0

Уведомление о контролируемых сделках

Проблемы заполнения уведомления о контролируемых сделках

В 2013 г. компании, которые совершали в 2012 г. контролируемые сделки, должны подать в налоговую инспекцию соответствующее уведомление. Форму этого документа, а также Порядок его заполнения совместно утвердили Минфин России и налоговые органы. Однако Порядок заполнения уведомления вызвал массу вопросов у бухгалтеров. Поэтому налоговики решили заполнить все белые пятна, выпустив Письмо от 26.10.2012 N ОА-4-13/18182.

Обязанность налогоплательщиков уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках установлена в п. 1 ст. 105.16 НК РФ. Сведения указываются в уведомлениях о контролируемых сделках. Эти документы нужно представить в налоговую инспекцию по месту нахождения компании или месту жительства физического лица в срок не позднее 20 мая года, следующего за отчетным.

Форма уведомления о контролируемых сделках утверждена совместным Приказом Минфина России и ФНС России от 27.07.2012 N ММВ-7-13/524@. По выбору налогоплательщиков уведомления о контролируемых сделках могут представляться налоговикам на бумажном носителе или в электронном виде.

Однако, как это всегда бывает, Порядок заполнения уведомления осветил не все вопросы, которые встречаются на практике. Проблем накопилось так много, что ФНС России была вынуждена ответить на них. К сожалению, некоторые разъяснения налоговиков оставили неоднозначное впечатление.

Скидки и бонусы

Итак, вопрос первый: как заполнить уведомление о контролируемых сделках в случае предоставления покупателю бонусов или скидок?

Изменяем цену товара

Самая простая с этой точки зрения ситуация — это изменение цены товара. В этом случае в форме уведомления в п. 130 разд. 1Б указывается фактическая цена товара, то есть с учетом предоставленной скидки. Соответственно, стоимость товара указывается в п. 140 разд. 1Б с учетом предоставленной скидки. В п. 300 разд. 1А — у продавца или в п. 310 разд. 1А — у покупателя отражается сумма показателей п. 140 разд. 1Б, относящихся к данному разд. 1А. В этих полях отражаются доходы или расходы с учетом примененной скидки.

Далее все просто. В случае если скидки предоставлены после окончания отчетного периода, но до подачи уведомления, в нем показываются уже скорректированные на сумму скидки данные о цене и стоимости. Если же скидка предоставлена после сдачи уведомления, нужно направить налоговым органам уточненное уведомление. Обратите внимание: факт уточнения должен найти свое отражение в показателе "Номер корректировки" на титульном листе уведомления.

Выплата денежной премии

Теперь о главном. С точки зрения налогового, да и бухгалтерского учета ситуация, когда скидка предоставляется в виде денежной премии покупателю без изменения цены самих товаров, — самая простая. Однако при заполнении уведомления она оказывается, наоборот, самой сложной.

Приведем точку зрения налоговиков, изложенную в комментируемом Письме. Проверяющие ссылаются на Постановление Президиума ВАС РФ от 07.02.2012 N 11637/11 по делу N А40-56521/10-35-297 и приводят оттуда следующую цитату: "Выплата поставщиками премии вследствие выполнения условий договоров поставки является мерой, направленной на стимулирование общества в приобретении и дальнейшей продаже как можно большего количества поставляемых товаров. Так как премии непосредственно связаны с поставками товаров, то следует признать, что они наряду с упомянутыми скидками также являются формой торговых скидок, применяемых к стоимости товаров".

На этом основании налоговики делают вывод, что выплачиваемая денежная премия все-таки уменьшает стоимость товаров! Соответственно, подход к премиям, выплачиваемым денежными средствами, должен быть такой же, как и к скидкам, связанным с уменьшением цены без выплаты денег. Значит, в уведомлении указываются цена и стоимость товара, уменьшенная на сумму премии.

А что делать в том случае, если общая сумма премии выплачивается за общий объем закупок, выраженный в рублях? Разумеется, первое, что приходит на ум, — это пропорциональное уменьшение цены товаров, которые образовали этот объем скидки.

Пример. Компания реализовала покупателю товар A на сумму 1 000 000 руб., товар B — на сумму 1 200 000 руб. и товар C — на сумму 800 000 руб. Количество реализованного товара A — 1000 ед., товара B — 400 ед. и товара C — 100 ед. За достижение порога закупок в 3 000 000 руб. покупатель получает премию в размере 100 000 руб.

Если следовать рекомендациям налоговиков и учитывать премию как изменение цены товаров, то стоимость единицы каждого товара будет определяться в следующем порядке.

Во-первых, находим процентное отношение размера скидки к стоимости реализованного товара. Оно будет равно 3,33% (100 000 руб. : 3 000 000 руб. x 100%).

Во-вторых, рассчитываем:

  • цену единицы товара A с учетом премии — 966,7 руб. ;
  • цену единицы товара B с учетом премии — 2900,1 руб. ;
  • цену единицы товара C с учетом премии — 7733,6 руб. .

Налоговики никакого другого варианта действий не предложили. За рамками их ответа осталось и то, что премия может рассматриваться в качестве скидки только в отношении непродовольственных товаров. Ведь премия в виде вознаграждения за выполнение объема закупок по договору поставки продовольственных товаров признается выплатой, не изменяющей цену товара. Об этом сказано в п. 4 ст. 9 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации". Это подтверждает и Минфин России в своих Письмах от 07.09.2012 N 03-07-11/364 и от 31.08.2012 N 03-07-03/159. Как в этом случае заполнять уведомление о контролируемых сделках, остается неизвестным.

Возврат товара

Как известно, товары не только продают, но и иногда возвращают обратно. Как должен поступить бухгалтер, заполняющий уведомление, в этом случае?

Налоговики считают, что ответ на этот вопрос прямо зависит от того, по каким причинам происходит возврат товаров (из-за нарушения условий договора или по иной причине). В первом случае это расторжение договора, а во втором — обратная реализация.

Расторжение договора

Согласно п. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственник, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В силу п. 1 ст. 223 ГК РФ право собственности у покупателя возникает с момента ее передачи продавцом, если иное не предусмотрено законом или договором. В том случае, если продавец исполнил свои обязательства по договору ненадлежащим образом и нарушения условий договора являются существенными, покупатель вправе отказаться от исполнения своих обязательств по договору, то есть вправе вернуть товар продавцу и потребовать возврата денежных средств, если товар был оплачен.

Причинами расторжения договора могут быть:

  • поставка товара ненадлежащего качества;
  • поставка товара в количестве меньшем, чем установлено договором;
  • поставка товара в ассортименте, не соответствующем договору;
  • поставка товара в нарушенной таре или упаковке;
  • поставка товара несоответствующей комплектации.

При расторжении договора по указанным причинам продавец имеет право уменьшить сумму доходов от реализации соответствующего отчетного (налогового) периода на сумму выручки от реализации такого товара (см., например, Письмо Минфина России от 29.04.2008 N 03-03-05/47). Это означает, что стоимость товаров по расторгнутой сделке не должна отражаться в п. 140 разд. 1Б и не указывается в п. 300 разд. 1А (у продавца) или в п. 310 разд. 1А (у покупателя) уведомления о контролируемых сделках. Понятно, что при таком развитии событий обороты между контролируемыми сторонами будут уменьшены.

При расторжении договора купли-продажи после окончания налогового периода уведомление нужно исправить и передать в налоговую инспекцию.

Обратная реализация

Товар может быть возвращен поставщикам не из-за нарушения условий договора, а по иным причинам (например, залежавшиеся остатки продукции, которые не предполагается реализовывать). Налоговики считают, что здесь имеет место новая сделка и относиться к ней нужно как к обычному договору купли-продажи. Иначе говоря, в уведомлениях будут отражены две самостоятельные сделки. Это значит, что обе сделки будут учитываться при расчете суммовых порогов для определения контролируемости сделок.

Соответственно, если возврат товаров будет происходить в следующем налоговом периоде, то стоимость возврата нужно просто включить в уведомление, относящееся к этому налоговому периоду. В предыдущем уведомлении ничего исправлять не нужно.

Обратите внимание! Заполнение разд. 1Б с отрицательным показателем "сумма сделки" не предусмотрено.

Договоры и агенты

Ответ на вопрос, как должно заполняться уведомление в случае, если договор купли-продажи или поставки заключается с помощью посредника, решается в зависимости от того, в каких отношениях находятся продавец, покупатель и посредник.

Напомним, что согласно п. 1 ст. 1005 ГК РФ по агентскому договору агент обязуется за вознаграждение совершать по поручению принципала юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала или от имени и за счет принципала. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент.

Уведомление о контролируемых сделках

Если же сделка совершается агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, то права и обязанности возникают непосредственно у принципала.

При расчете налога на прибыль при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, поступившего комиссионеру, агенту или иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору (пп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ). К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.

Если взаимозависимость имеет место между агентом и принципалом, то в уведомление действительно должно попасть только вознаграждение агента. А вот когда взаимозависимость есть между принципалом и третьей стороной, отношения с которой и улаживает агент, являющийся независимым по отношению к принципалу, то сведения о сделке в свои уведомления должны внести как раз принципал и третья сторона. Это следует из пп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ.

Внимание на ошибки!

В рассматриваемом Письме налоговые органы рассмотрели и ошибки, которые допускают налогоплательщики при заполнении уведомлений. Рассмотрим, какие оплошности наиболее часто встречаются на практике.

Уведомление и амортизация

Не нужно путать порядок списания затрат с самим фактом их возникновения. На это обращают внимание налоговые органы при отражении в уведомлениях дохода и расхода по факту продажи и приобретения основного средства.

Так, ошибкой при покупке основного средства будет отражение в уведомлении не всей стоимости объекта, а только той части, которая относится к амортизационным отчислениям в данном налоговом периоде.

Напомним о Письме Минфина России от 23.05.2012 N 03-01-18/4-66. В нем финансисты разъяснили, что в п. 9 ст. 105.14 НК РФ сказано, что для целей указанной статьи сумма доходов по сделкам за календарный год определяется следующим образом. Необходимо сложить суммы полученных доходов по таким сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год с учетом порядка признания доходов, установленных в гл. 25 НК РФ.

Как указано в п. 5.17 Порядка заполнения уведомления, в п. 130 "Цена (тариф) за единицу измерения без учета НДС, акцизов и пошлины, руб." указывается цена предмета исполнения сделки, указанная в первичных документах. А в п. 5.18 Порядка говорится, что в п. 140 "Итого стоимость без учета НДС, акцизов и пошлины, руб." уведомления указывается стоимость предмета исполнения сделки, отраженная в первичных документах.

Это значит, что при приобретении амортизируемого имущества в уведомлении следует показать цену и стоимость приобретенного актива, которая определяется по правилам бухгалтерского учета, а амортизационные отчисления тут вообще ни при чем.

Уведомление и счета-фактуры

Налогоплательщик задал вопрос: каким образом в разд. 1Б уведомления необходимо отражать информацию об исправительном и корректировочном счете-фактуре — отдельной страницей каждую операцию или при помощи группировки сумм в разрезе первоначального счета-фактуры?

Не ломайте голову! Счета-фактуры вообще не имеют никакого отношения к заполнению уведомления. Вот чем это объясняется.

Согласно ст. 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом сумм НДС к вычету, то есть счет-фактура является специальным документом, применяемым для исчисления НДС, но не является первичным документом, на основании которого ведется бухгалтерский учет доходов, расходов и активов.

Исправления в уведомления вносятся в том случае, если изменяются первичные документы, которыми были оформлены доходы или расходы. Это может произойти, например, при выявлении ошибок в заполнении документов, предоставлении скидки, при которой изменяется цена товара, работы или услуги, и в тому подобных случаях.

А.Анищенко

Эксперт

по бухгалтерскому учету

и налогообложению

Контролируемые сделки: подготовка уведомления за 2015 год на примерах

Утверждены форма уведомления о контролируемых сделках, формат его представления, правила заполнения и порядок подачи в электронном виде.

Уведомление заполняется налогоплательщиками, которые обязаны сообщать в налоговые органы о контролируемых сделках, совершенных ими в календарном году.

Срок представления — не позднее 20 мая года, следующего за указанным. Оно подается в налоговый орган по месту нахождения (жительства). В соответствующих случаях — в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика.

При наличии обособленных подразделений уведомление подается только в налоговый орган по месту нахождения/учета.

Уведомление включает в себя титульный лист и 4 раздела: 1А "Сведения о контролируемой сделке (группе однородных сделок)", 1Б "Сведения о предмете сделки (группы однородных сделок)", 2 "Сведения об организации — участнике контролируемой сделки (группы однородных сделок)", 3 "Сведения о физическом лице — участнике контролируемой сделки (группы однородных сделок)".

Страницы уведомления имеют сквозную нумерацию, начиная с титульного листа, вне зависимости от наличия (отсутствия) и количества заполняемых разделов.

Все значения стоимостных показателей указываются в полных рублях. Значения менее 50 коп. отбрасываются, а 50 коп. и более округляются до рубля.

В случае обнаружения неполноты, неточностей либо ошибок следует подать уточненное уведомление.

Приказ Федеральной налоговой службы от 27 июля 2012 г.

Уведомление о контролируемых сделках за 2016 год: образец заполнения

N ММВ-7-13/524@ "Об утверждении формы уведомления о контролируемых сделках, порядка ее заполнения, а также формата представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме и порядка представления налогоплательщиком уведомления о контролируемых сделках в электронной форме"

Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 августа 2012 г.
Регистрационный N 25323

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст приказа опубликован в "Российской газете" от 2 ноября 2012 г. N 254 (без Справочника "Коды субъектов Российской Федерации")

Приказом ФНС России от 7 мая 2018 г. N ММВ-7-13/249@ настоящий приказ признан утратившим силу с 25 августа 2018 г.

Прежде всего следует сказать, что не по всем контролируемым сделкам надо от­читываться в этом году. Согласно переход­ным положениям, в уведомление следует включить только те сделки, сумма дохо­дов по которым с одним лицом превысила 100 млн. рублей в 2012 году и 80 млн. рублей в 2013 году (Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ).

А вообще контролю подлежат сделки или группы однородных сделок, доход от которых в 2012 году превысил 3 млрд. руб­лей (ст. 105.16 НК РФ, ст. 4 Закона от 18 ию­ля 2011 г. № 227-ФЗ). В последующие годы этот лимит будет постепенно снижаться: в 2013 году он составит 2 млрд. рублей, а с 2014 года — 1 млрд. рублей. Порог огра­ничения доходов от сделок, в которых уча­ствуют льготники, значительно ниже:

  • 60 млн. рублей — если хотя бы одна из сто­рон сделки платит НДПИ, не платит на­лог на прибыль или резидент особой эко­номической зоны;
  • 100 млн. рублей — если хотя бы одна из сто­рон сделки применяет ЕНВД или ЕСХН.

Какие сделки искать

Перечень сделок, подпадающих под контроль налоговых органов, приведен в статье 105.14 Налогового кодекса, в общем случае это сдел­ки между взаимозависимыми лицами. При этом, даже если контрагентов нельзя при­знать взаимозависимыми, некоторые сделки Налоговый кодекс приравнивает к таковым. Лица признаются взаимозависимыми, если особенности взаимоотношений между ними могут оказывать влияние на условия и резуль­тат сделок, а также экономические результа­ты деятельности (п. 1 ст. 105.1 НК РФ).

Признаки взаимозависимости:

  • доля прямого и косвенного участия в ка­питале превышает 25 процентов;
  • подконтрольность одной и той же нало­говой;
  • больше половины членов совета директо­ров одни и те же люди;
  • последовательное участие в каждой «доч­ке» более 50 процентов;
  • подчиненность должностного лица;
  • близкие родственные связи.

В отчет нужно включить информацию о контролируемых сделках, доходы и рас­ходы по которым признаны в 2012 году. При этом дата заключения договоров не имеет значения (письмо Минфина России от 2 марта 2012 г. № 03-01-10/1-24).

Какие сделки не считаются

Контролируемыми не признаются сделки между участниками одной и той же консо­лидированной группы налогоплательщи­ков, образованной в соответствии с Нало­говым кодексом.

Как составляется форма уведомления о контролируемых сделках

Исключение составляют сделки с объектом обложения НДПИ по процентной ставке.

Также не подлежат контролю сделки меж­ду лицами, которые одновременно соответ­ствуют следующим условиям:

  • зарегистрированы в одном субъекте РФ;
  • нет обособленных подразделений в дру­гих субъектах и за пределами РФ;
  • не платят налог на прибыль в другие субъ­екты РФ;
  • нет убытков (в т. ч. перенесенных), при­нимаемых при расчете налога на при­быль;
  • нет обстоятельств для признания сделок контролируемыми на основании подпункта 2-5 пункта 2 статьи 105.14 Налогово­го кодекса (п. 4 ст. 105.14 НК РФ).

На что обратить внимание

Сделки между взаимозависимыми лицами при участии посредника, который не несет никаких рисков, относят к контролируемым без ограничения к величине суммы доходов за год. С разъяснениями сотрудников Мин­фина России можно ознакомиться в письме от 9 апреля 2012 г. № 03-01-18/3-46.

Неуплаченные проценты по договору бес­процентного займа между взаимозависимы­ми лицами могут признать налогооблагаемой базой. Специалисты финансового ведомства считают, что условия договора займа отлича­лись бы в случае, когда участники сделки не­зависимые лица (письмо Минфина России от 24 февраля 2012 г. № 03-01-18/1-15).

Приравниваются к взаимозависимым сделкам:

  • реализация между взаимозависимыми лицами через посредников;
  • внешнеторговые операции между взаи­мозависимыми лицами;
  • внешняя торговля товарами мировой бир­жи, если сумма превышает 60 млн. рублей;
  • сделки с резидентами офшоров, если сум­ма сделки более 60 млн. рублей.

Как найти рыночную цену

В целях налогообложения взаимозависимые лица обязаны определять цену сделки по рыночным ценам. Цена сделки считается рыночной, пока налоговая не докажет обратное (п. 3 ст. 105.3 НК РФ). Проверить соответствие уровня цен рыночному и скор­ректировать налоги можно самостоятельно. Если цены занижены, то это выгоднее, чем дожидаться вердикта инспекторов, ведь кроме налогов придется заплатить еще штрафы и пени. В Налоговом кодексе пред­усмотрены следующие методы определения рыночной цены:

  • метод сопоставимых рыночных цен;
  • метод цены последующей реализации;
  • затратный метод;
  • метод сопоставимой рентабельности;
  • метод распределения прибыли (гл. 14.3 НК РФ).

Эти же методы контролеры могут ис­пользовать для доказательства получения фирмой необоснованной налоговой выгоды при подозрении в занижении цены сделки.

Какие документы подготовить

Форма уведомления о контролируемых сдел­ках, электронный формат и порядок запол­нения утверждены приказом ФНС России от 27 июля 2012 г. № ММВ-7-13/524.

Раньше Налоговый кодекс обязывал отчи­таться по контролируемым сделкам за 2012 год не позднее 20 мая 2013 года (п. 2 ст. 105.16 НК РФ). Затем законодатели подготовили по­правки в Налоговый кодекс, которые пере­носят крайний срок подачи на 20 ноября 2013 года. Поправят Федеральный закон от 18 июня 2011 г. № 227-ФЗ, на сегодняш­ний день документ одобрен Госдумой в тре­тьем окончательном чтении. Так что внима­тельно заполняем, никуда не торопимся. Ес­ли всплывут дополнительные сведения, неточности или ошибки, а уведомление уже отправлено, то вы имеете право подать уточ­ненное уведомление (ст. 105.16 НК РФ).

После 1 декабря 2013 года сотрудники налоговой инспекции могут дополнительно затребовать документы по интересующим сделкам, совершенным в 2012 году (письмо ФНС России от 30 августа 2012 г. № ОА-4- 13/14433). В этом случае в течение 30 дней со дня получения требования следует пред­ставить документ или несколько докумен­тов в произвольной форме с необходимыми для контроля сведениями.

За непредставление уведомления о кон­тролируемых сделках или представление недостоверной информации предусмотрен штраф 5000 рублей (ст. 129.4 НК РФ).

Штраф за неуплату или неполную уплату налогов в связи с нарушением порядка це­нообразования при совершении контроли­руемых сделок составляет 40 процентов от неуплаченной суммы налога, но не менее 30 000 рублей (ст. 129.3 НК РФ).

При этом штрафные санкции, предусмот­ренные статьей 129.3 Налогового кодекса, не будут применяться при выявлении наруше­ний, допущенных в течение 2012-2013 го­дов. Также не будут взыскиваться штрафы, предусмотренные статьей 122 кодекса (п. 8 ст. 4 Закона от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ, п. 1 ст. 122 НК РФ).

admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *