0

Уход от налогов ответственность

КонсультантПлюс: примечание.

Не включение в налоговую базу в 2016 — 2017 гг. прибыли контролируемой иностранной компании, повлекшее неуплату или неполную уплату налога, не влечет уголовной ответственности, если ущерб бюджету возмещен в полном объеме (ФЗ от 24.11.2014 N 376-ФЗ).

УК РФ Статья 199. Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией — плательщиком страховых взносов

(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 250-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

1. Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией — плательщиком страховых взносов, путем непредставления налоговой декларации (расчета) или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию (расчет) или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, —

(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 250-ФЗ)

(см.

Service Temporarily Unavailable

текст в предыдущей )

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

(в ред. Федеральных законов от 07.03.2011 N 26-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

2. То же деяние, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) в особо крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

(в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

Примечания. 1. Крупным размером в настоящей статье признается сумма налогов, сборов, страховых взносов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пяти миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 25 процентов подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности, либо превышающая пятнадцать миллионов рублей, а особо крупным размером — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пятнадцати миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 50 процентов подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности, либо превышающая сорок пять миллионов рублей.

2. Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией, уклонение от уплаты налогов, сборов, страховых взносов которой вменяется этому лицу, полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

(примечания в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 250-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

Ст. 199 УК РФ. Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией — плательщиком страховых взносов

Гражданина могут привлечь к ответственности за налоговые правонарушения, если он достиг возраста 16 лет. С этого же возраста возможно привлечение к уголовной ответственности за налоговые преступления (п. 2 ст. 107 НК РФ; ч. 1 ст. 20 УК РФ).

В частности, при наличии определенных оснований физлицо может быть привлечено к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов, сборов, а также страховых взносов (например, если обязано уплачивать страховые взносы в связи с тем, что производит выплаты другим физлицам) (ч. 1 ст. 198 УК РФ, п. 1 Примечаний к ст. 198 УК РФ).

Далее рассмотрим условия и возможные случаи привлечения гражданина к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов, условившись, что сборы и страховые взносы он платить не должен.

Условия, при которых возможно привлечение к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов

Привлечение гражданина к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов возможно, если данное деяние совершено (ст. 198 УК РФ; п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 N 64):

1) определенным способом — путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых обязательно и которые являются основанием для исчисления и уплаты налогов, либо путем указания в налоговой декларации или таких документах заведомо ложных сведений;

2) в крупном или особо крупном размере.

Справка.Крупная и особо крупная сумма при уклонении физического лица от уплаты налогов

Крупным размером признается сумма налогов, составляющая за три следующих подряд финансовых года более 900 000 руб., при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов в совокупности, либо превышающая 2 700 000 руб.

Особо крупным размером признается сумма налогов, составляющая за три следующих подряд финансовых года более 4 500 000 руб., при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов в совокупности, либо превышающая 13 500 000 руб. (п. 2 Примечаний к ст. 198 УК РФ).

Привлечение к уголовной ответственности возможно, если действия (бездействие) гражданина однозначно направлены именно на уклонение от уплаты налогов, то есть такие действия (бездействие) позволяют, например, скрыть объект налогообложения, незаконно уменьшить налоговую базу и, соответственно, сумму исчисленного налога.

Если гражданин совершил такое правонарушение впервые и полностью уплатил сумму недоимки, а также пени и штрафы, то к уголовной ответственности его не привлекут (п. 3 Примечаний к ст. 198 УК РФ).

Возбуждение уголовного дела в связи с уклонением от уплаты налогов

Для решения вопроса о возбуждении в отношении налогоплательщика уголовного дела налоговая инспекция обязана направить в уполномоченные следственные органы соответствующие материалы при наличии одновременно следующих условий (п. 3 ст. 32, п. 3 ст. 108 НК РФ):

1) вынесено и вступило в силу решение налоговой инспекции о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности;

2) налогоплательщику направлено требование об уплате налога, которое он не исполнил в полном объеме (включая указанные в требовании суммы недоимки, пени и штрафы) в установленный срок;

3) со дня окончания срока, установленного для исполнения требования об уплате налога, прошло два месяца;

4) размер недоимки (крупный или особо крупный) позволяет предполагать факт совершения правонарушения, содержащего признаки преступления.

В течение 10 рабочих дней со дня выявления указанных обстоятельств налоговая инспекция направляет материалы в следственные органы (п. 6 ст. 6.1, п. 3 ст. 32 НК РФ).

Наказание за уклонение от уплаты налогов

В случае уклонения гражданина от уплаты налогов в крупном размере возможно одно из следующих наказаний (ч. 1 ст. 198 УК РФ):

  • штраф в размере от 100 000 до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода гражданина за период от одного года до двух лет;
  • принудительные работы на срок до одного года;
  • арест на срок до шести месяцев;
  • лишение свободы на срок до одного года.

В случае уклонения от уплаты налогов в особо крупном размере возможно одно из следующих наказаний (ч. 2 ст. 198 УК РФ):

  • штраф в размере от 200 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода гражданина за период от полутора до трех лет;
  • принудительные работы на срок до трех лет;
  • лишение свободы на срок до трех лет.

Обратите внимание!

Если налоговая декларация подана в налоговый орган и содержит полную и достоверную информацию, но при этом исчисленный на основании этой декларации налог не уплачен, привлечение к уголовной ответственности недопустимо. В таком случае возникает основание для применения налоговой ответственности за неуплату или неполную уплату налога в виде штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога или 40%, если неуплата умышленная (п. п. 1, 3 ст. 122 НК РФ).

Возможные случаи неуплаты налогов, которые могут повлечь уголовную ответственность

Приведем примеры ситуаций, когда возможно привлечение гражданина к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов.

1. Непредставление декларации и неуплата НДФЛ с налогооблагаемых доходов, полученных от физических лиц, не признаваемых налоговыми агентами (пп. 1 п. 1, п. п. 2, 3 ст. 228 НК РФ).

Пример.Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налога

В течение трех лет гражданин ежемесячно получает доход в размере 200 000 руб. от сдачи внаем принадлежащей ему на праве собственности квартиры и при этом не декларирует полученные доходы и не уплачивает НДФЛ.

В случае обнаружения данного факта налоговые органы потребуют задекларировать указанные доходы и уплатить налог, а также пени и штрафы. За три года неуплаченный НДФЛ составит 936 000 руб. (200 000 руб. x 12 мес. x 3 года x 13%).

При таких обстоятельствах гражданин может быть привлечен к уголовной ответственности.

2. Непредставление декларации и неуплата НДФЛ с доходов от продажи имущества, принадлежавшего гражданину на праве собственности менее трех лет, а также от продажи недвижимого имущества, приобретенного в собственность после 01.01.2016 и находившегося во владении менее установленного минимального срока (п. 17.1 ст. 217, ст. 217.1, пп. 2 п. 1, п. п. 2, 3 ст. 228 НК РФ; ч. 3 ст. 4 Закона от 29.11.2014 N 382-ФЗ).

3. Непредставление декларации и неуплата НДФЛ с доходов, полученных от организации, признаваемой налоговым агентом (например, от работодателя), при выплате которых не был удержан налог, о чем налоговый агент не сообщил в налоговый орган. Фактически под этот случай подпадает заработная плата, выплаченная работнику «в конверте» (пп. 4 п. 1, п. п.

Привлечение к ответственности за уклонение от уплаты налогов и сборов

2, 3 ст. 228 НК РФ).

Связанные вопросы

Каковы последствия получения «серой» зарплаты? >>>

Когда нужно подать декларацию по форме 3-НДФЛ и уплатить налог? >>>

Какие вычеты и обязанности по НДФЛ предусмотрены при продаже квартиры и другого недвижимого имущества? >>>

Как уплатить НДФЛ при продаже автомобиля и другого движимого имущества? >>>

Законодательство России подразумевает ответственность за уклонение от уплаты налоговых сборов. Какое наказание за это может постигнуть неплательщика? Оно зависит от ряда обстоятельств. А именно:

  • от того, к которому из типов относится данная неуплата;
  • от размера неуплаченной суммы;
  • от срока, на который уплата задержана.

Это значит, что обозначить конкретное наказание тому, кто уклоняется от налогов, нелегко. Но ясно одно: негативные последствия от неуплаты налогов наступают всегда.

Последствия уклонения от уплаты налогов согласно УК РФ

Первейшее последствие – востребование пени. Это взыскание некоторой денежной суммы, увеличивающее размер выплачиваемого налога. Пеня будет начисляться за каждый день просрочки. Это значит, что ежедневно долг перед налоговой будет расти.

Ответственность за уклонение от уплаты налогов

В конце концов придется уплатить всю сумму, даже по итогам гражданского делопроизводства.

Начисление пени применяется в отношении всех налогоплательщиков, независимо от того, гражданин это или юридическое лицо.

Уклонение от уплаты налогов физическими лицами

От типа налогоплательщика зависит и грядущее наказание за просрочку либо полное уклонение от внесения обязательной суммы налога.

Так вот, для физических лиц определено такое налогообложение:

  • подоходное налогообложение;
  • налоги на собственность;
  • налог на автомобили;
  • земельный налог.

Если гражданин игнорирует платежное поручение из налоговой, его ожидает наказание, регламентируемое Налоговым кодексом России. Согласно ему, наименьшей мерой наказания недобросовестного налогоплательщика является начисление пени за каждый день просрочки по налоговому платежному поручению (ст. 199 УК России: уклонение от уплаты налогов).

Также к гражданину, который игнорирует налоговое законодательство, применим штраф установленного законом размера. Это самое распространенное наказание на сегодня. Штрафная сумма насчитывается индивидуально. Но также существуют некие ограничения. Каждый недобросовестный налогоплательщик должен уплатить государству штраф в размере до трехсот тысяч рублей.

Также в некоторых случаях гражданин должен будет отдать сумму, равную его доходам за год либо два. Но размер штрафных начислений за уклонение от неуплаты налогов не насчитывается просто так. Обязательно будет открыто гражданское делопроизводство, и только решение судебного органа определит сумму штрафа.

Также в качестве наказания за неуплату налогов гражданин может привлекаться к принудительному труду. Такие работы на благо государства могут длиться от месяца до одного года.

Но существует и более суровое наказание за уклонение от уплаты налогов. Гражданина могут лишить свободы. Судебная инстанция может принять такое решение и применит его к злостному неплательщику. Этот срок предполагает 12 месяцев. Но чаще суд постановляет о лишении свободы на шесть месяцев.

Но физическое лицо может не только не платить налоги, но и подготавливать «липовые» документы. Речь идет о декларации, в которой обозначаются доходы гражданина. И когда физическое лицо сдает этот документ не вовремя либо вносит в него заведомо ложные данные – это налоговое преступление.

Ответственность за уклонение от уплаты налогов в особо крупных размерах

Естественно, чем большую сумму гражданин должен государству, тем серьезнее наказание он за это понесет. Налогоплательщик, который много задолжал, может пострадать так:

  • штраф возрастет до полумиллиона рублей;
  • в виде альтернативы будет возможно взыскать с гражданина сумму его дохода за полтора-три года;
  • также возможно решение суда, согласно которому гражданин должен будет принудительно отработать три года, либо пребывать этот период в заключении.

Просто арест в подобных случаях не предусмотрен.

Уклонение от уплаты налогов ИП

За подобное правонарушение физическое лицо может понести такое наказание:

  • штраф в рамках трехсот тысяч рублей;
  • лишение дохода за период до двух лет;
  • принудительный труд до двух лет (применяется к руководителю);
  • лишение права предпринимательства до трех лет (применяется к руководителю).

Также в особых случаях суд применяет арест либо лишение свободы.

Какова судебная практика привлечения к ответственности за уклонение от уплаты налогов? Какие схемы, способы уменьшения налогооблагаемой базы признаются преступлением? Какова методика расследования налоговых преступлений и каковы возможные риски привлечения налогоплательщика к уголовной ответственности? О затронутых вопросах в публикации адвоката по налоговым преступлениям Павла Домкина.

Анализ актуальной следственной и судебной практики позволяет условно выделить следующие схемы уклонения от уплаты налогов, наказуемые в порядке привлечения к уголовной ответственности по статье 199 УК РФ.

1. Применение (использование) фиктивных сделок.

На сегодняшний день это наиболее распространенная схема недобросовестного поведения налогоплательщика, целью которой является увеличение стоимости приобретаемого товара или оказываемой услуги путем завышения расходной части. Применительно к данной схеме можно говорить и об искусственном занижении доходной части налогоплательщика путем реализации товара по заниженной стоимости. Как правило, подобные фиктивные сделки заключаются недобросовестным налогоплательщиком с фирмами-однодневками.

При выявлении подобной схемы уклонения от уплаты налогов, процессуальной целью налоговых, а впоследствии и следственных органов становится доказывание факта, что документы налогоплательщика с контрагентами носят фиктивный характер, то есть созданы с целью искажения расходной / затратной части. С 19.08.2017 налоговый закон устанавливает прямой запрет указанных действий.

Фиктивность сделки с конкретным контрагентом, в свою очередь, доказывается установлением его принадлежности к фирмам-однодневкам. В налоговой практике принадлежность юридического лица к «однодневке» обосновывается фактическим отсутствием финансово-хозяйственной операции в действительности.

Рассмотрим какие меры предпринимаются налоговыми органами по выявлению фиктивных сделок. Прежде всего, в рамках имеющихся полномочий налоговый орган проводит опрос первых лиц попавшего под подозрение налогоплательщика (директора, бухгалтера) на предмет получения подробных сведений об исполнении вызывающих сомнение сделок. Выясняются вопросы о движении товара, о его месте нахождения; предлагается указать на конкретных физических лиц контрагента, контактировавших с представителями налогоплательщика; предлагается сообщить контактные данные представителей контрагента и т.д. Следует отметить, что налоговый орган отдает предпочтение первоначальному опросу бывших сотрудников налогоплательщика, которые не должны иметь очевидного интереса к сообщению заведомо недостоверных сведений.

Одновременно с опросом налоговыми и правоохранительными органами проводится истребование документации, подтверждающей исполнение заключенных сделок: контрактов, документов о сдаче и приемке продукции, товарных накладных, истребуется переписка с контрагентом (в случае наличия таковой), протоколы имевших место совещаний, журналы выдачи пропусков, въезда и выезда автотранспортных средств, складские книги журналы и т.д. Инициатор проверки дает анализ имеющейся информации об обстоятельствах учреждения контрагента, о составе его учредителей и работников на предмет наличия или отсутствия управленческого или технического персонала, учитывается информация об основных средствах, производственных активах, о складских помещениях, транспортных средствах. Цель подобных мероприятий – исследование вопроса наличия у контрагента фактической возможности реально исполнять заключенные договорные обязательства с учетом времени, места нахождения имущества, объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг. Методика проведения проверки определяется для налоговых и правоохранительных органов соответствующими ведомственными нормативными актами.

Одновременно в рамках проверки проводятся опросы лиц, причастных к деятельности выявленной фирмы-однодневки. Исследуются вопросы технического характера, например, о локализации контрагента, использовавшего услуги банк-клиента, путем сопоставления IP-адресов компьютерной техники с локализацией налогоплательщика и его заинтересованных лиц. Нередко проверочные мероприятия налогового органа сопровождаются проведением оперативно-розыскных мероприятий с привлечением сотрудников полиции, полномочных провести обследование производственных помещений и изъять не только финансовую документацию, но и предметы и документы, имеющие даже косвенное отношение к делу. Безусловно, что обстоятельства изъятия у налогоплательщика печатей контрагента, бланков, флеш-накопителей с информацией от имени контрагента, банковских карт «сотрудников» контрагента, токенов и т.д. будет толковаться совсем не пользу проверяемого налогоплательщика. Особое значение придается налоговым органом проведению анализа отражения в учете налогоплательщика движения материалов по счетам бухгалтерского учета: поступление, списание в производство.

Отрицательные выводы налогового органа по обозначенным вопросам закономерно расцениваются как прямое свидетельство фактического отсутствия движения денежных средств и подтверждение подозрения, что сделка являлась мнимой, поскольку не преследовала достижения реального экономического эффекта.

Очевидное подтверждение фиктивности документооборота расценивается как подтверждение осведомленности первых лиц налогоплательщика о фиктивности отношений с контрагентом и соответственно об умышленном характере уклонения от уплаты налогов.

Публикация Бюро: Обоснование реальности договорных отношений с контрагентом.

2. Дробление бизнеса.

Безусловно, что система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход по отдельным видам деятельности (ЕНВД), упрощенная система налогообложения (УСН) обладают привлекательными параметрами с точки зрения минимизации налоговой нагрузки на бизнес, что предопределяет стремление предпринимателя изменить систему налогообложения путем обхода установленных законом ограничений.

Получение необоснованной налоговой выгоды путем дробления бизнеса заключается в снижении налогоплательщиком своих налоговых обязательств путем создания искусственной ситуации, когда деятельность нескольких лиц прикрывает фактическую деятельность одного налогоплательщика (Письмо ФНС от 11.08.2017 N СА-4-7/15895@)

Дробление бизнеса, как способа уклонения от уплаты налогов, предполагает, что налогоплательщиком выстраиваются гражданско-правовые взаимоотношения с контрагентом, которые несмотря на их соответствие нормам гражданского законодательства   не обусловлены разумными экономическими или иными причинами деловыми целями. Если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными деловыми причинами, то это предполагает доначисление суммы налогов и сборов, подлежащих уплате в бюджет так, как если бы налогоплательщик не злоупотреблял правом. (П.п. 3, 5 Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53, Определение Конституционного Суда РФ от 04.07.2017 N 1440-О)

Распространенной схемой неправомерной оптимизации налоговой нагрузки является дробление торговых площадей, когда продавцы малых торговых точек регистрируются в качестве индивидуальных предпринимателей, но при этом реализуют продукцию от единого поставщика, применяя при этом систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход по отдельным видам деятельности.

Отметим существенные моменты, которые привлекают внимание налогового органа при оценке бизнеса на предмет использования схем уклонения от уплаты налогов:

  • реализация товара индивидуальным предпринимателем (ИП) осуществляется на единой крупной торговой площади, не обладающей признаками обособленности;
  • предприниматель использует единые кассовые линии при расчете с покупателями товара, выручка учитывается через единое программное обеспечение кассовой техники;
  • индивидуальный предприниматель осуществляет реализацию как своего товара, так и товара, принадлежащего стороннему обществу, по договору комиссии или поручения;
  • предприниматель использует единые (необособленные) складские помещения для хранения товара и с иными предпринимателями и обществами, а доставка и хранение товара осуществляется силами иного общества.

Выявление данных, свидетельствующих о согласованности действий участников с целью ухода от исполнения налоговых обязанностей, а именно:

  • дробление бизнеса происходит между несколькими лицами, применяющими специальные системы налогообложения (ЕНВД, УСН) вместо исчисления и уплаты НДС, налога на прибыль организаций и т.д.;
  • несмотря на расширение экономической деятельности налоговые обязательства участников схемы перед бюджетом не изменились;
  • лица, осуществляющие фактическое руководство схемой, являются основными выгодоприобретателями от дробления бизнеса;
  • участники схемы осуществляют идентичный или схожий вид экономической деятельности;
  • несение расходов участниками схемы друг за друга;
  • родственные отношения, служебная подконтрольность участников схемы;
  • формальное перераспределение между участниками схемы персонала;
  • фактическое отсутствие у подконтрольных лиц основных и оборотных средств, а также кадровых ресурсов;
  • использование участниками схемы идентичных адресов фактического местонахождения, складских и производственных помещений, банков, ККТ и т.п.;
  • использование услуг единственного поставщика или сотрудничество с единственным покупателем;
  • фактическое управление деятельностью участников одним лицом (лицами), ведение бухгалтерского учета, юридического сопровождения и т.д. общим лицом;
  • показатели в виде численности персонала, занимаемой площади, размер получаемого дохода, близки к предельным значениям, ограничивающим право на применение специальной системы налогообложения.

Наличие перечисленных признаков в своей совокупности свидетельствуют по мнению налогового органа о формальном разделении бизнеса, то есть о его дроблении с целью получения необоснованной налоговой выгоды.

Надлежаще подтвержденная совокупность вышеуказанных обстоятельств является достаточным основанием для постановки вопроса о привлечении к налоговой и уголовной ответственности лиц, принимавших сознательное участие в уклонении от уплаты налогов. Алгоритм и методика использования данной схемы уклонения от уплаты налогов в целом схожа с методикой расследования схемы построения фиктивных договорных отношений.

Основным способом занижения налоговых обязательств в схеме дробления бизнеса является включение в цепочку взаимоотношений юридических лиц и ИП, чья деятельность носит подконтрольный характер и направлена на получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Например, реализация товаров разными субъектами в пределах единой торговой площади, без организации каждым продавцом автономной системой торговли каждой, отдельной кассовой линии, соблюдение единого фирменного стиля. Полученная от продажи выручка учитывается через единое программное обеспечение кассовой техники, производится её совместное инкассирование, а реализуемые товары приобретаются у единого поставщика.

Публикация Бюро: Вопросы инспектора при допросе свидетеля в налоговом органе.

3. Необоснованное применение льготных налоговых ставок (налоговых льгот).

Распространенным способом незаконного получения налоговых льгот является, например, фиктивное привлечение в качестве подрядчика организации инвалидов. Цель такого привлечения — уклонение от начисления налога на добавленную стоимость (статья 149 НК РФ). На практике выявление подобной схемы уклонения не представляет какой-то сложности для налоговых и правоохранительных органов и раскрывается достаточно просто – путем доказывания, что работы по договору, не выполнялись сотрудниками общественной организации инвалидов.

Публикация Бюро: Доказывание умысла совершения налоговых преступлений.

4. Извлечение налоговой выгоды путем подмены гражданско-правовых отношений.

В настоящий момент налоговые органы всё чаще обращают внимание на факты подмены предмета договора купли-продажи, который недобросовестный налогоплательщик стремится выдать за договор комиссии, лизинга или реализации долей в уставном капитале.

Так, в соответствии с налоговым законодательством по договору комиссии у комитента не возникает доходов от реализации товаров, облагаемых НДС и налогом на прибыль. Комитент списывает в расходы сумму вознаграждения, уплачиваемую комиссионеру, и принимает к вычету НДС с этой суммы, комиссионер при этом рассчитывает налог на прибыль и НДС только с комиссионного вознаграждения.

Выявляя факт маскировки фактической купли-продажи товара, налоговый орган анализирует движение денежных средств на расчетных счетах налогоплательщика. Факт движения денежных средств до реализации товара однозначно трактуется налоговым органом, что договор исполняется за счет комиссионера, в то время как договор комиссии в соответствии с гражданским законом может исполняться только за счет комитента.

Выявленное противоречие правовой природе посреднических отношений является основанием к признанию фиктивности договорных отношений в целях извлечения необоснованной налоговой выгоды и как следствие к доначислению налогоплательщику неуплаченного налога.

По договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование. В случаях, когда договоры купли-продажи заменяются договорами лизинга, оплата фактически производится в рассрочку и обозначается как лизинговые платежи. Выгода заключения договора лизинга заключается в том, что его применение позволяет налогоплательщику использовать ускоренную амортизацию, когда стоимость основного средства будет списываться в расходы по налогу на прибыль в три раза быстрее. В связи с этим недобросовестные налогоплательщики идут на сделки, когда реализация товара подменяется договором лизинга, а оплата за проданный товар производится в рассрочку с указанием, что это лизинговые платежи.

Какая ответственность за уклонение от уплаты налогов

Если в договоре отсутствуют условия, присущие договору лизинга, такие как: предмет, продавец, срок, плата, условия, а сам договор заключен на срок значительно меньший, чем срок полной амортизации имущества, договор будет квалифицирован налоговым органом как договор купли-продажи на условиях рассрочки платежа.

Поскольку реализация долей в уставном капитале не облагается НДС налогоплательщики зачастую оформляют продажу объектов как реализацию доли. Так, недобросовестным налогоплательщиком создается общество с минимальным уставным капиталом, куда через договор займа в учредительный капитал вносится значительный денежный вклад, который фактически является оплатой приобретаемого объекта недвижимости. Последующее приобретение доли общества покупателем прикрывает фактическую сделку по купле-продаже недвижимости.

Приведенные примеры извлечения налоговой выгоды путем подмены договорных отношений являются лишь частью сделок, которые привлекают внимание налоговых и правоохранительных органов.

Следует отметить, что на настоящий момент государственными органами наработан достаточно большой опыт по признанию фиктивности правоотношений между хозяйствующими субъектами, созданных в целях минимизации налоговых платежей, а судебные органы сформировали устойчивую правовую доктрину по оценке правомерности действий фискальных органов и правоохранительных органов. Можно констатировать, что достаточно критический подход к оценке действий налогоплательщика, проводит к тому, что действия по оптимизации налогообложения рискуют быть истолкованными как действия по уклонению от уплаты налогов и сборов. Подобный подход по мнению автора в буквальном смысле обязывает налогоплательщика проявлять избирательность, осмотрительность и определенную осторожность в выборе контрагента, а договорные отношения строить на четком соблюдении предписаний действующего закона.

Адвокат Павел Домкин

Полная неуплата бюджетных взносов, внесение суммы не в указанный срок или уклонение грозит применением санкций. Ответственность за неуплату налогов при таком варианте может быть личной или коллективной. Личная ответственность возлагается на физлиц и ИП, которые самостоятельно рассчитываются по долгам, коллективная ответственность возникает у организаций, когда пеня или уголовное дело применяется в юрлицу в целом.

Неуплата сборов индивидуальным предпринимателем

К ИП может применяться административная, налоговая или уголовная ответственность за неуплату налогов. Административная заключается в выплате штрафа:

  • Если в отчетность (декларацию) внесены неверные сведения – занижена сумма базы, денежных поступлений или увеличен размер расходов – ИП облагается штрафом в виде 2–5 минимальных оплат труда.
  • Если это действие повторяется в течение последующих 12 месяцев, штраф увеличивается до 5–10 МРОТ.

Налоговая ответственность также выливается для ИП в начислении штрафных санкций:

  • 20% от суммы задолженности начисляется, если сумма сбора умышленно рассчитывается в декларации неверно: занижается база или налог при импорте товаров в РФ.
  • Если такие действия ИП совершает преднамеренно, а не случайно, штраф увеличивается вдвое и составляет 40% от размера долга.
  • За несвоевременную подачу декларации предусмотрен такой штраф: просрочка до 180 дней – 5% от размера сбора ежемесячно, свыше 180 дней – 30% от суммы, подлежащей выплате, и 10% за каждые 30 дней просрочки.

В особых случаях предусматривается уголовная ответственность за отказ в сдаче декларации, неуплату налогов или искажение дохода/расхода в пределах свыше 200 минимальных оплат труда:

  • штраф – 200–700 МРОТ;
  • заработная плата за полгода;
  • заключение под стражу на 4–6 месяцев;
  • отбывание наказания в тюрьме сроком до двух лет.

Предприниматель может быть освобожден от ответственности в том случае, если выполнит действия:

  • исправит неточности в декларации до момента наступления последнего срока ее предоставления;
  • подправит недочеты даже после окончания срока сдачи отчетности и уплаты сбора, но только в том случае, если об ошибке ИП не знал, неточность была допущена не преднамеренно и предприниматель не имеет задолженности по уплате налогов.

Ответственность юрлиц за неуплату

Для организаций предусмотрена уголовная или налоговая ответственность.

Уклонение от уплаты налогов

Первая возлагается на должностных лиц, вторая – на юрлицо в целом. Уголовная ответственность за неуплату налоговых сборов юридическим лицом рассмотрена в 199-й ст. УК:

  • При неуплате, предоставлении ложной информации в отчете, несдачу его в определенное время на организацию налагается штраф 100–300 тысяч рублей. Альтернатива – арест, лишение свободы руководства, невозможность занимать впредь должности или заниматься определенным хозяйствованием.
  • Если такое действие совершено группой лиц и в особо крупном (сумма налогов за три и больше лет) размере налагается штраф 200–500 тысяч рублей. Альтернатива: доход за 1–3 года, лишение свободы.

При обнаружении недостающей суммы налогов, организация получает уведомление о необходимости внесения задолженности в бюджет. Если реакции со стороны юрлица не последует, ФНС принимает решение о взыскании и наложении штрафа. Взыскание происходит с банковских счетов. Если же средств на них для погашения долга недостаточно, на имущество компании накладывается арест. Доход от реализованного имущества идет не только на погашение собственно долга и штрафа, но и на оплату судебных издержек.

Ответственность генерального директора компании за неуплату налогов возникает в нескольких случаях:

  • умышленная невыплата;
  • несвоевременное перечисление платежей за наемных сотрудников;
  • сокрытие имущества или дохода, которое подлежит взысканию.

Чаще всего к руководителям применяют статью 199 УК (неуплата налогов).

В данном случае ответственность директора за неуплату налогов возникает:

  • при уменьшении сумм доходов;
  • увеличение вычетов или затрат;
  • несданную отчетность;
  • неуплату суммы сбора.

Хотя данным вопросом занимается на предприятии главный бухгалтер, ответственность все равно несет руководитель. Считается, что, поставив свою подпись под декларацией, он является ответственным за все сведения. Однако ответственность ООО, АО и прочих юрлиц за неуплату налогов распространяется в отдельных ситуациях и на сотрудников, учредителей, юристов или аудиторов предприятия.

Неуплата сборов физлицами

Ответственность физлиц за неуплату налогов возникает в случае не перечисления сумм в бюджет земельного, имущественного сборов, транспортного налога или налога за сдачу квартиры. Для граждан — физических лиц действует налоговая и уголовная ответственность за неуплату налогов в 2015 году:

  • Уголовная применяется, когда находится непоступление в крупном размере. Таким размером признается неперечисленный размер сбора более 1800 тысяч рублей, притом, что неуплаченных налогов в этой массе может быть свыше 10%.
  • Особо крупной признана сумма 9 млн рублей или 3 миллиона, если доля невыплаченных налогов превышает пятую часть.

Если размеры задолженности не так велики, применяются санкции:

  • Пеня начисляется на сумму долга и штрафа, если таковой уже есть. Размер ее равен 1/300 ставки рефинансирования ЦБ на день начисления.
  • Сумма штрафа за неуплату равна 20% от суммы долга и 40% — в случае повторной неуплаты физлицом.

Неуплата налога вовремя обернется на первом этапе для физлица первоначальным начислением пени. Далее, если вина гражданина будет доказана, используется штраф или уголовная ответственность за неперечисление особо крупных сумм в бюджет. При рассмотрении дела против неплательщика судом принимаются во внимание смягчающие обстоятельства:

  • возраст до 16 лет;
  • непреднамеренное невнесение сумм сбора;
  • форс-мажорные обстоятельства;
  • болезнь;
  • окончание сроков для привлечения к ответственности.

В связи с такими жесткими штрафами и ответственностью, особенно к организациям, более целесообразным выглядит оптимизация налогового бремени, нежели отказ от выплаты как таковой. Какая бы ответственность за неуплату налогов – уголовная или административная – ни грозила физлицу или организации, это повлечет за собой неоправданный расход средств и времени.

admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *