0

Зона налоговых льгот

Перспективы налоговых льгот в игорных зонах

Открытие игорных зон уже не за горами, и некоторые операторы игорной индустрии уже подали заявки на участие в реализации отдельных проектов игорных зон. На сегодняшний день официально созданы три резервации из четырех — "Азов-Сити" на границе Краснодарского края и Ростовской области, "Янтарная" в Калининграде и "Сибирская монета" на Алтае. Приморская игорная зона пока находится в процессе "создания", под которым понимается лишь выделение земельных участков и небольшой доли бюджетных средств для оснащения отечественных лас-вегасов необходимой инфраструктурой.

Организаторы азартных игр не спешат вкладывать деньги и переезжать на выделенные территории, которые пока не ассоциируются с игорными зонами. Взвешивая все "за" и "против", игорные заведения анализируют различные нюансы игорной деятельности в "азартных" резервациях, вопрос налогообложения занимает среди них не последнее место. Возможно ли установление в игорных зонах налоговых льгот и дифференцированных налоговых ставок для игорных заведений? Ответ на этот вопрос рассмотрим на примере Письма Минфина России от 20.11.2007 N 03-05-05-02/72, в котором чиновники выбрали самую сложную ситуацию по установлению налоговых льгот на территории игорной зоны, включающей в себя территории нескольких субъектов РФ.

О налоговых льготах

Налоговые льготы и основания для их использования являются необязательными элементами налогообложения, о которых говорится в ст. 56 НК РФ. Налогоплательщики, в том числе организаторы азартных игр, нечасто обращаются к части первой Налогового кодекса, поэтому нелишне напомнить, что признается налоговыми льготами. Это предусмотренные законодательством для отдельных категорий налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими лицами, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.

Нормы, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуальный характер (п. 1 ст. 56 НК РФ). Поэтому в приведенном определении налоговых льгот Минфин обращает внимание на обобщенное понятие "категория налогоплательщиков". В Налоговом кодексе оно не определено, поэтому чиновники исходят из сущности рассматриваемого понятия, считая, что в каждой конкретной категории налогоплательщиков отражаются наиболее общие признаки и существенные свойства, характерные только для соответствующей группы. Для организаторов азартных игр характерно то, что они являются юридическими лицами, зарегистрированными в установленном порядке на территории РФ, и занимаются игорным бизнесом. По смыслу разъяснения Минфина названные лица могут быть объединены в отдельную категорию налогоплательщиков, имеющих право на налоговые льготы при условии, если последние установлены действующим законодательством.

Налоговые льготы устанавливаются и отменяются (п. 3 ст. 56 НК РФ):

  • по федеральным налогам и сборам — Налоговым кодексом;
  • по региональным налогам — НК РФ и (или) законами субъектов РФ о налогах;
  • по местным налогам — НК РФ и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах).

Кроме этого, при установлении налога, в частности налоговых ставок и налоговых льгот, следует соблюдать основополагающие принципы законодательства о налогах и сборах, в том числе:

  • всеобщности и равенства налогообложения;
  • необходимости учета фактической способности налогоплательщика к уплате налога;
  • недопустимости налогов, имеющих дискриминационный характер и препятствующих реализации гражданами своих конституционных прав или нарушающих единое экономическое пространство РФ;
  • налоги должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.

От принципов перейдем к полномочиям органов власти в части установления налоговых льгот для налогоплательщиков, в том числе организаторов азартных игр.

О полномочиях региональных и местных органов власти

Полномочия региональных властей и представительных органов муниципальных образований по установлению региональных и местных налогов определены НК РФ. В компетенции региональных и местных властей находится решение таких вопросов, как налоговые ставки и налоговые льготы, основания и порядок применения налоговых льгот по региональным и местным налогам (ст. ст. 12, 53 НК РФ).

При этом порядок реализации прав, предоставленных субъектам РФ налоговым законодательством, в игорных зонах, включающих в себя части территорий нескольких субъектов РФ, определяется на основании соглашения, заключаемого между органами государственной власти соответствующих регионов. Как применить эту норму ч. 6 ст. 9 Закона об организации и проведении азартных игр, чиновники не поясняют. До чего договорятся органы власти регионов, на территории которых располагается игорная зона? Пойдут ли они на то, чтобы установить льготы на всей территории игорной зоны, включающей в себя территории двух регионов? К сожалению, в Письме Минфина России N 03-05-05-02/72 не сказано об этом ни слова, нет разъяснений и в налоговом законодательстве.

Остается только надеяться, что региональные власти не будут делить "налоговую" целостность игорной зоны и установят налоговые ставки и льготы, одинаковые для всех игорных заведений на территории игорной зоны, включающей несколько регионов.

Перспективы налоговых льгот в игорных зонах

В тех игорных зонах, которые находятся на территории одного субъекта РФ, региональным властям проще. Им не нужно договариваться с "соседом", они могут самостоятельно установить налоговые льготы по региональным налогам, например по транспортному налогу и налогу на имущество организаций, руководствуясь нормами глав Налогового кодекса. В части местных налогов, таких как земельный налог и налог на имущество физических лиц, полномочия представительных органов муниципальных образований установлены гл. 31 НК РФ и Законом N 2003-1 <1>. Вместе с Минфином рассмотрим, возможно ли установление льготы по каждому из перечисленных налогов.

<1> Закон РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц".

Транспортный налог

Региональные власти вправе определять налоговые ставки по транспортному налогу организаций в пределах, установленных гл. 28 НК РФ, а также предусматривать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

По какому признаку могут устанавливаться льготы по транспортному налогу? Чиновники обращаются к нормам ст. 361 НК РФ, в которой определен порядок установления налоговых ставок по транспортному налогу. Ставки зависят от мощности двигателя, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя; они могут быть уменьшены региональными законами, но не более чем в пять раз. Установление дифференцированных налоговых ставок допускается исключительно в отношении категории транспортных средств, а также с учетом срока их полезного использования. Исходя из этого, чиновники делают вывод о том, что нормами гл. 28 НК РФ право устанавливать дифференцированные налоговые ставки по транспортному налогу по территориальному признаку органам власти субъектов РФ не предоставлено. Иными словами, игорные заведения вряд ли могут надеяться на налоговые льготы в игорных зонах по транспортному налогу.

Впрочем, организаторы азартных игр не относятся к числу тех компаний, которые обременены обязательствами по транспортному налогу. Они могут уплачивать его только в случае наличия зарегистрированных транспортных средств, используемых по прямому предназначению. В случае использования автомобиля в "азартных" целях, например в качестве приза, разыгрываемого между участниками игр, обязательств по уплате транспортного налога, так же как и по регистрации авто, у игорного заведения не возникает (Постановление ФАС СЗО от 26.07.2007 N А05-10494/2006-18).

Налог на имущество

Налог на имущество организаций. В части этого налога, так же как в части рассмотренного выше транспортного налога, нормы Налогового кодекса не предоставляют региональным властям право устанавливать дифференцированные налоговые ставки по территориальному признаку. В то же время п. 2 ст. 380 НК РФ допускается установление дифференцированных ставок по налогу на имущество организаций в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения, в том числе в отношении организаторов азартных игр и имущества, используемого для осуществления "азартной" деятельности. Тем самым чиновники допускают, что с налогом на имущество игорным заведениям может повезти, если органы власти субъектов РФ отнесут их к категории льготников.

Налог на имущество физических лиц. По поводу льгот по этому налогу, относящемуся к категории местных налогов, чиновники немногословны. Органы местного самоуправления могут дифференцировать ставки налога на имущество физических лиц в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования, целевого назначения и по иным критериям (п. 1 ст. 3 Закона N 2003-1). Открытый перечень оснований для введения различных ставок по налогу дает местным властям достаточно свободы, чтобы установить налоговые льготы по указанному налогу и основания для их использования. Не исключено, что в числе льготников окажется организатор азартных игр, выступающий в качестве физического лица — собственника имущества, признаваемого объектом налогообложения. Но шансов не платить налог или платить его по пониженным ставкам у организатора азартных игр, выступающего в роли физического лица, немного, так как использование и целевое назначение "азартного" имущества не из тех "социально-имущественных" оснований, дающих право на льготное налогообложение такого имущества физических лиц.

Земельный налог

Устанавливая земельный налог, органы власти могут вводить налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков (п. 2 ст. 387 НК РФ).

Представительные органы муниципальных образований вправе устанавливать дифференцированные налоговые ставки по земельному налогу в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка (п. 2 ст. 394 НК РФ). Далее чиновники указывают на то, что исчерпывающий перечень категорий земель в РФ в зависимости от их целевого назначения устанавливается федеральным законом (ст. 7 Земельного кодекса РФ). Поскольку в указанный перечень не включены земельные участки, расположенные в игорных зонах, установление для таких земельных участков дифференцированных налоговых ставок по земельному налогу гл. 31 НК РФ не предусмотрено.

Но не все потеряно — определение вида разрешенного использования земельных участков в соответствии с Земельным кодексом и Градостроительным кодексом осуществляется на основании правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований, разработанных соответствующими органами местного самоуправления. Это позволяет чиновникам сделать вывод о том, что все-таки возможно установление дифференцированных налоговых ставок по земельному налогу в отношении земельных участков, расположенных в игорной зоне. Главное — решить вопрос с видами разрешенного землепользования того или иного участка, которые позволяют уплачивать земельный налог по пониженным ставкам. Но окончательного и ясного ответа чиновники не дают, указывая на то, что по вопросу правомерности вида разрешенного использования в отношении земельных участков, расположенных в игорной зоне, следует обращаться в Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости.

В заключительной части Письма финансового ведомства говорится о возможности введения пониженной ставки налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ. Но организаторов азартных игр это вряд ли заинтересует. Они не являются плательщиками налога на прибыль и не занимаются реализацией инвестиционных проектов, в отношении доходов от которых финансовое ведомство допускает применение пониженной ставки. О налоге на игорный бизнес финансовое ведомство умалчивает, хотя для организаторов азартных игр это самое существенное обязательство перед бюджетом. Объясняется это просто — гл. 29 НК РФ не предоставляет местным органам власти права устанавливать льготы по "азартному" налогу. Можно лишь "играть" на ставках, которые с каждым годом местные органы власти лишь повышают. Какими же будут налоговые ставки в игорных зонах? Очевидно, не меньше тех, что предусмотрены для всех организаторов азартных игр положениями гл. 29 НК РФ.

М.В.Семенов

Эксперт журнала

"Игорный бизнес:

бухгалтерский учет

и налогообложение"

Статья 9. Резидент особой экономической зоны

1. Резидентом промышленно-производственной особой экономической зоны признается коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированная в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона, и заключившая с органами управления особыми экономическими зонами соглашение об осуществлении промышленно-производственной деятельности или деятельности по логистике либо соглашение об осуществлении технико-внедренческой деятельности в промышленно-производственной особой экономической зоне в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

(в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 365-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

2. Резидентом технико-внедренческой особой экономической зоны признаются индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированные в соответствии с Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона, и заключившие с органами управления особыми экономическими зонами соглашение об осуществлении технико-внедренческой деятельности либо соглашение об осуществлении промышленно-производственной деятельности в технико-внедренческой особой экономической зоне в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

(в ред. Федеральных законов от 30.11.2011 N 365-ФЗ, от 13.07.2015 N 213-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

2.1. Резидентами туристско-рекреационной особой экономической зоны признаются индивидуальный предприниматель, коммерческая организация (за исключением унитарного предприятия), зарегистрированные в соответствии с Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона (на территории одного из муниципальных образований, если туристско-рекреационная особая экономическая зона расположена на территориях нескольких муниципальных образований), и заключившие с органами управления особыми экономическими зонами соглашение об осуществлении туристско-рекреационной деятельности в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.

(часть вторая.1 введена Федеральным законом от 03.06.2006 N 76-ФЗ)

2.2. Резидентом портовой особой экономической зоны признается коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированная в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона (на территории одного из муниципальных образований, если портовая особая экономическая зона расположена на территориях нескольких муниципальных образований), и заключившая с органами управления особыми экономическими зонами соглашение об осуществлении деятельности в портовой особой экономической зоне в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.

(часть вторая.2 введена Федеральным законом от 30.10.2007 N 240-ФЗ)

3. Индивидуальный предприниматель или коммерческая организация признаются резидентами особой экономической зоны с даты внесения соответствующей записи в реестр резидентов особой экономической зоны.

4. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти вносит в реестр резидентов особой экономической зоны запись о регистрации указанного лица в течение пяти рабочих дней с даты подписания с ним соглашения об осуществлении (ведении) промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности или деятельности в портовой особой экономической зоне.

(в ред. Федеральных законов от 03.06.2006 N 76-ФЗ, от 30.10.2007 N 240-ФЗ, от 30.11.2011 N 365-ФЗ, от 13.07.2015 N 213-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

4.1. В случае передачи органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации полномочий, предусмотренных пунктом 5.1 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение трех рабочих дней направляет в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти копию соглашения об осуществлении (ведении) промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности или деятельности в портовой особой экономической зоне. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти вносит в реестр резидентов особой экономической зоны запись о регистрации указанного лица в течение пяти рабочих дней с даты получения от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации копии соглашения об осуществлении (ведении) промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности или деятельности в портовой особой экономической зоне.

(часть 4.1 введена Федеральным законом от 13.07.2015 N 213-ФЗ)

5. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти выдает резиденту особой экономической зоны свидетельство, удостоверяющее регистрацию лица в качестве резидента особой экономической зоны. Форма свидетельства утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

(в ред. Федеральных законов от 25.12.2009 N 340-ФЗ, от 30.11.2011 N 365-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

6. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти сообщает сведения о регистрации лица в качестве резидента особой экономической зоны в налоговый и таможенный органы в течение трех дней со дня регистрации.

(в ред. Федеральных законов от 30.11.2011 N 365-ФЗ, от 03.07.2016 N 250-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

7. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти представляет в таможенный и налоговый органы в сроки, указанные в части 6 настоящей статьи, копию соглашения об осуществлении (ведении) промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности или деятельности в портовой особой экономической зоне.

(в ред. Федеральных законов от 03.06.2006 N 76-ФЗ, от 30.10.2007 N 240-ФЗ, от 30.11.2011 N 365-ФЗ)

(см.

Зона налоговых льгот — слово из 5 букв

текст в предыдущей )

8. Лишение лица статуса резидента особой экономической зоны допускается только в судебном порядке в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным , и влечет за собой прекращение действия соглашения об осуществлении (ведении) промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности или деятельности в портовой особой экономической зоне.

(в ред. Федеральных законов от 03.06.2006 N 76-ФЗ, от 30.10.2007 N 240-ФЗ)

(см. текст в предыдущей

9. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти вносит в реестр резидентов особой экономической зоны запись о лишении лица статуса резидента особой экономической зоны в течение пяти рабочих дней с даты получения вступившего в законную силу решения суда о лишении лица статуса резидента особой экономической зоны.

(в ред. Федеральных законов от 03.06.2006 N 76-ФЗ, от 30.11.2011 N 365-ФЗ, от 13.07.2015 N 213-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

10. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти сообщает сведения о лишении лица статуса резидента особой экономической зоны в налоговый и таможенный органы в течение трех рабочих дней с даты внесения в реестр резидентов особой экономической зоны соответствующей записи.

(в ред. Федеральных законов от 30.11.2011 N 365-ФЗ, от 13.07.2015 N 213-ФЗ, от 03.07.2016 N 250-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

Впервые в истории нашей страны к идее особых экономических зон обратились в самом конце 1980-х годов, когда начался подъем интереса к китайскому экономическому опыту.

В 1990 году Верховный Совет РСФСР принял законы о создании зон свободного предпринимательства, и вскоре была создана первая из них — «Находка».

В 1990-х годах в России особые экономические зоны создавались в масштабе целых областей. Так, особой экономической зоной стала Кемеровская область. В 1999 году был проведен эксперимент с созданием Особой экономической зоны в Магаданской области, в которой территорией ОЭЗ стала черта города Магадана (180 кв. км). К резидентам были предъявлены условия, согласно которым компания должна быть зарегистрирована, иметь 75% фондов и вести основную хозяйственную деятельность в области.

В августе 2005 года было создано Федеральное агентство по особым экономическим зонам. А в апреле 2007 года было принято решение, что зона будет существовать весь свой срок правового режима, то есть до 31 декабря 2014 года.

В конце позапрошлого года был подписан ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области».

Документом продлили срок функционирования ОЭЗ на Колыме до 31 декабря 2025 года, и в нем регулируется ряд вопросов, связанных с функционированием зоны.

Активная работа по созданию сети особых экономических зон началась еще в 2005 году, когда был принят ФЗ №116 «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Статья 3 этого закона закрепила цели создания зон: «Особые экономические зоны создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции и развития транспортной инфраструктуры».

Закон также устанавливал типы зон: промышленно-производственные для развития промышленного производства и технико-внедренческие для реализации научных разработок. Первые имеют максимальную площадь в 20 кв. км, вторые — 2 кв. км.

В июле же этого года резидентом Особой экономической зоны в Магадане официально стало АО «ПАВЛИК». Соглашение рассчитано до конца 2018 года. В 2015 году на месторождении Павлик был запущен горно-обогатительный комбинат и добыто более 1 т золота, в этом году компания планирует добыть до 4 т. Общая добыча золота в регионе по итогам прошлого года составила 24,1 т.

Что теперь дает статус ОЭЗ участникам? Принятые поправки предоставляют возможность резидентам Особой экономической зоны рассчитывать на целый ряд налоговых и таможенных льгот. Еще на десять лет сохраняется режим свободной таможенной зоны. Кроме того, предусматривается ряд серьезных налоговых льгот по налогу на прибыль, по налогу на добычу полезных ископаемых. Это актуально как для уже действующих участников ОЭЗ, так и для потенциальных инвесторов.

Одной из основных льгот стало освобождение от выплаты федеральной части налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), который составляет 6%, и снижение в таком же формате налога на прибыль. Кроме того, компании-участники ОЭЗ освобождаются от таможенных платежей при ввозе техники и оборудования для своего производства.

«Прежде все эти льготы для ОЭЗ уже существовали, но с 1 января 2007 года были отменены, – рассказал руководитель администрации Особой экономической зоны Магаданской области Сергей Гребенюк». – «Теперь они постепенно возвращаются, таким образом стимулируя вступление в ОЭЗ новых предприятий. И это, безусловно, положительно скажется на социально-экономическом развитии Магаданской области», – цитирует «Бизнес-газета – Дальний Восток».

«Раньше Особая экономическая зона Магаданской области была интересна представителям торговли – импортерам оборудования и продуктов питания, поскольку режим давал им возможность таможенных освобождений. Сегодня к списку фискальных льгот для инвесторов добавились иные экономические инструменты. Мы долго их добивались.

Налогообложение резидентов особых экономических зон

Это льготный налоговый режим для недропользователей», – пояснил в июне 2016 года губернатор Магаданской области Владимир Печеный.

Так как базовая отрасль Магаданской области – горнодобывающая, то для тех, кто занимается добычей полезных ископаемых, ОЭЗ – существенный фактор развития, который скажется на их деятельности и, соответственно, на экономике региона в целом.

Станислав ЖУРАКОВСКИЙ

admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *