0

Расходы на рекламу при ОСНО

Расходы на рекламу — расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания. По налогу на прибыль регулируются пп. 28 п. 1 и п. 4 ст.

УЧЕТ РАСХОДОВ НА РЕКЛАМУ

264 НК РФ.

Определения из нормативных актов

К прочим расходам относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п.

4 ст. 264 НК РФ (пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ).

К расходам организации на рекламу относятся (п. 4 ст. 264 НК РФ):

— расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению), информационно-телекоммуникационные сети, при кино- и видеообслуживании;

— расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;

— расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

— расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные в абзацах 2-4 настоящего пункта, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.

Комментарий

Особенность расходов на рекламу для налога на прибыль в том, что часть этих, явно необходимых расходов, может относиться на расходы только в пределах норматива – 1% от выручки. Логическое объяснение целесообразности этого норматива трудно придумать – зачем ограничивать бизнес в расходах, которые ведут к его развитию?

Но, что есть, то есть.

Не всегда легко однозначно определить, является ли тот или иной вид расхода рекламой или иным видом расхода. Так, к примеру, иногда налоговые органы пытаются признавать расходы на приоритетную выкладку товара в магазинах розничной торговли (мерчандайзинг) рекламой, и как результат, считать такие расходы нормируемыми в пределах 1% от выручки.  

В НК РФ определения термину «реклама» нет, поэтому применяем значение термина из иных отраслей права (в силу ст. 11 НК РФ).  

Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" определяет статьей 3:

реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Пример

Рассматривая услуги по мерчандайзингу, судебный орган отметил, что «услуги по приоритетной выкладке товаров подлежат учету в полном размере в составе других расходов, связанных с производством и (или) реализацией, в соответствии с пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ, так как не признаются рекламой применительно к положениям … Федерального закона N 108-ФЗ от 18.07.1995 "О рекламе"».

Постановление ФАС Московского округа от 10.06.2011 N КА-А40/4733-11 по делу N А40-82171/10-76-422

Значение термина «неопределенный круг лиц» разъяснено письмами Федеральной антимонопольной службы от 23.01.2006 N АК/582 "О рекламе на сувенирную продукцию", от 30.10.2006 N АК/18658 "О рекламной продукции" и от 05.04.2007 N АЦ/4624 "О понятии "неопределенный круг лиц" (доведено до сведения Письмом ФНС РФ от 25.04.2007 N ШТ-6-03/348@):

«В данной норме под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

Соответственно, распространение такой неперсонифицированной информации о лице, товаре, услуге должно признаваться распространением среди неопределенного круга лиц, в том числе в случаях распространения сувенирной продукции с логотипом организации в качестве подарков, поскольку заранее невозможно определить всех лиц, для которых такая информация будет доведена».

В законе «О рекламе» приведены значения и других терминов, которые могут быть полезны для вопросов учета и налогообложения:

«2) объект рекламирования — товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;

4) ненадлежащая реклама — реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации;

5) рекламодатель — изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;

6) рекламопроизводитель — лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму;

7) рекламораспространитель — лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств;

8) потребители рекламы — лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама;

9) спонсор — лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности;

10) спонсорская реклама — реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре;

11) социальная реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства»;

Наружная реклама регулируется ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе". К наружной рекламе относится распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта.

Проблема с вычетом по НДС

Существует и спорный вопрос о вычете НДС по нормируемой рекламе. Дело в том, что п. 7 ст. 171 НК РФ устанавливает, порядок вычета НДС по расходам на командировки и представительским расходам.

Второй абзац этого пункта устанавливает, что если по налогу на прибыль организаций расходы принимаются для целей налогообложения по нормативам, суммы налога по таким расходам подлежат вычету в размере, соответствующем указанным нормам.

Официальные органы толкуют норму абзаца второго п. 7 ст. 171 НК РФ как ограничение на вычет НДС в пределах норм по всем нормируемым по налогу на прибыль расходам. В то же время, учитывая, что п. 7 ст. 171 НК РФ говорит только о расходах на командировки и представительских расходах, то можно толковать и по другому – что НДС ограничивается нормой только для этих расходов.

Президиум ВАС РФ в постановлении от 06.07.2010 N 2604/10 по делу N А75-5296/2009 указал, что системное толкование п. 7 ст. 171 НК РФ в его взаимосвязи с положениями главы 25 НК РФ позволяет считать, что в рассматриваемом положении речь идет только о нормировании вычетов сумм НДС, уплаченных по расходам на командировки и представительским расходам.

В то же время, официальные органы продолжают в своих разъяснениях отстаивать позицию не в пользу налогоплательщика (Письмо Минфина РФ от 13.03.2012 N 03-07-11/68, Письмо Минфина РФ от 17.02.2011 N 03-07-11/35).

НДС со стоимости бесплатно передаваемых рекламных материалов

Для продвижения своей продукции многие предприятия производит бесплатную рассылку (раздачу) рекламных материалов – листовок, буклетов, календарей, сувенирной продукции, образцов продукции потенциальным клиентам.

По мнению официальных органов, такая реклама облагается НДС, так как безвозмездная передача товаров (работ, услуг) облагается этим налогом (ст. 146 НК РФ). Такая позиция выражена, к примеру, в письмах Минфина РФ от 25.10.2010 N 03-07-11/424, от 10.06.2010 N 03-07-07/36, от 14.04.2008 N 03-07-11/144.

Судебные органы, в своем большинстве, придерживаются противоположной позиции, считая, что приравнивать передачу рекламных материалов к безвозмездной передаче нельзя (Постановление ФАС Московского округа от 23.03.2012 по делу N А40-47825/11-116-132, Постановление ФАС Московского округа от 08.11.2011 по делу N А40-560/11-99-3, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.04.2008 по делу N А56-27116/2007).

Пока в этом вопросе ставить точку рано. Видимо вопрос разрешится, когда свое мнение по нему выскажет ВАС РФ.

Полезные выводы содержатся в Постановлении Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе"

 Пункт 1

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, является рекламой.

Судам следует исходить из того, что не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая хотя и отвечает перечисленным критериям, однако обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота.

К такой информации относятся, в частности, сведения, предоставляемые лицами в соответствии со статьей 495 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), статьей 11 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", статьей 18 Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов", статьями 9, 10 Закона "О защите прав потребителей", пунктом 16 статьи 2, частью 5 статьи 18 Федерального закона "О лотереях", статьей 92 Федерального закона "Об акционерных обществах", статьей 27 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации".

Не следует рассматривать в качестве рекламы и размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.

Например, статья 495 ГК РФ «Предоставление покупателю информации о товаре» определяет «1. Продавец обязан предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре, предлагаемом к продаже, соответствующую установленным законом, иными правовыми актами и обычно предъявляемым в розничной торговле требованиям к содержанию и способам предоставления такой информации».

Пункт 12

Решая вопрос о том, является ли рекламой информация только о наименовании организации, ее местонахождении, указании направления проезда к организации, размещенная на знаках маршрутного ориентирования или совмещенная с этими знаками, а соответствующие знаки — рекламными конструкциями, суды должны учитывать следующее.

В силу пункта 11 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 N 711, ГИБДД осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением нормативных актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, которые регламентируют, в частности, установку и эксплуатацию технических средств организации дорожного движения.

Согласно пункту 12 названного Положения ГИБДД предписывает или разрешает соответствующим организациям установку и снятие технических средств организации дорожного движения.

Проектирование, изготовление, монтаж и эксплуатация информационных знаков осуществляются на основании требований ГОСТа Р 52290-2004.

Поэтому если установка знака маршрутного ориентирования либо размещение на таком знаке указанной в абзаце первом настоящего пункта информации согласовано в установленном порядке с ГИБДД и информация, размещенная на этих знаках, отвечает требованиям соответствующих ГОСТов, данная информация в силу пункта 5 части 2 статьи 2 Закона о рекламе не является рекламой.

Информация, размещенная без соблюдения упомянутых требований, подлежит оценке на предмет выявления наличия в ней признаков рекламы.

Дополнительно

Расход

Реклама

Социальная реклама

Бухгалтерский и налоговый учет расходов на рекламу

Как учесть расходы на рекламу при УСНО

Реклама — двигатель торговли. И, пожалуй, не существует организаций и предпринимателей, которые не стремились бы продвинуть свой товар, привлечь к нему внимание покупателей. Но реклама требует затрат, и порой немалых. Давайте разберемся, какие особенности учета рекламных расходов существуют при применении УСНО с объектом "доходы, уменьшенные на величину расходов".

Рекламные расходы: нормируемые или нет

При "упрощенке" расходы на рекламу учитываются по тем же правилам, что и для целей исчисления налога на прибыль <1>. Следовательно, "упрощенные" рекламные расходы также делятся на нормируемые и ненормируемые <2>.

Перечень ненормируемых рекламных расходов закрытый <3>. К ним относятся расходы:

  • на рекламу через СМИ;
  • на наружную рекламу;
  • на участие в выставках, ярмарках, экспозициях (в том числе на уценку товаров, потерявших первоначальные качества при экспонировании);
  • на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов;
  • на изготовление рекламных брошюр и каталогов (в том числе листовок, лифлетов и флаерсов) <4>.

Все остальные рекламные расходы нормируются. К примеру, это могут быть расходы:

  • на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний;
  • на рекламу на транспортных средствах;
  • на размещение рекламных щитов в вестибюлях станций метро и у эскалаторов.

Как и все иные, расходы на рекламу в целях исчисления налога при УСНО принимаются только после их оплаты <5>. И конечно же, они должны быть обоснованны и документально подтверждены <6>.

Сложностей с учетом ненормируемых рекламных расходов у "упрощенцев" обычно не возникает. Главное — правильно определить, что ваши расходы действительно ненормируемые. А вот с учетом нормируемых расходов не все так просто.

<1> Подпункт 20 п. 1, п. 2 ст. 346.16 НК РФ.
<2> Пункт 4 ст. 264 НК РФ.
<3> Абзацы 2 — 4 п. 4 ст. 264 НК РФ.
<4> Письмо Минфина России от 06.12.2006 N 03-03-04/2/254.
<5> Пункт 2 ст. 346.17 НК РФ.
<6> Пункт 2 ст. 346.16, п. 1 ст. 252 НК РФ.

Учет нормируемых расходов

Лимит нормируемых расходов на рекламу составляет 1% выручки от реализации. Так как при УСНО доходы и расходы определяются кассовым методом, в расчет принимается только "оплаченная" выручка и полученные авансы <7>.

Внимание!При расчете норматива для учета рекламных расходов внереализационные доходы не учитываются.

Поскольку доходы и расходы при расчете налоговой базы определяются нарастающим итогом, то объем выручки в течение года растет от одного отчетного периода к другому, а значит, растет и размер лимита рекламных расходов <8>. В связи с этим затраты на рекламу, не признанные ранее из-за превышения норматива в одном отчетном периоде, могут быть учтены в последующих отчетных периодах или по итогам года.

Для упрощения учета рекламных затрат можно вести отдельный налоговый регистр, например, в таком виде:

Период Сумма оплаченных
нормируемых
расходов
на рекламу, руб.
"Оплаченная"
выручка и
полученные авансы,
руб.
Норматив,
руб.
(гр. 5 x
1%)
Учитываемая сумма
расходов, руб.
За
квартал
Нарастающим
итогом с
начала года
(гр. 3
предыдущей
строки +
гр. 2)
За
квартал
Нарастающим
итогом с
начала года
(гр. 5
предыдущей
строки +
гр. 4)
Нарастающим
итогом с
начала года
(гр. 3, если
гр. 3 <
гр. 6; гр. 6,
если гр. 3 >=
гр. 6)
За квартал
(гр. 7 —
гр. 7
предыдущей
строки)
1 2 3 4 5 6 7 8
I
квартал
1 200 1 200 280 000 280 000 2 800 1 200 1 200
II
квартал
4 000 5 200 400 000 680 000 6 800 5 200 4 000
III
квартал
7 500 12 700 300 000 980 000 9 800 9 800 4 600
IV
квартал
2 200 14 900 400 000 1 380 000 13 800 13 800 4 000

* * *

Для того чтобы не допустить ошибок при исчислении налога при УСНО, в первую очередь надо определить, являются ли ваши рекламные расходы нормируемыми. Если расходы не нормируются, учесть их можно без затруднений.

Налог на прибыль: нормируемые и ненормируемые расходы на рекламу

А если нормируются, следите за тем, чтобы не допустить превышения норматива.

<7> Пункт 2 ст. 346.16, п. 2 ст. 346.17, п. 4 ст. 264, п. 2 ст. 249 НК РФ.
<8> Пункт 5 ст. 346.18 НК РФ.

А.В.Кононенко

Юрист

Нормирование рекламных расходов и начисление НДС

Рекламные расходы в налоговом учете учитываются в составе прочих расходов в соответствии с пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ. Если компания применяет метод начисления, то упомянутые выше расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они произошли (п. 1 ст. 272 НК РФ). При кассовом методе рекламные расходы признаются таковыми только после их фактической оплаты.

Ограничения по видам и суммам отнесения на затраты рекламных расходов содержится в

п. 4 ст. 264 Налогового кодекса. Нормирование рекламных расходов осуществляется  в зависимости от их вида. Перечень расходов, которые могут относиться на рекламу полностью, включает в себя:

  • расходы на рекламные кампании в различных средствах массовой информации,
  • изготовление полиграфической рекламной продукции и наружной рекламы,
  • участие в ярмарках, выставках и прочих аналогичных мероприятиях.

Обращаем ваше внимание, что перечень ненормируемых расходов носит закрытый характер, а расходы, не попавшие в указанный перечень, нормируются и учитываются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации.

Расходы на рекламу и НДС

С 1 января 2015 года Налоговый кодекс РФ претерпел множество изменений, в том числе эти изменения коснулись и порядка вычета НДС по расходам, связанных с рекламой. Ранее принять к вычету НДС по расходам на рекламу можно было только в сумме, пропорциональной учтенным расходам. Суммы НДС, превышающая норматив, к вычету не принималась. Данное правило содержалось в абз. 2 п. 7 ст. 171 НК РФ. С 1 января 2015 года данный абзац был исключен из ст. 171 НК РФ (Федеральный закон от 24.11.2014 N 366-ФЗ).

Таким образом, с 2015 года организации вправе принимать к вычету НДС в полной сумме независимо от норматива. Исключением из этого правила являются командировочные и представительские расходы. Последние, в соответствии с абз.1 п.2 статьи 171 НК по-прежнему подлежат принятию к вычету в пределах норматива. Внесение изменений в ст. 171 НК РФ позволило устранить двусмысленность ранее действующей редакции абз.1 и 2 п. 7 данной статьи (абз. 2 не конкретизировал, о каких нормативных расходах идет речь, а в абз. 1 упоминал только командировочные и представительские расходы). До принятия поправок позиции в отношении трактовки статьи 171 НК РФ Минфина и ВАСа не совпадали, что вызывало у налогоплательщиков много вопросов. Теперь вопрос решен на законодательном уровне, все противоречия устранены.

Рекламные расходы при УСН (аналогично ОСН) учитываются в соответствии со ст. 264 НК РФ. Рекламные расходы при УСН делятся на:

  • нормируемые,
  • ненормируемые.

Перечень нормируемых рекламных расходов открыт (п. 4 ст. 264 НК РФ), что касается ненормируемых расходов, то такой перечень носит исчерпывающих характер.

Рекламная продукция часто используется плательщиками в качестве раздаточных материалов и сувениров клиентам, партнерам по бизнесу и т.д. Среди подобной продукции – блокноты, ручки, брелоки, календари, игрушки и т.п.

НДС по рекламной продукции начисляется в соответствии с Налоговым кодексом и с учетом законодательства о рекламе. Порядок начисления и уплаты НДС по рекламной продукции зависит от того, является или нет раздаваемая рекламная продукция сама по себе товаром, т.е. имеет ли она какую-либо потребительскую ценность (например, в качестве товара можно продать ручки, игрушки, футболки, ежедневники и т.д.) При раздаче подобной рекламной продукции НДС подлежит начислению, если ее стоимость составляет более 100 руб. за единицу.

Как нормируются рекламные расходы

«Входной» НДС в данном случае принимается к вычету. При стоимости единицы рекламной продукции 100 руб. и менее (с учетом НДС), то НДС по такой продукции на ее стоимость не начисляется. В стоимости продукции учитывается «входной» НДС.

Если плательщиком осуществляется раздача рекламной продукции, НДС по которой не начисляется, то у него в учете появляются операции, не облагаемые НДС. Соответственно, ему необходимо обеспечить раздельное ведение учета по «входному» НДС. Плательщик может отказаться от льготы по налогу и не вести раздельный учет «входного» НДС.

При раздаче рекламной продукции, не имеющей потребительской ценности как товар (рекламные буклеты, листовки, проспекты, каталоги), НДС на ее стоимость не начисляется. «Входной» НДС учитывается в стоимости продукции. Поскольку НДС на стоимость рекламной продукции, не являющейся товаром, не начисляется, то плательщику необходимо вести раздельный учет сумм «входного» налога на добавленную стоимость.

admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *