0

Закон о налоговой инспекции

Досудебная процедура обжалования решений налоговых органов о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ внес ряд изменений в нормы Налогового кодекса РФ. Одной из революционных новаций НК РФ является то, что с 1 января 2009 г. налогоплательщики уже лишены возможности сразу после получения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения обжаловать это решение в суд. Теперь, прежде чем идти в суд, требуется выполнить досудебную процедуру урегулирования спора, т.е.

Налоговые органы Российской Федерации

подать соответствующую жалобу в вышестоящий налоговый орган.

Причины введения процедуры досудебного рассмотрения налоговых споров

Комментируемые изменения норм НК РФ, на взгляд автора, носят прежде всего экономический и политический характер, а также призваны разгрузить суды, которые завалены заявлениями налогоплательщиков.

  1. Для налоговых органов судебная процедура стала довольно-таки накладным делом. Ни для кого не секрет, что процент удовлетворения исков налогоплательщиков по спорам с инспекциями довольно высок. Решения налоговых органов не всегда принимаются по норме закона. При этом согласно нормам Арбитражного процессуального кодекса РФ (п. 1 ст. 110) расходы по уплате государственной пошлины подлежат перераспределению и относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных требований. И если ранее при проигрыше налоговым органом судебного спора пошлина возвращалась налогоплательщику из бюджета, то с 1 января 2007 г. она взыскивалась непосредственно с налогового органа, вынесшего неправомерное решение (см. п. 47 ст. 2, п. 1 ст. 7 Закона N 137-ФЗ, Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13 марта 2007 г. N 117).

Кроме того, не стоит забывать, что КС РФ в Определении от 20 февраля 2002 г. N 22-О подтвердил возможность взыскания налогоплательщиком с налогового органа стоимости услуг адвокатов при рассмотрении дела в суде. Поэтому при досудебном рассмотрении споров у налоговых органов появляется возможность исправить те ошибки, которые допущены при проведении проверки, частично или полностью отменить свои решения по явным нарушениям и не нести в дальнейшем риски, связанные со взысканием госпошлины.

  1. Нормы Налогового кодекса РФ не предусматривают обязательного приостановления на время рассмотрения спора в вышестоящем налоговом органе решения о взыскании сумм налогов, пеней, штрафов по заявлению налогоплательщика. Налоговый орган принимает такое решение только в случае существенного нарушения законодательных норм (п. 3 ст. 138 НК РФ). При этом приостановление исполнения незаконного решения является правом, а не обязанностью вышестоящего налогового органа.

Таким образом, у налоговых органов есть возможность взыскать в бюджет сумму начисленных по решению налогов, штрафов, пеней и в зависимости от сроков рассмотрения жалобы на решение (с учетом продления данных сроков) затянуть возврат данных средств. Факт, что при досудебном обжаловании решения налогового органа налогоплательщик не уплачивает пошлину, оптимизма налогоплательщикам не добавляет.

  1. Обязательность досудебного урегулирования затрудняет рассмотрение налогового спора и делает его более длительным. При таких обстоятельствах до суда дойдут самые стойкие и уверенные в своей правоте налогоплательщики. Однако увеличение сроков скажется даже на них. Время — деньги, а при потере времени деньги имеют свойство обесцениваться. Все это, по мнению автора, будет побуждать налогоплательщиков более внимательно относиться к своим операциям, налогообложению, особенно в спорных вопросах, и, возможно, идти на не всегда оправданные уступки налоговым органам.

Процедура подачи жалобы

Процедура подачи жалобы по новым нормам Налогового кодекса РФ не всегда понятна налогоплательщикам. Разберем эту процедуру, что называется, по косточкам.

К сожалению, нормы НК РФ не всегда блещут стройностью построения. Поэтому прежде, чем начать процедуру обжалования решения налогового органа, необходимо изучить все нормы, касающиеся обжалования. Нормы Кодекса надо понимать во взаимосвязи, а не по подразделам.

Если посмотреть на гл. 19 "Порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия должностных лиц" НК РФ, то в ст. 138 нет ссылки на обязательный досудебный порядок урегулирования спора. Пункт 1 данной статьи гласит, что акты налоговых органов или бездействие должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящем налоговом органе (у вышестоящего должностного лица) или в суде. Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную и последующую подачу аналогичной жалобы в суд, если иное не предусмотрено ст. 101.2 НК РФ.

А вот в п. 5 ст. 101.2 гл. 14 "Налоговый контроль" НК РФ содержится общая норма: решение о привлечении (или об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования данного решения в вышестоящем налоговом органе.

Правила ст. 101.2 НК РФ — специальные и применяются исключительно при обжаловании решений о привлечении (отказе в привлечении) к налоговой ответственности.

Новые нормы НК РФ различают порядок досудебного обжалования решения налогового органа в зависимости от того, вступило ли оно в силу. Решение же вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого оно было вынесено. Копия решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вручается лицу, в отношении которого вынесено указанное решение, либо его представителю под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком этого решения (п. 13 ст. 101 НК РФ).

Споры о том, можно ли решение направлять по почте, и о дате вручения налогоплательщику почтового отправления не утихают до сих пор. На практике налоговые органы отправляют решение по почте и считают, что дата вручения данного решения налогоплательщику приходится на шестой день с даты отправки заказного отправления вне зависимости от того, получил налогоплательщик данное письмо или нет (п. 3 ст. 46, п. 5 ст. 68, п. 6 ст. 69, п. 5 ст. 100 НК РФ). По этому вопросу следует обратить внимание на Письмо Минфина России от 2 июня 2008 г. N 03-02-08-12.

Налогоплательщикам необходимо помнить общие правила подачи жалобы.

  1. Жалоба подается в письменной форме соответствующему налоговому органу или должностному лицу, если иное не предусмотрено п. 3 ст. 139 НК РФ. К жалобе прилагаются обосновывающие ее документы, обычно это:
  • акт ненормативного характера, который, по мнению заявителя, нарушает его права (решение налогового органа);
  • акт налоговой проверки;
  • первичные документы, подтверждающие позицию заявителя;
  • документы, содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения жалобы.

Данный перечень не является исчерпывающим, и налогоплательщик вправе его увеличить.

  1. Жалоба подписывается со стороны налогоплательщика надлежащим лицом. В силу ст. 26 НК РФ полномочия представителя налогоплательщика должны быть документально подтверждены в соответствии с НК РФ и другими федеральными законами. Законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов. Законными представителями налогоплательщика — физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей согласно гражданскому законодательству РФ (ст. 27 НК РФ).

Таким образом, от имени налогоплательщика-организации жалобу может подписать лицо, выполняющее функции исполнительного органа согласно уставу (генеральный директор, директор), или лицо, действующее на основании соответствующей доверенности (ст. 29 НК РФ). При подаче жалобы необходимо приложить к ней копию документа, подтверждающего полномочия лица, подписавшего жалобу.

Способ направления жалобы НК РФ также не определен, поэтому организация может подать ее непосредственно в канцелярию налогового органа либо отправить по почте. Датой отправки жалобы будет являться дата штемпеля на почтовом отправлении.

На примере таблицы рассмотрим основные правила и сроки подачи апелляционной жалобы на решение налогового органа, которое не вступило в силу, и на решение, которое вступило в силу.

Срок подачи
жалобы
Место подачи
жалобы
Приостановление
вступления в силу
обжалуемого решения,
исполнения решения
Срок рассмотрения
жалобы
Обжалование решения, не вступившего в законную силу (апелляционная
жалоба)
До момента
вступления
обжалуемого
решения
налогового
органа в силу
(п. 9 ст. 101,
абз. 3 п. 2
ст. 139 НК РФ)
Подается в
налоговый
орган,
вынесший
решение. Этот
налоговый орган
обязан в
течение трех
дней с момента
получения
жалобы
направить ее со
всеми
материалами в
вышестоящий
налоговый орган
(абз. 2 п. 3
ст. 139 НК РФ)
Поскольку жалоба
подается на решение,
не вступившее в силу,
решения, вынесенные
нижестоящим налоговым
органом, если на них
подана в вышестоящий
орган апелляционная
жалоба, вступают в
силу с момента
утверждения
вышестоящим налоговым
органом данного
решения полностью или
в части (абз. 2 п. 9
ст. 101, абз. 2 п. 2
ст. 101.2 НК РФ).
Другими словами,
подача апелляционной
жалобы продлевает
срок вступления
решения налогового
органа в силу. В
случае рассмотрения
жалобы вышестоящим
налоговым органом в
апелляционном порядке
вступившее в силу
соответствующее
решение налогового
органа направляется в
налоговый орган,
вынесший
первоначальное
решение, в течение
трех рабочих дней со
дня вступления в силу
соответствующего
решения (п. 2
ст. 101.3 НК РФ)
Один месяц с момента
получения жалобы.
Указанный срок может
быть продлен для
получения документов
(информации) от
налоговых
нижестоящих органов,
но не более чем на
15 дней.
О продлении
сообщается в
письменном виде
лицу, подавшему
жалобу (п. 3 ст. 140
НК РФ)
Жалоба на вступившее в силу решение налогового органа
В течение
одного года с
момента
вынесения
обжалуемого
решения
(абз. 4 п. 2
ст. 139 НК РФ)
Подается
непосредственно
в вышестоящий
налоговый орган
(п. п. 1, 3
ст. 139 НК РФ)
Не приостанавливает
исполнение решения.
Однако налоговый
орган (должностное
лицо),
рассматривающее
жалобу, может
приостановить
исполнение решения
(абз. 2 п. 3 ст. 138,
ст. 141 НК РФ)
Один месяц с момента
получения жалобы.
Указанный срок может
быть продлен для
получения документов
(информации) от
нижестоящих
налоговых органов,
но не более чем на
15 дней.
О продлении
сообщается в
письменном виде
лицу, подавшему
жалобу (п. 3 ст. 140
НК РФ)

Следует отметить, что вышестоящий налоговый орган вправе отказать в приеме жалобы, если налогоплательщик пропустил срок для подачи жалобы; в жалобе отсутствуют указание на предмет обжалования и обоснования заявляемых требований; жалоба подана лицом, не имеющим полномочий выступать от имени налогоплательщика. При принятии решения по жалобе налогоплательщика вышестоящий налоговый орган в соответствии с п. 2 ст. 140 НК РФ вправе:

  • оставить жалобу без удовлетворения;
  • отменить акт налогового органа;
  • отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении;
  • изменить решение или вынести новое решение.

Из таблицы видно, что процедура досудебного обжалования решений налоговых органов еще не проработана.

Действующий Регламент рассмотрения налоговых споров в досудебном порядке, утвержденный Приказом МНС России от 17 августа 2001 г. N БГ-3-14/290, устарел и в ряде случаев ответов на возникающие вопросы о порядке досудебного обжалования не дает. Сами нормы НК РФ также не решают некоторые проблемы. Например, ст. 139 Кодекса не дает ответа на вопрос: может ли быть восстановлен вышестоящим налоговым органом срок подачи апелляционной жалобы в случае его пропуска по уважительной причине?

Согласно названному Регламенту жалоба подлежит направлению в нижестоящий налоговый орган на заключение. В запросе может содержаться указание на необходимость представлять копии документов, нужных для рассмотрения жалобы. Срок для представления заключения не может превышать пять рабочих дней с даты получения жалобы на заключение. При этом вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе установить для этого и более короткий срок.

Понятно, что нижестоящий налоговый орган, вынесший решение, которое обжалуется, вряд ли станет при выдаче заключения изменять свое решение. Да и сама целесообразность выдачи данного заключения сомнительна.

Вопросы же процедуры рассмотрения жалоб, поданных в вышестоящие налоговые органы, в НК РФ, а также в Регламенте вообще не урегулированы. Это, по мнению автора, повлечет за собой формальный подход к рассмотрению жалоб вышестоящими налоговыми органами и не даст налогоплательщикам какого-либо положительного результата.

Кроме того, учитывая сложность налоговых споров, объемность доказательств по ним, а также весьма короткий срок на подачу апелляционной жалобы, не все налогоплательщики успеют их подать. Значит, чтобы подать соответствующее заявление в суд, налогоплательщику придется подавать жалобу в вышестоящий налоговый орган на уже вступившее в силу решение и дожидаться окончания процедуры рассмотрения данной жалобы налоговым органом либо окончания срока ее рассмотрения согласно нормам Налогового кодекса РФ.

Поскольку налоговые органы неторопливы в вынесении решений по жалобам, налогоплательщикам можно отслеживать срок рассмотрения жалоб и при неполучении соответствующего ответа в установленный срок подавать соответствующее заявление в суд. Здесь стоит обратить внимание на нормы ст. 198 АПК РФ, в частности на п. 4. Ведь заявление о признании решений налоговых органов недействительными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов.

Все изложенное, на взгляд автора, требует от законодательных органов, ФНС России более детальной регламентации процедуры досудебного рассмотрения жалоб на решения налоговых органов о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Е.Н.Смирнова

Налоговый юрист

отдела бухгалтерского

и налогового консультирования

ООО "Бейкер Тилли Русаудит"

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах

Обжалуем решение налоговой инспекции

На заседании 19 апреля 2011 г. Президиум ВАС РФ рассмотрел дело, которое (предполагаем) будет интересно практически всем организациям и индивидуальным предпринимателям, поскольку речь шла о том, в каком объеме нужно обжаловать решение инспекции в вышестоящем налоговом органе.

Две точки зрения

Напомним, решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе (п.

5 ст. 101.2 НК РФ).

Возникает вопрос: должен ли налогоплательщик оспорить в вышестоящем налоговом органе каждый эпизод решения, прежде чем обращаться в суд с обжалованием решения налогового органа в целом? <1>

<1> См. дополнительно статью А.В. Андреевской "Мнения судей разделились", 2010, N 23.

Как подчеркнул ФАС УО, норма п. 5 ст. 101.2 НК РФ не конкретизирует, что решение инспекции может быть обжаловано в судебном порядке только в той части, в которой оно было обжаловано в вышестоящем налоговом органе (Постановление от 27.04.2011 N Ф09-2478/11-С3).

Официальные разъяснения по обозначенной проблеме отсутствуют, а мнения судей на этот счет разделились.

Первая

Формальное обращение налогоплательщика в вышестоящий налоговый орган с апелляционной жалобой, в которой решение нижестоящего налогового органа обжалуется лишь по некоторым эпизодам, не свидетельствует о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора по данному решению в целом.

Следовательно, это обстоятельство исключает для налогоплательщика правовую возможность требовать в судебном порядке пересмотра решения налогового органа в части тех эпизодов, которые не были предметом оценки и исследования вышестоящим налоговым органом.

Такие выводы содержатся, например, в Постановлениях ФАС МО от 25.03.2011 N КА-А40/18198-10-2, ФАС ЗСО от 18.03.2011 по делу N А27-8722/2010, от 06.08.2010 по делу N А75-7261/2009, ФАС УО от 25.01.2010 по делу N А76-11287/2009-37-152.

Вторая

Налоговое законодательство связывает возможность обжалования решения налогового органа о привлечении к ответственности в судебном порядке именно с фактом оспаривания этого решения в вышестоящем налоговом органе, независимо от того, в каком объеме оно обжалуется (Постановления ФАС ВСО от 07.12.2010 по делу N А58-7851/2009, ФАС СЗО от 23.04.2010 по делу N А13-5979/2009).

Например, ФАС УО подчеркнул, что в ст. 101.2 НК РФ отсутствуют обязательные требования к содержанию апелляционной жалобы и правила о том, что жалоба рассматривается вышестоящим налоговым органом только в части, обжалованной налогоплательщиком. Поэтому обжалуемое в апелляционном порядке решение подлежит проверке вышестоящим налоговым органом в полном объеме.

ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

По мнению судей, если апелляционная жалоба налогоплательщика рассмотрена вышестоящим налоговым органом, оснований для признания досудебного порядка обжалования решения несоблюденным не имеется (Постановление ФАС УО от 29.04.2011 N Ф09-2346/11-С3).

О том, что вышестоящий налоговый орган не связан доводами подателя жалобы и обязан проверить законность принятого решения в полном объеме, говорится и в Постановлении ФАС ПО от 13.01.2011 по делу N А55-3171/2010. В этот раз судьи обосновали свою точку зрения ссылкой на положения ст. ст. 139, 140 НК РФ.

Поскольку в отношении споров о применении нормы, предусмотренной п. 5 ст. 101.2 НК РФ, арбитры высказывают прямо противоположные мнения, вполне закономерно, что один из подобных споров был (наконец) проанализирован высшими арбитрами. Так, в целях формирования единообразной практики толкования и применения норм права Постановление ФАС ЗСО от 06.08.2010 по делу N А75-7261/2009 Определением ВАС РФ от 17.11.2010 N ВАС-16240/10 направлено в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора.

Мнение высших арбитров

Суть данного спора такова. Налогоплательщик обратился с апелляционной жалобой на решение инспекции, которым ему были начислены налоги за несколько налоговых периодов, в вышестоящий налоговый орган. При этом в его жалобе содержалась просьба отменить решение инспекции полностью, но доводы, опровергающие выводы инспекции, были приведены лишь по некоторым эпизодам решения. Апелляционная инстанция оставила данную жалобу без удовлетворения, утвердив решение инспекции полностью, поскольку утверждение решения инспекции именно в обжалуемой части ст. 140 НК РФ не предусмотрено.

В дальнейшем налогоплательщик обратился в суд с заявлением о признании решения инспекции недействительным. Однако суды трех инстанций оставили заявление без рассмотрения в отношении тех эпизодов, по которым не приводились доводы в апелляционной жалобе, посчитав, что налогоплательщиком не соблюден досудебный порядок обжалования решения инспекции.

Налогоплательщик, не согласившись с таким подходом (полагая, что требование об отмене решения полностью является достаточным основанием для проверки решения инспекции в полном объеме), обратился в Президиум ВАС РФ.

Высшие арбитры, рассматривая материалы данного дела, подчеркнули: приведение налогоплательщиком в апелляционной жалобе аргументов, опровергающих выводы контролеров лишь в отношении части эпизодов, отраженных в обжалуемом решении, не свидетельствует о его намерении обжаловать решение частично.

По мнению Президиума ВАС РФ, в данном случае суды должны были проверить законность и обоснованность решения инспекции в полном объеме, а не оставлять заявление налогоплательщика без рассмотрения в отношении тех эпизодов, по которым не приводились доводы в апелляционной жалобе.

Несмотря на то что высшие арбитры направили дело на новое рассмотрение, принятие именно такого решения имеет, на наш взгляд, принципиальное значение.

Можно ожидать, что впоследствии судебная практика по данному вопросу будет складываться исходя из следующего: если налогоплательщик обжалует решение инспекции полностью, при этом подробные доводы приводит лишь в отношении части эпизодов, отраженных в обжалуемом решении, процедура досудебного урегулирования спора считается соблюденной, поскольку толкование правовых норм (в частности, п. 5 ст. 101.2 НК РФ), содержащееся в Постановлении от 19.04.2011 N 16240/10, является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении аналогичных дел.

Т.М.Медведева

Эксперт журнала

"Актуальные вопросы бухгалтерского учета

и налогообложения"

Как у молодых фирм, так и у организаций с солидным стажем работы зачастую возникает необходимость поддержки при обращении в налоговую инспекцию. Сотрудники нашей фирмы обладают специализированными знаниями в этой сфере, а также имеют большой опыт в решении таких проблем. Мы предоставляем компаниям квалифицированную налоговую помощь.

Какие могут быть проблемы в налоговой сфере

По нашей статистике наиболее часто компании испытывают такие затруднения:

1. Не могут самостоятельно понять и применить некоторые положения налогового кодекса.
2. Не получается правильно оформить документы, которые необходимо предоставить для рассмотрения в налоговые органы.
3. Требуется разъяснение правил налогового законодательства.
4. Не могут грамотно составить или откорректировать возражения, которые подают в налоговую службу.

Профильные специалисты нашей компании, которым мы поручаем решение данных вопросов, сами работали раньше в налоговых органах. Соответственно они хорошо знают принципы их деятельности и имеют глубокие знания в сфере системы налогообложения.

Наши сотрудники отлично разбираются в современной базе налоговых нормативно-правовых актов, поэтому они оперативно находят грамотное решение любой проблемы с налоговой.

Какие проблемы мы решаем

Налоговая помощь, представляемая нашей фирмой, подразумевает представление ваших интересов в налоговых органах. Помимо того, мы проводим следующие мероприятия:

1. Оцениваем процедуру налоговой инспекции с точки зрения правомерности действий ответственного должностного лица.
2. Возвращаем по возможности, переплаченные по сборам и налогам денежные средства.
3.

Федеральные законы РФ

Анализируем документы компании-налогоплательщика, на базе которых осуществлялась проверка.
4. Рассматриваем материалы проверки, в ходе которой были обнаружены нарушения правил налогового законодательства.
5. Подготавливаем жалобы для пересмотра решений налоговых проверок.
6. Получаем справки об отсутствии задолженностей у кампании-налогоплательщика.
7. Проводим сверки с налоговой инспекцией.
8. Представляем должностных лиц на допросах.
В какой-то момент налоговая помощь требуется каждой компании, поэтому не следует паниковать, даже если у вас случилось незапланированная ситуация с налоговой службой

Решение налоговых споров – задача непростая, поэтому стоит обратиться к профильным специалистам, чтобы избежать непредсказуемых результатов. Мы гарантируем успех в решении проблем с налоговой инспекцией.

Налог — одно из основных проявлений государственного суверенитета страны. Именно возможность обложения налогом является выражением суверенитета и независимости государства наряду с установлением и защитой границ, чеканкой монеты. Из всего этого следует, что налог устанавливается государством в одностороннем порядке без согласования с каждым налогоплательщиком по отдельности.

Фактическому взиманию с налогоплательщика любого налогового платежа обязательно предшествуют две последовательные и взаимосвязанные законодательные процедуры, посредством которых обуславливается сама юридическая возможность обложения лица налогом.

Установление налога — первичное нормотворческое действие, принятие нормативного акта, посредством которого конкретный налоговый платеж определяется как таковой и находит свое место в действующей налоговой системе государства. Это своего рода законодательное провозглашение, юридическое "создание" налога как обязательного платежа. Установление налога предусматривает возможность введения налога на соответствующей территории в рамках всей страны или только региона.

Введение налога — вторичное нормотворческое действие, принятие соответствующего акта, подробно регламентирующего условия, порядок и процедуру фактического взимания того или иного налога в бюджет.

При введении налога д/б определены существенные элементы налоговых обязательств. Иными словами, для того чтобы конкретный налоговый платеж мог быть фактически внесен налогоплательщиком или взыскан с него, сначала его нужно установить (т.е. предусмотреть возможность его взимания), а уже затем ввести, т.е. определить как он будет взиматься и определить существенные элементы налогового обязательства.

Федеральный законодатель устанавливает федеральные налоги и сборы, самостоятельно определяет не только их перечень, но и все элементы налоговых обязательств (устанавливает налог). Применительно к субъектам РФ и органам местного самоуправления понятие "установление налогов и сборов" имеет иной юридический смысл, а именно — введение налога. Установление налога субъектом РФ означает его право самостоятельно решать — вводить или не вводить на своей территории соответствующий налог. Установление регионального налога означает также конкретизацию общих правовых положений, в том числе детальное определение порядка и сроков уплаты налогов, правил предоставления льгот, способов исчисления конкретных ставок и т.д.

Установление и введение налогов осуществляется по строго определенной процедуре.

Правотворческой компетенцией в налоговой сфере наделены только Федеральное собрание, законодательные органы субъектов федерации, а также представительные органы местного самоуправления. Главы администраций субъектов федерации и главы органов местного самоуправления вправе вводить налоги, если соответствующие полномочия были предоставлены им компетентными органами.

В соответствии с подп. "и" ст. 72 Конституции России общие принципы н/о и сборов относятся к совместному ведению РФ и ее субъектов и устанавливаются, согласно ст. 75 Конституции России, федеральным законом (именно законом, а не подзаконными актами).

Нормативные акты субъектов федерации по вопросам н/о должны приниматься на основе федеральных законов. Как следует из ч. 5 ст. 76 Конституции, в случае противоречия закона субъекта федерации федеральному закону должны применяться положения федерального закона.

Принятие федеральных налоговых законов, система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, а также установление федеральных налогов и сборов относятся к компетенции Федерального собрания РФ.

Принятие налогового закона происходит в следующем порядке:

1. Законопроект об установлении или введении того или иного налога, а также о внесении изменений и дополнений в нормативный акт по н/о вносится на рассмотрение в Государственную Думу. В соответствии с п. 3 ст. 104 Конституции данный проект м/б внесен в Думу только при наличии заключения Правительства РФ.

2 Федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало большинство депутатов ГД.

3. B течение пяти дней принятый закон передается в Совет Федерации для одобрения. Если закон не будет одобрен Советом Федерации, м/б образована согласительная комиссия для устранения возникших разногласий.

Как налоговые инспекторы нарушают закон

Несогласие Совета Федерации также может быть преодолено путем повторного голосования (двумя третями голосов от общего числа депутатов ГД).

4. После одобрения федерального закона членами Совета Федерации закон в течение пяти дней направляется Президенту для подписания и опубликования. Президент в течение 14 дней должен одобрить закон или отказать в его одобрении (наложить вето) и вернуть закон на повторное рассмотрение. Президентское вето м/б преодолено Федеральным Собранием, если за принятие закона проголосует 2/3 депутатов обеих палат парламента.

5 Принятый и утвержденный закон д/б опубликован в течение семи дней со дня принятия в официальном издании российского парламента -"Российской газете" или "Собрании законодательства РФ" и вступает в силу, по общему правилу, по истечении 10 дней после официального опубликования.

Особо следует отметить, что Конституция не устанавливает принципа "разных налогов", поскольку этот вопрос отнесен Конституцией к совместному ведению РФ и ее субъектов и должен разрешаться на основе федерального закона.

Отмена налога — прекращение взимания налога на основании принятия соответствующего нормативного акта. Отмена налога происходит в результате:

а) отмены действия того или иного налогового закона (например, прекращения действия законов о н/о доходов банков и о н/о доходов от страховой деятельности, согласно Указу Президента РФ от 22.12.93 г.);

б) отмены взимания того или иного налога (согласно ст. 2 Федерального закона от 23 февраля 1995 г., с 1 января 1996 года был отменен специальный налог с организаций для финансовой поддержки важнейших отраслей н/х РФ);

в) истечения срока действия нормативного акта, которым был введен тот или иной налог;

г) проведения налоговой реформы — принципиальное и качественное изменение действующей налоговой системы.

В качестве особого, экстраординарного способа превращения взимания налога можно назвать признание нормативного акта, установившего налог, неконституционным и, как следствие, утратившим силу.

Регионы льготного налогообложения на территории

России

Неотъемлемой частью российской налоговой системы являются определенные территории (зоны), на которых действует специальный режим н/о. Этот режим, как правило, по некоторым элементам отличается от общеустановленного, действующего на всей территории страны.

При этом необходимо различать действительно регионы льготного н/о, установленные федеральным налоговым законодательством, а также регионы, которые считаются таковыми "на местном уровне", хотя на самом деле никакого особого режима н/о там специально не создавалось.

В первом случае речь идет о регионах, в которых специальными нормативными актами федерального уровня установлены те или иные налоговые или таможенные льготы, которые не действуют в др. регионах (например в Центре международного бизнеса "Ингушетия", в особой экономической зоне Приморского края в г. Находке, зоне свободного предпринимательства в Санкт-Петербурге, особой экономической зоне в Калининградской области, зоне свободной торговли "Шереметьево" и т.д.) Во втором случае речь идет о своего рода квазиофшорах, которые регионами льготного н/о можно назвать только условно. Те или иные территории принято считать "российскими офшорами" в результате осуществления региональными (местными) органами власти своеобразной налоговой политики, заключающейся в полном отказе от регионального и местного н/о или осуществлении его на самом минимальном уровне.

На уровне субъектов федерации (а также отчасти и на местном уровне) возможность для создания более выгодного режима налогового обложения предоставляется:

— правом вводить (или не вводить) по своему усмотрению некоторые налоги;

— правом устанавливать в определенных случаях ставки по федеральным налогам, в основном по налогу на прибыль, в отношении которого субъекты федерации полномочны устанавливать ставку в размере до ,

— правом субъектов федерации предоставлять налоговые льготы в пределах средств, зачисляемых в их бюджеты

Налоговое производство и его основные стадии. Порядок исчисления налога.

Важнейшей юридической обязанностью налогоплательщика выступает его обязанность по уплате налогов. Обязанность по уплате налогов состоит из двух самостоятельных, но одновременно последовательных и неразрывно связанных частей: исчисления налога и его уплаты.

Мировая наука и практика н/о на протяжении всей истории своего существования выработали огромное количество разнообразнейших способов, средств, технических приемов, методов и методик, посредством которых налогоплательщик исполняет свою обязанность.

Многообразие и богатство этих приемов и способов объективно требует своей систематизации и анализа, что позволяет нам в системе налоговых отношений выделить определенную самостоятельную подсистему, которой можно дать наименование налоговое производство — представляет собой установленную законодательством совокупность приемов, способов и методик, определяющих порядок исполнения юридических обязательств налогоплательщиков и иных юридических лиц по исчислению и уплате (внесению) налога в бюджет или внебюджетный фонд.

Налоговое производство возникает с момента появления объекта н/о, проходит все стадии исчисления и уплаты налога и завершается зачислением налога в соответствующий бюджет.

Налоговое производство можно разделить на две стадии:

• исчисление налогов;

• уплата налогов;

Понятие и основные стадии исчисления налога. Лица,

исчисляющие налог.

Исчисление налога — первая стадия налогового производства, которая представляет собой совокупность действий соответствующего лица по определению суммы налога, причитающейся к уплате в бюджет. Можно выделить пять последовательных стадий процесса исчисления налога:

1) определение объекта налога;

2) определение базы налога;

3) выбор ставки налога;

4) применение налоговых льгот;

5) расчет суммы налога.

Обязанности по исчислению налога может быть возложена на налогоплательщика, налоговые органы и налоговых агентов.

В зависимости от того, кто осуществляет исчисление налога, в науке налогового права выделяют налоги окладные, исчисляемые налоговым органом, и неокладные, исчисляемые самостоятельно налогоплательщиком или иными лицами.

Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 4145 | Нарушение авторского права страницы

admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *