0

Удостоверение налогового инспектора

Главная — Статьи

Выездная налоговая проверка: минимизируем негативные последствия

Выездная налоговая проверка — очень ответственное мероприятие. Бухгалтер волнуется, чтобы все прошло хорошо, и старается угодить ревизору. Пользуясь этим, инспекторы часто превышают свои полномочия. Не позволяйте им этого делать, помните: проверяющий не всемогущ, его права и обязанности строго регламентированы.

Визит на предприятие представителей ИФНС — событие для ее руководителя и главного бухгалтера малоприятное. Ведь рядовым инспекторам до сих пор спускают пресловутые планы по сбору налогов, и они просто боятся покинуть предприятие "с пустыми руками". Но паниковать не стоит: бухгалтерам вполне по силам, используя промахи самих же налоговиков, либо не допустить проведение проверки вообще, либо минимизировать ее негативные последствия.

Не пускайте на порог

К счастью, неожиданный визит проверяющих практически исключен.

Как налоговые инспекторы нарушают закон

Если же инспекторы пришли без предупреждения, стоит задуматься, не подосланы ли "казачки".
Прежде всего поздоровайтесь. Затем попросите людей, представляющихся налоговыми инспекторами, показать свои удостоверения. Если они откажутся, можете вежливо попрощаться и не пускать их на территорию: возможно, это вовсе не сотрудники ФНС, а люди конкурентов.
Настоящий инспектор обязан предъявить вам удостоверение. Кроме того, он заблаговременно предупредит о своем визите по телефону, чтобы вы успели приехать, ознакомиться с решением о проведении выездной проверки и подписать требование о представлении документов. Не спешите ставить подпись. Очень внимательно, без всякой спешки ознакомьтесь с содержанием решения. Особое внимание обратите на имена, фамилии и отчества инспекторов, перечисленных в решении о проведении выездной проверки в составе проверяющей группы, их должности и классные чины. Впоследствии, когда вас посетит проверяющая группа, сравните данные из предъявленных удостоверений с теми, которые вы видели в решении о проведении выездной налоговой проверки. Инспекторов и сотрудников правоохранительных органов, не перечисленных в решении, к проверке можно не допускать.

Изучите решение

Форма решения о проведении выездной налоговой проверки утверждена Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@. Документ должен содержать следующие обязательные реквизиты:
— наименование налогового органа. Проводить проверку может только та налоговая инспекция, на учете в которой вы стоите, или вышестоящий налоговый орган;
— номер и дата вынесения решения. При этом датой начала проверки является дата вынесения решения о проверке, а не дата подписания решения налогоплательщиком;
— наименование и идентификационный номер налогоплательщика. Проверьте, правильно ли указаны эти данные, тут могут быть допущены ошибки;
— период финансово-хозяйственной деятельности, за который проводится проверка. Если период указан с 1 января 2008 г. по 31 декабря 2010 г., то налоговики не имеют права проверять хоть на день раньше или позже. Период выездной налоговой проверки не должен превышать трех лет. Налоговые органы не вправе проводить две или более выездных проверок по одним и тем же налогам за один и тот же период;
— перечень проверяемых налогов и сборов либо указание "по всем налогам и сборам". Налоговые органы не вправе проводить повторные выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам. Исключение — случаи, когда такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации налогоплательщика или вышестоящим налоговым органом либо в связи с подачей "уточненки". Здесь следует отметить, что контрольная проверка проводится только на основании мотивированного постановления вышестоящего органа и только с целью контроля за органом, проводившим первичную проверку. Следовательно, инспекторы, которые проводили выездную проверку, контрольную проверку проводить не вправе (сами себя они контролировать не могут). Перед началом контрольной проверки инспекторы должны предъявить руководителю налогоплательщика служебные удостоверения и решение о проведении выездной проверки. Если эти документы контролеры не представили, вы вправе не пустить их в офис фирмы. Ознакомившись с решением, обратите внимание на то, кем оно подписано. Имейте в виду: руководитель налоговой инспекции подписать решение на проведение контрольной проверки не может. Его подписывает руководитель управления или межрегиональной инспекции (или их заместители);
— фамилии, имена, отчества, должности и классные чины лиц, входящих в состав проверяющей группы, в том числе сотрудников федеральных органов и иных правоохранительных и контролирующих органов. Инспекторы или правоохранительные органы, которые не внесены в решение, до проведения проверки не допускаются;
— подпись лица, вынесшего решение, с указанием его фамилии, имени, отчества, должности и классного чина. Им может быть руководитель инспекции или его заместитель.
Отсутствие хотя бы одного обязательного реквизита в решении является основанием для недопущения проверяющих к проведению проверки. Кроме того, с помощью решения, подписанного инспектором, в тексте не упомянутым, доказать вину налогоплательщика не получится.
Вы даете согласие на проведение выездной налоговой проверки, если подписываете решение. Этот документ составляется в одном экземпляре, но по просьбе налогоплательщика инспекторы могут отдать его копию.

Не отдавайте оригиналы

Требование о представлении документов составляется в двух экземплярах: один — для налоговой, другой — для вас. Его нужно подписать, но прежде проследить, чтобы оно было подписано контролером, проводящим проверку. В требовании о представлении документов должны быть указаны: наименование организации, ИНН, период, за который представляются документы, перечень документов и подпись должностного лица.
Требование о представлении документов может быть передано лично под расписку или в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Если указанными способами требование о представлении документов передать невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 1 ст. 93 НК РФ).
Подписав требование, вы не обязаны отдавать бумаги моментально. Истребованные в ходе проведения проверки документы можно представить в течение 10 дней со дня получения этого требования (п. 3 ст. 93 НК РФ). При этом собрать их стоит в тот же день, чтобы выяснить, все ли бумаги в наличии. Если какие-то документы отсутствуют и вы не сможете их представить в течение 10 дней, то уведомить об этом налоговую нужно не позже дня, следующего за днем получения требования. Причины, которые мешают вам уложиться в срок, тоже придется указать.
Требуемые документы можно передать в налоговую лично или через представителя, направить по почте заказным письмом или передать в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Не нужно отдавать оригиналы. Документы на бумажном носителе нужно представлять в виде заверенных подписью и печатью копий. Инспектор не имеет права требовать нотариального удостоверения копий документов, если такая процедура не предусмотрена законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 93 НК РФ).

Важно! Копии требуемых налоговой документов нельзя подшить и заверить все вместе. На каждой копии нужно поставить отметку "верно", печать, подпись, фамилию, должность и дату (Письмо Минфина России от 30.11.2010 N 03-02-07/1-549, Постановление ФАС Московского округа от 05.11.2009 N КА-А41/11390-09).

В то же время при необходимости инспектор имеет право ознакомиться с подлинниками документов.
Возьмите на заметку основные правила:
— не представляйте копии документов, которые уже были направлены в налоговые органы ранее, за исключением возвращенных подлинников (п. 5 ст. 93 НК РФ);
— не отдавайте оригиналы документов налоговому инспектору "на вынос", если вы создали все условия для проведения проверки у вас в офисе;
— не разрешайте налоговикам смотреть вашу бухгалтерскую программу. Давайте им читать только распечатанную бумажную форму документов;
— не представляйте документы, которые не указаны в требовании.
Ревизоры могут изъять подлинники, если не получат копий или полученных копий для проверки недостаточно, а также из обоснованных опасений, что оригиналы уничтожат, исправят или подменят. Основанием является постановление о выемке. При этом сотрудник налоговой не имеет права истребовать или изъять документы или предметы, не имеющие отношения к проверке (п. 5 ст. 94 НК РФ).

Избавьтесь от посторонних

Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.
Если организация не может предоставить помещение проверяющим, проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа (п. 1 ст. 89 НК РФ). При этом можно наградить ревизоров сумками с копиями документов и проводить их обратно в инспекцию — пусть проверяют в привычных условиях. А сотрудники компании в это время продолжат работу в обычном режиме, не отвлекаясь на просьбы проверяющих.
Но для этого придется придумать, почему выездная налоговая проверка не может проводиться на вашей территории. Причина должна быть очень серьезной, например: карантин, дезинфекция, капитальный ремонт и т.п.

На заметку. Особые правила! Чтобы воспользоваться возможностью проведения выездной проверки вне офиса, придется придумать, почему ее нельзя проводить на вашей территории. Причина должна быть очень серьезной, например: карантин, дезинфекция, капитальный ремонт и т.п.

Если же в просьбе провести проверку на территории налоговой инспекции вам отказали, предоставьте проверяющим для работы отдельное помещение.
В последний день проверки инспекторы составляют справку об окончании выездной налоговой проверки. После ее вручения налоговики не имеют права требовать документы и находиться на территории налогоплательщика.
В дальнейшем отказывать инспекторам будет уже не в чем. Можно будет лишь оспаривать доводы налоговых органов в возражениях на акт или уже в суде после вынесения решения о привлечении.

Контролируйте сроки

Кроме статей Налогового кодекса налоговые проверки регламентируются внутренними приказами и другими нормативными актами (ст. ст. 87 — 102 НК РФ). Вы сможете заметить все промахи инспектора при проверке, изучив эти документы. Приведем некоторые из них: Приказы Минфина России N 20н, МНС РФ N ГБ-3-04/39 от 10 марта 1999 г., ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@ и совместный Приказ МВД России N 495, ФНС России N ММ-7-2-347 от 30.06.2009. Кроме этого, будет полезно посмотреть следующие Письма: ФНС России от 18.12.2005 N 06-1-04/648, Минфина России от 15.11.2005 N 03-02-07/1-304 и др., а также арбитражную практику — например, Постановления Высшего Арбитражного Суда РФ от 26.07.2005 N 2338/05, ФАС Северо-Западного округа от 08.05.2008 по делу N А56-19608/2007, от 14.05.2008 по делу N А56-31372/2007, ФАС Волго-Вятского округа от 25.04.2006 по делу N А11-15769/2005-К2-19/657, ФАС Дальневосточного округа от 29.12.2005 N Ф03-А51/05-2/4552, ФАС Северо-Кавказского округа от 06.02.2008 N Ф08-8328/07-3119А и другие.
Указывать проверяющим на их оплошности сразу не стоит. Ошибки инспекторов помогут вам обжаловать санкции по результатам проверки в суде. Чаще всего ревизоры не соблюдают установленные сроки, на это советуем обратить особое внимание:
— проверяемый налоговый период не должен превышать трех лет;
— выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев, при этом может быть продлена до четырех, а в исключительных случаях — до шести месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ);
— срок представления документов — 10 дней со дня получения требования;
— на следующий день после окончания проверки составляется справка об окончании проверки;
— в течение двух месяцев со дня составления справки пишется акт выездной налоговой проверки;
— акт налоговой проверки в течение пяти дней с момента составления должен быть вручен налогоплательщику;
— после получения акта организация имеет право в течение 15 дней представить в налоговую возражения по нему;
— после рассмотрения возражения в течение 10 дней налоговые органы выносят решение о привлечении или об отказе;
— в десятидневный срок с даты вступления в силу решения отдел недоимки направляет требование об уплате недоимки по налогу, пеней и штрафов;
— после истечения срока исполнения требования об уплате налоговые органы могут обратиться в суд с иском;
— если налогоплательщик не согласен с выводами налогового органа, он имеет право обжаловать решение: 1) в вышестоящий налоговый орган: если решение не вступило в силу, то в течение 10 дней с момента получения; если вступило в силу, то в течение одного года с момента вынесения решения; 2) в суд в течение трех месяцев с момента вступления решения в силу.
Знание — сила. Большую часть санкций по результатам выездной налоговой проверки можно оспорить в суде и избежать незаконного наказания. Так что внимательно изучайте документы и боритесь за свои права.

Налоговая оптимизация, Выездная проверка, Налоговые проверки

ФНС: задачи, цели, функции и организационная структура

Задачи
Главными задачами налоговых органов являются:
1.выработка и проведение единой государственной налоговой политики( система мер, проводимых государством в области налогов и налогообложения.

В фирму пришли из налоговой: что делать?

Включает установлении круга налогоплательщиков и объектов налогообложения, видов применяемых налогов, величин налоговых ставок и налоговых льгот ).
2. координация деятельности ФОИВ по вопросам налогов и сборов
3 осуществление контроля за полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов.
4.контроль за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции,
5.Осуществление валютного контроля, осуществляемый в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования.
Целью деятельности ФНС является выполнение возложенных на ФНС полномочий, по средством реализации вышеприведенных задач.
Федеральная налоговая служба осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
1.Контроль и надзор за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов,
2.Выдача разрешений и свидетельств (на проведение всероссийских лотерей;о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами; свидетельства о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом;)
3.Осуществляет регистрацию: юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств;
4.ведет в установленном порядке учет всех налогоплательщиков( ЕГРЮЛ, ЕГРИП и ЕГРН).
5 бесплатно информирует (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах.
6 осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов;
7. принимает в установленном законодательством Российской Федерации порядке решения об изменении сроков уплаты налогов, сборов и пеней;
8 осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц, физических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств в установленной сфере деятельности;
9. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;
Организационная структура
Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.
Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Федеральную налоговую службу возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра финансов Российской Федерации.
Руководитель Федеральной налоговой службы имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром финансов Российской Федерации по представлению руководителя Службы.
Количество заместителей руководителя Службы устанавливается Правительством Российской Федерации.
Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы являются юридическими лицами.
Служба и ее территориальные органы – управления Службы по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня составляют единую централизованную систему налоговых органов.

Похожие статьи:

admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *