0

Сомнительная задолженность в бухгалтерском учете

РЕЗЕРВЫ СОМНИТЕЛЬНЫХ ДОЛГОВ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ: ВЫБОРА У ОРГАНИЗАЦИЙ НЕТ

Эксперт по бухгалтерскому учету
и налогообложению
О.А. Воропаева

 
    В прошлом номере журнала мы рассматривали тонкости отражения резервов по сомнительным долгам в налоговом учете. Сегодня поговорим о сложностях в бухгалтерском учете.
 
    Исходя из требования осмотрительности, организация должна быть готова к признанию в бухгалтерском учете больше расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов (п. 6ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н).
    Поэтому по сомнительной дебиторской задолженности она обязана создавать резервы по сомнительным долгам (п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н, далее — Положение).
    Резерв по сомнительным долгам относится к оценочным резервам.

Документальное оформление учета резерва по сомнительным долгам

Его назначение — уточнять оценку дебиторской задолженности, которую организация отражает в бухгалтерской отчетности.
    Приказом Минфина России от 24.12.2010 № 186н в пункт 70Положения были внесены поправки, которые распространяются на все хозяйственные операции, осуществленные с 1 января 2011 года. Напомним, что до внесения изменений организации могли сами выбирать — формировать ли резерв по сомнительным долгам или нет. Теперь же такого выбора у организаций нет. Формирование резервов сомнительных долгов является обязанностью каждой организаций.
    Это положение в полной мере относится как к крупным организациям, так и к субъектам малого предпринимательства.
 

Сомнительная дебиторская задолженность

 
    Резерв следует создавать в случае признания дебиторской задолженности сомнительной.
    Следует обратить внимание на то, что пункт 70 Положения теперь не содержит указания на то, что резерв создается только по сомнительной задолженности в отношении расчетов с другими организациями и гражданами за продукцию, товары, работы и услуги.
    Получается, что сомнительной может быть признана дебиторская задолженность:

по авансам, выданным поставщикам или подотчетным лицам;
по беспроцентным займам, выданным работникам организации;
по процентам, не полученным от заемщика по договору займа и др.

    Теперь сомнительной считается дебиторская задолженность организации, которая:

не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором,
и не обеспечена соответствующими гарантиями.

    Иными словами, из всей дебиторки, которая числится в бухгалтерском учете организации на счетах 60 (в части выданных авансов), 62 или 76 и не обеспечена залогом, поручительством или банковской гарантией, организация должна выбрать долги, не погашенные в срок, установленный договором.
    Кроме того, к сомнительной следует отнести и ту дебиторскую задолженность, срок погашения которой еще не наступил, но у организации есть подтверждение того, что она не будет погашена.
 

Изменения в учетной политике организации

 
    Поскольку в Положение были внесены изменения, то возникает вопрос: должна ли организация вносить изменения в свою учетную политику для целей бухгалтерского учета?
    Напомним, что при формировании учетной политики организации по конкретному вопросу организации и ведения бухгалтерского учета осуществляется выбор одного из нескольких способов, допускаемых законодательством РФ и (или) нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету (п. 7 ПБУ 1/2008).
    Поскольку организация не может отказаться от формирования резервов сомнительных долгов, то этот вопрос не может являться элементом учетной политики.
    В то же время в учетной политике в целях бухгалтерского учета следует закрепить:

порядок формирования резерва;
способ оценки вероятности непогашения дебиторской задолженности в установленный договором срок;
методику определения величины резерва в отношении таких долгов.

Порядок создания резерва

 
    Бухгалтерский баланс организации должен включать числовые показатели в нетто-оценке, то есть за вычетом регулирующих величин (п.

Введение…………………………………………………………………….3

1. Порядок формирования резерва по сомнительным долгам…..…..4

2. Различия в бухгалтерском и налоговом учетах резервов по сомнительным долгам…………………………………………….…….7

Задача 6……………………………………………………………………13

Задача 54………………………………………………………………………

Заключение………………………………………………………………

Список использованной литературы…………………………………….

Введение

При формировании учетной политики вполне понятно стремление бухгалтеров максимально сблизить требования "бухгалтерской" и "налоговой" учетной политики, минимизировав разницы бухгалтерского и налогового учета. Однако, если четко следовать требованиям законодательства, сделать это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Рассмотрим основные принципы создания и использования одного из видов резервов — резерва по сомнительным долгам.

1. Порядок формирования резерва по сомнительным долгам

Сомнительным долгом признается дебиторская задолженность организации, которая не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями. Как следует из формулировки п.1 ст.266 НК РФ сомнительная задолженность является таковой при соблюдении двух условий:

1. Задолженность не погашена в срок, предусмотренный договором.

2. Задолженность не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

Сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последний день отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности и исчисляется следующим образом:

1) по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 дней — в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности;

2) по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 дней (включительно) — в сумму резерва включается 50 процентов от суммы выявленной на основании инвентаризации задолженности;

3) по сомнительной задолженности со сроком возникновения до 45 дней — не увеличивает сумму создаваемого резерва.

При этом сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10% от выручки отчетного (налогового) периода, определяемой в соответствии со ст. 249 Кодекса. Общий срок исковой давности — три года.

В целях налогового учета прибыли резерв по сомнительным долгам может быть создан по любой задолженности. Исключение составляют проценты по долговым обязательствам, то есть организации (кроме банков) не вправе формировать резервы по долгам, образовавшимся в связи с невыплатой процентов (п.3 ст.266 НК РФ).

Резерв по сомнительным долгам может быть использован организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов (п.4 ст.266 НК РФ).

По расчетам с другими организациями и гражданами за продукцию, товары, работы, услуги организации могут создавать резервы сомнительных долгов с отнесением сумм резервов на финансовые результаты. Сомнительным долгом признается дебиторская задолженность организации, которая не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями.

Резерв по сомнительным долгам формируется в том случае, если его создание предусмотрено учетной политикой организации. Резерв образуется на основе инвентаризации дебиторской задолженности. Величина резерва определяется по каждому сомнительному долгу. Для учета таких резервов Планом счетов предусмотрен счет 63 "Резервы по сомнительным долгам". Формирование резерва в учете отражается записью: Д-т 91, К-т 63. При составлении бухгалтерского баланса дебиторская задолженность, по которой были созданы резервы, показывается с учетом сумм созданного резерва, т.е. остаток по счету 63 в пассиве баланса не показывается, а дебиторская задолженность, отражаемая в активе баланса, уменьшается на величину созданного резерва.

Списание дебиторской задолженности осуществляется на основании данных инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя. Списание дебиторской задолженности за счет резервов по сомнительным долгам отражается следующим образом: Д-т 63, К-т 62, 60, 76. Списание дебиторской задолженности не считается ее аннулированием, она должна учитываться за балансом в течение пяти лет с момента списания. Это необходимо для контроля за возможностью ее списания с должника. Поэтому списание дебиторской задолженности за счет резерва по сомнительным долгам одновременно отражается записью на забалансовом счете Д-т 007. Аналитический учет на забалансовом счете ведется по каждому должнику и сумме его долга. Поступление сумм задолженности, ранее списанной за счет резерва, в бухгалтерском учете отражается записью: Д-т 50, К-т 91. Одновременно списывается задолженность с забалансового счета К-т 007.

Если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва сомнительных долгов, этот резерв не будет использован, то неиспользованные суммы резерва присоединяются к финансовым результатам в годовой отчетности (Д-т 63, К-т 91). В то же время на основании данных инвентаризации создаются опять резервы по сомнительным долгам (Д-т 91, К-т 63).

2. Различия в бухгалтерском и налоговом учетах резервов по сомнительных долгах

— В целях налогового учета сомнительным долгом может быть признана любая просроченная задолженность (кроме долгов, образовавшихся в связи с невыплатой процентов) с учетом возникновения, а с точки зрения бухгалтерского учета — только просроченная дебиторская задолженность за ранее отгруженные товары (работы, услуги).

— Для целей бухгалтерского учета не погашенная в договорной срок дебиторская задолженность является достаточным основанием для формирования резерва. В налоговом учете аналогичный резерв создается только по прошествии определенного количества дней после нарушения дебитором установленного для исполнения своего обязательства срока.

— В соответствии с правилами бухгалтерского учета организация может создать резерв по сомнительным долгам сразу после окончания проведения инвентаризации. НК РФ позволяет это сделать только на основании данных инвентаризации, проведенной на конец текущего отчетного (налогового) периода.

— В бухгалтерском учете резерв создается на полную сумму сомнительного долга.

Размер резерва по сомнительным долгам

В налоговом учете величина резерва зависит от времени существования сомнительной задолженности и величины выручки отчетного (налогового) периода.

При создании резерва по сомнительным долгам дебиторская задолженность учитывается в размерах, предъявленных продавцом покупателю, в том числе и с учетом НДС.

Целесообразно отразить решение о создании резерва в учетной политике для целей налогообложения, а также оформить это решение в приказе руководителя.

Признать долг нереальным для взыскания и списать его за счет сформированного резерва можно на основании документов, свидетельствующих о безнадежности долга. Если причиной безнадежности служит акт государственного органа, необходим этот акт, если ликвидация организации-должника — необходима выписка из ЕГРЮЛ. Ее можно получить в налоговой инспекции в порядке, предусмотренном постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 438. Кроме того, необходим приказ руководителя организации о списании долга.

Бухгалтерский учет

Сумма резерва по сомнительным долгам, исчисленная на последний день отчетного (налогового) периода по результатам инвентаризации дебиторской задолженности, отражается на счете 63 "Резерв по сомнительным долгам" согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н.

В бухгалтерском учете данная операция оформляется следующей проводкой:

Д91-2 К63 — сформирован резерв по сомнительным долгам.

1. Списание суммы резерва по сомнительным долгам на дату погашения покупателем задолженности, ранее признанной организацией сомнительной, отражается следующими проводками:

Д51 К62 — получены денежные средства;

Д63 К91-1 — отражено списание суммы резерва по сомнительным долгам.

2. При признании долга безнадежным (по истечение срока исковой давности или по решению суда) списание суммы невостребованных долгов, ранее признанных организацией сомнительными, оформляется следующими проводками:

Д63 К62 — частично (полностью) списаны суммы дебиторской задолженности за счет резерва по сомнительным долгам;

Д91-2 К62 — списаны суммы дебиторской задолженности при недостатке суммы созданного резерва.

В соответствии с п.70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва по сомнительным долгам, этот резерв в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяются при составлении бухгалтерского баланса на конец отчетного года к финансовым результатам.

В бухгалтерском учете присоединение неиспользованных сумм резервов по сомнительным долгам к прибыли отчетного периода, следующего за периодом их создания, отражается следующей проводкой:

Д63 К91-1 — списаны неиспользованные суммы.

Налоговый учет

В соответствии с НК Ст. 266 (Расходы на формирование резервов по сомнительным долгам):

1. Сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

2. Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *