организацией бухгалтерской отчетности определяется по дате ее почтового отправления или дате фактической передачи по принадлежности.

Если дата представления бухгалтерской отчетности приходится на нерабочий (выходной) день, то сроком представления отчетности считается первый следующий за ним рабочий день.

89. Годовая бухгалтерская отчетность организации является открытой для заинтересованных пользователей: банков, инвесторов, кредиторов, покупателей, поставщиков и др., которые могут знакомиться с годовой бухгалтерской отчетностью и получать ее копии с возмещением затрат на копирование.

Организация должна обеспечить возможность для заинтересованных пользователей ознакомиться с бухгалтерской отчетностью.

Бухгалтерская отчетность, содержащая показатели, отнесенные к государственной тайне по законодательству Российской Федерации, представляется с учетом требований указанного законодательства.

90. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, организация публикует бухгалтерскую отчетность и итоговую часть аудиторского заключения.

Публикация бухгалтерской отчетности производится не позднее 1 июня года, следующего за отчетным, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Порядок публикации бухгалтерской отчетности устанавливается Министерством финансов Российской Федерации и органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета.

Перейти на главную

Публичная бухгалтерская отчетность

Публичная бухгалтерская отчетность — это особый вид бухгалтерской отчетности, которую обязаны предоставлять товарищества определенных видов. В их число входят общества с ограниченной ответственностью (ООО), открытые акционерные общества (ОАО) и некоторые иные. Предоставление подобного вида отчетности служит нескольким целям. Прежде всего — развитию рыночных отношений и защите интересов инвесторов.

Публичная бухгалтерская отчетность, согласно российскому законодательству, включает в себя сведения о балансе, торговые книги и инвентаризационные акты, а так же прочую информацию, которая необходима государству для учета и сбора экономической информации. Информация должная предоставляться ежегодно.

9.4. Публичность бухгалтерской отчетности

Несмотря, однако, на жесткие правила, компания имеет право скрыть от обнародования информацию, которая может содержать коммерческую тайну.

Руководствуясь необходимостью предоставлять бухгалтерскую отчетность, следует принять грамотное решение относительно будущей организационно-правовой формы создаваемой компании. Это позволит избежать множества возможных проблем.

Краткий перечень сведений, обязательных к предоставлению в налоговые органы:

  • Наименование юридического лица, его адрес и организационно-правовая форма
  • Информация об участниках и учредителях
  • Размер уставного капитала, информация о лицензиях, которыми обладает юридическое лицо
  • Информация о дочерних предприятиях и филиалах.

Бухгалтерская отчетность, предоставляемая ООО и ОАО, имеет некоторые отличительные особенности. Так, ООО обязаны сообщать в печати о части совершенных сделок (приобретение более 20% голосующих акций или уставного капитала других обществ), не позднее 30 дней оглашать решения о реорганизации компании, уведомлять своих кредиторов об этих и других преобразованиях внутри общества.

ОАО, предоставляя свою публичную бухгалтерскую отчетность, обязаны отражать в ней бухгалтерский баланс, сведения и прибылях и убытках, информацию о проведении собрания акционеров, информацию о своих аффилированных лицах и некоторую иную: соотношение размера уставного капитала и объемов чистых активов, данные о количестве акционеров того или иного общества и т.п.

Часто задаваемые вопросы:

Публичность бухгалтерской отчетности — это ее публикация в периодических изданиях (журналах и газетах) или распространение буклетов и брошюр, которые содержат данные бухгалтерской отчетности. В этом случае она доступна для пользователей.

Публичность бухгалтерской отчетности проявляется в передаче ее органам государственной статистики (по месту регистрации организации или предприятия) с целью предоставления данных заинтересованным пользователям.

Публикация годовой и бухгалтерской отчетности

Существует список организаций, для которых публикация бухгалтерской отчетности является обязательной, а именно:

  • банки (кредитные организации);
  • страховые компании;
  • ОАО (открытые акционерные общества);
  • ПФР (Пенсионный фонд РФ);
  • ФСС (Фонд социального страхования РФ);
  • фонды обязательного медицинского страхования (в том числе Федеральный фонд и территориальные фонды);
  • инвестиционные фонды и биржи (которые созданы за счет государственных или общественных средств).

Особенности публикации бухгалтерской отчетности

По российскому законодательству бухгалтерская отчетность подлежит публикации только после аудиторской проверки.

Бухгалтерская отчетность публикуется наряду с отчетом о финансовых результатах и бухгалтерским балансом.

Для публикации бухгалтерского баланса допускается сокращенная форма.

Какие документы попадают под публичную бухгалтерскую отчетность?

Она, как правило, включает только итоговые показатели по данным разделов бухгалтерского баланса, содержащих такие показатели деятельности организации (фирмы, предприятия):

  • валюта баланса на конец отчетного года (показатель не превышает 400 000-кратный размер МРОТ);
  • выручка от реализации товаров и услуг (показатель не превышает 1 000 000-кратный размер МРОТ).

В случае если годичные показатели превышают данный размер МРОТ — и бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах должны быть опубликованы полностью, без сокращений.

Отчетность о прибылях и убытках

Бухгалтерская отчетность о прибылях и убытках, которая публикуется, должна обязательно содержать такие показатели как:

  • валовая прибыль;
  • коммерческие расходы;
  • управленческие расходы;
  • выручка от продажи (услуг, товаров, работ и прочее);
  • себестоимость продаж.

В обязательном порядке публикуются сведения о распределении прибыли и покрытии убытков (за отчетный год).

Публикация отчетности происходит в тысячах рублей (или в миллионах рублей).

Обязательные данные при публикации бухгалтерской отчетности

Опубликованная бухгалтерская отчетность содержит следующую обязательную информацию:

  1. Наименование организации (название полностью).
  2. Период (отчетная дата).
  3. Должность и Ф.И.О. лиц, чья подпись стоит в отчетности.
  4. Валюта (формат числовых показателей).
  5. Дата (которой была утверждена отчетность).
  6. Контактные данные и адрес исполнительного органа (телефон, факс, почтовый адрес).

Сокращенная форма публикации бухгалтерской отчетности содержит мнение аудитора по поводу достоверности данных.

В полной форме публикации отчетность включает в себя полное аудиторское заключение.

Расходы на публикацию бухгалтерской отчетности включаются в себестоимость продукции (в затраты), которые связаны с управлением.

Информация полезна? Расскажите друзьям и коллегам

Комментарии

Нажимая на кнопку "Отправить" вы подтверждаете, что ваш комментарий не содержит персональных данных в любой их комбинации

Вопросы и ответы в комментариях даются пользователями сайта и не носят характера юридической консультации. Если вам необходима юридическая консультация, рекомендуем получить ее, задав вопрос по телефонам, указанным выше, или через эту форму

.

Главная — Статьи

Сообщаем сведения о чистых активах

Сведения о чистых активах

Сведения о чистых активах представляют все акционерные общества (закрытые и открытые) и общества с ограниченной ответственностью. Причем последние обязаны сообщать эту информацию только в случаях, предусмотренных Законом об ООО (Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью") (пп. "л" п. 7 ст. 7.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").

Прежде чем рассматривать эти случаи, напомним: для оценки стоимости чистых активов АО (помимо АО, осуществляющих страховую и банковскую деятельность) руководствуются Порядком, утвержденным Приказом Минфина России N 10н, ФКЦБ России N 03-6/пз от 29.01.2003. О возможности применения данного документа для оценки стоимости чистых активов ООО сказано в Письмах Минфина России от 13.05.2010 N 03-03-06/1/329, от 07.12.2009 N 03-03-06/1/791.
Теперь проанализируем, в каких случаях ООО обязано размещать в ЕФРСФДЮЛ сведения о стоимости своих чистых активов. Сразу оговоримся, прямого ответа на этот счет в Законе об ООО нет.

Публикация, утверждение и представление бухгалтерской (финансовой) отчетности

Не исключено, что впоследствии законодатели внесут уточнения, а пока попробуем разобраться с данным вопросом самостоятельно.
Очевидно, в качестве основания для размещения сведений в реестре следует рассматривать те ситуации, когда общество, в соответствии с требованиями Закона об ООО, обязано публично раскрывать информацию о своей деятельности. Такая ситуация в данном Законе всего одна — публичное размещение обществом облигаций или иных эмиссионных ценных бумаг. В этом случае, как сказано в п. 2 ст. 49 Закона об ООО, общество обязано ежегодно раскрывать информацию в форме публикации годовых отчетов и бухгалтерских балансов, а также иную информацию, предусмотренную законодательством. Причем в п. 3 ст. 30 Закона об ООО установлено: годовой отчет должен содержать раздел о состоянии чистых активов общества. Иных оснований для публикации обществами сведений об их деятельности Закон об ООО не предусматривает.
Таким образом, сведения о стоимости чистых активов представляют в ЕФРСФДЮЛ все ЗАО и ОАО, а также те ООО, которые публично разместили облигации и иные эмиссионные ценные бумаги.

Как часто нужно представлять сведения?

Этот вопрос рассмотрим отдельно для акционерных обществ и отдельно для обществ с ограниченной ответственностью, поскольку требования к ним ст. 7.1 Закона о государственной регистрации установлены разные. Начнем с ООО.

Общества с ограниченной ответственностью

В отношении ООО для ответа на этот вопрос, полагаем, нужно отталкиваться от содержания пп. "л" п. 7 ст. 7.1 Закона о государственной регистрации. В нем говорится: сведения представляются в случаях, предусмотренных Законом об ООО. Как мы выяснили, такой случай только один, и связан он с обязанностью общества публиковать годовой отчет, если оно разместило облигации и иные эмиссионные ценные бумаги.

Таким образом, ООО должны представлять в ЕФРСФДЮЛ сведения о стоимости чистых активов после подведения итогов предыдущего календарного года.

Данный вывод подтверждают положения нормативных актов о бухгалтерском учете. В частности, в п. 49 ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации" определено: промежуточная бухгалтерская отчетность состоит из баланса и отчета о прибылях и убытках (по терминологии сегодняшнего дня — отчета о финансовых результатах). Тогда как сведения о чистых активах отражаются в форме "Отчет об изменениях капитала", входящей в состав отчетности, которая составляется по итогам работы общества за год.

Выяснив, сколько раз ООО должно размещать сведения о стоимости чистых активов в ЕФРСФДЮЛ, определим, когда именно общество должно исполнить эту обязанность. Но здесь налогоплательщиков снова поджидают сюрпризы: что понимать под датой возникновения сведений о стоимости чистых активов, положения ст. 7.1 Закона о государственной регистрации не уточняют. Официальных разъяснений на этот счет тоже пока нет.

С одной стороны, исходя из системного анализа ст. 7.1 Закона о государственной регистрации и Закона об ООО такой датой можно признать дату публичного раскрытия обществом информации о его деятельности, то есть дату публикации годовой отчетности. Между тем законодательные нормы, конкретизирующие, когда именно ООО, размещающее облигации и эмитирующее ценные бумаги, должно раскрыть информацию о результатах своей деятельности, также отсутствуют. Более того, отдельного документа, регулирующего порядок публикации бухгалтерской отчетности ООО, не существует.

Впрочем, последнее как раз поправимо: ООО, публикующее свою отчетность, вправе руководствоваться Порядком, предусмотренным для акционерных обществ (Порядок публикации бухгалтерской отчетности открытыми акционерными обществами, утв. Приказом Минфина России от 28.11.1996 N 101) (далее — Порядок). Согласно п. 1.2 Порядка публикацией признается объявление обществом бухгалтерской отчетности в СМИ для всеобщего сведения. При этом, как гласит п. 1.3 Порядка, публикация бухгалтерской отчетности производится после того, как она утверждена собранием акционеров (в нашем случае — участников) и подтверждена независимым аудитором. Поскольку ООО подлежит обязательному аудиту, только если объем его выручки за год, предшествовавший отчетному, превышает 400 млн руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 60 млн руб. (пп. 4 п. 1 ст. 5 Закона об аудите), последнее условие применимо лишь к отдельным ООО.

К сведению. Согласно п. 10 ст. 13 Закона о бухгалтерском учете в случае опубликования бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, такая бухгалтерская отчетность должна опубликовываться вместе с аудиторским заключением (Информация Минфина России N ПЗ-10/2012).

Иными словами, годовую бухгалтерскую отчетность ООО должно опубликовать лишь после ее утверждения участниками общества.
Статьей 34 Закона об ООО установлено, что общее собрание участников общества, на котором утверждаются годовые результаты деятельности общества, должно проводиться не ранее чем через два месяца и не позднее чем через четыре месяца после окончания финансового года. То есть годовая отчетность общества должна быть утверждена не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным. При этом сам порядок и сроки обязательного опубликования бухгалтерской отчетности организациями действующим законодательством не определены.

Примечание. Хотя есть исключения — например, ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности".

Ранее в Порядке со ссылкой на прежний Закон о бухгалтерском учете было указано, что бухгалтерская отчетность должна быть опубликована не позднее 1 июля года, следующего за отчетным. Однако нынешний Закон о бухгалтерском учете подобного уточнения для акционерных обществ (соответственно, и для ООО, руководствующихся Порядком) не содержит. Следовательно, срок, в который хозяйствующие субъекты должны уложиться при публикации годовой бухгалтерской отчетности, в настоящее время не определен.

Несмотря на то что данное обстоятельство свидетельствует о полной свободе действий общества в этой части, затягивать с публикацией отчетности в СМИ ему, очевидно, не следует. И за неимением ничего иного при решении вопроса о крайнем сроке публикации отчетности, очевидно, пока имеет смысл ориентироваться на 1 июля, то есть на дату, установленную прежним нормативным актом, регулирующим сферу бухгалтерского учета.

С другой стороны, появление стоимости чистых активов в бухгалтерской отчетности не зависит от того, опубликована она в СМИ или нет. Дело в том, что этот факт деятельности юридического лица возникает на дату подписания руководителем общества годовой бухгалтерской отчетности. По общему правилу (п. 2 ст. 18 Закона о бухгалтерском учете) составленная (соответственно, подписанная руководителем общества) бухгалтерская отчетность представляется не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода (то есть не позднее 31 марта). Именно тогда информация о стоимости активов становится значимой не только с точки зрения бухгалтерского и налогового законодательства, но и с точки зрения гражданского законодательства.

Поэтому при определении момента представления ООО сведений о стоимости чистых активов в ЕФРСФДЮЛ за точку отсчета трех рабочих дней, в течение которых названные сведения необходимо представить оператору, общество может принять дату подписания бухгалтерской отчетности руководителем организации.

Обобщим сказанное. Принимая во внимание информационный пробел в действующем законодательстве, полагаем, что в скором времени на этот счет обязательно выйдут официальные разъяснения. Автор допускает, что официальная версия насчет рассмотренного вопроса может отличаться от мнения, изложенного в данном материале. Все зависит от того, что чиновники будут рассматривать в качестве отправной точки для возникновения такого факта деятельности юридического лица, как стоимость чистых активов.

Акционерные общества

Надо признать, не менее загадочная формулировка приведена в пп. "к" п. 7 ст. 7.1 Закона о государственной регистрации в отношении обязанности акционерных обществ по представлению сведений о стоимости чистых активов.

Впрочем, тут законодатель милосердно указал главное, а именно что понимать под датой возникновения сведений о стоимости чистых активов — это отчетная дата. То есть датой возникновения таких сведений признается дата подписания руководителем акционерного общества бухгалтерской отчетности, где данные о стоимости активов становятся юридически значимыми. А самому обществу для сообщения такой информации в ЕФРСФДЮЛ отводится три рабочих дня.

Итак, когда представлять сведения, мы определились, осталось выяснить, как часто. Этот вопрос, если принять во внимание платность представления сведений в реестр, отнюдь не праздный. (Как следует из правил взаимодействия оператора и пользователей ЕФРСФДЮЛ (http://fedresurs.ru/help), за размещение каждого сообщения с пользователя временным оператором (ЗАО "Интерфакс") взимается плата в размере 640 руб., в том числе НДС 18% — 97,63 руб.)

За ответом обратимся к положениям Закона о бухгалтерском учете, ибо понятие "отчетная дата" раскрыто в ст. 15 данного Закона. В соответствии с п. 6 названной статьи под отчетной датой понимается последний день отчетного периода. Именно на эту дату составляется годовая и промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность. В силу п. 1 ст. 15 Закона о бухгалтерском учете отчетным периодом для годовой отчетности является календарный год, то есть период с 1 января по 31 декабря включительно. Для промежуточной бухгалтерской отчетности отчетным периодом является период с 1 января по отчетную дату периода, за который такая отчетность составляется (п. 4 ст. 15).

При этом промежуточная бухгалтерская отчетность составляется экономическим субъектом в случаях, установленных законодательством РФ или нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета, то есть Минфина (п. 4 ст. 13 Закона о бухгалтерском учете).

Согласно п. 48 ПБУ 4/99 организация должна составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством РФ. Законом о бухгалтерском учете иное не установлено, следовательно, отчетной датой для промежуточной отчетности является последний день каждого месяца.

Однако при рассмотрении вопроса о периодичности представления акционерными обществами сведений о стоимости чистых активов не следует забывать и о другом пункте названного стандарта по бухгалтерскому учету, а именно о п. 49, которым определен состав промежуточной отчетности, — это сам бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах. Сведения же о стоимости чистых активов, как было указано ранее, отражаются в форме "Отчет об изменениях капитала", то есть форме, которая входит лишь в состав годовой бухгалтерской отчетности.

Учитывая сказанное, полагаем, что едва ли требование контролирующих органов о том, чтобы акционерные общества в целях выполнения обязанности, установленной ст. 7.1 Закона о государственной регистрации, в рамках промежуточной бухгалтерской отчетности по итогам месяца или квартала составляли еще и годовую форму "Отчет об изменениях капитала", будет правомерным.

Обратите внимание! В Информации Минфина России N ПЗ-10/2012 отмечено два случая, когда нормы законодательства требуют составления промежуточной бухгалтерской отчетности:
1) в соответствии с Законом РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" квартальная бухгалтерская отчетность представляется субъектом страхового дела в орган страхового надзора;
2) квартальная бухгалтерская отчетность эмитента ценных бумаг подлежит раскрытию в ситуациях, определенных Федеральным законом от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг".
Однако в обоих случаях раскрытию подлежит промежуточная бухгалтерская отчетность, которая не содержит в себе сведений о стоимости чистых активов. В частности, форма "Отчет об изменениях капитала страховщика" (форма 3-страховщик) включается только в состав годовой отчетности (п. 4 Инструкции о порядке составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности страховщиков).

Таким образом, анализ норм действующего законодательства, регулирующих правоотношения, возникающие по рассматриваемому вопросу, показывает, что АО (как, впрочем, и ООО) должны исполнять обязанность, предусмотренную ст. 7.1 Закона о государственной регистрации, только один раз в год.

Июнь 2013 г.

Публичность финансовой отчетности, прозрачность бизнеса

Бухгалтерская (финансовая) отчетность является открытой. Это означает, что любое заинтересованное лицо — учредитель, кредитор, инвестор, поставщик или покупатель — имеет право ознакомиться с результатами хозяйственной деятельности предприятия. Некоторые организации в соответствии с законодательством обязаны публиковать отчетность, другие компании самостоятельно решают обнародовать финансовые результаты в периодических изданиях. Такая процедура имеет свои особенности, правила и условия.

Финансовый год закрыт, отчетность сформирована, баланс готов. Благодаря стараниям бухгалтеров определено финансовое положение организации. Но не следует забывать о том, что отчетность нужна не только для суровых (но справедливых!) налоговиков, но и для других заинтересованных пользователей. Руководители и учредители анализируют данные, инвесторы разбирают финансовую информацию. На основании этих сведений и принимаются судьбоносные для развития бизнеса решения.

В этих обстоятельствах организация должна обеспечить полный доступ всех заинтересованных лиц к результатам предпринимательской деятельности, к "святая святых" — финансовой отчетности.

Для некоторых организаций законодательством предусмотрена обязательная публикация бухгалтерской отчетности. Это закреплено в ст. 16 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее — Федеральный закон N 129-ФЗ). Обязаны выполнить данное требование:

  • акционерные общества открытого типа;
  • банки и другие кредитные организации;
  • страховые организации;
  • биржи;
  • инвестиционные и иные фонды, создающиеся за счет частных, общественных и государственных средств (взносов).

Прочие же организации вправе добровольно опубликовать отчетность, тем самым обеспечив для партнеров возможность ознакомиться с результатами предпринимательской деятельности.

Принцип публичности

Публичность бухгалтерской отчетности заключается в ее опубликовании в газетах и журналах, доступных пользователям бухгалтерской отчетности, либо распространении среди них брошюр, буклетов и других изданий, содержащих бухгалтерскую отчетность, а также в ее передаче территориальным органам государственной статистики по месту регистрации организации для представления заинтересованным пользователям (ст.

16 Федерального закона N 129-ФЗ).

Публикация в деловой газете, профессиональном журнале — оптимальный способ раскрыть бухгалтерскую отчетность широкому кругу лиц. Выбирая средства массовой информации, необходимо руководствоваться такими критериями, как регион распространения, целевая аудитория, хотя это и не закреплено законодательно. Так, периодическое печатное издание должно распространяться в том регионе, в котором ведется предпринимательская деятельность, а целевая аудитория должна обеспечить доступ к информации заинтересованных пользователей. Кроме того, бухгалтерская отчетность может раскрываться в буклетах и брошюрах, которые распространяются как самостоятельно, так и являются вложением в соответствующее периодическое издание.

Порядок публикации

Организации, обязанные опубликовать отчетность, должны сделать это не позднее 1 июня года, следующего за отчетным. При этом социальные фонды (ПФР, ФСС и их представительства и филиалы на территории субъектов Российской Федерации, ФФОМС, ТФОМС), а также в случаях, установленных федеральными законами, иные организации обязаны публиковать бухгалтерскую отчетность ежеквартально (ст. 16 Федерального закона N 129-ФЗ). Стоит отметить, что установленные законодательством сроки публикации относятся к дате выпуска печатного издания. Организация может по своему усмотрению определить сроки публикации, но не реже, чем это установлено для нее законодательством.

Внимание! Минфин утвердил порядок публикации отчетности для ОАО и страховых организаций:

  • Приказ Минфина России от 28 ноября 1996 г. N 101 "О порядке публикации бухгалтерской отчетности открытыми акционерными обществами";
  • Приказ Минфина России от 21 февраля 1997 г. N 17 "Об особенностях публикации годовой бухгалтерской отчетности страховыми организациями".

Порядок публикации отчетности может быть установлен учетной политикой. Основными этапами подготовки отчетности можно назвать:

  • принятие решения о публикации открытой отчетности;
  • планирование отчетности;
  • аудиторская проверка;
  • публикация и распространение;
  • анализ результатов и корректировка подходов и планов.

Состав отчетности

Раскрытию (публикации) подлежат бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах (счет прибылей и убытков). Это основная информация, равная для всех организаций, публикующих свою отчетность.

Публикуемая отчетность должна полностью соответствовать годовой бухгалтерской отчетности общества, без каких-либо расхождений.

О сроках раскрытия информации (о сроках выдачи АЗ)

Кроме того, по каждому числовому показателю должны быть приведены данные за предыдущий отчетный период. Отчет о прибылях и убытках может быть составлен без промежуточных итогов и без статей, по которым у общества отсутствуют показатели, кроме случаев, когда соответствующие показатели имели место в предшествующем году. Отчетность оформляется на русском языке в валюте Российской Федерации, в миллионах или миллиардах рублей с одним десятичным знаком.

Если в соответствии с законодательством баланс организации подлежит обязательному аудиту, то публикуется также аудиторское заключение. При этом важно указать в аудиторском заключении полное наименование аудитора, вид и номер документа, дающего право на осуществление аудиторской деятельности, дату аудиторского заключения.

Обязательная публикуемая информация

Заголовочная часть публикуемой бухгалтерской отчетности должна включать:

  • полное наименование общества;
  • организационно-правовую форму;
  • отчетную дату и/или отчетный период;
  • валюту и формат представления числовых показателей бухгалтерской отчетности;
  • полные наименования должностей лиц, подписавших бухгалтерскую отчетность, их фамилии и инициалы;
  • дату утверждения бухгалтерской отчетности;
  • место нахождения исполнительного органа общества.

Собранием учредителей может быть принято решение о публикации дополнительной информации к финансовой отчетности, если исполнительный орган считает ее полезной для заинтересованных пользователей при принятии экономических решений. В дополнительных сведениях могут быть раскрыты планы по развитию бизнеса: вложения, инвестиции, инновационные технологии, технические разработки и другая весомая информация, которая может быть представлена любым способом.

Сокращенная форма публикуемой отчетности

Обнародовать отчетность можно и в краткой форме, указывая лишь важные и необходимые показатели. Сокращенная форма бухгалтерского баланса может включать только итоговые показатели по разделам: внеоборотные активы, оборотные активы, убыток, капитал и резервы, долгосрочные пассивы, краткосрочные пассивы.

Если организация приняла решение публиковать сокращенный вариант отчетности, то и аудиторское заключение в полном объеме не требуется. Достаточно привести любое мнение независимого аудитора (аудиторской фирмы) о достоверности бухгалтерской отчетности: безусловно положительное, условно положительное, отрицательное, отказ от выражения мнения.

Расходы, связанные с публикацией

С публикацией отчетности связаны некоторые затраты, которые включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 20 п. 1 ст. 264 НК РФ). Но расходы на публикацию бухгалтерской отчетности, а также публикацию иной информации учитываются при определении налоговой базы, только если законодательством Российской Федерации на налогоплательщика возложена обязанность осуществлять их раскрытие. То есть если ваша организация попадает в перечень, установленный ст. 16 Федерального закона N 129-ФЗ (ОАО, банк, страховщик, биржа или фонд), то все связанные с публикацией затраты уменьшают налогооблагаемую прибыль.

Если организация добровольно решает опубликовать отчетность и такая обязанность на нее не возложена законодательством, то затраты на основании пп. 29 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса учесть не удастся. Однако данную процедуру можно отнести к рекламным расходам. При этом важным условием будет являться соответствие раскрываемой информации критериям, определенным для рекламы. Статья 3 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" гласит, что рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В данной норме под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых направлена (Письмо Федеральной антимонопольной службы от 5 апреля 2007 г. N АЦ/4624).

Таким образом, если публикуемая информация будет соответствовать критериям рекламы, то затраты на издание в периодике можно учесть на основании пп. 28 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса.

В заключение

Актуальность публикации увеличивается тем, что нередко компания показывает рентабельность по чистой прибыли выше, чем ее оценивают инвесторы, и это заставляет обратить их внимание на интересный объект для инвестиций. Но даже если отчетность не показывает увеличения активов, а все показатели остаются на одном уровне, это говорит о стабильности финансового положения организации. Следствием раскрытия отчетности может быть снижение рисков и затрат на страхование в связи с тем, что повышается уверенность в компании.

Важным моментом следует считать обратную связь. Заинтересованные лица могут обратиться с пожеланиями, вопросами и предложениями. На основании этих отзывов можно понять эффективность и целесообразность выбранной программы развития бизнеса. Обеспечить обратную связь можно, указав телефон, адрес контактных лиц организации.

В любом случае публичность отчетности повышает авторитет компании. Опубликовав финансовую отчетность, организация выходит на новый уровень, где открытость и прозрачность бизнеса — залог успеха.

Е.Бордунова

Редактор-эксперт

Правила взаимодействия с органами статистики

Большинство отчетных форм и сведений территориальный орган статистики запрашивает самостоятельно. То есть в адрес учреждения передается (нарочно, по почте, в электронном запросе) бланк отчетной формы, который необходимо заполнить и сдать. Состав отчетности в Росстат в 2018 году корректировали уже не один раз.

Так, например, в бюджетной сфере изменили периодичность отчетов «ЗП» в части социальной и научной сфер деятельности. Отметим, что ранее отчеты типа ЗП-образование, ЗП-наука и ЗП-здрав сдавались ежеквартально. Теперь они стали ежемесячными.

Из-за огромного числа подконтрольных субъектов российская статистика не всегда успевает направить запросы по всем адресатам. Однако отсутствие информационного запроса не освобождает организацию от обязательной сдачи отчетности в Росстат в 2018 году. За это учреждению грозит крупный штраф по 13.19 КоАП.

Чтобы не допустить административного взыскания, настоятельно рекомендует Росстат — проверить отчетность по ИНН. О том, как это сделать, расскажем далее.

Росстат — отчетность по ИНН: алгоритм проверки

Выявление полного состава статотчетности не займет много времени. Для осуществления Росстат-проверки отчетности по ИНН потребуется только компьютер с доступом к сети Интернет и ИНН вашей организации.

Первый шаг — это переход на официальный электронный портал: Росстат отчетность организаций по ИНН. Внешний вид страницы интернет-портала выглядит следующим образом:

Шаг второй — выбираем статус экономического субъекта, для которого собираемся сформировать состав статистических форм, обязательных к предоставлению.

Порядок публикации годовой бухгалтерской отчетности открытыми акционерными обществами

На выбор доступны четыре варианта субъектов:

  • юридические лица;
  • филиалы и территориальные отделения, которые функционируют без образования отдельного юрлица;
  • индивидуальные предприниматели и главы КФХ;
  • специалисты частной практики: адвокаты, нотариусы.

В нашем случае останавливаем выбор на первом варианте — «уведомления для юрлиц».

Шаг третий — вносим реквизиты организации, чтобы на сайте Росстат проверить, какую отчетность сдавать по ИНН. Если ИНН компании неизвестен, то сведения можно получить по ОКПО или по ОГРН.

Шаг четвертый — регистрируем проверочный код, который указан на картинке прямо над нижним полем формы. После внесения проверочного года нажимаем кнопку «Поиск». Система выдает найденный результат.

Теперь выбираем кнопку «Перечень форм» и ожидаем. В отдельном файле pdf будет сформирован полный состав (Росстат) форм отчетности за 2018 год, который учреждение обязано предоставить в статистику. Помимо перечня, в файле указана периодичность и сроки предоставления отчетов, а также цифровые коды (ОКУД) унифицированных бланков.

Кнопка «Коды ОК ТЭИ» позволяет сформировать уведомление, которое формируется органами статистики при первичной регистрации экономического субъекта. Данная информация может быть актуальна, если уведомление не пришло либо было утеряно со временем.

Росстат: бухгалтерская отчетность

Помимо ключевых статистических форм, организации обязаны сдавать годовые бухгалтерские отчеты в обязательном порядке. В состав бухотчетности в статистику входят:

  • бухгалтерский баланс;
  • отчет о финансовых результатах;
  • приложения к бухгалтерскому балансу.

Если организация вправе вести бухучет упрощенным способом, то и предоставлять бухотчетность в статистику нужно по специальным упрощенным формам отчетов. А субъекты, освобожденные от ведения бухучета, бухотчетность Росстат не сдают совсем. С особенностями упрощенного бухгалтерского учета и составления отчетов ознакомьтесь в отдельной статье «Подаем бухотчетность по упрощенной схеме».

Срок дачи бухотчетности — не позднее трех календарных месяцев с момента окончания отчетного периода. То есть не позднее 31 марта года, следующего за отчетным. Сдать бухгалтерскую информацию можно на бумажном носителе (лично или почтой) либо заполнить электронную форму и отправить бухотчетность по защищенным каналам связи.

admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *