0

В связи с применением упрощенной системы налогообложения

В соответствии с разделом VIII1 Налогового кодекса Российской Федерации упрощенная система налогообложения и система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, являются разновидностью специальных налоговых режимов, к которым также относятся система налогообложения в виде единого сельскохозяйственного налога, специальная система налогообложения участников соглашений о разделе продукции.

Субъекты малого предпринимательства при осуществлении хозяйственной деятельности могут применять общую систему налогообложения либо специальные налоговые режимы.

Порядок исчисления и уплаты налогов и сборов регулируется законодательными и другими нормативными актами.

Малые предприятия, имеющие прибыль от предпринимательской деятельности, уплату в бюджет налога на прибыль производят ежеквартально исходя из фактически полученной прибыли за предшествующий отчетный период.

Освобождаются от уплаты налога на прибыль:

— предприятия, применяющие упрощенную систему налогообложения и уплачивающие единый налог на вмененный доход;

— предприятия малого бизнеса.

Упрощенная система выгодна с точки зрения налоговой нагрузки, поскольку в отличие от общего режима налогообложения реализация товаров (работ, услуг) при специальном режиме не облагается НДС.

Однако данное преимущество иногда мешает организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения: не являясь плательщиком НДС, организация освобождается от обязанности по выставлению счетов-фактур. Для покупателей — юридических лиц, работающих по общей системе налогообложения, это существенный минус.

Упрощенная система налогообложения — это такая система уплаты налогов, при которой обязанность по уплате четырех основных налогов заменяется уплатой одного налога, а все остальные, установленные для них обязанности (налоговые, страховые, бухгалтерские, статистические) выполняются в общем порядке.

Основными признаками упрощенной системы являются следующие положения.

1. Упрощенная система налогообложения применяется организациями и индивидуальными предпринимателями наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством РФ о налогах и сборах.

Указанное означает, что субъекты упрощенной системы уплачивают вместо налога на прибыль (доход — для индивидуальных предпринимателей), налога на добавленную стоимость, исчисляемого по внутренним операциям (при реализации, передаче для собственных нужд, выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления), налога на имущество, единого социального налога один единый налог (Таблица 1).

Таблица 1.

Виды налогов, от которых освобождаются организации и предприниматели при упрощенной системе налогообложения

Организации Предприниматели без образования юридического лица
1. Налог на добавленную стоимость 1. Налог на добавленную стоимость
2. Налог на прибыль 2. Налог на доходы физических лиц (с доходов предпринимателя)
3. Единый социальный налог 3. Единый социальный налог
4. Налог на имущество 4. Налог на имущество

При этом сохраняется обязанность по уплате всех иных налогов и сборов, подлежащих уплате в общем порядке, в том числе НДС по товарам, при их ввозе на таможенную территорию РФ.

2. Переход на упрощенную систему налогообложения является добровольным.

3. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством РФ.

4. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, производят уплату страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с законодательством РФ.

5. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, исполняют обязанности налоговых агентов, в общеустановленном порядке.

6. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, применяют действующий порядок ведения кассовых операций и порядок применения ККМ.

7. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, обязаны соблюдать порядок представления статистической отчетности.

8. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, выполняют требования законодательства о бухгалтерском учете в ограниченном объеме.

В соответствии с п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. ФЗ от 31.12.2002 г. N 191-ФЗ) организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, за исключением учета основных средств и нематериальных активов.

Таким образом, организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством РФ о бухгалтерском учете.

Организация, которая применяет по разным видам деятельности два специальных налоговых режима (например, УСН и ЕНВД), один из которых в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» не освобождается от ведения бухгалтерского учета, должна вести бухгалтерский учет, составлять и представлять в налоговый орган бухгалтерскую отчетность в целом по всей организации.

Помимо перечисленных обязанностей организации и индивидуальные предприниматели вправе осуществлять в добровольном порядке уплату страховых взносов в Фонд социального страхования РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 34612 НК РФ организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам 9 месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доход от реализации не превысил 15 млн. руб.

Величина предельного размера доходов, ограничивающая право перехода на УСН, подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, который устанавливается ежегодно на каждый следующий календарный год и учитывает изменение потребительских цен на товары, работы, услуги в РФ за предыдущий календарный год. Также применяются коэффициенты-дефляторы, которые применялись ранее.

Сумма предельных доходов за отчетный (налоговый) период, после которой утрачивается право на применение упрощенной системы налогообложения, — 20 млн. руб. Данная величина также подлежит индексации (п. 4 ст. 346 НК РФ).

Доход от реализации определяется в соответствии со ст. 249 НК РФ и без учета НДС.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей предоставляется также право обратного перехода: можно выбрать упрощенную систему, а затем вернуться к общему режиму налогообложения, соблюдая при этом порядок перехода, установленный законом (п. 1 ст. 346 НК РФ).

Объект налогообложения организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, выбирают самостоятельно. В течение всего срока применения упрощенной системы налогообложения объект не может быть изменен.

По единому налогу при упрощенной системе налогообложения установлено два вида объекта:

1) доходы;

2) доходы, уменьшенные на величину расходов.

Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком до начала налогового периода, в котором впервые применена упрощенная система налогообложения.

В связи с тем, что упрощенная система налогообложения организаций заменяет уплату налога на прибыль, а у индивидуальных предпринимателей — уплату налога на доходы с физических лиц, то порядок определения доходов для каждой категории налогоплательщиков различен.

Определение доходов организаций при упрощенной системе налогообложения происходит в том же порядке, который предусмотрен для налогоплательщиков налога на прибыль.

При определении объекта налогообложения организаций учитывают следующие доходы:

— доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 Налогового кодекса РФ;

— внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 Налогового кодекса РФ.

Также необходимо иметь в виду, что при определении налогооблагаемых доходов не учитываются доходы, предусмотренные ст. 251 Налогового кодекса РФ, а также доходы в виде полученных дивидендов, если их налогообложение произведено налоговым агентом в соответствии со ст.ст. 214 и 275 Налогового кодекса РФ.

Показатель "расходы" используется только теми налогоплательщиками, которые установили в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.

При этом необходимо отметить, что порядок определения расходов применяется как организациями, так и индивидуальными предпринимателями.

Перечень расходов, учитываемых для целей налогообложения при упрощенной системе, установлен ст. 346.16 Налогового кодекса РФ.

В абз. 2 п. 2 ст.

В связи с применением упрощенной системы налогообложения

346.16 Налогового кодекса РФ установлено, что расходы, указанные в подп. 5, 6, 7, 9-21, 34 п. 1 настоящей статьи, принимаются применительно к порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль организаций ст.ст. 254, 255, 263, 264, 265 и 269 Налогового кодекса РФ.

В связи с этим все расходы, применяемые при упрощенной системе налогообложения, можно разделить на две группы:

1) расходы, применяемые без учета норм гл. 25 Налогового кодекса РФ, регулирующих сходные виды затрат (подп. 1, 2, 3, 4, 8, 22, 23 п. 1 ст. 346.16 НК РФ);

2) расходы, применяемые с учетом норм гл. 25 Налогового кодекса РФ, регулирующих сходные виды затрат (подп. 5, 6, 7, 9-21, 34 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Порядок признания доходов и расходов при упрощенной системе налогообложения установлен ст. 346.17 Налогового кодекса РФ.

С учетом отдельных исключений метод признания доходов и расходов при упрощенной системе налогообложения можно назвать кассовым методом, используемым по налогу на прибыль.

Налоговым периодом по единому налогу при упрощенной системе налогообложения признается календарный год.

Отчетными периодами по единому налогу при упрощенной системе налогообложения признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Если объектом налогообложения являются доходы, то налоговой базой признается денежное выражение доходов организации или индивидуального предпринимателя.

Если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.

В случае если сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога, то налогоплательщик, применяющий в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уплачивает минимальный налог в следующем порядке.

Сумма минимального налога исчисляется в размере 1 процента от доходов, учитываемых при упрощенной системе налогообложения.

Дата публикования: 2015-03-29; Прочитано: 263 | Нарушение авторского права страницы

скачать Бланки УСН

С 10 апреля 2016 года
Декларация
по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением

упрощенной системы налогообложения

Приказ ФНС РФ № ММВ-7-3/99@
от 26.02.16 Cдается с отчетности за год 2015 в налоговую не позднее
30 апреля для ИП
С 1 января 2015 года
Декларация
по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением

упрощенной системы налогообложения

Минфин РФ: Приказ № ММВ-7-3/352@
от 04.07.14 Cдается с отчетности за год 2014
С 1 января 2015 года

Декларация
по единому налогу

на вмененный доход для отдельных видов деятельности

Приказ ФНС РФ № ММВ-7-3/13@
от 23.01.2012 Cдается с отчетности за 1 кв.

Упрощенная система налогообложения (УСН, УСНО, упрощенка)

2015 год

С 1 января 2012 года

Декларация
по единому налогу

на вмененный доход для отдельных видов деятельности Приказ ФНС РФ № ММВ-7-3/13@
от 23.01.2012 C 1 января 2018 года

Книга учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих

упрощенную систему налогообложения Приказ Минфина РФ № 227н
от 07.12.2016 Cдается в налоговую не позднее
31 марта для организаций и
30 апреля для ИП C 1 января 2013 года

Книга учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих

упрощенную систему налогообложения ИФНС РФ: Приказ N 135н
от 22.10.12 C 1 января 2013 года

Книга учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения

на основе патента ИФНС РФ: Приказ N 135н
от 22.10.12 С 02 ноября 2012 года

26.2-1
Уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения ФНС РФ: Приказ № ММВ-7-3/829@
от 02.11.2012 Вновь созданная организация и вновь зарегистрированный ИП вправе уведомить о переходе на упрощенную систему не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе

Объект налогообложения может быть изменен с начала налогового периода, если налогоплательщик уведомит об этом налоговый орган до 31 декабря года, предшествующего году, в котором налогоплательщик предлагает изменить объект налогообложения. С 1 января 2013 года

26.2-2
Сообщение об утрате права на применение упрощенной системы налогообложения ФНС РФ: Приказ № ММВ-7-3/829@
от 02.11.2012 С 1 января 2013 года

26.2-3
Уведомление об отказе от применения упрощенной системы налогообложения ФНС РФ: Приказ № ММВ-7-3/829@
от 02.11.2012 Уведомление подается в налоговый орган не позднее 15 января года, в котором налогоплательщик предполагает перейти на иной режим налогообложения С 1 января 2013 года

26.2-4
Сообщение о несоответствии требованиям применения упрощенной системы налогообложения ФНС РФ: Приказ № ММВ-7-3/829@
от 02.11.2012 С 1 января 2013 года

26.2-5
Сообщение о нарушении сроков уведомления о переходе на упрощенную систему налогообложения ФНС РФ: Приказ № ММВ-7-3/829@
от 02.11.2012 С 1 января 2013 года

26.2-6
Уведомление об изменении объекта налогообложения ФНС РФ: Приказ № ММВ-7-3/829@
от 02.11.2012 Уведомление подается до 20 декабря года, предшествующего году, с которого изменяется объект налогообложения С 1 января 2013 года

26.2-7
Информационное письмо ФНС РФ: Приказ № ММВ-7-3/829@
от 02.11.2012 Для получения Информационного письма по форме
№ 26.2-7 налогоплательщику следует подать в налоговый орган заявление в произвольной форме. В информационном письме от ИФНС (форма № 26.2-7) указывается дата подачи налогоплательщиком заявления о переходе на УСН, а также сведения о представлении (непредставлении) им налоговых деклараций в связи с применением УСН за налоговые периоды, в которых налогоплательщик применял УСН. С 1 января 2013 года

26.2-8
Уведомление о прекращении предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась упрощенная система налогообложения ФНС РФ: Приказ № ММВ-7-3/829@
от 02.11.2012 В случае прекращения налогоплательщиком предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась УСН, он обязан уведомить о прекращении такой деятельности с указанием даты ее прекращения в срок не позднее 15 дней со дня прекращения такой деятельности. С 10 февраля 2016 года

форма N 26.5-1
Заявление на получение патента ФНС РФ: Приказ N ММВ-7-3/591@
от 22.12.15

С 20 января 2015 года

форма N 26.5-1
Заявление на получение патента ФНС РФ: Приказ N ММВ-7-3/589@
от 18.11.2014

Заявление подается до 20 декабря

Copyright © Москва Краткий Справочник Бухгалтера: сайт  КСБух

Глава 26.2 НК РФ Упрощенная система налогообложения (УСН)

Статья 346.11 Общие положения

Статья 346.12 Налогоплательщики

Статья 346.13 Порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения

Статья 346.14 Объекты налогообложения

Статья 346.15 Порядок определения доходов

Статья 346.16 Порядок определения расходов

Статья 346.17 Порядок признания доходов и расходов

Статья 346.18 Налоговая база

Статья 346.19 Налоговый период. Отчетный период

Статья 346.20 Налоговые ставки

Статья 346.21 Порядок исчисления и уплаты налога

Статья 346.22 Утратила силу

Статья 346.23 Налоговая декларация

Статья 346.24 Налоговый учет

Статья 346.25 Особенности исчисления налоговой базы при переходе на упрощенную систему налогообложения с иных режимов налогообложения и при переходе с упрощенной системы налогообложения на иные режимы налогообложения

Статья 346.25.1 Утратила силу

Комментарии к главе 26.2 Налогового кодекса РФ — Упрощенная система налогообложения

УСН — упрощенная система налогообложения

Применение упрощенной системы налогообложения (УСН) для физических и юридических лиц позволяет существенно упростить налоговую отчётность с одновременным понижением размеров уплачиваемых налогов. Согласно мнению экспертов, именно упрощенная система налогообложения в 2017 году стала самым популярным форматом осуществления коммерческой деятельности предпринимателей и организаций. Однако стоит учитывать, что такая форма налогообложения имеет свои ограничения, а некоторых случаях является экономически невыгодной схемой.

Глава 26.2 НК РФ. Упрощенная система налогообложения (УСН или «упрощенка»)

В любом случае, прежде чем перейти на УСН с общей системы налогообложения, ЕНВД или с патента, необходимо взвесить все «за» и «против».

Преимущества упрощенной системы налогообложения

Как гласит Налоговый Кодекс РФ, УСН позволяет консолидировать все налоги в едином платеже, исчисляемом согласно результатам деятельности в конкретном налоговом периоде. Применение упрощенной системы налогообложения сопровождается следующими положительными моментами:

  • возможность выбора из двух вариантов налогообложения «Доходы» и «Доходы, уменьшенные на величину расходов»;
  • отсутствие необходимости ведения бухгалтерской отчётности (только для индивидуальных предпринимателей);
  • более низкие налоговые ставки;
  • возможность вычета из полученного дохода суммы уплаченных страховых взносов (при использовании схемы «Доходы минус расходы»);
  • отсутствие необходимости доказательства обоснованности указанных расходов при камеральных проверках;
  • возможность снижения налоговой ставки региональными законодательными актами;
  • редкость выездных налоговых проверок

Уплата НДС при этой системе налогообложения необходима только в случае ввоза продукции на внутренний рынок РФ. Декларации в рамках упрощённой системы налогообложения подаются юридическими лицами до 31 марта и частными предпринимателями — до 30 апреля.

Разъяснения по УСН

  • для обществ с ограниченной ответственностью все налоговые выплаты должны осуществляться исключительно безналичными расчётами;
  • необходимо документальное подтверждение расходов, вычитаемых из дохода;
  • наличие ограничений на расходы, на которые можно уменьшать базу налогообложение (перечень в ст. 346.16 НК РФ).
  • необходимость ведения бухгалтерского учёта юридические лицами;
  • низкая вероятность официального партнёрства с индивидуальными предпринимателями и организациями, которые являются плательщиками НДС;
  • необходимость своевременной уплаты авансовых платежей согласно данным Книги учёта расходов и доходов;
  • требование ведения кассовых операций согласно пункту 4 статьи 346.11
  • определённые НК РФ для УСН ограничения:
    — для индивидуальных предпринимателей: количество персонала должно быть менее 100 человек, доход менее 1,5 млн. рублей, остаточная стоимость основных средств менее 150 млн. рублей.
    — для коммерческих организаций (ООО и т.д.): отсутствие филиалов, долевое участие других компаний не более 25%. Для перехода на УСН существует ограничение доходов за последние 9 месяцев деятельности — 112,5 млн. рублей.

И ещё один важный момент – применять УСН не могут организации и предприятия, перечисленные в реестре статьи 346.12 (3) НК РФ. При переходе на упрощённую систему налогообложения организация или индивидуальный предприниматель обязаны уведомить налоговые органы в установленном порядке и в установленные сроки, определенные в пунктах 1 и 2 статьи 346.13.

Упрощенная система налогообложения в 2017 году неизбежно будет продолжать законодательную эволюцию с учётом общественного мнения и судебной практики налоговых споров.

Экспресс-гид по УСН

admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *