0

Земли федеральной собственности

Статья 17. Собственность Российской Федерации (федеральная собственность) на землю. 1. В федеральной собственности находятся земельные участки:

которые признаны таковыми федеральными законами;
право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
2. В федеральной собственности могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю".
Комментарий к статье 17
Первая часть комментируемой статьи определяет способы возникновения права федеральной собственности на землю, во второй части закреплены виды земель, которые могут находиться в федеральной собственности. Аналогично построены и последующие две статьи, определяющие право собственности субъектов Федерации и муниципальных образований.
Не возникает вопроса о собственности на земельный участок, если его принадлежность специально определена в федеральном законе. Причем в таком законе речь должна идти именно о конкретном земельном участке или нескольких участках, а не об отнесении к федеральной собственности какой-то категории или вида земель, как, например, в Указе Президента РФ "О федеральных природных ресурсах". В этом нормативном правовом акте записано, что к федеральным природным ресурсам могут относиться земельные участки и другие природные объекты, предоставляемые для обеспечения нужд обороны и безопасности страны, охраны государственных границ, а также осуществления других функций, отнесенных к ведению федеральных органов государственной власти. Такая запись может лишь служить основанием для внесения земельного участка в перечень участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности после утверждения этого перечня Правительством РФ.
Не подлежит сомнению и право собственности Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований на те земельные участки, которые они приобрели в результате сделок у граждан, юридических лиц, других субъектов Федерации, муниципальных образований, получили от граждан в порядке наследования и по иным гражданско — правовым основаниям. В государственную собственность поступают земельные участки, выкупленные у собственников для государственных нужд (ст. 49 ЗК РФ), конфискованные в порядке ст. 50 ЗК РФ, реквизированные (ст. 51 ЗК РФ), а также национализированные (ст. 235 ГК РФ).
Во всех остальных случаях право собственности Российской Федерации, а равно ее субъектов и муниципальных образований, возникает при разграничении государственной собственности на землю.
В пункте 2 ст. 17, п. 2 ст. 18 и п. 2 ст. 19 ЗК РФ содержится перечень видов земельных участков, которые могут находиться соответственно в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности. Однако для того, чтобы конкретный земельный участок был зарегистрирован как находящийся в государственной собственности (собственности субъекта Федерации, муниципальной собственности), должна быть соблюдена процедура, установленная упоминавшимся Законом "О разграничении государственной собственности на землю" (см. комментарий к ст. 16).

© 2018 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.

Основания внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований возникает право собственности, указанные в ст. 2, 3 и 4 Закона "О разграничении государственной собственности на землю", полностью соответствуют рассматриваемым пунктам ст. 17, 18 и 19 ЗК РФ. Общий принцип проводимого нормами данных законов разграничения земель таков.
Исключительно в федеральной собственности находятся земли обороны и безопасности. Земли лесного фонда также находятся в федеральной собственности, за исключением части таких земель, находящихся согласно нормам действующего федерального законодательства в собственности субъектов Российской Федерации.
Земли особо охраняемых территорий разделяются в зависимости от вида таких территорий: земли особо охраняемых природных территорий федерального значения находятся в федеральной собственности, регионального значения — в собственности субъектов Федерации, местного значения — в муниципальной собственности. Земли водного фонда, занятые водными объектами, разделяются в зависимости от того, в чьей собственности находятся эти объекты.
Земли запаса находятся в основном в муниципальной собственности — кроме участков, на которых располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности или находившееся в ней до приватизации.
Остальные земли разделяются в зависимости от того, в чьей собственности находится располагающееся на них недвижимое имущество, каким органам или организациям предоставлены занимаемые земельные участки и располагаются ли под данными участками участки недр (и какого — федерального или местного — значения).
Не следует забывать, что из названных категорий земель земельные участки предоставляются и в частную собственность (если на это нет запрещения в законе). Если участок находится в собственности гражданина или юридического лица, он, конечно, не может включаться в государственную или муниципальную собственность.

Вернутся в раздел Комментарии к законам

СТ 17 ЗК РФ

1. В федеральной собственности находятся земельные участки:

которые признаны таковыми федеральными законами;

право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

2. Утратил силу с 1 июля 2006 г.

Комментарий к Статье 17 Земельного кодекса РФ

Первые три абзаца п. 1 комментируемой статьи практически совпадают с первыми пунктами двух последующих статей, посвященных праву собственности на землю субъектов РФ и муниципальных образований. Иначе говоря, перечисленные в них основания возникновения права государственной и муниципальной собственности на землю идентичны; кроме них для возникновения собственности субъектов РФ возможно еще такое основание, как передача земельных участков из собственности федеральной (для муниципальной — соответственно, передача из федеральной собственности или собственности субъектов РФ).

Эти основания следующие:

1) специальное указание в федеральном законе на принадлежность тех или иных земель. Например, Федеральный закон от 19 июля 1998 г. N 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе" в ст. 13 установил, что исключительно к федеральной собственности относится государственная наблюдательная сеть, в том числе отведенные под нее земельные участки и части акваторий;

2) возникновение права собственности при разграничении государственной собственности на землю — на основании принятых до 1 июня 2006 г. актов Правительства РФ об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у РФ, субъектов РФ и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также на основании вступивших в законную силу судебных решений по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю;

3) приобретение РФ, ее субъектами или муниципальными образованиями земельных участков в результате сделок у граждан, юридических лиц, других субъектов РФ, муниципальных образований, получение их от граждан в порядке наследования и по другим гражданско-правовым основаниям. В государственную или муниципальную собственность поступают земельные участки, выкупленные у собственников для государственных (муниципальных) нужд (ст. 49 ЗК РФ), конфискованные в порядке ст. 50 и реквизированные (ст. 51).

К федеральной собственности согласно ст. 3.1 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" относятся земельные участки:

— занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности РФ;

— предоставленные органам государственной власти РФ, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;

— находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, у организаций, находившихся в ведении государственных академий наук до дня вступления в силу Федерального закона от 27 сентября 2013 г. N 253-ФЗ "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также у государственных учреждений, входящих в структуру Российской академии наук;

— предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства;

— иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

Соответствующие нормы содержат ЗК РФ, ВК РФ, ЛК РФ и другие федеральные законы. Так, в соответствии с п.

Аренда за землю Федеральной собственности

6 ст. 95 ЗК РФ в федеральной собственности находятся земли государственных заповедников и национальных парков. Согласно п. 4 ст. 87 ЗК РФ федеральной собственностью являются также земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, обеспечивающими статус и защиту государственной границы РФ, другими объектами, отнесенными к ведению РФ в соответствии со ст. 71 Конституции.

Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ Земельный кодекс РФ дополнен главой V.5, которой регламентирован порядок безвозмездной передачи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность или собственность субъектов РФ: установлены случаи и основания такой передачи, перечень видов земельных участков, которые не подлежат подобной передаче, порядок передачи, основания и порядок прекращения прав третьих лиц на безвозмездно передаваемый из федеральной собственности земельный участок (см. комментарий к ст. ст. 39.30 — 39.32).

Государственная собственность на землю.

Это право собственности Российской Федерации и ее субъектов на землю. К государственной собственности относятся земли, не находящиеся в частной собственности граждан и юридических лиц, а также в муниципальной собственности (ст. 214 ПС РФ). Земли и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью (ч.2 ст. 214 ГК РФ). От имени РФ и ее субъектов права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компитенции.

В отличие от прежнего земельного законодательства, по которому этот вид собственности был обезличен, новый ЗК РФ распредели эту земельную собственность между государственными уровнями.

Государственная собственность состоит из земель, находящихся в собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и земель, находящихся в собственности 89 субъектов РФ: 21 республики в составе РФ, краев и 50 областей, одной автономной области и 11 автономных округов.

Определены следующие уровни государственной собственности на землю:

а) федеральная собственность (федеральные земли). К ним относятся прежде всего земли, занятые объектами, отнесенными исключительно К федеральной собственности, а также иные земли, необходимые для осуществления задач федерального значения. В состав федеральных земель входят: земельные участки для обеспечения нужд обороны и безопасности страны, охраны государственных границ РФ;

земельные участки, занятые федеральными энергетическими и космическими системами, объектами ядерной энергетики, оборонной про­мышленности, связи, метеорологической службы, добывающей промышленности, топливно-энергетического комплекса, водного и лесного фонда, железнодорожного, воздушного, трубопроводного, речного, морского транспорта федерального значения, федеральных автомобильных дорог, объектами федеральных органов власти, земли закрытых административно-территориальных образований, земли лесного и водного фондов федерального значения, земли федерального фонда резервных месторождений и других объектов недр, земли запаса федерального значения;

земельные участки федеральных государственных природных заповедников, национальных природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, объектов историко-культурного наследия общероссийского и всемирного значения, курортных и лечебно-оздоровительных зон, других особо охраняемых природных территорий федерального значения, включая прибрежные зоны морей и океанов;

земельные участки Российской Академии наук, отраслевых академий наук федерального значения, научно-исследовательских учреждений, высших учебных заведений федерального значения, федеральных опытно-производственных хозяйств, сельскохозяйственных научно-исследовательских учреждений, федеральных государственных учебно-опытных и учебно-производственных хозяйств, государственных конных заводов, племенных, элитно-семеноводческих хозяйств, государственных мелиоративных систем, конкретный перечень которых утверждает Правительство РФ;

иные земельные участки, предусмотренные федеральными законами и договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами РФ и органами государственной власти субъектов Федерации, в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принятыми нормами права, международными договорами за РФ признаются суверенные права и юрисдикция на ее континентальном шельфе* и в исключительной экономической зоне РФ.**

*Федеральный закон РФ «О континентальном шельфе РФ» № 187 принят Государственной Думой 25 октября 1995 г. (в ред. От 10 февраля 1995 г. // СЗ РФ. 1995. №49. Ст. 4694).

**Федеральный закон РФ «Об исключительной экономической зоне РФ» от 17 декабря 1998 г. // СЗ РФ. 1998. №51. Ст. 6273.

Перечень земельных участков, отнесенных к федеральным землям, определяется субъектами Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, принятыми соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Земли, находящиеся в государственной собственности, могут передаваться гражданам и юридическим лицам для застройки, сельскохозяйственного производства и иных целей. В государственную собственность могут приобретаться земельные участки путем выкупа у частных лиц, на основании дарения и в результате прекращения права муниципальной или частной собственности, по другим основаниям, установленным земельным кодексом и другими законами;

б) собственность субъектов РФ. К ней относятся земли в пределах их административно-территориальных границ за исключением федеральных, муниципальных и частных земель.

Владение, пользование и распоряжение государственными землями находится в совместном ведении органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов РФ в соответствии с ЗК РФ, другими федеральными законами, законами и другими нормативными правовыми актами субъектов РФ, а также в соответствии с договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами РФ и органами государственной власти субъектов РФ.

Исследуя проблему государственной собственности на землю и другие природные ресурсы, необходимо отметить, что единого подхода в ее решении нет.

В законодательстве и литературе высказывались мнения о ее решении путем признания деления всех природных ресурсов по двум уровням — федеральному и субъектов РФ и об отказе от такого деления и признании всех природных ресурсов единой, общей, совместной государственной собственностью. Путаницу в решение этого вопроса внес Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 г. «О федеральных природных ресурсах», в котором не был закреплен механизм реализации деления природных ресурсов по двум уровням. Вслед за этим указом некоторые федеральные законы, «О животном мире» и «Об особо охраняемых природных территориях», также предусмотрели деление государственной собственности по двум уровням. В то время как другие законы такого деления не предусматривают («О недрах», Лесной кодекс РФ).

В некоторых субъектах Федерации: Бурятии, Башкортостане, Карелии, Коми, Марий Эл, Саха (Якутия) — Конституции и другие нормативно-правовые акты относят землю и другие природные ресурсы К исключительной собственности этих республик.

Разработчики Лесного кодекса РФ закрепили в ЛК, что все вопросы владения, пользования и распоряжения лесами находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов (ст. 14).

Специфика права государственной собственности на землю заключается в следующем.

1) Данный вид права собственности характерен высоким уровнем своих субъектов. В соответствии со ст. 1 Конституции РФ Российская Федерация — Россия — есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ (ст. 3).

Таким образом, государство является в правоотношениях собственности представителем народа при осуществлении владения, пользования и распоряжения землей.

Статья 17. Собственность Российской Федерации (федеральная собственность) на землю

Оно обязано реализовать свои полномочия собственника не в интересах одного гражданина и отдельных групп лиц, а в совокупном интересе всех проживающих на территории государства народов с тем, чтобы интересы одних народов не удовлетворялись в ущерб другим народам.

2) Государственные земли используются только в соответствии со своим целевым назначением. Земли, находящиеся в собственности государства, могут использоваться в таких целях, какие недопустимы для иных, негосударственных организаций и граждан. Например, использование земель под размещение предприятий, производящих ядерное и иное боевое вооружение; под военные полигоны, аэродромы; под выращивание наркотических и иных, запрещенных к возделыванию культур и т. п.

Таким образом, цели использования земель, находящихся в собственности государства, являются универсальными, продиктованными интересами функционирования государства.

3) Основания возникновения права государственной собственности на землю имеют свои особенности. Если граждане и иные негосударственные организации приобретают землю в собственность в порядке реализации законодательства о земельной реформе и по основаниям, предусмотренным законом, то государство было наделено земельной собственностью по Декрету о земле от 8 ноября (26 октября) 1917 г., и в настоящее время происходит не наделение землей, а разграничение земельной собственности между федеральным уровнем и уровнем субъектов РФ.

4) Правомочия собственности на землю совпадают у государства с правомочиями регулирования землепользования всего земельного фонда, а также осуществлением контрольных функций за использованием земель иными собственниками. Поэтому предусмотрен правовой механизм пресечения управленческих решений, нарушающих права других собственников земли. Так, земельное законодательство запрещает вмешательство в хозяйственную деятельность земельных собственников со стороны государственных органов; в случае издания государственным органом акта с нарушением закона или его компетенции собственник земли вправе обратиться в суд с заявлением о признании такого акта недействительным.

Обобщая характеристику государственной собственности на землю, можно сделать следующие выводы:

а) чем выше уровень государственной собственности на землю, тем шире диапазон использования земли по целевому назначению. Так, использование земель для военных нужд присуще только федеральной собственности; использование земель для предприятий энергетического машиностроения возможно как для федеральной, так и для собственности субъектов РФ. И наоборот, чем ниже уровень собственности, тем уже диапазон целевого использования земель, находящихся в собственности;

б) на одной и той же административно-территориальной единице (например, район, город) находятся земельные участки, состоящие в различных формах собственности и имеющие различный правовой режим. Это усложняет роль административных образований страны и увеличивает возможность правовых ошибок при принятии управленческих решений. Наиболее типичной из них является превышение компетенции должностными лицами и органами местного самоуправления.

Муниципальная

Муниципальная собственность на землю — это собственность городских, сельских и иных населенных пунктов, других муниципальных образований.

К этому виду собственности могут относиться земли, занятые объектами муниципальной собственности, а также земли, необходимые для непосредственного осуществления коммунального обслуживания населения, находящегося на соответствующей территории района, города и др.

Указанные земли проходят государственную регистрацию в Государственном реестре в соответствии с постановлением Правительства от 18 февраля 1998 г. № 219.

В соответствии со ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление осуществляет владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, к которой относится все то, что не является федеральной собственностью субъектов РФ и частной собственности.

Распоряжениями Правительства РФ из федеральной собственности в муниципальную собственность ряда субъектов РФ передаются объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения.*

*СЗ РФ. 1998. №8. Ст. 963.

В муниципальной собственности находятся земли в пределах черты городов, поселков и сельских поселений, а также земельные участки за их чертой, переданные в ведение органов местного самоуправления. В муниципальную собственность городов и других поселений, а также районов (кроме районов в городах) для обеспечения их развития могут дополнительно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности. В муниципальную собственность могут приобретаться земли органами местного самоуправления у собственников земельных участков путем их выкупа либо на основе дарения, отказов от земельных участков и на иных законных основаниях.

Основное целевое назначение земель, находящихся в муниципальной собственности, — служить удовлетворению коммунальных потребностей местного населения (обслуживание нужд жилого фонда и коммунального хозяйства, объектов инженерной инфраструктуры, внешнего благоус тройства и т.п.). В силу этого муниципальная земельная собственность имеет более узкое назначение по сравнению с государственной собственностью.

Управление и распоряжение муниципальными землями осуществляется органами местного самоуправления на основании местных уставов, территориального планирования и зонирования земель в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ.

Земли, находящиеся в муниципальной собственности, могут передаваться гражданам и юридическим лицам на основании решений органов местного самоуправления в соответствии с их уставами.

До принятия специального федерального закона оборот земельных участков в крупных городах организуется на основе аренды, продажи права аренды. В.малых городах земельные участки могут передаваться в собственность для индивидуального жилого и гаражного строительства, коллективного садоводства. Передача застроенных земельных участков в собственность осуществляется с учетом планируемого целевого назначения участков согласно градостроительной документации.

6. Общая собственность супругов на земельный участок. В соответствии с ЗК РФ земельный участок, безвозмездно предоставленный одному из супругов в собственность при приватизации приусадебных, садовых, личных подсобных хозяйств, гаражных участков, или приобретенный им в результате сделок с землей, либо по иным основаниям, предусмотренным законом, во время брака, является совместной собственностью супругов, если договором между ними не установлено иное.

7. Общая собственность крестьянского (фермерского) хозяйства на земельный участок. Крестьянскому (фермерскому) хозяйству, созданному на базе одной семьи (семейное) и осуществляющему свою деятельность без образования юридического лица, земельные участки предоставляются на праве общей совместной собственности.

Общие предельные размеры сельскохозяйственных земель крестьянского (фермерского) хозяйства устанавливаются законодательством субъектов РФ.

8. Собственность жилищного товарищества (кондоминиума). Земельные участки, на которых расположены многоквартирные жилые дома, а также придомовые участки, обслуживающие эти строения, могут находиться в собственности или на правах аренды жилищного товарищества (кондоминиума), передаваемых домовладельцам или товариществам собственников жилья.

Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1997 г. было утверждено Положение «Об определении размеров и установлении границ земельных участков в кондоминиумах».*



Что такое федеральная собственность на землю и какие участки к ней относятся?

Плановые объекты торговКонкурсыАукционыНесостоявшиеся торги

ДокументыПоиск

Передача в аренду объектов федерального имущества

Департамент имущественных отношений Минобороны России и подведомственные ему территориальные подразделения осуществляют функции по передаче в аренду военного имущества.

В аренду может быть представлено неиспользуемое для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации имущество по результатам торгов.

Принять участие в торгах могут любые юридические лица независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, индивидуальные предприниматели и физически лица (далее – претенденты).

К участию в торгах не допускаются претенденты по следующим основаниям:

· в отношении претендента проводится процедура ликвидации или банкротства;

· деятельность претендента приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;

· претендент имеет задолженность по договорам аренды федерального недвижимого имущества, а также по обязательным платежам (налоги, сборы) в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год.

 Запрос о передаче в аренду объектов федерального имущества направляется физическими и юридическими лицами в адрес подведомственных Минобороны России территориальных управлений имущественных отношений (за которыми на праве оперативного управления указанные объекты закреплены).

Территориальные управления имущественных отношений рассматривают обращения и направляют ответы заявителям.

Окончательное решение о передаче объектов федерального имущества принимает Департамент имущественных отношений Минобороны России.После принятия Департаментом имущественных отношений Минобороны России решения о передаче в аренду федерального имущества, информация о проведении торгов на право заключения договора аренды размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет – www.torgi.gov.ru, а также на официальном сайте Минобороны России – www.mil.ru., в подразделе «Аренда имущества» раздела Департамент имущественных отношений

Организаторами конкурсов или аукционов выступают соответствующие территориальные управления имущественных отношений Минобороны России.

1. На сайте предусмотрена возможность подачи предварительной онлайн-заявки на участие в объявленных торгах.

Для подачи онлайн-заявки необходимо заполнить форму «Выразить интерес» в раскрывающемся окне описания объекта торгов закладок «Аукцион» или «Конкурс»подраздела«Аренда имущества».

Отправка данной заявки осуществляется в целях консультации и уточнения информации  о выставляемом объекте, о дате выезда в целях осмотра объекта торгов.

2. В целях заблаговременного ознакомления с объектами, которые еще не выставлены на торги, вы также можете заполнить форму «Выразить интерес» в раскрывающемся окне описания объекта торгов закладки «Плановые объекты торгов»подраздела«Аренда имущества».

3. Чтобы подать заявку на повторное проведение торгов, которые уже были проведены ранее и не состоялись по причине отсутствия заявок или предложений, необходимо нажать на кнопку с соответствующей надписью «Выразить интерес» в раскрывающемся окне описания объекта торгов закладки «Несостоявшиеся торги».

Версия для печати

Это прежде всего земельные участки, изъятые или ограниченные в обороте в соответствии со ст. 27 ЗК РФ.

Категории земель, которые находятся в руках у государства

Указанной статьей установлено, что земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Изымаются из оборота земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:

  1. государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных ст. 95 ЗК РФ);
  2. зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, войска Пограничной службы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы;
  3. зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;
  4. объектами организаций Федеральной службы безопасности;
  5. объектами организаций федеральных органов государственной охраны;
  6. объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;
  7. объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;
  8. исправительно-трудовыми учреждениями и лечебно-трудовыми профилакториями соответственно Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации;
  9. воинскими и гражданскими захоронениями;
  10. инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.

Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки:

  1. в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в п. 4 настоящей статьи;
  2. в пределах лесного фонда, за исключением случаев, установленных федеральными законами;
  3. занятые находящимися в государственной или муниципальной собственности водными объектами в составе водного фонда;
  4. занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
  5. предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в п. 4 ст. 27;
  6. не указанные в п. 4 ст. 27 в границах закрытых административно-территориальных образований;
  7. предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров;
  8. предоставленные для нужд связи;
  9. занятые объектами космической инфраструктуры;
  10. расположенные под объектами гидротехнических сооружений;
  11. предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств;
  12. загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли.

Пункт 4 ст. 27 ЗК РФ устанавливает закрытый перечень земельных участков, изъятых из оборота. Это означает, что иными нормативными актами, в том числе федеральными законами, не могут быть установлены иные виды земельных участков, изъятых из оборота, в сравнении с уже указанными настоящим Кодексом.

При этом к земельным участкам, изъятым из оборота, отнесены в первую очередь государственные природные заповедники и национальные парки, как особо охраняемые природные территории, находящиеся в федеральной собственности. Согласно ст. 95 ЗК РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности. Далее, изъятыми из оборота являются земли, на которых расположены объекты, обеспечивающие государственную безопасность и оборону, а также объекты атомной промышленности государства.

Поскольку размещение перечисленных объектов является основанием для изъятия соотв

admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *